Мистика романа
С момента написания «Мастера и Маргариты» произошло огромное количество мистических событий, которые случались в основном при попытке экранизации или постановки романа. С этим романом связывают смерть великого российского актера Александра Абдулова, который исполнял главную роль в одноименном сериале. Неприятности случались и с другими людьми. Александр Адабашьян, которому досталась роль Берлиоза, через некоторое время после окончания съемок попал в больницу с сердечным приступом. Олег Басилашвили потерял голос после чтения монолога Воланда, а Олег Янковский и вовсе отказался от этой роли.
Виктор Авилов тоже играл Воланда, но не в кино, а в театре. Коллеги рассказывают, как перед началом спектакля в 1995 году у него случилась клиническая смерть, после чего он продолжал играть, и вскоре была выявлена неоперабельная опухоль.
Сам Михаил Афанасьевич долгое время не мог дописать роман. Он то бросал его, то брался за него повторно. Первая рукопись даже была им уничтожена собственноручно. Но не все историки видят в этом какую-то мистику. Дело в том, что накануне был наложен запрет на пьесу Булгакова «Кабала святош».
Также существовала анонимная записка, предупреждающая правительство о резких выпадах в новом сочинении автора, которое он прочитал на съезде писателей, где ему сообщили, что в таком виде цензура произведение не пропустит. Сохранилось письмо правительству, датированное 28 марта 1930 года, в котором Михаил Афанасьевич писал, что своими руками уничтожил роман про дьявола.
Владение Морозовых на Спиридоновке
На Спиридоновке, 17 располагается шикарное здание в стиле английской неоготики. Оно было построено в конце XIX века по заказу Саввы Морозова. Богатый промышленник заказал возведение этого особняка для своей жены. Здание частично похоже на дом Маргариты: имеется 2 этажа, есть сад, изящный чугунный забор.
Отличается особняк Морозова от дома, описанного в романе, географией. Как уже говорилось, богатое владение находится на Спиридоновке. Правда эта улица все же упоминалась в романе
Иван Бездомный именно по ней преследовал шайку Воланда и обратил внимание на дом Маргариты. Если бы автор не отмечал, что главная героиня живет в одном из арбатских переулков, то можно было бы предположить, что местонахождение ее дома на Спиридоновке
Экспозиция
Постоянная экспозиция музея посвящена жизни и творчеству Булгакова. Однако здесь нередко устраивают и сменные выставки на различные темы. А поскольку площадь музея относительно небольшая (около 100 кв. м.), то некоторые из них размещаются на летней веранде во дворе или прямо на лестнице.
Кроме обычных музейных экспонатов, в «Булгаковском доме» используется так называемая электронная экспозиция. На специальных мониторах, стилизованных под картины, посетители увидят фотографии писателя, его письма и рукописи. А желающие смогут посмотреть фрагменты спектаклей и фильмов по произведениям Булгакова.
Электронная экспозиция регулярно обновляется и дополняется. Сотрудники музея ставят перед собой задачу собрать наиболее полный архив электронных документов, посвященный Михаилу Афанасьевичу.
Но самые ценные экспонаты музея – это личные вещи писателя. Здесь можно увидеть медицинские инструменты из больницы, в которой в свое время работал Булгаков, сумочку его жены Любови Белозерской, старинную мебель, книги и многое другое.
Экспозиция состоит из восьми разделов:
- Гардероб. Это первое помещение, в которое попадают посетители. Здесь отлично передана атмосфера начала XX века: стоят старинные саквояжи, зонты, зонтики и чемоданы. Также в гардеробе собрали вешалки различных эпох.
- Синий кабинет. Это самый последний кабинет писателя, воссозданный по воспоминаниям его друзей и близких. Здесь стоит мебель, которая когда-то принадлежала Булгакову и фортепьяно, на котором любила играть его жена. Но главный экспонат кабинета – это секретер с кучей полочек и отделений. Именно за этим секретером обычно и трудился писатель.
- Коммунальная кухня. Выставка переносит посетителей в коммунальные кухни 20-х годов, где постоянно работали примусы, и сушилось белье. Один из самых интересных экспонатов – фотография склочной соседки Булгакова, которая стала прототипом Аннушки-Чумы из «Мастера и Маргариты».
- Комната Булгакова. Это именно та комната, в которой когда-то жил и работал писатель. Здесь он написал «Белую гвардию», «Роковые яйца» и другие романы. На полках стоят любимые книги Булгакова – русская и зарубежная классика, различные энциклопедии и справочники. Самый ценный экспонат этой выставки – машинописный экземпляр пьесы «Мольер» с подписью автора.
- История дома Пигит. Выставка посвящена дому, в котором распложен музей. Здесь можно увидеть чертежи здания и старинные фотографии, дореволюционные обои с тесниной и уникальные чугунные батареи с витыми ножками. Представлены различные элементы лепнины: розетки и карнизы.
- Редакция. Первоначально эта экспозиция планировалась как временная, но стала постоянной. Тут собраны экспонаты из редакции газеты «Гудок», где когда-то работал Михаил Булгаков. Посетители увидят архивные документы, различные газеты, журналы и фотографии.
- Гостиная. Эта комната обставлена дореволюционной мебелью, а на стенах висят старинные фотографии и гравюры. Среди экспонатов можно увидеть журнальный столик, когда-то принадлежавший дяде Булгакова, а также необычную фаянсовую супницу 20-х годов из сервиза «Пионерия». В этой комнате в наше время проводятся спектакли и концерты.
- Белый зал. Это помещение предназначено для сменных выставок, лекций и семинаров.
Кроме перечисленных выставок, обязательно стоит обратить внимание на подъезд музея. Его стены расписаны интересными иллюстрациями к произведениям Булгакова
Второе постоянное московское жилье
Улица Большая Пироговская, дом 35а, строение 1
После Большой Садовой Булгаков довольно долго жил по временным адресам. Лишь в 1927-м он переехал в дом, ставший его пристанищем на семь лет. На Большой Пироговской он занимал трехкомнатную квартиру. Сначала он переехал туда со второй женой Любовью Белозерской, а в 1932-м, после развода, туда въехала Елена Сергеевна, его третья жена.
Вход был с торца здания, посетители попадали с улицы в прихожую, а потом в столовую. За ней был кабинет писателя — туда вели две ступеньки. Комната была оформлена в синих тонах, у стен стояли темно-коричневые книжные полки, а у окна — стол. За ним Булгаков написал пьесы «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева» и многие другие произведения. Здесь были созданы первые две редакции «Мастера и Маргариты», которые автор уничтожил.
В феврале 1934 года Булгаков с женой и ее сыном переехали в первый писательский кооперативный дом в Москве. Он располагался по адресу: Нащокинский переулок, дом 3 (в те времена — улица Фурманова). Здесь была создана окончательная редакция романа «Мастер и Маргарита».
В трехкомнатной квартире были большая столовая, детская и спальня (она же кабинет). Помещение еще ремонтировали и доделывали, но Булгакову дом очень нравился. Здесь он прожил до конца жизни. Увидеть последний дом Булгакова, к сожалению, сегодня не получится — в 1974 году его снесли. Но можно прочитать его отзыв о нем, написанный вскоре после переезда в письме Викентию Вересаеву:
Частный музей М.А. Булгакова и экскурсия по булгаковским местам на трамвайчике 302-бис
Ну, а я на этом не заканчиваю и предлагаю сразу же отправиться в соседний подъезд с негосударственным музеем Булгакова.
Ведь не делать же мне отдельный пост про музеи Булгакова, если я люблю вставлять в пост слишком много картинок?
Чтобы не забыть, сразу же покажу расценки. Естественно, рекомендую узнавать о новых программах и ценах на сайте музея и театра М.А. Булгакова
Я взяла комплекс из «трамвая, нехорошей квартиры и тайной комнаты».
Экскурсия эта началась с «трамвая» под который стилизован маленький туристический автобус, который возит туристов по небольшому маршруту, притормаживая у отмеченных в книгах Булгакова или его биографии местах, а экскурсовод тем временем рассказывает об увиденном.
На фото не экскурсовод, а весьма колоритный распорядитель музея, ответственный за информационно-справочную часть экспозиции.
Экскурсия на «трамвае» длится минут 30-40, а после того как все знаменательные места булгаковской Москвы закончились нас опять вернули к музею и повели в «квартиру», где опять же воссоздана обстановка начала прошлого века и демонстрируются различные памятные предметы связанные с автором. Казалось бы, масло-масляное, но на самом деле этот второй музей органично дополняет официальный музей-квартиру.
Рассказ экскурсовода тоже совсем не лишний, особенно, если вы вдруг не помните биографию писателя «назубок».
Первое издание «Мастера и Маргариты»журнал «Москва», № 11, 1966:
История дома Пашкова
Говоря об архитектурном решении, стоит отметить, что до сих пор доподлинно не известно, кто же был тем самым архитектором, воплотившим желание заказчика в реальность. По некоторым сведениям можно предположить, что архитектурное авторство принадлежит Василию Баженову, однако, не все историки склоняются к данной версии, так как никаких письменных свидетельств подобного факта до наших дней не дошло.
Как только дом был возведён, он сразу же привлёк к себе внимание москвичей красотой и величием, богатством и простотой. Сами же хозяева дома ни в одном поколении по каким-то неведомым причинам в собственном доме жить подолгу не желали, предпочитая ему другой дом, тот, что находится на Моховой
В связи с данным обстоятельством, дом Петра Пашкова в скором времени был изрядно запущен.
В самом конце тридцатых годов девятнадцатого столетия Пашковы своё гнездо продали. В следующие насколько лет на Волхонке располагались высшие учебные заведения: Московский Университет, а чуть позже Московский дворянский институт.
После революции семнадцатого года, некоторое время в доме Пашкова хранилось порядка четырёх сотен различных книжных коллекций. Часть их них была брошена, часть экспроприирована. Подобное положение вещей, как уже было сказано выше, длилось недолго. Уже в двадцать первом году прошлого века, большинство книг дом Пашкова покинули. В доме осталось только та часть книг, которая изначально принадлежала музею, а также появился новый отдел, где хранились редкие рукописи.
В наши дни дом Пашкова является частью огромного комплекса, входящего с состав Российской госбиблиотеки (бывшей им. Ленина). В этом здании по-прежнему находится отдел рукописей (правый флигель) и нотно-музыкальный отдел (левый флигель). Примерно десять лет тому назад в этом же здании открылся отдел картографических изданий.
Дом Маргариты во Власьевском переулке
Невидима и свободна! Невидима и свободна!
Малый Власьевский переулок, дом 9 Так где же находился особняк Маргариты? Точных указаний в книге — нет. Елена Сергеевна Шиловская, в своих воспоминаниях указывала в качестве особняка Маргариты этот дом — Малый Власьевский переулок, д. 9А. Но это указание явно не точно, во-первых здесь нет никаких намёков на готику, во-вторых, как и в случае с городской усадьбой Морозова, этот дом очень велик пусть даже и для крупного специалиста которым был муж Маргариты. Но то, что вы видите на фотографии это новодел. Хотя этот дом примечателен сам по себе. Это был деревянный дом построенный после пожара 1812 года. Деревянная часть стояла на цокольном этаже, сохранявшемся после пожара дома статского советника П.В. Камынина (точная дата постройки мне неизвестна, но дом существовал уже в 1780-е годы). В 1830 году здание куплено И.А. Яковлевым (отец Герцена, вспоминаем здание МАССОЛИТа и его неофициальное название «Дом Герцена») у графини Е.П. Ростопчиной (вдова московского главнокомандующего 1812 года). Этот дом, который в семье Яковлевых называли «большим», и в жизни писателя, и в «Былом и думах» имел большее значение, чем соседний, «малый» дом (№27 по Сивцеву Вражку), где размещается Музей Герцена. Здесь в ночь на 21 июля 1834 года писатель был арестован, сюда вернулся из ссылки, отсюда навсегда уезжал за границу 19 января 1847 года. «Большой дом» связан был и с именами других деятелей отечественной культуры: в 1849 году здесь жил писатель С.Т. Аксаков, в начале 20 века дом принадлежал семье Калужских, из которой вышел известный в своё время актёр Лужский. В доме размещалась также частная женская гимназия В.В. Ломоносовой. В начале октября 1998 года собственник под видом реконструкции, при непротивлении официальных городских органов охраны памятников произвёл снос дома Герцена (угол Сивцева Вражка и Малого Власьевского переулка 25/9). Три обращения Всероссийского общества охраны памятников в прокуратуру Москвы и к прокурору ЦАО Москвы не дали положительного результата. В настоящее время «большой дом» Герцена заменён железобетонным «новостроем», в составе которого сохраняется подлинная сводчатая палата в цокольном этаже
Но вот что важно, так это то, что это здание находится недалеко от того места где находится предполагаемое место особняка Маргариты
Двор дома в Малом Власьевском переулке
— Николай Иванович, где вы? Что это за фантазии? Малярию хотите подцепить? Идите чай пить!
Двор дома в Малом Власьевском переулке. Возможно в этом садике Николай Иванович, привлечённый на бал Сатаны в качестве «перевозочного средства (борова)» и дышал свежим воздухом. Это садик рядом с домом №9. Но, скорее всего это не то место, и дело не в том, что в садике нет деревьев — Москва уже не та. Это просто не то место, а вот «то» место у меня за спиной…
Дом на Малом Ржевском
На углу Малого Ржевского и Хлебного переулков располагается поражающий своей красотой особняк. Его владельцем раньше был архитектор Сергей Соловьев. Дом подходит под то описание, которое представлено в произведении. У особняка есть готические элементы, характерное трехстворчатое окно, из которого в романе Маргарита вылетала на метле, а в прошлом он еще имел сад с оградой.
Несостыковка только в географии. Малый Ржевский – это далеко не третий переулок от Арбата. Да и в прошлом поблизости никогда не было нефтелавки.
От бритья волосы растут быстрее: мифы, над которыми врачи откровенно смеются
Для маленького шеф-повара: мама построила игровую кухню из пары поддонов (фото)
Принт на белой футболке легко можно нарисовать самостоятельно: как это сделать
Булгаков, Мастер и Маргарита или с чего начинается любовь к чтению
В школе и я любила «Мастер и Маргариту», мне нравилось как органично там вплелась фантастическая и мистическая часть романа в обыденную жизнь. А я так люблю чудеса! А эти персонажи как на подбор — вызывающие симпатию Воланд со всею своею свитой и унылые как само уныние Мастер со своей Маргаритой (никогда не понимала зачем им вообще в этом романе дали слово и тем более назвали роман их именами). Для меня этот роман даже не «Мастер и Маргарита», а скорее «Воланд и Понтий Пилат», ведь главное действо романа крутится именно вокруг этих двух персонажей, разве нет?
Нравится мне и безусловная легкость языка Булгакова, делающим его литературу доступной для прочтения даже школьниками (хотя, стоит признать, жизненного опыта тогда явно недостаточно для полноценного знакомства с классикой, а тем более ее осмысления). Но, что поделать? Взрослым людям некому давать задания по прочтению книг. И сочинений по анализу прочтенных произведений взрослые не пишут. А надо было бы. Может быть тогда перечень любимых книг и авторов у наших людей был бы несколько разнообразнее.
Интересно, догадывался ли Булгаков, что его «Мастер и Маргарита» станет после долгой советской опалы и запрета, не только выдающимся объектом культуры нашей страны, но и культа? Настоящим книжным тотемом и находкой для маркетологов индустрии развлечений? Книгой, которую разберут на цитаты, персонажи которого будут узнаваемы даже вне контекста самой книги? Знал ли он, что ему удалось написать книгу, которую будут читать и сто лет спустя и даже те, кто не слишком часто читает книги вообще?
Ну и главное, о чем Булгаков вряд ли догадывался, что его «Мастер и Маргарита» станет своеобразным Диснейлендом, книгой, по которой снимут множество фильмов, напишут немало картин, создадут в честь нее настоящий музей и даже целый, пусть и маленький, парк развлечений в виде театра и своеобразных тематических аттракционов? Я разве что только «Гарри Поттера» могу вспомнить из произведений удостоившихся такой чести.
Но в парке Гарри Поттера я пока не была, поэтому сегодня покажу, что можно увидеть в «Булгаковлэнде», который расположен по самому известному адресу в Москве (после Петровки,38 и Академика Королева 12 ))) на Большой Садовой, 10.
Музей-театр находится на первом этаже дома № 10 по Большой Садовой. Здесь с 1921 по 1924 год жил М.А. Булгаков, и именно в этом доме разыгрываются главные сцены романа «Мастер и Маргарита».
Булгаков сделал здание одним из наиболее значимых мест в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита, именно там находится «Нехорошая квартира», в которой остановились Воланд со свитой по прибытию в Москву. В романе «Мастер и Маргарита»
Булгаков не присвоил зданию номер 10 – его реальный номер, а использовал номер 302-бис, чтобы внести интригу и добавить ощущения реальности-нереальности происходящего. То ли было, то ли не было, то ли здесь, то ли нет…
На текущий момент тут расположено целых два музея — государственный музей М.А.Булгакова в квартире №50 и частный «Музей-театр Булгакова» в соседнем подъезде.
Начну, пожалуй, свой фоторассказ с государственного музея, где можно узнать не только историю жизни здесь самого Булгакова, но и историю всего этого дома. А дом на Большой Садовой, 10 весьма и весьма замечателен и не только из-за того, что ему нашлось место в популярном романе.
В этом доме Булгаков жил по двум адресам, в квартире №50 и в квартире №34. Но не только этим примечателен сам доходный дом Пигита. С ним связаны многие известные имена среди которых и художник Василий Суриков и даже Сергей Есенин тут отметился своим знакомством с Айседорой Дункан в находящиемся тут, в подвале этого дома ресторане «Стойло Пегаса».
Первый московский адрес: та самая квартира
Улица Большая Садовая, дом 10
В фельетоне «Сорок сороков» Булгаков вспоминает о своем приезде в Москву так: «Панорама первая была в густой тьме, потому что въехал я в Москву ночью. Это было в конце сентября 1921 года. По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском вокзале и двух фонарей на Дорогомиловском мосту, указывающих путь в родную столицу. Ибо, что бы ни происходило, что бы вы ни говорили, Москва — мать, Москва — родной город».
Впрочем, первый его московский дом стал, скорее, поводом для огорчений. Вместе с первой женой Татьяной Лаппой он поселился в квартире 50 в доме 10 на Большой Садовой улице. Точнее, в одной из 10 комнат этой квартиры — бывший доходный дом промышленника Ильи Пигита после революции превратился в коммунальное жилье.
Молодая семья занимала комнату мужа одной из сестер Булгакова, в остальных девяти жили 16 человек. Беспокойные соседи доставляли массу неудобств, которые Михаил Афанасьевич фиксировал в дневнике — позже из этих заметок выросли некоторые персонажи его произведений. Некий Василий Иванович, носивший «клетчатые подштанники», напивался и кричал песни под гармонику. Нередко появляется в дневниковых записях соседка Анна Горячева — она часто била своего сына, держала в комнате петуха и поросенка и вообще была «склочной бабой».
Уплотнение (то есть изъятие излишков жилплощади, подселение дополнительных жильцов в квартиры) упоминается в «Собачьем сердце», тяжелая коммунальная жизнь — в «Театральном романе».
После первой публикации «Мастера и Маргариты» в 1966 году поклонники писателя начали оставлять надписи на стенах подъезда дома на Большой Садовой улице. В 2007-м в квартире 50 открылся музей писателя. А граффити, посвященные Булгакову, посетители оставляют на стенах подъезда и сегодня — это стало доброй традицией.
Музей Горького
За основу при описании дома Маргариты Булгаков мог взять музей Горького. До Горького здание принадлежало купцу Рябушинскому. У особняка есть готические элементы, кованая ограда, сад, но вот трехстворчатое окно отсутствует.
Музей Горького вычеркивают из списка претендентов по нескольким причинам. Во-первых, здание располагается на Малой Никитской улице, которая ничего общего не имеет с переулками Арбата. Во-вторых, особняк выглядит слишком богато. Вряд ли он мог принадлежать военному инженеру, который был мужем Маргариты.
Александр Барыкин ушел 10 лет назад, но остались четверо детей: как они живут
Улучшаем самочувствие фиолетовой капустой – мощным средством для долголетия
Легкой жизни этих знаков можно позавидовать: астрологи назвали 4-х везунчиков
Личная жизнь
Зимой 1918 года Елена Нюренберг вышла замуж за Георгия Мамонтовича Неёлова – военного, являвшегося потомком анархиста и драматического актера. После свадьбы новым домом для дочери журналиста стало расположение штаба на Западном фронте Рабоче-крестьянской Красной армии. Организацией и командованием там занимались Евгений Шиловский – герой советско-польской войны.
Во второй половине 1920-х супругов разлучили, и недавно заключенный брак пришлось официально расторгнуть. Когда офицера, участвовавшего в битвах, назначили преподавателем Военной академии имени М. В. Фрунзе, разведенная молодая дама стала его законной женой.
Со временем в семье, соседствовавшей с маршалом Михаилом Тухачевским и командармом 1-го ранга Иеронимом Уборевичем родились сыновья Евгений и Сергей. Несмотря на это, вторая половина видного военачальника, удостоенного звания профессора, счастья в личной жизни не обрела. В письмах сестре мать двоих детей признавалась, что тяготится отсутствием эмоций. Второй из мужей не любил увеселительные мероприятия и компании малознакомых людей.
В начале 1929 года, на празднике по случаю Широкой масленицы Елена встретилась с писателем, драматургом и журналистом Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. В мемуарах уроженка Риги отмечала, что это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
После знакомства мужчина и женщина стали проводить время вместе: катались на лыжах, посещали выставки и театры, а также тематический актерский клуб. После того, как Шиловская стала частым гостем в доме на Большой Пироговской, роман стал стремительно развиваться. Тайная связь с женатым деятелем искусства вызывала неодобрение сестры, бывшей в курсе событий.
В 1930-х годах Елена помогала писателю печатать и распространять письмо членам советского правительства. В это время об отношениях, выходивших за рамки приличий, узнал занятый военной и государственной службой муж. После серьезного разговора дочь журналиста и домохозяйки пообещала прекратить общение с любовником. Ей удалось избегать встреч с Булгаковым до тех пор, пока чувства не взяли верх.
Поняв, что жизнь без Михаила Афанасьевича лишена всякого смысла, Шиловская письменно попросила супруга без скандалов организовать развод. Послание подобного содержания направил офицеру и писатель. Бывший начальник военного штаба смирился с мыслью о разрыве и отпустил влюбленную женщину, перед этим поделив совместных детей.
Осенью 1932-го Булгаков официально расстался с Любовью Белозерской и сразу женился на Елене. Осчастливленная женщина вместе с младшим сыном Сережей поселилась в доме писателя в Москве. Судя по дневниковым записям, за годы совместной жизни супруги ни разу не поругались. Чувство, однажды поселившееся в сердце писателя, стала двигателем к созданию гениальных произведений, опубликованных за рубежом и в Советский стране.
Открытие музея
Фонд для создания музея был основан еще в 1990 году. Однако государство интереса к нему не проявило и за долгие годы дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
И лишь в 2004 году предприниматель Николай Голубев вместе с группой единомышленников смог организовать музей. В создании экспозиции активно участвовало общество «Феникс», которое почти 20 лет собирало материалы, связанные с жизнью Булгакова. А некоторые экспонаты были подарены музею частными коллекционерами.
Торжественное открытие состоялось 15 мая 2004 года – в день рождения Михаила Булгакова. В мероприятии приняли участи более 500 человек – деятели культуры, журналисты, актеры московских театров и просто поклонники творчества писателя.
А спустя еще три года правительство Москвы открыло в здании еще один музей – «Нехорошая квартира».
Детство и юность
Биография Елены Сергеевны Нюренберг-Неёловой-Шиловской-Булгаковой началась 2 ноября 1893 года в Риге. Девочка появилась на свет в доме представителя еврейской национальности, принявшего православие, и его законной жены – дочери местного священника, проповедовавшего учение Христа.
Отец – Сергей Маркович Нюренберг – в молодости работал учителем и инспектором казенной палаты. В зрелом возрасте он освоил профессию журналиста и стал автором газетных статей. Мать – Александра Александровна Горская – занималась домашним хозяйством, на ее плечах также лежали обязанности по воспитанию четверых разнополых детей.
В детстве Лена не испытывала недостатка во внимании и общении. Малышка росла в компании сестры Оли – будущей секретарши педагога и драматурга Владимира Немировича-Данченко, а также братьев Александра и Константина – архитектора и военного разведчика, закончившего дни на каторге в Норильске.
В семье, жившей по христианским традициям, несовершеннолетние члены учились в русской классической школе и в сопровождении взрослых посещали церковные службы. Лена воспитывалась в атмосфере, проникнутой духом дореволюционной России, несмотря на то, что глава дома в прошлом был лютеранином. Уклад, характерный для прибалтийских губерний, пришелся по нраву кровному родственнику Александру Нюренбергу, женившемуся на немке и назвавшему потомков Оттокар и Генриетта.
Вместе с сестрой будущая жена знаменитого писателя Михаила Булгакова обучалась в женской гимназии. Когда родители переехали в Москву, Ольга нашла работу в местном художественном театре. Елене не удалось поступить туда же на службу, и она стала делопроизводителем отца.