НЕУДАЧИ В ЛЮБВИ
Аркадий Арканов стал первым мужем Майя Кристалинской Фото: Legion-Media
С первым супругом, Аркадием Аркановым, Майя Владимировна познакомилась на репетиции оркестра Саульского. Сатирика поразил голос певицы. Роман пары развивался стремительно: через месяц знакомства, на третьем свидании, Арканов сделал артистке предложение. Свадьбу сыграли в скромной квартире писателя.
Но романтика быстро угасла. Родственники молодоженов не понравились друг другу и так и не нашли общий язык. Жить влюбленным было негде, и в маленькой комнате, которую они снимали, все чаще происходили скандалы. Карьера Кристалинской пошла в гору, но критики было не избежать. Певица очень остро реагировала на газетные заметки, за что супруг осуждал избранницу и говорил о ее «звездной болезни». Однажды сатирик просто собрал чемодан и ушел навсегда. Пара провела вместе меньше года.
Валентина Котелкина не одобряла союз подруги с Аркадием Аркановым Фото: Кадр из документального фильма Светланы Стасенко и Александра Громова «Опустела без тебя земля. Майя Кристалинская» производства телеканала «Россия» и кино
В жизни Майи Владимировны ненадолго появился журналист из «Огонька». Исполнительница вновь всецело отдалась чувствам, но избранник не был с ней искренен. «Ему, похоже, просто льстило, что знаменитая певица потеряла из-за него голову. К тому же он любил выпить, а пьянство еще никого до хорошего не довело. Это был тяжелый период Маечкиной жизни, до нее постоянно доходили слухи, что любимый мужчина в очередной раз где-то напился и с кем-то подрался. Какое-то время она терпела, пыталась бороться с его пристрастием к алкоголю, но потом не выдержала», — пояснила Котелкина.
Переживая разрыв с избранником, певица полностью ушла в музыку. Она гастролировала, записывала пластинки и общалась с поклонниками. Но артистку ожидали новые испытания.
Болезнь
В начале 60-х годов во время гастролей Майя почувствовала себя не вполне здоровой, у неё поднялась слишком высокая температура. Обратившись в больницу, молодая 29-летняя женщина узнала о страшном диагнозе – опухоль лимфатических желез (на медицинском языке это звучит лимфогранулематоз).
Майе предстоял очень тяжёлый курс лечения. Но она всё стойко выдержала, только после лечения на шее остались следы ожогов от химиотерапии. После этого Кристалинская стала выходить на сцену с косыночкой на шее.
Удивительно, но советские женщины настолько любили певицу, что моментально раскупили все косыночки в универмагах и повязали их себе на шеи, так хотелось быть похожими на очаровательную, милую, душевную Майю.
После этого почти четверть века знаменитые советские гематологи Воробьёв и Кассирский лечили певицу, благодаря им она прожила ещё столько же, как до страшного диагноза. Сильнейшая женщина не бросила сцену и зрителей, она продолжала петь и ездить на гастроли, возя с собой полный чемодан таблеток, лекарств и косыночек. Короткие творческие отпуска Майя проводила в больничной палате, но об этом не знал никто.
Работа на заводе
Это была не самая светлая полоса в биографии Майи Кристалинской. Она вспоминает, что руководство завода встретило их холодно, даже не предложив места в общежитии.
На этой работе их все отталкивало: матерящиеся женщины, грязные цеха, издевательское и надменное отношение со стороны начальства. Вскоре подруги решили бросить эту работу, и попросту сбежать. Они вернулись в Москву, а с завода пришла жалоба с требованием привлечь к ответственности нерадивых сотрудниц.
Однако девушкам повезло. Начальник главка их хорошо знал, был одним из рецензентов диплома Кристалинской, поэтому им нашли новое место работы в столице — в конструкторском бюро у Яковлева.
Проблемы со здоровьем
Несмотря на популярность, славу и успех, в конце 60-х в жизни Кристалинской наступает непростая полоса. После того как в новогоднем эфире она исполняет романс «В нашем городе дождь», руководство обвиняет ее в «пропаганде грусти», количество эфиров певицы резко сокращается.
В то же время врачи обнаруживают у нее серьезный недуг для ее профессии — опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание, которое может вызывать онемение лимфоузлов на шее человека.
На протяжении долгого времени Кристалинская лечилась, а на концертах выступала с косынкой на шее, чтобы скрыть следы болезни. Ведь ее лимфатические узлы были сильно увеличены. Со временем платок стал ее визитной карточкой, присутствующей практически на всех ее изображениях. При этом зрители даже не подозревали, что это не детали стиля, а вынужденная мера. На гастроли ей приходилось брать с собой целые чемоданы лекарств.
С приходом в руководство Гостелерадио Сергея Лапина Кристалинскую практически полностью убирали из телеэфира. Предположительно, виной тому стала ее национальность, указанная в паспорте, так как Лапин, по слухам, был антисемитом.
Со временем героиня нашей статьи начала не только петь, но и пробовать себя в публицистике. Она писала статьи и заметки в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык биографическую книгу Марлен Дитрих «Размышления».
Большой успех и «малые» неуспехи
Хрущевская «оттепель» имела массу примет. В частности, радио стало менять свой формат на менее официальный. Появилась популярнейшая передача «С добрым утром!», где полагалось давать семь премьер песен и эстрадных номеров в каждом выпуске!
Теплый, задушевный голос Майи Кристалинской стал, можно сказать, визитной карточкой этой передачи. Именно здесь состоялась премьера знаменитого «дворового» цикла А. Островского на стихи Л. Ошанина. Композитору, поэту и исполнителю (им был Иосиф Кобзон) удивительно точно удалось попасть в яблочко: создать шедевры простоты, лиризма и совершенной эмоциональной, интонационной точности. Без преувеличения этот цикл можно назвать неформальным гимном начала 60-х. Хотите почувствовать аромат того времени, – послушайте эти песни.
Вот только приходили нарекания от многочисленных слушательниц: как же так, лирический герой дан во всей полноте, а женщины, – чем они хуже?..
Ошанину и Островскому срочно пришлось написать несколько песен и от лица героини. Их исполнила Майя Кристалинская, сразу став первой лирической певицей поколения. А может, и всей нашей тогдашней эстрады…
Мало кто помнит, что и еще один хит времени – песню «Пусть всегда будет солнце!» – первой исполнила Майя Кристалинская. Только потом песня стала популярнейшей в исполнении Тамары Миансаровой.
С Кристалинской сотрудничали лучшие эстрадные композиторы-песенники. Молодой Микаэл Таривердиев начинал писать именно для нее.
А с песней «В нашем городе дождь…» (музыка Э. Колмановского, стихи В. Поженяна и Е. Евтушенко) произошло сразу несколько казусов.
Композитор писал ее для одной певицы из Большого и ни за что не хотел отдавать песню Кристалинской для «С добрым утром!». А формат передачи требовал премьеры. И сердце Кристалинской, услышавшей песню в хриплом полунапевном исполнении автора, востребовало ее. Майя поняла, что это шедевр и одна из возможных ее визитных карточек.
Итак, лишь раз услышав ее в исполнении маэстро, Майя в тот же день записала песню на радио и упросила Колмановского «только послушать».
Он послушал. И сказал, что для певицы из Большого он напишет лучше оперу. А эту песню подарил Майе.
Увы, премьера ее на радио, огромный успех песни среди слушателей не гарантировали и от провала… Он, этот провал, состоялся на телевидении. Снималась одна из новогодних передач. Майю Кристалинскую впервые пригласили на ТВ, и вот именно с этой песней…
В результате последовали разгромные оргвыводы теленчальства: песня не по сезону (про дождь, а у нас, типа, снег), упадочническая по характеру (о несчастной любви, что в принципе чуждо нашему оптимизму и советскому образу жизни). А кроме того, давать такое в новогодней программе, когда все пьют, веселятся и особенно много надеются на хорошее!..
Увы, «роман» Майи с телевидением не состоялся. Насколько она была востребована на радио и в фирме «Мелодия», и в Госконцерте, настолько же упорно ее отторгало теленачальство! Некоторые объясняют это антисемитизмом Лапина.
Отец Майи был евреем, мать – русская. Оформляя паспорт, она, как это было принято у советских людей, записала национальность «по отцу». Наивная девушка не подозревала, что поступила опрометчиво…
Немилость теленачальства порой совмещалась и с прямой завистью «коллег по цеху». Когда в начале 70-х Майя баллотировалась на звание заслуженной артистки РСФСР, она получила только один черный шар. Он был… от Гелены Великановой. Не забыла Гелена Марцельевна знаменитого «дамского концерта» 66-го года. Тогда лучшая эстрадная площадка столицы – Театр эстрады – был предоставлен двум самым популярным певицам: Майе Кристалинской и Гелене Великановой. По категорическому требованию последней, Великанова выступала во втором, более престижном отделении.
Но Кристалинская в первом отделении, в своем привычном тогда костюмчике, сорвала такие овации, что перед ними померк успех разодетой в вечернее платье Гелены Марцельевны. Этого она не забыла и не простила Кристалинской. Даже в одном из последних своих интервью назвала давно ушедшую в мир иной Кристалинскую не коллегой, а «соперницей», «конкуренткой». И с большой, характерной для Великановой, ядовитостью назвала…
А чем, собственно говоря, задержалась в нашей памяти сама сверхзаслуженная и сверхкарьерная Гелена Марцельевна? Своими «Ландышами», – милым, но вполне «типовым» шлягером начала 60-х.
«Время – честный человек», – говорят испанцы.
Лолита Торрес из КБ
Это было время, когда на экранах страны еще шли трофейные немецкие фильмы с участием Марики Рекк. Но их успех был перекрыт одним только фильмом с участием молодой аргентинской актрисы Лолиты Торрес, – фильмом «Возраст любви». Знойная мелодрама эта прочно забыта, она уже давно померкла перед нынешними сериалами подобного рода, но вот песни в исполнении Лолиты Торрес стали «нашенскими» песнями, пожалуй, на все 50-е годы.
Именно их, на испанском, не понимая ни слова, но с отличным произношением и стала петь Майя Кристалинская. Работа в КБ Яковлева была поставлена строго: этот любимец Сталина не терпел расхлябанности. Целый день приходилось склоняться у кульмана. И только в обеденный перерыв можно было расслабиться. Полчаса на еду, затем пятнадцать минут концерт участников самодеятельности или силами приглашенных артистов. И снова за кульман.
Вот эти пятнадцать минут, а также все вечера, проведенные в хоре ЦДРИ, и были временем, которое судьба тогда отпустила Майе Кристалинской на занятия искусством.
Любовь отодвигает смерть…
Она поверила после того, как он решительно согласился переехать из своих «апартаментов» в ее скромную однокомнатную квартирку, как всегда завалив ее шикарными розами. Он оказался искусным кулинаром и шеф-поваром, кормил ее такими блюдами, что и в ресторане не найдешь. Рядом с ним она почувствовала, что такое настоящая женщина и почему ее нужно носить на руках!
К сожалению, он тоже не отличался богатырским здоровьем, врачи у него обнаружили признаки сахарного диабета. Их квартира скоро начала напоминать госпиталь: лекарства, микстуры, стойкий запах химии…
Однажды, в середине июня 1984 года, они собрались на отдых на Черное море. Эдуард предложил устроить «отвальную». К ним пришло много друзей, пиршество закончилось около полуночи. А рано утром Майю разбудил муж: «Майечка, мне очень плохо. Вызови скорую». И потерял сознание.
Неотложку она вызвала, врачи приехали быстро, сделали нужный укол. Но буквально через несколько минут сердце Эдуарда остановилось!
После похорон мужа Майя потеряла всякий интерес к жизни. Ей теперь не нужно было пить лекарств, она хотела лишь одного — умереть. Но ее уговорили лечь на очередной сеанс облучения. После чего болезнь стала прогрессировать не по дням, а по часам. Кристалинская потеряла голос, но звонила друзьям. Сказать она ничего не могла, а только плакала в трубку.
В июне 1985 года она легла в больницу. Однажды потеряла сознание, потом впала в кому. Все усилия врачей оказались тщетными. Она умерла 19 июня, как раз в тот день, когда, за год до того, похоронили Барклая…
По материалам: Юрий Москаленко
Семья
Личная жизнь Майи Кристалинской сложилась непросто, она дважды была замужем. Ее первый муж — Аркадий Арканов, к тому моменту только окончил медицинский институт. Молодые люди были практически ровесниками — Арканов на год младше.
Они встретились в начале 1958 года и уже летом расписались. Причем родителям молодожены сообщили об этом уже после случившегося. Пораженные родственники были не в восторге, поэтому, по воспоминаниям, праздничный свадебный ужин прошел в полной тишине.
Спустя годы Арканов будет заявлять, что познакомился с певицей на спор, а настоящей любви между ними никогда не было. К тому же, как считают их общие знакомые, муж завидовал успехам жены, так как сам в то время работал обычным участковым врачом, а популярность Кристалинской росла с каждым днем.
Уже в октябре 58-го Арканов поехал голосовать к родителям по месту прописки, а обратно так и не вернулся. Супруги развелись, оставшись между собой в дружеских отношениях.
Важную роль в биографии, личной жизни Майи Кристалинской сыграл ее второй муж, архитектор и дизайнер Эдуард Барклай. Он заботился о певице, когда у нее обнаружили тяжелый недуг. Именно благодаря ему она смогла так долго прожить. Детей у Майи Кристалинской и ее мужа так и не появилось.
Личная жизнь
Первым супругом Майи был писатель-сатирик Аркадий Арканов. Однажды после концерта он подошёл к молодой певице с желанием познакомиться. Кристалинскую покорило, с какой настойчивостью Аркадий за ней ухаживал. Вскоре он предложил Майе выйти за него замуж. Она согласилась, несмотря на недолгий срок знакомства (познакомились они в апреле, а уже в июне расписались).
Свадьба получилась напряжённой, потому что ни одни, ни вторые родители не были в восторге от этого брака. Наверное, они что-то чувствовали сердцем, потому что жизнь молодожёнов не задалась, через девять месяцев после бракосочетания Майя и Аркадий расстались. Они сохранили приятельские отношения и потом ещё три года официально по паспорту были супругами, хотя давно уже не жили. Развод оформили, когда Аркадию это стало необходимо для получения жилплощади.
Потом в жизни Кристалинской был роман с журналистом из журнала «Огонёк», но, по большому счёту, молодая женщина не была счастлива в личной жизни, пока не встретила своего единственного мужчину, предназначенную ей Богом вторую половинку.
Это был довольно популярный среди московского бомонда скульптор, дизайнер и архитектор Барклай Эдуард Максимович, его первой супругой была дочь Орджоникидзе. На момент знакомства с Майей он уже был разведён. Кристалинская и Барклай стали жить в гражданском браке, позже официально зарегистрировали свои отношения, несмотря на то, что Майя не могла иметь детей из-за многочисленных химиотерапий.
Впервые Майя почувствовала себя настоящей женщиной, она купалась в любви и счастье. Эдуард полностью оградил её от любых работ по дому, готовил для неё кулинарные изыски, постоянно следил, чтобы она во время приняла лекарства. Он выбирал для жены сценические платья, благодаря мужу Майя перестала выходить на сцену в простых костюмах, а стала появляться в концертных платьях разных расцветок и фасонов.
К сожалению, в скором времени врачи обнаружили у Эдуарда сахарный диабет. В начале лета 1984 года Майя с мужем собрались в отпуск на курорт. Утром в день отъезда ему стало плохо, он успел попросить жену вызвать врачей и потерял сознание. Карета «скорой помощи» приехала быстро, Барклаю сделали укол, но сердце его всё равно остановилось. 19 июня 1984 года его похоронили.
Потеря для Кристалинской оказалась настолько тяжёлой, что ей больше не интересно стало жить на земле, она даже перестала наблюдаться у своих докторов. Единственное, что отвлекало её от постоянных мыслей о муже, ‒ это перевод мемуаров её любимой актрисы Марлен Дитрих. Майя перевела книгу с немецкого языка, она вышла в СССР после смерти Кристалинской.
В начале 1985 года доктора, наблюдавшие Майю, настояли на очередном сеансе химиотерапии. Но результат оказался отрицательным, у певицы ухудшилась речь, у неё стали отниматься правая нога и рука. В июне её госпитализировали, Майя впала в кому, из которой не вышла. Она умерла 19 июня 1985 года, в этот день год назад похоронили её мужа.
Похоронена Майя Кристалинская в Москве на Новом Донском кладбище. На мемориальной доске сделана надпись: «Ты не ушла, а просто вышла. Вернёшься и опять споёшь…»
Валентина Дворянинова. Насмотрись, зорька, в реченьку…
Валентина Петровна Дворянинова родилась 2 февраля 1928 года в Дятьково Брянской области. Отец Пётр Павлович Дворянинов (1900-1995) с 16 лет был связан с армией, Участвовал в первой Мировой, Гражданской, Великой Отечественной войнах. После войны — офицер-пограничник. мать Агрепина Ивановна Дворянинова (Байкова) (1905-1969) — ведущая актриса в самодеятельных коллективах по месту службы мужа. В связи с назначением отца в Закавказский пограничный округ семья переехала в Баку, а затем в Тбилиси, где Валя обучалась в школе и занималась пением в детском ансамбле Тбилисского Дворца пионеров. Сразу после освобождения от фашистских оккупантов Одессы Пётр Павлович получил назначение в этот город, где Валентина поступила в музыкальное училище и успешно выступала в пограничном ансамбле. В 1947 году Дворянинова приехала в Москву и была принята в музыкальное училище при консерватории. Пела в коллективе МВД, где совершенствовала свой вокал у Елизаветы Пашкевич. В 1953 году Дворянинова прошла отбор и начала свои выступления на сцене Большого театра в составе хора. С 1957 по 1963 гг. Валентина Дворянинова успешно выступала в качестве солистки оркестра под управлением Олега Лундстрема, а затем стала солисткой Москонцерта. Особенно плодотворным было её сотрудничество с композиторами А.Петровым, Я.Френкелем, В.Дмитриевым и А.Эшпаем, она первой исполняла их песни. В.Дворянинова была первой исполнительницей многих известных песен «Спят усталые игрушки», «Калина красная», «Линахамари» и др. Часто приходилось петь за кадром при озвучивании фильмов. Так, в фильме «Жажда» Валентина исполнила песню Эшпая «Два берега» и исполнила так, что песня стала очень популярной, а Майя Кристалинская надолго включила её в свой репертуар. В 60-х и 70-х годах певица пользовалась значительной популярностью в Союзе и во многих странах, где прошли её гастроли. Она — Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1962) и Фестиваля молодёжи и студентов в Гаване (1978).
Запомнились выступления певицы на радиостанции «Юность», во многих выпусках популярной передачи «С добрым утром». Особенно хорошо знали Дворянинову в воинских частях, где она часто выступала, помня о своём детстве, неразрывно связанном с армейской средой. В 70-80-х годах Валентина Дворянинова по командировкам от Москонцерта много пела на судах «Леонид Собинов», «Грузия», «Иван Франко», «Колхида», находящихся в длительном плавании. С 90-х годов и по настоящее время Валентина Петровна — член Совета ветеранов Центрального ордена Дружбы народов Дома работников искусств. Продолжаются и концертные выступления, радующие постоянных и новых почитателей таланта певицы. В 2006 году фирма «Мелодия» выпустила персональный диск В.Дворяниновой «Насмотрись, зорька, в реченьку». В 2008 году Валентина Петровна награждена медалью «Талант и призвание» Всемирного благотворительного Альянса «Миротворец», медалями в честь Победы, грамотами многих ведомств, регионов, воинских частей и предприятий.
Пост скриптум
Майя тяжело переживала эту потерю. Правда, она находила в себе силы заниматься переводом с немецкого мемуаров любимой своей актрисы Марлен Дитрих. Перевод был подготовлен к печати, но требовалось разрешение самой Дитрих. Ей позвонили в Париж, она попросила сверить перевод и с подлинником, который, оказалось, был написан ею по-английски. Друзья помогали Майе, не знавшей английского.
И все же черной тенью за ней бродила растерянность, даже потерянность. Кристалинская не раз признавалась, что после смерти Эдуарда потеряла интерес к жизни, даже перестала наблюдаться у Воробьева.
Точно махнула на жизнь рукой.
И все-таки не махнула: однажды встретила на улице знакомую женщину-врача. Та убедила Майю лечь к ней в клинику на облучение.
После этого болезнь стала прогрессировать с сокрушительной скоростью. Майя потеряла голос. В полном смысле этого слова: она не могла говорить, только набирала номер знакомых и плакала в трубку.
19 июня 1985 года, ровно через год после похорон Барклая, ушла из жизни и Майя Владимировна.
Ее похоронили на старинном Донском кладбище.
На мраморной стеле надпись:
Ты не ушла,
Ты просто вышла,
Вернешься
И опять споешь…
Валерий Бондаренко
http://www.library.ru/
Теперь уже « профи»
Лето 58-го стало для Майи судьбоносным. Этим летом она взяла в КБ сразу два отпуска: очередной и месяц «за свой счет» и отправилась на гастроли по Закавказью.
Успех был ошеломляющий. Одна из юных поклонниц, не имея никакой другой бумажки для Майиного автографа, протянула ей… свою «зачетку»!
После этих гастролей Майя в КБ уже не вернулась. Она твердо выбрала для себя эстраду.
Поступило предложение от «первого трубача Старого Света» Эдди Рознера, которому в ансамбль требовалась солистка после ухода Ирины Бржевской.
Это было весьма лестное предложение. Тем более, что собственно джазовым вокалом Майя не владела. Эту миссию взяла на себя юная Гюли Чохели, потом в этом качестве ее сменила Ирина Подошьян.
А Майе достался ее коронный лирический репертуар.
Начало 80-х гг
А человек, которого Майя встретила на счастье себе и на беду, – личность глубоко незаурядная.
Его звали Эдуард Барклай. К известному полководцу он никакого отношения не имел, а вот к героям советского периода нашей истории – самое непосредственное. Эдуард Барклай как дизайнер участвовал в установке памятника С. Орджоникидзе. В ходе работ завязался роман с дочерью портретируемого, и завершилось все это законным браком. Молодой красавец, душа общества, Эдуард Барклай вошел в высшие круги московского бомонда. Запросто общался с дочерью Сталина Светланой, с дочерью Молотова…
Брак с дочерью Орджоникидзе вскоре распался, но Барклай остался весьма успешным дизайнером и желанным гостем в лучших домах Москвы и ее элитно-дачных окрестностей.
Вот этот-то человек и стал Майиной судьбой. Они оба были уже не первой молодости, но полюбили друг друга с молодой пылкостью и с заботливой мудростью зрелых людей.
Барклай все делал для Майи, заботился о том, чтобы она вовремя принимала лекарства. Их однокомнатную кооперативную квартиру он постарался сделать настоящим убежищем для усталой, измученной души своей любимой женщины…
Детские и школьные годы
Майина тётя Лиля (папина двоюродная сестра) работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко артисткой. Её муж, Павел Златогоров, был знаменитым режиссёром. Майя любила ходить в театр к тёте Лиле и дяде Паше, она пересмотрела там почти весь репертуар, а когда бывала у них в гостях, перезнакомилась со всем театральным бомондом Москвы того времени. Но больше всего Майя любила слушать у них пластинки и играть на фортепиано.
Майиной ближайшей подругой детства была Валя Котелкина, девчонки познакомились в кружке Дома пионеров, которым руководил папа Кристалинской, и остались подругами на всю жизнь. В детстве их любимой игрой было исполнение песен и арий, одна начинала, а вторая должна была заканчивать. Майя обожала петь, но при этом у неё ни разу даже мысли не возникало, чтобы связать свою жизнь с музыкой.
Она хорошо училась в школе, больше всего любила литературу, математику и иностранный язык. На школьных вечерах Майя всегда выступала, она выходила на сцену и пела просто так без всякой подготовки, с первыми аккордами рояля.
Обучаться музыке Майя продолжала даже во время войны. Маленькая и хрупкая девочка имела поистине железную волю. Чтобы не мешать соседям по коммунальной квартире, она ждала, когда начнут выть сирены и стрелять зенитки, и в это время занималась на пианино.
Когда в Центральном доме детей железнодорожников образовался хор под руководством Семёна Дунаевского, Майя стала его постоянной участницей.
В июне 1950 года Кристалинская окончила школу и во время выпускного вечера перед случайной публикой решила спеть песни военных лет. Посторонние люди бурно аплодировали девушке, кричали: «Браво!», но Майя всё равно не воспринимала этот свой талант как будущую профессию. Поступать после школы она решила в Московский авиационный институт.
Самая обыкновенная
Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в простой московской, но все же интеллигентной, надо сказать, семье. Это качество интеллигентности придавал семейному быту и воспитанию Майи отец. Его головоломки, шарады и ребусы охотно печатались в детских журналах, а сам он вел кружок в Доме пионеров.
Ни особого достатка, никаких привилегий. Разве что жили в центре столицы, да одна из тетушек Майи была оперной певицей. Она работала в Театре Станиславского и Немировича-Данченко и жила в доме рядом с театром. Тетя Лиля была человек компанейский и даже светский, а муж ее Павел Самойлович Златогоров долгое время возглавлял театр.
Таким образом, музыка вошла в жизнь Майи с детства. Однако нотную грамоту она освоила, став уже профессиональной певицей. Ни о какой карьере эстрадной звезды она не задумывалась, поступила в МАИ и училась весьма успешно. Вот только в хоре пела.
Руководители этого хора и разглядели в этой скромной, тихой девушке поставленный от природы голос. Несильный, но очень «душевный». А подруга по хору, будущая прима Александринки Галина Карева, настаивала, чтобы Майя посвятила себя пению…
Карева ушла и из хора МАИ, и из института. Ее ждала серьезная карьера оперной певицы.
Ну а Майя… Подобно героиням многих своих песен, она чего-то ждала, надеялась, но… все не решалась.
В 1955 году Кристалинская окончила МАИ и получила распределение в Новосибирск.