Загадочные монстры с ангельскими голосами. краткая история оперных певцов-кастратов эпохи барокко

«Ангелы» и «монстры» в обществе

На выступлениях знаменитых сопранистов публика кричала от восторга, а самые впечатлительные задыхались и падали в обмороки, когда певец разражался особенно заливистым пассажем. Такая экзальтация, особенно ярко отраженная в искусстве кастратов, соответствовала барочному понятию affetti (душевное волнение, эмоция). Ориентация музыки на сильные переживания была связана с популярной в Новое время теорией аффектов, которая предполагала, что искусство вызывает и отражает определенные человеческие страсти.

Итальянская опера XVII–XVIII веков заложила основу для культуры почитания знаменитостей, которая существует по сей день. В гримерки певцов несли цветы и надушенные записки, пресса осыпала артистов прихотливыми похвалами (или обидными эпитетами, если была в сговоре с конкурентом).

По словам Барбье, «кастратов можно смело сравнивать с поп- или рок-звездами нашего времени».

Театры были развлечением для всех социальных классов, просто кто-то сидел в ложах, а кто-то ютился в тесном партере, поэтому интерес к певцам с «ангелическими» голосами можно назвать общенародным.

Для барочной оперы характерна большая степень художественной условности, что вовсе не смущало зрителей — даже если дива, изображающая принцессу, была на голову выше возлюбленного. Театр того времени пренебрегал сюжетом, отдавая предпочтение ярким музыкальным номерам, а действо больше походило на костюмированный концерт. Кастраты, как и другие оперные артисты, не стремились к драматической игре. Зато весьма вольно обращались с нотами, чтобы показать свои вокальные возможности, и активно импровизировали.

Публику привлекало не только пение кастратов, но и сам образ удивительных существ, которых считали представителями третьего пола. В духе своей эпохи, полной контрастов, они имели репутацию не то ангельских созданий, не то загадочных монстров. Им приписывали всевозможные грехи, о них распускали слухи и слагали городские легенды. Многие оперные кастраты прославились скандалами и вздорностью, другие впечатляли обаянием. Некоторые одевались в женскую одежду и вне сцены — неясно, говорит ли это об их идентичности или о стремлении превратить жизнь в искусство.

Кастраты были секс-символами своего времени, о них грезили ценители утонченных удовольствий обоих полов. Специфика операции, как правило, не мешала физической близости: «Кастраты страдали бесплодием, но не бессилием». Для склонных к либертинажу дам отсутствие в совокуплении элемента, который католическая церковь называет «открытостью на жизнь», превращало такую связь в гимн чистому чувственному удовольствию.

Итальянские кастраты снискали популярность не только на родине, но и в ряде других стран. Мода коснулась и России: набирая музыкантов для двора Петра I, Петр Алексеевич Голицын пригласил в Московию сопраниста Филиппо Балатри. В своей автобиографии тот , встречах с императором и Меншиковым, полученных за пение подарках и приводит детали русского быта. Борис Голицын даже взял Балатри с посольством в волжский стан калмыцкого хана Аюки, который выразил желание выкупить сладкоголосого певца для своего развлечения. С ханом итальянец не остался, но в красках описал степные традиции.

К обаянию звенящих на всю Европу кастратов оставались равнодушными только французы. Людовик XIV в силу политических причин не жаловал итальянцев и запретил кастрации, поэтому оперное искусство развивалось в этой стране другими путями. К тому же французские просветители не одобряли неестественные, противоприродные тенденции барокко. Жан-Жак Руссо называл варварами итальянских отцов, которые «ради корысти» подвергают сыновей хирургическим операциям.

Неоднозначность положения кастратов не может не вызывать вопрос — а как сами певцы относились к этому? Для многих операция была единственной возможностью выбраться из бедности и развить талант. Некоторые кастраты смеялись в лицо тем, кому приходило в голову их жалеть.

История и развитие

Жанр оперного пения появился относительно недавно – пятьсот лет назад между XVI-XVII вв. Родиной оперы считается Италия. В то время были популярны театральные постановки, где музыка являлась фоном. Первые авторы, которые сделали попытку создать новый жанр, поначалу называли его «drama per musica» (драмой на музыке). Коллективное стремление композиторов возродить древнегреческую трагедию, привело к тому, что они сами того не зная стали основоположниками совершенно нового вида искусства, пусть первоначально их пьесы значительно отличались от классической оперы.

Видные деятели в оперном искусстве

 В 1607 году опера «Эвридика» Мантуе К. Монтверди была наполнена драматизмом и художественностью. А уже в 1639 был введен новый термин «опера».

С того момента как зародилась классическая опера, она постоянно видоизменялась. Разные итальянские школы меняли звучание, устанавливали новые правила и формы. Происходило разделение вокальных номеров. Наиболее значимые изменения в опере принадлежат К. Глюку, где он сумел в своих трагедиях («Альцеста», «Орфей и Эвридика» и др.) соединить лучшие достижения итальянской оперы.

Нельзя не отметить влияние В. Моцарта, который создал уникальные произведения, наполненные выразительными образами и яркими эмоциями. Ему удалось вобрать лучшее от итальянских школ разных эпох и создать сложные и многогранные образы, конфликты и трагедии в своих произведениях.

Романтизм XIX века принёс в оперу новые взаимоотношения с другими жанрами, что было популярно в то время. Именно тогда огромное влияние на её развитие оказали: Дж. Верди, Р. Вагнер, М. Глинка, М. Мусоргский.

В наши дни понятие оперы в её традиционном понимание устаревает. Сегодня наряду с оркестром, режиссеры добавляют современные звучания, например, электронную музыку, накладывают городские звуки или переносят действия классических опер в нынешнюю эпоху. Опера, как и когда-то, является синтезом, музыки и театрального представления. Нельзя сказать, что изменения коснулись современного пения – оперные исполнители стали значительно моложе, однако техники и методики их обучения, правила постановки голоса и его звучания остались неизменными даже спустя пятьсот лет. 

Детство и юность

Андреа появился на свет в сентябре 1958 года в небольшой деревушке Лаятико, которая находится в Тоскане. Семья мальчика не имела никакого отношения к музыке. Родители занимались своим хозяйством, они держали ферму с виноградниками.

С детства у Бочелли диагностировали болезнь глаз. Зрение стремительно падало, постоянно приходилось делать операции. Во время периодов реабилитации мальчика спасал проигрыватель с пластинками итальянских опер, которые он мог слушать часами. Незаметно для себя Андреа стал напевать знаменитые мелодии и выучивать их. Постепенно освоил фортепиано, флейте и даже брал уроки игры на саксофоне.

В 12 лет во время игры в мяч будущий певец получил травму головы. Диагноз врачей прозвучал как приговор: осложнение глаукомы, которое сделало ребенка слепым. Но это не остановило Андреа на пути к мечте, он окончательно утвердился в намерении стать певцом.

Талантливый парень занимался с Лучано Беттарини, под руководством которого выступал на местных музыкальных состязаниях. В молодости, чтобы оплачивать образование, Андреа приходилось совмещать обучение с пением в кафе и ресторанах. Другим педагогом, который помог Андреа освоить мастерство вокального исполнения, стал Франко Корелли.

Причины ожирения

Ожирение может быть обусловлено заболеваниями эндокринной системы или органов пищеварения. Однако основная причина состоит в том, что человек получает с пищей большее количество энергии, чем расходует его организм.

Факторы, способствующие ожирению:

  • нарушение пищевого поведения (привычка много есть);
  • стрессы (человеку свойственно «заедать» стресс, компенсируя негатив положительными эмоциями, возникающими при употреблении вкусной пищи);
  • бессонница (бодрствуя ночью, человек склонен организовать себе внеочередную трапезу, повышая суточное потребление калорий);
  • малоподвижный образ жизни;
  • отказ от курения (привычная сигарета заменяется сладким, орехами, семечками и т.п.);
  • семейная традиция;
  • алкоголизм;
  • приём некоторых медицинских препаратов;
  • беременность и роды.

Причины абдоминального ожирения

Согласно этиологической основе, ожирение бывает алиментарно-конституциональным, возникающим из-за наследственных причин и образа жизни, и симптоматическим, когда прибавка в весе — следствие эндокринных и других патологий. 

Конкретно в список причин абдоминального ожирения входят:

  • Конституционные характеристики. Генетическая предрасположенность — одна из причин развития заболевания в 25-70 лет. У больных наследственно нарушены обменные процессы, развиваются метаболический синдром и сахарный диабет. Генетические факторы связаны с регуляцией аппетита, функциями жировой клетки в секреции метаболически активных веществ (напр. лептином — гормоном сытости), с процессами термогенеза с учетом постпрандиального термогенеза, базального метаболизма и спонтанной двигательной активности.
  • Тип питания. Ожирению способствуют: избыток высококалорийной пищи, питание в вечернее и ночное время, переход от традиционной пищи к фаст-фуду. Питание больных включает большое количество легких углеводов, часто алкоголь.
  • Расстройства пищевого поведения. У больных диагностируется пищевая зависимость, обусловленная семейными привычками, связанными с питанием, и психическими нарушениями. У пациентов нарушен метаболизм эндорфина и серотонина, присутствует непреодолимая тяга к сладкому.
  • Гиподинамия. Увеличение количества жира часто происходит из-за недостаточного расхода энергии, получаемой с пищей. Жиры и углеводы перерабатываются и откладываются в «депо».
  • Эндокринные нарушения. Абдоминальное ожирение часто связано с гиперкортицизмом, гиперинсулинемией, гипогонадизмом, гипотиреозом. Заболевания начинаются с нарушения секреции гормонов, в результате чего повышается аппетит, формируется хроническое переедание, замедляется липолиз (расщепление жиров).
  • Психические факторы. Важные факторы, которые могут быть непосредственной причиной абдоминального ожирения, — проблемы со стороны нервной системы. Нелеченная депрессия, невроз или расстройства пищевого поведения приводят к перееданию и потреблению слишком большого количества калорий. Эта зависимость особенно заметна у женщин, но различные психологические трудности встречаются и у детей.

В большинстве случаев абдоминальное ожирение по механизму происхождения алиментарно-конституциональное. В основе заболевания лежит комплекс факторов: наследственность, постоянное переедание и недостаток физической активности. Чрезмерное употребление пищи приводит к повышению уровня глюкозы в крови и гиперинсулинемии – повышению выработки инсулина, стимуляции аппетита, активации липосинтеза — активного накопления жиров. Таким образом образуется замкнутый круг, способствующий увеличению потребления пищи.

Появление симптомов голода и сытости зависит от активности вентролатеральных и вентромедиальных гипоталамических ядер. Деятельность алкогольного центра контролируется дофаминергической системой. При абдоминальном ожирении наблюдаются первичные или вторичные отклонения развития (экзогенные) во всех отделах нейроэндокринной регуляции – поджелудочной железе, гипоталамусе, гипофизе, щитовидной железе, надпочечниках и гонадах (половых железах).

Методы диагностики ожирения

Лечение ожирения начинается с полного обследования состояния здоровья и выявления причины избыточного веса.

Рекомендуется комплекс диагностических процедур, включающий такие методы, как:

Антропометрия

Антропометрия при ожирении включает в себя подсчет ИМТ, измерение окружности талии и окружности бедер, оценка толщины подкожной жировой клетчатки с помощью калипера.

Биоимпедансометрия

Ожирение также может быть диагностировано с помощью инструментальных методов, прежде всего, — биоимпедансометрии. С помощью специального прибора измеряется электрическое сопротивление тела, что даёт возможность рассчитать ИМТ, жировую и безжировую массу, активную клеточную массу, общую жидкость в организме, а также отдельно внутриклеточную и внеклеточную жидкость. 

Лабораторная диагностика

При ожирении проводится биохимический анализ крови (показатели: глюкоза крови, гликированный гемоглобин, холестерин, ЛПНП, ЛПВП, креатинин, билирубин, мочевая кислота, гамма ГТ), а также анализ на гормоны (показатели: ТТГ, Т4, лептин, инсулин, витамин Д, пролактин, ЛГ, ФСГ, тестостерон, эстрадиол). Данные исследования могут быть объединены в специальном профиле «Контроль веса»).

Ультразвуковые исследования

При ожирении проводятся ультразвуковые исследования органов брюшной полости, органов малого таза (у женщин, у мужчин – предстательной железы), щитовидной железы.

ЭКГ

При ожирении возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний. ЭКГ позволит оценить, сказалось ли увеличение веса на работе сердца. При необходимости могут потребоваться дополнительные исследования.

Чтобы точно продиагностировать заболевание, запишитесь на прием к специалистам сети «Семейный доктор».

Женщины с высокими голосами

Анна Нетребко

Нетребко олицетворяет гибридный тип лирико-спинто, который немного менее драматичен, чем чистый спинто, но более темный, чем лирическое сопрано по текстуре и вокальной массе. Анна умеет разбавлять темные оттенки своего голоса и излучать кокетливое ликование легким и чистым лиризмом, подчеркнутым ярким високим B5. Обратной стороной этого является ее способность петь с более сильным звуком, плотным средним голосом и мощным верхним регистром.

Нетребко может проецировать полный звук, не теряя лирического блеска голоса, но все же его можно услышать при более крупной оркестровке.

Одной из слабых сторон певицы является отсутствие глубокого, полностью поддерживаемого грудного голоса, для чего требуется расширение контральто и металлический драматический верхний регистр сопрано. Хотя Анна Нетребко может петь на высокой тесситуре, ее ловкость не является первоклассной.

Светлана Феодулова

Светлана Феодулова – уникальное явление в современном оперном мире. Ее голос не имеет аналогов нигде – такое сильное и звучное колоратурное сопрано на планете есть только у одного человека. Сегодня Светлана – обладательница самого высокого женского голоса в мире, что сертифицировано Книгой рекордов России и Книгой рекордов Гиннеса.

Има Сумак

Перуанская певица Има Сумак была известна своим экстремальным диапазоном – от D2, почти на две октавы ниже среднего C, до C7, на три октавы выше него. Большая часть ее репертуара из области экзотики, как и постоянный тяжелый грим с тщательно продуманными костюмами, а необычный вокальный стиль может не всем прийтись по вкусу.

Ядро ​​ голоса – настоящий альт, который мог охватывать глубины низких частот, что относительно редко встречается среди женщин. С помощью манипуляций и обучения Има смогла расширить свой и так высокий уровень до C7, чему не было аналогов в прошлом. Часть этого голоса не очень красива и даже не полезна для исполнителя, за исключением некоторых звуковых эффектов, таких как щебетание птиц.

Рене Флеминг

Из всех современных лирических сопрано Флеминг наиболее достойна стать преемницей великого лирического искусства Элизабет Шварцкопф. Один из самых великолепных голосов, когда-либо существовавших в опере, наделенный великолепным однородным тоном, который легко проникает во все три регистра, одинаково способный к эфирным высоким нотам и глубоким, чувственным низким нотам меццо. Ее огромный диапазон (от низкого F3 до высокого G6) позволил Рене интерпретировать некоторые из самых виртуозных ролей в лирическом репертуаре.

Ее врожденные вокальные данные также позволили продвинуться в сложном репертуаре – в среде бельканто. Флеминг проявляет освежающую многогранность и музыкальное восприятие, особенно в формировании мелодии и утонченности лирической вокальной линии, что позволяет ее искусству постоянно развиваться и открывать новые грани ее пения.

Джорджия Браун

Вы задумывались, каким может быть голос, вокальный диапазон которого составляет восемь октав? У Джорджии Браун он ранжируется от G2 до G10, что было подтверждено в музыкальной школе Aqui Jazz Atelier в Сан-Паулу, Бразилия.

Самая высокая нота, которую взяла певица, G10, – это технически не музыкальная нота, а частота, которая, согласно «научной нотации высоты звука», составляет 25 088 Гц. Полный диапазон был проверен музыкальными экспертами с использованием фортепиано, скрипки и органа.

Исполнительница с легкостью может петь мужские и женские партии, хоть баритоном или басом, либо использовать контральто (самый низкий женский певческий голос) вместе с сопрано.

Интересные факты

  • Бочелли берет с собой на концерты флейту и играет на ней перед выступлением. По словам артиста, это помогает «запустить» легкие, раскрывает диафрагму, обеспечивает хорошее звучание голоса.
  • В 1999 году Андреа выпустил автобиографическую книгу «Музыка тишины», по которой спустя 2 десятилетия сняли фильм. В основе сюжета — рассказ о детских и юношеских годах артиста, его пути к славе. Главный герой, по задумке автора, именуется Амосом Барди — так звали приятеля певца, в честь которого он назвал сына.
  • Дети артиста унаследовали его талант. С Маттео и Вирджинией певец часто появляется на сцене. Так, в преддверии Рождества 2021-го Андреа выступил с дочерью в Белом доме перед четой Байденов.

В России

В России итальянских певцов всегда принимали с восторгом, и Андреа не стал исключением. Первые концерты в Москве и Санкт-Петербурге состоялись в 2007 году. Позднее певец выступил на 60-летии композитора Игоря Крутого, с которым они стали большими друзьями.

В начале 2016 года Андреа вновь посетил Россию и познакомился со звездой отечественной эстрады — певицей Зарой. Итальянский музыкант оценил профессионализм молодой артистки и предложил совместно исполнить три композиции на ее кремлевском концерте. Помимо всемирно известных синглов The prayer и Time to say goodbye Бочелли спел вместе с Зарой новый трек La grande storia. Также меломанов привели в восторг выступления итальянца с российской оперной дивой Аидой Гарифуллиной.

В 2018 году певец стал гостем программы «Энигма», выходящей на канале «Культура». Ведущая Ирина Никитина по приглашению артиста вместе со съемочной группой приехала в дом Бочелли в Италии. В интервью исполнитель, помимо прочего, признался, что давно питает любовь к русской культуре, успел прочесть многое из русской классики: произведения Федора Достоевского, Антона Чехова и другие. Но наибольшее влияние оказала на него «Исповедь» Льва Толстого, заставившая во многом поменять взгляды на привычные вещи.

Кастраты в культуре барокко

Варварская по нынешним меркам традиция выхолащивания ради певческого искусства — одно из самых ярких проявлений стиля, названного в честь жемчужины неправильной формы. Выражением pérola barroca португальские торговцы называли прихотливого вида жемчуг, который в полной мере оценили в XVII–XVIII столетиях. Если античную классику олицетворяют прямые линии портиков, а готику — острые углы стрельчатых арок и пинаклей, то культура барокко основана на завитках и изгибах. Это справедливо и для визуальных форм (орнаментов, архитектуры), и для игры смыслов. По сравнению с понятными бинарными оппозициями, кастрат парадоксален и неустойчив.

Оперные сопранисты представляли собой глубоко эстетское и декадентское явление задолго до появления декаданса как направления. Кастраты не настаивали на своей нормализации — напротив, весь их имидж строился на изысканной неестественности. Их голоса, невозможные для обычных человеческих связок, отрицали саму природу. Отбиравшие мальчиков регенты и музыкальные наставники перекраивали естественный мир. Схожим образом садовники той эпохи секатором придавали нужные формы парковым растениям, а виртуозные кулинары вроде Франсуа Вателя для забавы гостей маскировали одни продукты под другие.

Иногда укрощенная натура оказывалась неподатливой и мстила эндокринными и психическими нарушениями. Трудно сказать, в какой степени нервные расстройства были следствием гормональных проблем, а в какой — результатом осознания кастратами своей странной исключительности или сожаления об операции, которая не всегда предполагала «информированное согласие». Однако барочная культура была глуха к вопросам здоровья и личного благополучия, ставя во главу угла создание совершенства.

Кастраты выражали одну из главных барочных идей — стремление к абсолютному искусству, которое не подражает природе, но в полной мере рукотворно. Девиз этой эстетики — «Все ради красоты», но ей же свойственно рационально-механистическое отношение к живому человеческому естеству. Таким образом калечащая операция органично вписывается в характерное для эпохи барокко отношение к телу, голосу, творчеству.

Не случайно и то, что оперные кастраты были главным образом итальянским феноменом. Именно из Италии под влиянием античных древностей и католической чувственности начался когда-то европейский Ренессанс. В это время зарождается интерес к природному миру, а вместе с ним — идея его активного освоения и улучшения; пробуждается любопытство к экзотике и диковинкам, нашедшее выход в учреждении кунсткамер

Излетом Возрождения стало искусство маньеризма с его утратой гармонии, культом формы и вниманием ко всему причудливо-декоративному. Эту линию продолжает и прихотливая барочная культура, нашедшая свое выражение в феномене певцов-кастратов — одной из самых утонченных и жутких «неправильных жемчужин» Нового времени

Диагностика при абдоминальном ожирении

Такие нарушения лечит эндокринолог. В процессе дифференциальной диагностики и выявления сопутствующих заболеваний участвуют и другие специалисты, например, неврологи. 

В комплекс обследования входит:

  • Сбор анамнеза. Специалист определяет наличие ожирения, сахарного диабета 2 типа, синдрома инсулинорезистентности у родственников. Спрашивает об особенностях питания, двигательной активности больного. Так как больные склонны недооценивать калорийность пищи и завышать уровень спортивных нагрузок, врач может предложить вести дневник этих показателей в течение недели.
  • Оценка внешних параметров тела. Специалист оценивает избыток жира, характер его распределения (в верхней части тела, в поясничной области). У больных часто повышается активность потовых и сальных желез, о чем свидетельствуют блеск кожи, гнойничковая сыпь, фурункулез, пиодермия.
  • Измерение параметров тела. Проводится измерение веса, роста, окружности бедер и туловища. При абдоминальном ожирении ОТ у девочек и женщин превышает 80-84 см, соотношение ОТ/ОБ составляет более 0,85. У мальчиков и мужчин — от 94-98 см, показатель ОТ/ОБ более 1,0. На основании данных о росте и весе пациента рассчитывается индекс массы тела. Конституционное ожирение характеризуется ИМТ более 30, эндокринное – более 40.
  • Лабораторные исследования. Для определения осложнений ожирения и определения его причин проводится исследование липидного профиля. У больных отмечается значительное повышение уровня триглицеридов плазмы (≥ 150 мг/дл) и глюкозы (> 5,6 ммоль/л), снижение концентрации липопротеинов высокой плотности (<40 мг/дл), высокий уровень холестерина (<5,2 ммоль/л). При исследовании гормонального состояния характерны вторичный гиперальдостеронизм, повышенная концентрация эстрадиола, отклонение от нормы показателя ЛГ/ФСГ.
  • Инструментальные исследования. Определение количества и расположения жира проводятся с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии области живота. Врач рассчитывает площадь и объем жировой ткани. Область висцерального жира чаще всего располагается на уровне 3, 4 или 4 и 5 поясничных позвонков.

Сопрано

Драматическое сопрано

Тип оперного голоса по системе Фаха, характеризующийся широким диапазоном. Это очень высокий женский голос, обладающий богатым качеством и выносливостью, сильным эмоциональным объемом, хотя и с ограниченной подвижностью.

Обычный диапазон – от E3 до D6. Тесситура, место, где голос певицы звучит наиболее качественно и удобно, находится ниже, чем у других вариаций сопрано.

Подтип голоса со временем меняется, и тембры голоса у женщин 40 лет будет отличаться от имеющегося у молодой девушки. Переход к драматическому сопрано обычно происходит после 30 лет. Певицы могут испытывать множество вокальных проблем: трудности с корректировкой техники, проблемы с дыханием и опорой, вибрато и выносливостью, потеря музыкальности.

Лирическое сопрано

Лирический и чистый голос представляет собой наиболее распространенное сопрано и один из самых ярких вокальных инструментов в опере. Обладает всеми характеристиками сопрано с дополнительными качествами. Имеет колоратуру, то есть способность достигать чрезвычайно высоких нот с силой и ясностью.

Диапазон колеблется от средней C4 до высокой C6. Но часто исполнителям доступны ноты, превышающие эти параметры. Например, легкие лирические сопрано могут петь последовательно в высокой тесситуре до нот, включая C#6, D6 и даже Eb6. Полное лирическое сопрано поет как на низком Bb3, так на высоком C6.

Колоратурное сопрано

Певица с колоратурным сопрано поет на высшем уровне человеческого вокального диапазона. Колоратуры обладают большой гибкостью, что позволяет исполнять сложные отрывки ловкостью и легкостью. Эта классификация женских голосов используются для оперных певцов.

Хотя все колоратуры обладают вокальной подвижностью, существует спектр их диапазона и точных тональных характеристик. Таким образом, есть деление на лирические и драматические женские певческие голоса, а также на три подкатегории – спинто, леггеро и сфогато. Самый распространенный диапазон достигает – от C4 до B3. Верхний обычно составляет около F6.

  1. Сфогато довольно редки, но легко берут звук выше F6. Такие певцы становятся известными благодаря своей способности проникать в альтиссимо-регистр, который начинается с G5.
  2. Для колоратурного леггеро характерны голоса с очень теплым звуком. Цена этого тепла – потеря крайних верхних частот, так как диапазон обычно достигает пика около E6.
  3. Спинто имеет вокальные качества лирическими и драматическими колоратурами. Иными словами, как тяжелая лирика или более легкая драматургия.

Часто граница между типами колоратурного сопрано довольно размыта.

Лирико-драматическое сопрано

Спинто-сопрано – подтип, наиболее близкий к границам, отделяющим лирическое сопрано от драматического (спинто). Это гибридный голос, который источает как свежий лирический звук, так драматические кульминации с пульсирующим вибрато и сквилло, расширяясь с большим весом и силой. Может иметь темный тембр. Один из величайших примеров именно этой подкатегории – испанка Монсеррат Кабалье.

Спинто-сопрано имеет диапазон примерно от среднего C (C4) до высокого D (D6).

Лирико-колоратурное сопрано

Обычно номинальный диапазон любого сопрано составляет D4-A5, с крайними значениями A3-F6. Лирическое колоратурное сопрано будет способствовать более широкому распространению в этих диапазонах. Стандартно такой исполнитель может захватить ноты примерно от D4 до C6.

Наиболее сильно и широко голос раскроется в зоне G4-G5. Певцам может не хватать богатства и резонанса голоса, которые имеют драматические сопрано.

Музыка

1992 год оказался переломным в биографии Бочелли: запись песни «Мизерере» в его исполнении попала к великому тенору Лучано Паваротти, который поразился мастерству непрофессионала. С этого времени началось восхождение Андреа на олимп славы.

Через год он получил первую премию на фестивале в Сан-Ремо в категории «Открытие года», а вскоре попал в топ итальянских исполнителей с музыкальной композицией Il mare calmo della sera, которая стала заглавным хитом первого альбома певца. Сборник тут же разошелся миллионным тиражом в Италии.

Второй альбом под названием Bocelli также оказался платиновым и имел грандиозный успех по всей Европе. Бочелли приглашали с концертами в Германию, Францию, Нидерланды. В 1995 году ему выпала честь выступить перед папой римским в Ватикане и получить его благословение.

Если первые альбомы певца включали только классическую оперную музыку, то к моменту написания третьего диска в репертуаре Андреа появились знаменитые неаполитанские песни. Четвертый сборник Romanza полностью состоял из поп-композиций. С синглом Time to say goodbye, который молодой итальянец исполнил совместно с Сарой Брайтман, он покорил весь мир, после чего отправился в турне по Северной Америке.

В 1999 году Бочелли спел вместе с Селин Дион хит The prayer, за который получил награду Golden Globe Awards. Совместно с канадской певицей Ларой Фабиан, которую музыкальные критики называют обладательницей ангельского голоса, Андреа исполнил песню Vivo per lei, а в дуэте с Дженнифер Лопес позднее представил романтичную Quizás, quizás, quizás.

С течением лет дискография артиста продолжала пополняться. Летом 2018 года Бочелли выпустил альбом Si. В том же году певца пригласили исполнить 2 песни на свадьбе принцессы Евгении, дочери герцогини Йоркской. Во время карантина в 2020-м, связанного с распространением коронавируса, Андреа выступил в пустом Миланском соборе в пасхальное воскресенье — концерт транслировался на «Ютьюбе». В том же году вокалист представил публике новую пластинку Believe, в которую вошли композиции, связанные с темой пандемии.

Симптомы абдоминального ожирения

Основные признаки заболевания — чрезмерное накопление жира в области живота, верхней части туловища. Силуэт больного становится округлым, за что этот вид ожирения носит общее название – яблочный. 

Окружность мужского туловища в области талии превышает 94 см, у женщин – 80 см. При этом ИМТ может оставаться в пределах нормы, так как в других частях тела жир остается в норме или гипотрофирован (недостаточен), мышечная ткань недоразвита. 

Питание таких больных обычно состоит из высококалорийных продуктов. Пищевое поведение характеризуется частыми перекусами, сытными обедами, едой на ночь, злоупотреблением сладостями, копчеными и запеченными блюдами, слабоалкогольными напитками. Часто пациенты не замечают или неправильно оценивают количество калорий: не учитываются случайные перекусы, добавление жирных соусов, способ приготовления.

Еще одна характерная особенность пациентов с абдоминальным ожирением — низкая толерантность к физическим нагрузкам. У больных недостаточная физическая подготовка, им сложно выполнять упражнения из-за низкой выносливости и недостаточной мышечной силы. Тучные люди отказываются ходить пешком, не участвуют в подвижных играх, избегают домашней работы.

Часто у больных наблюдаются и другие нарушения. С ожирением связаны: 

  • артериальная гипертензия;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • сахарный диабет 2 типа и его осложнения;
  • абструктивное апноэ во сне;
  • желчные камни;
  • запоры; 
  • синдром поликистозных яичников;
  • мочекаменная болезнь;
  • остеоартроз. 

Расстройства нервной системы проявляются апатией, сонливостью, повышенной утомляемостью. Больные жалуются на депрессию, повышенную тревожность, проблемы с общением, комплекс неуверенности и неполноценности, избыточный вес.

Лечение абдоминального ожирения

Для лечения вторичного или симптоматического ожирения требуется выявить и лечить основное заболевание. У большинства больных наблюдаются конституциональные типы заболевания, где главное скорректировать образ жизни – изменить пищевые привычки, ввести регулярные физические нагрузки. Схема лечения разрабатывается эндокринологом индивидуально. Учитываются степень ожирения, наличие тяжелых соматических патологий (ишемическая болезнь сердца, остеоартроз, сахарный диабет и др.). 

Программа лечения может включать:

  • Диету. Основной принцип клинического питания — снижение калорийности диеты: для женщин до 1200-1500 ккал, для мужчин до 1400-1800 ккал. Потребление жиров и простых углеводов максимально низкое. В меню вводят продукты, содержащие белок и клетчатку. Для контроля больной должен вести дневник питания.
  • Обязательную физическую активность. Вид нагрузок зависит от общей физической формы, состояния здоровья больного. При тяжелом ожирении занятия начинаются с ходьбы, на втором этапе вводится гимнастика и плавание, на третьем – виды спорта средней и высокой интенсивности.
  • Медикаментозная коррекция. Препараты назначаются при тяжелом ожирении, неэффективности диеты, наличии осложнений, не позволяющих увеличить физическую активность. Лечение направлено на снижение расщепления и всасывания жира, повышение активности серотониновых и адреналиновых рецепторов (ускорение насыщения, угнетение аппетита, термическое усиление). Терапию проводят ингибиторами ГМГ-КоА-редуктазы (статины), фибратами, ингибиторами АПФ. Такие препараты продаются только по рецепту.
  • Бариатрическая хирургия. Хирургическое лечение применяется при тяжелом ожирении, связанном с пищевыми привычками, и отсутствии общих противопоказаний к процедуре. Положительного результата можно добиться при формировании небольшого желудка, желудочного шунтирования, резекции кишечника.

Типы голосов в опере

Существует множество классификаций оперных голосов. Однако чаще всего все категории сгруппированы в 7 типов и делятся они по полу и высотности.

Женский оперный вокал:

  • Сопрано. Женское сопрано является самым высоким голосом в целом. В сопрано, как и в других типах голосов, существует деление на подгруппы в зависимости от тембра, диапазона, цвета и веса голоса. Таким образом выделяются:
    • Субретт (роли молодых, кокетливых девушек в комедийных жанрах и опереттах).
    • Колоратурное сопрано.
    • Спинто-сопрано (цвет темнее, чем в лирическом; имеет высокие легкие ноты).
    • Лирическое сопрано.
    • Драматическое сопрано.
  • Меццо-сопрано. Отличается объемом звучания и насыщенностью. Его подгруппы: колоратурное, лирическое и драматическое. 
  • Контральто. Самый низкий певчий голос. Встречается редко. Охватывает все ноты малой октавы. Как и предыдущие типы делится на колоратурное, лирическое и драматическое.

Мужское оперное пение:

  • Контртенор. Самый высокий мужской голос. 
  • Тенор. Высокий мужской певческий голос. Он также подразделяется на лирический и драматический тембр.
  • Баритон. Средний по звучанию голос. Такой голос универсален и позволяет исполнять большинство героических и любовных ролей в опере. 
  • Бас. Самый низкий голос. Характеризуется глубоким звучанием. По высоте различают:
    • бас-кантанте (высокий бас; мелодичное и певучее звучание);
    • центральный (хорошее звучание в низком диапазоне);
    • бас-профундо (низкий бас; густой, раскатистый голос).

В оперном пении по вокальным номерам выделяют следующие формы: сольные и коллективные. К первым относится ария – монолог певца или певицы, которые выражает его душевное состояние. Это целое отдельное и законченное произведение.

А вот ансамбль и хор исполняются более чем одним лицом. В ансамбле могут петь двое (дуэт), трое (трио) и так далее. Хор же в отличие от других форм пения используется для создания нужной атмосферы, например, стихийных бедствий или битв. В оперном пении у коллективного характера есть своя мощь. Хор нередко становится даже главным действующем лицом всего представления. 

Дж. Верди. Набукко. Хор рабов-иудеев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: