Великие истории любви: есенин и женщины

Возвращение

В 1923 году у пары Мариенгоф родился сын Кирилл. Вдруг приходит телеграмма с деньгами от Есенина: «Пришел, приезжай, Есенин». Счастливая семья уезжает в Москву на встречу с Сережей. По воспоминаниям Анны Никритиной, на поэта было больно смотреть: он весь был «серым», глаза стали тусклыми и нечеткими, вид его был отчаянным. С ним есть странная и неизвестная компания, по-видимому, привязанная к поэту по пути.

Через некоторое время Есенин переехал к Мариенгофам в Богословском переулке. Но вскоре Сергей снова расстался с парой, уехав в Баку. В 1925 году жизни Мариенгофа и Есенина снова разделились.

В какой-то момент Мариенгофы оказались с Качаловыми в компании скульптора Сары Лебедевой. Товарищи много обсуждали Есенина, а Василий Иванович даже прочитал стихотворение «Собака Качалова». Вскоре они вернулись домой к Мариенгофам в 4 часа утра, где было обнаружено, что накануне, в их отсутствие, здесь был Есенин. По словам матери, она все смотрела на Кирилла — сына Анатолия и Анны — и плакала. Сережа страстно хотел помириться с Толей… Компания растерялась: пока обсуждали Сергея, он был дома, отчаявшийся. Мариенгоф не знал, где его искать, потому что у Есенина в то время не было постоянного дома: он ночевал тут и там.

И вдруг на следующий день раздался звонок в дверь: за дверью стоял Есенин. Все были ужасно счастливы: теплые приветствия, теплые объятия, дружеские поцелуи… Анатолий обрадовался приезду Сережи и рассказал, как его «банда» смеялась над ним за то, что он снова уехал к Мариенгофу. Они долго разговаривали, пели, молчали… А потом Сергей сказал: «Толя, я скоро умру». Он не воспринял его слова всерьез, убедив его в том, что туберкулез излечим, он даже пообещал пойти с другом на лечение, что бы ни случилось, только для того, чтобы быть там в трудное время.

Но, как выяснилось, у Есенина не было туберкулеза, как он сказал. Ужасная и навязчивая мысль о самоубийстве застряла в моей голове.

Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо к женщине»

«Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Эти строки, как и все стихотворение С. Есенина «Письмо к женщине», были написаны в 1924 году. К кому они обращались?

Советское правительство использовало их для доказательства полной лояльности Есенина к советской власти. Вчитываясь в стихотворение, ясно, что эти строки можно отнести и к женщине, которую когда-то любил поэт, но потерял. Теперь ему остается только сожалеть о ней.

Действительно, в «Письме к женщине» сплетаются, сходятся и расходятся две линии, два мощных

пласта: личное и общественное, любовь к женщине и любовь к родине. Произведение построено в форме письма к дорогой герою женщине. Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием. Герой описывает сцену их расставания. Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и горькие обвинения.

Она хотела расстаться с ним, потому что … вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел — Катиться дальше, вниз. В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения. Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире, когда одна страна уходит безвозвратно в прошлое, а на место

ей приходит что-то совершенно новое и неизведанное.

Поэт очень ярко передает свое состояние сравнением: «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком». Лирический герой тщетно пытался понять в то время «куда несет нас рок событий». Герой сравнивает Россию в эпоху революционных перемен с кораблем во время сильной морской качки.

Больше всего в это время страдают люди. Поэт использует просторечия и вульгаризмы, чтобы сильнее и ярче передать болезненное состояние людей: «Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался?» Кто смог сразу понять и оценить те колоссальные перемены, которые обрушились на страну в 1917 году? Только избранные, кто обладал дальновидностью, мудростью и умом. Поэт пишет, что время перемен — это всегда страшное время, проверка на прочность, которую многие не выдерживают.

Смотреть на человеческую слабость очень страшно. Тонкая душа лирического героя этого не выдержала. Она спряталась, нашла отдохновение в «корабельном трюме» — русском кабаке: И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном.

Далее мысль поэта вновь возвращается к его любимой женщине. Он горестно сожалеет, что та, которую он любил, не любила и не понимала его

Строфа «Но вы не знали, Что в сплошном дыму…» повторяется в стихотворении дважды, тем самым подчеркивается ее важность и значимость. Кроме того, эта строфа как бы отделяет то, что было, от того, что есть теперь

Всем метания, сомнения и душевные муки в прошлом.

Теперь герой осознал и понял все произошедшие тогда события: Теперь года прошли, Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому!

Герой сам осознает произошедшие с ним перемены. Он как бы отчитывается любимой женщине обо всем, чтобы показать, каким он стал теперь. Герой словно испытывает чувство вины перед этой женщиной и оправдывается перед ней.

А может быть, он ее просто до сих пор любит? Теперь он, по его словам, полностью принимает Советскую власть и «За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша». Завершается стихотворение личной темой, в которую, правда, также «вмешивается» общественная. Переплетение этих линий показывает и подчеркивает всю значимость для героя и самого поэта всего того, что касается его страны, его любимой родины.

В финале герой просит прощения у своей любимой, теперь нет сомнения, женщины за все. С горечью он говорит о том, что он ей не нужен. У героини новая семья, «серьезный и умный муж».

А герой стал для нее лишь…знакомым. Недаром именно так подписывает свое письмо. Он, в традициях русской классической поэзии , желает любимой счастья «под кущей обновленной сени».

Стихотворение наполнено различными средствами художественной выразительности. Среди ни выделяются метафоры. Это и развернутая метафора Россия — корабль.

Кроме того, и «я в сплошном дыму, в развороченном бурей быте», «несет рок событий», «в прямую гущу бурь и вьюг ее направил», «я в ударе нежных чувств», «я избежал паденья с кручи» и так далее. Много в стихотворении и ярких эпитетов: «шальная жизнь», «прямая гуща», «дикий шум», «пьяный угар», «праздничное вино», «грустная усталость», «яростный попутчик», «светлый труд». Очень ярко сравнение «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком».

В стихотворении много обращений, восклицательных предложений, подчеркивающих эмоциональность произведения.

Три жены и три тысячи «баб»

У Есенина было три жены. С первой, Зинаидой Райх, он обвенчался в 1917 году. У пары родилась дочь, но едва супруга забеременела вторым, в семье начались нелады. В итоге пара рассталась. Существуют две версии расставания. По первой, поэт бросил ее беременную. По второй – супруга сбежала сама, устав от рукоприкладства вечно пьяного муженька.

Второй женой поэта стала американская танцовщица Айседора Дункан, которая была на 18 лет его старше. Эта мадам была скроена по-другому – теперь уже Есенин бегал за ней, боясь лишний раз сказать слово. Тем более, говорили они на разных языках – она знала лишь пару слов по-русски, он ни бельмеса не понимал по-английски. Современники рассказывали, что было заметно, как влюбленный Есенин страдает от этого «мезальянса» — он не особо еще признанный поэт, она – мировая звезда. В общем, ссоры в семье не заставили себя ждать и, промучив друг друга пару лет, супруги разбежались.

Последней его женой стала внучка Льва Толстого — Софья. И в этом браке с чванливыми родственниками и высокомерной супругой «деревенщина» Есенин чувствовал себя не в своей тарелке. Так что, туда-сюда, и сбежал. Еще проще, чем к семейным узам, Есенин относился к случайным любовным связям, и чуть ли не каждом углу заявлял, что в его жизни было больше трех тысяч женщин. Романы и романчики с большинством из них были однотипны – внезапная страсть поэта, после чего он обычно падал на колени, просил прощения и обещал, что подобного больше не повторится. И слово держал. Ровно до следующей большой пьянки.

Бонус

  1. Любимым блюдом Сергея Есенина была вареная картошка, а из вин он предпочитал рислинг.
  2. Есенин был невысокого роста – 168 сантиметров.
  3. Общеизвестно, что Сергей Есенин был блондином с голубыми глазами. Но вот бородой он пошел в деда – щетина его отливала в рыжину. Поэтому поэт всегда тщательно брился и даже пудрился, только бы никто не заметил его «изъяна». Он вообще следил за внешностью, был франтом и щеголем – всюду возил за собой огромные чемоданы с дорогими костюмами и галстуками.
  4. Любимым поэтом Сергея был А.С. Пушкин, а писателем – Ф.М. Достоевский. Любил он также и Максима Горького – своего современника. А вот Владимира Маяковского – терпеть не мог и постоянно с ним соревновался.
  5. Стихотворения Есенина (особенно из цикла «Москва кабацкая» крайне почитаются на зоне. Связано это с близкими каждому зэку мотивами любви к матери и презрения к женщине (подруге жизни, жене). Как правильно отметил писатель Варлам Шаламов, эти две черты не могут гармонично сочетаться друг с другом, поэтому особая привязанность завсегдатаев тюрьмы к матери – не более чем легенда.
  6. Есенин курил папиросы «Сафо». Также пробовал он кокаин и гашиш – модную тогда забаву среди литературной богемы.
  7. Сергей Александрович говорил с заметным рязанским «акцентом» — мягко произносил букву «г» и слегка «окал».
  8. Сохранилось несколько записей голоса поэта, а также небольшие отрывки кинохроники – как отечественной, так и зарубежной. Немногие его современники удостоились быть запечатленными в движении.

С. Есенин и Айседора Дункан: кадр из кинохроники

Имя Сергея Есенина навеки вписано в сокровищницу русской литературы. Еще многие и многие поколения будут проникаться его певучей поэзией… В чем же секрет Есенина? Почему он так близок именно русской душе? Думается, что причина этого – в особой интонации. Главные мотивы поэзии Есенина – любовь к Родине, в том числе и к малой, любовь к женщине – это все вечное, непреходящее. Но ему удалось уловить и еще одно непреходящее качество русской души – это желание потосковать, погрустить, пожалеть себя. Как ни странно, но все поздние (и отчасти ранние) стихи Сергея Александровича наполнены жалостью к себе, тоской по утраченному счастью, мечтами о новой, лучшей доле… Это ли не исконно русские мотивы? До боли щемящая необходимость себя пожалеть, поговорить и погрустить наедине с самим собой – порой это просто необходимо каждому из нас…

Проклятие?

Как уже упоминалось, в 1930-х годах имя Сергея Есенина было под запретом. И по роковому стечению обстоятельств в эти страшные годы пострадали многие из тех, кто был близок к поэту. Полностью вырезали всех новокрестьянских поэтов – в число которых одно время входил и Сергей Александрович (дореволюционный период творчества). Были расстреляны Николай Клюев, которого сам Есенин называл своим учителем, а также его друзья Сергей Клычков и Петр Орешин.

Тюремный срок получили Екатерина Есенина, сестра поэта, а ее муж – зять поэта Василий Наседкин – был расстрелян.

В 1939 году была найдена убитой в своей квартире Зинаида Райх. Ей нанесено было 17 ножевых ранений. Незадолго до этого арестовали ее мужа (и приемного отца детей Есенина) Всеволода Мейерхольда (его позже расстреляют). Сраженная наповал всем происходящим, Зинаида написала гневное письмо самому Иосифу Сталину. «Вы не разбираетесь в искусстве!» — заявила смелая женщина. Вероятно, именно за это она и поплатилась…

Как уже упоминалось, в 1937 году казнен был и первенец Есенина – Юрий Изряднов. Его обвинили в контрреволюционной деятельности – как-то в пьяном виде парень сказал, что неплохо бы бросить бомбу в Кремль…

Жены и дети Есенина

Пора перейти к теме личной жизни поэта. Многие знают, что первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх. В этом браке родилось двое детей – Татьяна и Константин. Такие имена были выбраны самим поэтом. Татьяна – разумеется, в честь матери – традиционно. Мальчику же отец хотел выбрать такое имя, чтобы не встречалось в литературном «бомонде». И только после наречения ребенка, Сергей вспомнил: Константином же зовут Бальмонта!

Зинаида Райх с детьми

Однако не каждому известно, что до Зинаиды Есенин уже жил в гражданском браке со своей коллегой по типографии Ивана Сытина – Анной Изрядновой. И у них родился сын Юрий. К сожалению, его судьба была крайне трагичной: в 1937 году он был расстрелян по ложному обвинению…

В 1921 году Сергей Александрович развелся с Зинаидой, вышедшей впоследствии замуж за знаменитого театрального режиссера Мейерхольда. Детей, усыновленных новым отцом, он неоднократно навещал и всегда носил их фотографии с собой. Райх даже опасалась, что взбалмошный Есенин может выкрасть Таню и Костю, и прятала их. Незадолго до смерти Сергея отношения между бывшими супругами возобновились. Все же именно Зинаида продолжала оставаться главной женщиной в жизни поэта…

После Райх у Сергея было немало возлюбленных, однако он не спешил оформлять отношения законно. Умный и по-крестьянски расчетливый, поэт уже тогда понял силу пиара. Он решил: жениться надо непременно на знаменитости, желательно иностранке – чтобы вместе с ней выбраться в заграничное турне и посмотреть мир. И такие мысли родились в голове Есенина не случайно, ведь как раз в это время в Советскую Россию прибыла Айседора Дункан… Красивый и обаятельный молодой человек сделал все, чтобы заграничная «звезда» его заметила. Да и, надо признаться, Сергея Александровича трудно было не заметить… Но отношения продлились менее двух лет – Есенину стало тяжко вдали от Родины, он вернулся и сразу развелся

Айседора Дункан

Последний официальный брак также не был лишен расчета. Поэт долго выбирал – что почетнее – дочка Шаляпина или внучка Льва Толстого. Наконец, выбор пал на Софью Андреевну – полную тезку своей бабушки –

супруги великого русского писателя. Но и этот брак вскоре затрещал по швам – казалось, Сергей просто не был создан для семейной жизни.

Четвертый ребенок Есенина – сын Александр – родился в 1924 году и умер совсем недавно – в 2016-м. Его матерью была поэтесса Надежда Вольпин. Отец ребенка никогда не видел, но имя ему выбрал сам – в честь отца и, конечно, с намеком на обожаемого А.С. Пушкина. Александр Есенин-Вольпин был математиком и философом, лидером диссидентского движения. В 1972 году эмигрировал в США.

Надежда Вольпин с сыном

Темы и проблемы

«Письмо к женщине» имеет не одну тему и проблему. В центре внимания находится проблематика новой власти и пришедшей революции и тема поэта и поэзии, а также острой, ранящей, не щадящей любви.

  1. Тема любви – основная тема в данном произведении. Поэт рассказывает о переосмыслении лирическим героем своего чувства. Он горько сожалеет о прошлом, в котором вел разгульную жизнь и обесценивал свои отношения с Зинаидой. Он поздно понял, что любил женщину, которую «мучил» своими выходками. Лирический герой с грустью и злостью вспоминает образ любимой, оправдывает и тут же вновь винит ее в разлуке, и сам не осознает, любит он ее или ненавидит, прощает или обличает? Значит, противоречивые чувства еще живы в его душе, он все тот же: мечется, ищет, но не находит.
  2. Тема поэта и поэзии раскрывается весьма нетипично. Автора революция запрягает как лошадь, доводит его до крайности, а после он пытается сгубить себя в кабаке, усыпляя чувства вином. Но вот проходит бурное время, начинается рутинная жизнь, и тот же мученик революции сидит за столом и хвалит рулевого – вот цена того, что он не упал с кручи. Однако перед нами не певец нового строя, а его притворно «яростный» попутчик. Очевидно, что поэта используют в целях пропаганды, а он уже ничего не может сделать, кроме как горько усмехнуться.
  3. В стихотворении поднимается и проблема новой власти. Именно из-за нее поэт был «в сплошном дыму». В то время представители интеллигенции не понимали, куда именно повернется новая политика пришедшей власти. Сергей Есенин сравнивает себя с лошадью, которую пришпорил «смелый ездок». «Корабль», которым он называет Россию, направили в совершенно другом направлении, на пути которой «гущи бурь и вьюг». За новой жизнью, к которое идет корабль, поэт сразу же упоминает «новую славу» — люди, пришедшие к власти, стремятся реализовать свои амбиции, войти в историю, а народ лишь безвольно качается на палубе.
  4. Проблема революции также обескураживает поэта. Атмосферу революции он описывает как кипящую «морскую гладь», а положение страны, по его мнению, находится «в плачевном состоянье». Сергей Есенин не понимает, что случится на следующий день, он обеспокоен неизвестностью и туманной, дымной судьбой России. Он осознает, что события вышли из-под контроля рулевого, и ими управляет рок – слепая и непредсказуемая сила.

Есенин до Мариенгофа

Сергей Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии в простой крестьянской семье. В 1904 году он поступил в Константиновское земское училище и, окончив гимназию, поступил в церковно-приходскую школу. В 1912 году Есенин покинул отцовский дом и приехал в Москву, где сначала работал в мясной лавке, а затем в типографии И. Д. Сытина. Через год он стал бесплатным студентом историко-философского факультета Университета им. А.Л. Шанявского. Работая в типографии, он сблизился с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

В 1915 году Сергей уехал из Москвы в Петроград. Там он читает стихи Блоку, Городецкому и другим поэтам, с которыми впоследствии подружится. Через год Есенина призвали на войну. В то время ему удалось сблизиться с группой «новых крестьянских поэтов» и опубликовать свои первые сборники стихов, которые принесли ему широкую популярность.

В начале 20-х годов Есенин впервые познакомился с Анатолием Мариенгофом, с которым свела бы друзей на всю жизнь. Объединяющим словом Есенина, Мариенгофа и Шершеневича было «имажинизм» — новое поэтическое движение, основанное этими поэтами вместе. Но в 1924 году Есенин якобы разорвал все связи с имажинизмом в связи с ссорой с близким другом Анатолием Мариенгофом.

Кризис

Вскоре Сергей оказался в нервном отделе Ганнушкина. Мариенгоф Анатолий и Анна часто навещали его, и он в ответ сказал, что таким пациентам, как он, нельзя давать ни веревку, ни нож, пока не будет сделано ничего страшного. С тех пор Анна Мариенгоф — урожденная Никритина — больше никогда не видела Сергея, а мужа ждали еще одна судьбоносная встреча и непростой разговор, причем после многих лет жизни без лучшего друга.

Утром 28 декабря 1925 года Есенин был найден мертвым в гостинице «Англетер». На следующий день новость об этом событии опубликовали «Известия». Тогда М.Д. Ройзман впервые узнал о смерти поэта, написавшего очерк заместителю директора «Вечерней Москвы». Так он узнал печальную новость. Ему пришло в голову, что Сергей, возможно, просто пытался покончить жизнь самоубийством, но его спасли. Выйдя из редакции, он отправился в «Мышиную нору», где познакомился с Мариенгофом. Тот, услышав страшные слова, тут же побледнел и стал звонить «Известиям». Я не мог пройти.

Вскоре они встретили Михаила Кольцова, который подтвердил пугающее сообщение о смерти Есенина. Потом слезы потекли из глаз Анатолия: надежды больше не было.

30 декабря гроб с телом поэта прибыл в Москву. Поприветствовать молодого поэта приходили все, кто знал Есенина и любил его. Тогда Анатолий Мариенгоф с горечью написал свое грустное стихотворение, посвященное памяти своего дорогого друга. Гроб с телом любимого человека еще не провалился в землю, когда поэт писал строки:

«Сергун, замечательно! Мой золотой клен!

Есть червь

Есть смерть

Сжечь там.

Как ты можешь верить эгоистичным

Его выступления».

Это стихотворение стало прощанием Мариенгофа с Есениным.

Есенина похоронили 31 декабря, в день празднования Нового года. Анатолий Мариенгоф с болью и болью сказал о Сергее Есенине: «Как странно складывается жизнь: сейчас хоронят Есенина, кладут его холодное бледное тело в чернозем, а через пару часов припудривают нос и кричат. » С Новым Годом! С новым счастьем!»

Анатолий с большой потерей вступил в Новый год: «Невероятно!» — сказал он, на что его жена ответила: «Нет, нет. Это жизнь, Толя…»

Отношения между Мариенгофом и Есениным не поддаются логическому объяснению. Это бескорыстная любовь, граничащая с чем-то сверхъестественным, невозможность оторвать друг от друга жизни, глубокое желание и еще более глубокая дружба, не знающая ни времени, ни расстояния, ни смерти — настоящая редкость и величайшая ценность, которую несли поэты за всю свою жизнь. Уникальный пример действительно крепкой дружбы. Такое сильное чувство стало для поэтов и большим подарком, и тяжелым крестом: такую ​​искреннюю связь чрезвычайно трудно поддерживать, но потерять ее еще страшнее. В любом случае пример взаимоотношений Есенина и Мариенгофа доказывает, что настоящая дружба действительно существует. Но такая великая сила сопряжена с огромной ответственностью, и если поэты с ней столкнулись, судить сложно — да, может, оно того не стоит.

Софья Толстая

Внучка великого классика стала последней женщиной в жизни Есенина. Они познакомились за год до его смерти. Как и все отношения поэта, эти тоже развивались стремительно. Уже в июле 1925 они сыграли свадьбу и уехали на Кавказ отдыхать. Но Сергей оставался собой: безбожно пил, спускал все деньги на алкоголь. Софья лишь пожимала плечами и говорила, что он просто болен. Она попыталась отвлечь его от собутыльников и подала идею о создании своего журнала. Они серьезно занялись этим делом, в конце концов, Толстая стала почти секретарем у поэта.

Но хоть журнал и захватил его, Есенин был потерян. Он уже не скрывал своего отвращения к Соне, говорил, что никогда её не любил. Она стала жаловаться друзьям на мужа. Стало понятно, что Сергею нужно лечение. В ноябре его отправили в лечебницу. Но оттуда он сбежал в Ленинград. 28 декабря 1925 года его нашли мертвым в гостинице «Англетер». Все его жены, кроме Дункан, были на похоронах.

Софье Толстой посвящено стихотворения «Видно, так заведено навеки..».

В жизни поэта было много девушек. Все как одна любили его так сильно, что не видели его недостатков. Незадолго до смерти Есенин признался приятелю, что любил лишь двух женщин за всю жизнь. Сначала Зинаиду Райх, а потом Айседору Дункан. Все другие были огромной ошибкой. По словам поэта, искусство он любил гораздо больше, чем женщин.

Зинаида Райх

Необыкновенно красивая 23-летняя Зинаида работала в редакции партийной газеты «Дело народа». Именно там её встретил Есенин, который зашел туда по делу. В июле друг поэта Ганин приглашает Сергея в Коншино. За ними едет и Зинаида.

Оба друга ухаживали за девушкой. Видя, что Ганин становится все более настойчивым, Есенин делает предложение Райх и она соглашается. Они обвенчались под Вологдой. Жить стали у Зины: она зарабатывала достаточно для двоих, и поэт мог беспрепятственно творить. Но это не мешало ему устраивать ей ужасные сцены ревности. Сергей любил её «по-русски»: избивал беременную жену, а потом валялся в ногах и молил о прощении. Она уехала к родителям в Орел и в 1918 году родила дочь. Назвала Таней, в честь матери поэта. Вернулась к мужу с дочерью. Возобновились скандалы и побои. Когда она была беременна вторым ребенком, Зинаида, которую вновь избил муж, навсегда уехала от него. После позвонила, чтобы он выбрал имя сыну. Так закончились их отношения, но брак был расторгнут лишь в 1921 году.

Именно Зинаиде посвящен одно из самых известных стихотворений Есенина «Письмо к женщине», а также «Цветы мне говорят – прощай…».

Самоубийство на фоне «белочки» или…?

В 1924 году московские газеты начали печатать разоблачительные статьи о его пьянстве. А годом позже, друзья уговорили Есенина лечь в частную клинику, чтобы попытаться побороть тягу к спиртному. Выйдя оттуда через месяц, поэт снял все деньги со счета и уехал в Ленинград, сняв номер в гостинице «Англетер». Именно там 28 декабря его и нашли повешенным на трубе отопления.

Общепринятая версия гласит, что поэт решил уйти из жизни под влиянием сильнейшей депрессии, развившейся на почве алкоголизма. Говоря сегодняшним языком, Есенина вполне могла хватить белая горячка, во время которой себя человек не контролирует. У поэта подобное уже случалось – он и под поезд пытался лечь и из окна выпрыгивал. Но тогда рядом оказывались люди. В номере «Англетера» он был один. Или не один? Не все поверили в версию самоубийства. По утверждению его друзей, поэт был весел и полон надежд – вскоре ожидался выход сборника его стихов. К тому же, в номере после его смерти застали большой беспорядок. С кем-то дрался или оказывал сопротивление?

Да и тело поэта застыло в необычном для повешения состоянии – почему бы не предположить грубую поспешную инсценировку? К тому же, и лицо поэта — в ссадинах, могло навести сыщиков на определенные мысли. Почему не навело?

Он доставал женщин даже с того света

Галина Бениславская пять лет фактически исполняла обязанности его секретаря. У них даже случился короткий романчик, который поэт принял как естественный и несерьезный – чего нельзя было сказать о Галине. Даже после завершения отношений она продолжала любить его, понемногу сходя с ума. И через год после смерти поэта, 3 декабря 1926 года, Бениславская пришла на его могилу на Ваганьковском кладбище с пистолетом, оставила предсмертную записку и застрелилась. Согласно завещанию, её похоронили рядом с Есениным.

Спустя год, в сентябре 1927 года, его вторая жена Айседора Дункан трагически погибла в Ницце – ее задушил собственный шарф, попавший в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. А в остальном: «Я ль виноват, что я поэт»… Но это уже ближе к школьной программе…

Имажинизм

Со школьной скамьи мы слышим эти мудреные названия различных поэтических и художественных групп, которые в 1910-1920-х годах множились, как грибы под дождем. Футуристы, акмеисты, символисты – главное не запутаться! Но имажинисты – объединение, созданное Сергеем Есениным на пару с уже упоминавшимся ранее Мариенгофом, стоит в этом списке особняком. Главное для молодых и талантливых людей было – заявить о себе. Они готовы были на все, лишь бы пропиариться, прогреметь на всю Москву. И им это удавалось! Например, однажды друзья-поэты всю ночь вешали на дома таблички со своими именами. Так, Большая Дмитровка стала Кусиковской, а Кузнецкий мост – Есенинским. Эта акция была еще и своеобразной пародией на действия советских властей – названия, напоминавшие о старом режиме, в ту пору активно сменялись новыми – революционными и соответствующими времени – что создавало немалую путаницу среди населения.

Имажинистская четверка: слева направо Мариенгоф, Есенин, Кусиков, Шершеневич

Еще одна смелая акция – написание неприличных стишков прямо на стенах Страстного монастыря (он располагался на нынешней Пушкинской площади и был взорван в 1930-х годах). Все собрались поглазеть, как монахини, подставив лестницы, спешно смывали антирелигиозные слова: «Здесь по ночам монашки снимают с Христа штаны». Да, время было горячее…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: