Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики
Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.
Крупный обломок «Титаника» на океанском дне
Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…
Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.
Чашка White Star Line (именно эта судоходная компания владела «Титаником»), поднятая со дна
Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.
Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»
Следствие ведут…
Всех спасшихся подобрал британский пассажирский пароход Carpathia (Карпатия), хотя ближе других к месту трагедии находился другой пароход — Californian (Калифорниэн). Вечером 18 апреля выжившие в крушении прибыли в Нью-Йорк.
Судно «Карпатия». (rarephotos.ru)
Сенатор от штата Мичиган Уильям Смит, работавший юрисконсультом транспортных компаний, предложил провести специальное расследование. Он обратился к руководству Сената, а также к президенту США Уильяму Говарду Тафту, однако понимания не нашёл. Когда же выяснилось, что на «Титанике» погиб военный помощник президента Арчибальд Батт, Тафт изменил своё мнение и отдал распоряжение о создании сенатской комиссии, которую возглавил Смит.
Слушания начались 19 апреля, на следующий день после прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк. Всего комиссия провела 18 заседаний, опросила более 80 свидетелей.
Уильям Смит. (wikipedia.org)
Наиболее ценными комиссии представлялись показания второго помощника капитана Титаника Чарлза Герберта Лайтоллера (всего после крушения выжили 4 из 8 офицеров и 42 из 66 человек палубной команды). Комиссия отметила, что на многие вопросы он давал уклончивые ответы, пользуясь тем, что сенаторы плохо знакомы с предметом разговора в принципе. Однако комиссия отнеслась к помощнику капитана мягко, учитывая масштаб пережитой им трагедии.
У Лайтоллера, в частности, хотели получить точную информацию относительно шлюпок. Их было недостаточно, но пассажирские суда в те времена оснащались спасательными средствами не по числу пассажиров, а по усреднённому стандарту. «Титаник» должен был иметь 20 шлюпок, ровно столько их и было. Лайтоллер утверждал, что перед выходом в рейс были проведены испытания, спассредства спускали на воду, проверяя исправность механизмов. Однако помощник капитана скрыл часть правды: никто из команды не знал, можно ли спустить на воду полностью загруженную лодку. Именно поэтому в некоторых шлюпках оставались свободные места: команда не хотела рисковать, боясь перегруза. По некоторым подсчетам, дополнительно можно было спасти 400 человек. Комиссию также интересовало, всё ли возможное было сделано для спасения пассажиров, имели ли пассажиры третьего класса те же возможности попасть в шлюпки, что и остальные.
Были и другие свидетели: второй радист Гарольд Брайд сказал, что он ничего не знает о радиограммах, который мог принимать его коллега Филлипс. Получалось, что координация персонала на судне была нарушена. Один из офицеров Джозеф Боксхолл вообще якобы заметил судно буквально в нескольких милях от «Титаника», которое не оказало лайнеру помощь. Матрос Фредерик Флит, увидевший злополучный айсберг, сказал, что на наблюдательном пункте не было биноклей, хотя матросы просили их выдать (бинокли на «Титанике» по трагическому стечению обстоятельств действительно оказались заперты в сейфе).
Фредерик Флит. (rarephotos.ru)
Большую важность придавали показаниям Джозефа Брюса Исмея, управляющего директора White Star Line, который тоже отправился в первый рейс «Титаника». В США к тому моменту действовал так называемый Закон Хартера, в соответствии с которым в случае крушения судна пассажиры и их родственники могли требовать компенсации ущерба, если выяснялось, что руководство судоходной компании знало о нарушении правил судовождения
«Титаник» формально принадлежал американской корпорации. Если бы следствие выяснило, что Исмей знал о нарушениях, допущенных командованием, иски от потерпевших завалили бы компанию. Кроме того, у сенаторов были подозрения, что само присутствие директора White Star Line могло оказывать влияние на действия капитана, в частности, именно поэтому «Титаник» шёл на максимальной скорости.
Реальные факты, которые известны о Титанике
Кораблекрушение так взволновало людей, что трагедия легла в основу многих литературных произведений, снимали кино, складывали стихи. Теперь уже трудно отделить правду от вымысла, но все же некоторые факты подтверждены исследователями.
Так, известно точное время столкновения лайнера с айсбергом – это произошло в 23 часа 40 минут 14 апреля, а уже после полуночи лайнер скрылся в пучинах океана. В 2 часа 20 минут 15 апреля корабля на поверхности океана не было.
Помощником капитана был У. Мердок. Мужчина заметил приближение громадной ледяной горы, но сообщил об опасности не сразу. Что-то отвлекло его на полминуты, это сыграло немаловажную роль.
Во время пути на палубе то и дело устраивали танцы, пускали фейерверки, показывали фокусы. Поэтому когда на палубу обрушились осколки льда, никто не сомневался, что это очередное развлечение для пассажиров. Выжили свидетели, которые говорят о том, что льдинками играли в футбол вместо того, чтобы спасаться.
Лайнер предназначался для пассажиров трех классов. Но даже обеспеченные люди смиренно ждали своей очереди, чтобы спуститься в спасательную лодку. Среди них был миллионер Астор IV – он отправил на борт шлюпки свою супругу, а сам спуститься не успел. Астор IV погиб.
На спасательные шлюпки «Титаника» сначала отправляли женщин
Нужно отметить, что мужчины вели себя достойно – 72% от количества спасенных составляли женщины. Это без слов говорит о том, что прежде всего эвакуировали слабый пол.
Владельцы пароходной компании для пассажиров первого класса на борту парохода оборудовали библиотеку, спортивный зал, живой сад, площадку для игры в сквош, бани, бассейн, был предусмотрен даже салон красоты (парикмахерская) – все было сделано для комфорта состоятельных людей.
Роскошный ресторан на борту «Титаника»
В то же время пассажиры третьего класса теснились в маленьких каютах, на всех было предоставлено только две ванны. Этот контраст не раз описывался в художественных произведениях о «Титанике».
За минуту до начала трагедии отдыхающие фотографировались на палубе – они даже не подозревали, что это предсмертные снимки. Фото сохранилось, но, к сожалению, люди с фотографий не выжили.
Пассажиры на «Титанике» не догадывались, что фотографируются в последний раз
Удивительно, но информацию о катастрофе обнародовали не сразу. Родственники путешественников находились в неведении и думали, что родные прекрасно проводят время в круизе. А в это время их уже не было в живых.
Потом газеты сообщили, что все пассажиры выжили – это сделали для того, чтобы избежать еще одной трагедии. Обезумевшие от горя близкие и родные погибших могли учинить разгром.
Было запланировано оснастить туристический лайнер почти 70-ю шлюпками, но на деле на палубы подняли только 20 лодок. По мнению руководства, шлюпки портили внешний вид судна и разрушали созданный миф о непотопляемости лайнера.
Лодки отчаливали наполовину пустыми, команда не была обучена действиям.
Среди выживших оказался повар судна Ч. Джуфин. Не попав в шлюпку, он смог продержаться в ледяной воде несколько часов, пока его не спасли. По словам кулинара, он не замерз только потому, что и отдыхающие, и команда постоянно потребляли спиртное – трезвых людей на момент трагедии практически не осталось.
Интересен тот факт, что развернувшиеся на «Титанике» события были описаны фантастом М. Роберсоном в одном из романов: книга была закончена в 1898 году, а катастрофа произошла спустя 20 лет.
Многие молодожены выбрали в качестве свадебного путешествия круиз на уникальном лайнере. 13 пар новобрачных находились на лайнере, но вместо счастливого медового месяца их ждала смерть.
Картина La Circassienne au Bain
La Circassienne au Bain («Купающаяся черкешенка») — это картина французского художника Мерри-Жозефа Блонделя, написанная им в 1814 году, которая изображала в натуральную величину молодую черкесскую женщину, купающуюся в идеализированной обстановке из классической античности.
La Circassienne au Bain была доставлена на борт «Титаника» шведским бизнесменом Маурицем Хоканом Бьорнстрём-Стеффанссоном, который благополучно пережил катастрофу. Картине же не повезло так, как её владельцу, и она пошла на дно вместе с кораблём. Позже Стеффанссон потребовал от компании White Star Line, владелицы «Титаника», 100 тысяч долларов в качестве компенсации. Это самый дорогой предмет багажа, погибший вместе с кораблём.
«Ланкастерия»
О трагедии, произошедшей 17 июня 1940 года западная историография предпочитает умалчивать. Более того, пелена забвения покрыла эту страшную катастрофу в день, когда она случилась. Это связано с тем, что в этот же день перед гитлеровскими войсками капитулировала Франция, и Уинстон Черчилль решил ничего не сообщать о гибели корабля, так как это могло надломить моральный дух британцев. Это не удивительно: катастрофа «Ланкастерии» стала крупнейшей массовой гибелью англичан за все время Второй мировой войны, количество жертв превысило сумму жертв гибели «Титаника» и «Луизитании».
Чтобы найти Титаник понадобилось более 70 лет
Только в 1985 году было найдено судно Титаника. Вскоре после этого стали появляться новые факты о Титанике. Споры вызывал вопрос, погрузился ли Титаник как одно целое. Один из пассажиров «Карпатии» описал сцену, в которой Титаник разламывается пополам перед тем, как погрузиться. Этот факт никак не могли доказать, пока не нашли судно.
Титаник под водой
В сентябре 1985 года команде французских и американских исследователей удалось обнаружить затонувший корабль «Титаник». Титаник сломался надвое, и еще больше фактов о Титанике были подтверждены. Команда показала, что Титаник затонул более чем в 13 милях от координат, предоставленных операторами беспроводной связи на корабле.
Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»
Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?
Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой конец с промежутком в 100 лет.
Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.
Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.
Обстоятельства непреодолимой силы
28 мая комиссия обнародовала своё заключение:
Тревога на «Титанике» не была объявлена должным образом, пассажиры не имели полного представления о происходившем, общей тревоги не было.
Пассажиры третьего класса не были оповещены об опасности вовремя, но отчасти это связано с тем, что многие из них плохо владели английским языком.
Предварительная проверка спасательных средств надлежащим образом проведена не была.
Капитан судна Эдвард Джон Смит продемонстрировал безразличие к опасности, что стало одной из причин крушения.
Исмей не отдавал приказаний вести «Титаник» на максимальной скорости, но его присутствие могло оказывать на решения капитана негативное влияние.
В конце концов американская комиссия пришла к выводу, что причиной гибели «Титаника» стали обстоятельства непреодолимой силы, или, по англо-американскому праву, Act of God.
Англичане сенатское расследование не приветствовали, полагая, что американцы превысили полномочия. Команда корабля, офицеры королевского флота, вынуждены были давать показания чиновникам из США, и это был удар по самолюбию британцев. По их мнению, иностранная держава, что называется, «влезла не в своё дело».
Газеты тоже позволили себе лишнее. Когда «Титаник» уже получил повреждения и начал посылать сигналы SOS, одним из первых откликнулось немецкое судно «Франкфурт». Однако царившая суета внесла свои коррективы, и в эфире началась настоящая неразбериха, на запросы «Франкфурта» толком не ответили. Немецкие газеты написали, что, бы на «Титанике» была команда из Германии, то трагедии бы не случилось. Это был ещё один камень в огород английских моряков, замечание сильно их уязвило.
Англичане создали свою комиссию, в которую вошли в первую очередь люди, знакомые с морским делом и судовладельцы
Основное внимание этой комиссии было уделено поведению команды, а именно — почему многие моряки спаслись, тогда как пассажиры погибли. Лорд Мерсей, возглавлявший комиссию, в итоге признал: «Свидетели меня убедили, что офицеры очень добросовестно выполняли свои обязанности, не думая о себе
Дисциплина пассажиров и команды во время спуска шлюпок также была на высоте, но организация могла быть лучше, и если бы таковое имело место, то, возможно, было бы спасено больше жизней». Надо отметить, что многие члены команды вынуждены были садиться в шлюпки: кроме них, никто не знал правил поведения на воде и не смог бы организовать работу гребцов.
Самое важное, что по итогам работы обеих комиссий были сформулированы предложения, которые могли бы предотвратить подобные катастрофы в будущем: снижать скорость в области дрейфующих льдов, доводить до сведения всей команды важные сообщения о навигационной обстановке, оснащать суда шлюпками, рассчитанными на спасение всех пассажиров и экипажа, проводить учебные тревоги и т. д
И это, пожалуй, был главный результат проведённых расследований.
Спасательные шлюпки на Титанике вмещали только 1178 человек
Из всех фактов о Титанике, этот факт больше всего рассказывает нам о том, что произошло в роковой день гибели Титаника. Титаник мог вместить более 60 спасательных шлюпок. С 16 комплектами шлюпок, каждая из которых может обслуживать четыре спасательные шлюпки, корабль мог вместить ровно 64 спасательных шлюпки.
Приготовьтесь к еще одной математике … каждая спасательная шлюпка была способна вместить 65 человек, этих 64 спасательных шлюпок было бы достаточно, чтобы вместить примерно 3500 пассажиров максимальной вместимостью Титаника.
Спасательные шлюпки Титаника
Печальный факт, что Титаник в своем первом путешествии даже не был загружен пассажирами в полную силу. У него было только 2223 пассажира и экипаж на борту, когда он затонул, но спасательных шлюпок все равно не хватило. Хотя «Титаник» мог вместить более 60 спасательных шлюпок, всего их было только 20. Было 14 стандартных спасательных шлюпок, каждая из которых вмещала 65 человек, еще четыре складные спасательные шлюпки, каждая из которых могла перевозить 47 человек, и два аварийных катера, каждый из которых мог перевозить 40 человек. Не убирайте свой калькулятор … это означает, что на Титанике было достаточно спасательных шлюпок только для 1178 человек!
И именно поэтому гибель Титаника стала такой трагедией. В ночь кораблекрушения Титанику просто не хватило спасательных шлюпок, чтобы спасти всех на лайнере.
«Калифорниэн»
В 5:30 утра на пароходе «Калифорниэн» сменилась ночная вахта, и второй помощник Стоун доложил своему сменщику о странном судне, которое пускало белые ракеты, а потом исчезло. В 5:40 старпом разбудил радиста Эванса и попросил послушать последние сообщения, не прояснится ли история с ракетами. Эвансу хватило двух минут, чтобы узнать, что произошло этой ночью. Капитан Лорд немедленно приказал запустить машины и направил свое судно к тому месту, где затонул «Титаник».
В 8:30 «Калифорниэн» прибыл на место трагедии, но спасать было уже некого. Позже капитана Лорда обвинят в неоказании помощи тонущему кораблю. Он подаст в отставку в том же году и до конца жизни будет бороться за свое честное имя.
Жизнь после крушения
«Все уже позади, и это письмо я пишу тебе с парохода «Карпатия», который спас всех нас. Сейчас 9 утра, и мы плывем в Нью-Йорк. Как только прибудем, я отправлю тебе это письмо. Надеюсь, оно дойдет быстро. Мало ли, что напишут в газетах».
В ночь на 15 апреля в Нью-Йорке была получена краткая телеграмма агентства «Associated Press»: «С Титаника был передан сигнал «SQD» – сообщение о столкновении с айсбергом и просьбе о незамедлительной помощи».
У радиста «Титаника» Гарольда Брайда были отморожены и практически раздроблены обе ноги, но он нашел силы сесть за стол радиорубки «Карпатии», чтобы передать на мыс Рейс: «Титаник затонул, полторы тысячи человек погибли».
Всю дорогу до Нью-Йорка он, меняясь с радистом «Карпатии», передавал на материк списки выживших. Впоследствии компания «Маркони» наградит Брайда золотыми часами с надписью «В знак признательности выполнившему свой долг и сделавшему это храбро».
Брайд вылечится в американском госпитале и вернется в Англию. Через несколько лет, благодаря старой публикации о героях «Титаника», встретится со своей будущей женой.
«Мамочка ты не поверишь, пока я писала это письмо, выяснилось, что Дик жив. Он сам нашел меня, а я чуть в обморок не упала от счастья. Оказывается, он прыгнул с кормы и отплыл подальше от корабля. Долго плыл, потом его подобрала шлюпка. Он считает, что выжил исключительно благодаря советам нашего нового знакомого мистера Уильма Стида, а сам мистер Стид, по-видимому, утонул. В списках спасенных его нет» (Из письма Флоренс Мортон).
Составлением списков на борту «Карпатии» по собственной инициативе занялась Маргарет Молли Браун. Она знала несколько языков и свободно общалась с пассажирами третьего класса, многие из которых не говорили по-английски. Благодаря ей люди узнавали о том, что их родственники не погибли. Кроме того, миссис Браун организовала сбор средств для тех, кто потерял все.
Ко времени прибытия в Нью-Йорк она собрала около 10 тысяч $, позже именно она организует фонд спасшихся с «Титаника» и вручит капитану «Карпатии» Артуру Рострону кубок любви.
«Какое длинное получилось это письмо. Завтра мы прибудем в Нью-Йорк, но когда доберемся до Бостона, неизвестно. Я помню, что успела отправить тебе одну глупую телеграмму о том, что я ухожу от Дика. Мамочка забудь, у меня самый лучший на свете муж. Я очень люблю его и ни за что с ним не расстанусь» (Из письма Флоренс Мортон).
Вечером 18 апреля «Карпатия» прибыла в Нью-Йорк. В порту уже собралось 30 тысяч любопытствующих. Пока корабль подходил к пирсу, рядом с двух сторон плыли буксиры с репортерами.
Шлюпки «Титаника» выгруженные с «Карпатии», отвели к пирсу компании «White Star Line». На следующее утро рабочие уже соскабливали с них название «Титаник».
Потом было долгое судебное разбирательство, бесконечная газетная шумиха и огромное количество сувенирной продукции. Сувениров в честь гибели корабля было сделано и продано гораздо больше, чем в честь его помпезного спуска на воду.
До сих пор самый знаменитый корабль в мире – это «Титаник», плавание которого длилось всего лишь четыре дня семнадцать часов и тридцать минут.
Эпилог
С тех пор прошло более ста лет. Многое, вроде бы, изменилось: трансатлантические перелеты, освоение космоса, ядерная энергия, спутниковые телефоны, эхолоты, ледовый патруль и спасательные службы. Но мы все так же хотим безграничного процветания, максимального комфорта и абсолютной надежности и все так же остаемся абсолютно беззащитными: землетрясения и цунами, тайфуны, плавучие льды и бесконечные «Если бы не…» и «Кто виноват?».
Тем временем на дне Атлантики медленно рассыпается в прах символ могущества человека – воплощенный в металле вызов силам природы – непотопляемый «Титаник»…
41° 43’N 49°56’W
29.08.2021 13:01
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Кто за все ответит?
В декабре 2020 года британское издание Daily Telegraph опубликовало статью, в которой впервые широкой публике представлены фрагменты из дневника судьи Высокого суда Лондона лорда Мерси, расследовавшего в 1912 году крушение «Титаника».
Его выводы в целом совпадают с итогами американского расследования: «Титаник» перед крушением шел с высокой скоростью в условиях сложной ледовой ситуации и, несмотря на предупреждения об айсбергах в этой части океана, на корабле не проводились учения по действиям в экстренных ситуациях, а число шлюпок не обеспечивало спасение всех тех, кто был на борту.
Возник вопрос: кто же должен отвечать за случившееся? Конструктор судна Томас Эндрюс погиб вместе с «Титаником», к тому же случившееся не было связано с какими-либо фатальными ошибками при проектировке. Капитан «Титаника» Эдвард Смит разделил участь своего корабля, при этом его действия после столкновения сочли грамотными и профессиональными. Что касается самой аварии, то в момент удара вахту несли помощники Смита.
В итоге главными подозреваемыми стали директор-распорядитель «Уайт Стар Лайн» Джозеф Исмей и капитан парохода «Калифорниэн» Стэнли Лорд.
Прокачу к «Титанику»! Семь самых дорогих и необычных экскурсий в мире
Подробнее
1045 человек могли быть спасены на Титанике
Это, пожалуй, самый спорный из фактов Титаника. В ту роковую ночь был еще один корабль, который наносил на карту ледяные воды Атлантики, калифорнийский SS. Калифорнийцы предупредили Титаник о паковом льде через раннюю систему беспроводной связи, которую использовали корабли. Это было 14 апреля 1912 года, и калифорнийцы остановились на ночь, чтобы не задеть айсберги, и предупредили Титаник о том же.
Беспроводной оператор Титаника раскритиковал калифорнийца за его осторожность. Возможно, такая самоуверенность оператора была из-за хвастовства во время постройки корабля или из-за легендарного и исторического названия корабля. В любом случае, «Титаник» не предпринял никаких мер предосторожности. После того, как Титаник столкнулся с айсбергом, команда запустила ракеты, чтобы привлечь внимание соседних кораблей. Калифорния SS
Калифорния SS
Калифорнийский SS видел вспышки, но не предпринимал действий. Капитан калифорнийца поручил своей команде послать сигналы азбуки Морзе через лампу. Затем он пошел спать, сказав своей команде сообщить ему, реагирует ли другое судно на какие-либо сигналы. Вероятно, Титаник был просто слишком далеко, чтобы увидеть сигналы.
Карпатия принимает на борт пассажиров Титаника
Рано утром следующего дня калифорнийцы наконец-то попытались достучаться до близлежащих кораблей, используя свою беспроводную систему. Экипаж вскоре узнал о случившемся и попытался помочь спасти пассажиров «Титаника», но было уже слишком поздно, и другой близлежащий корабль, «Карпатия», уже подобрал оставшихся в живых. Калифорниец был ближе, чем Карпатия, к Титанику. Если бы они ответили беспроводными лампами Морзе, они могли бы спасти больше пассажиров. Количество спасательных шлюпок на Титанике было недостаточно, чтобы спасти всех пассажиров, однако, их могло бы хватить, чтобы безопасно переправить всех на палубу калифорнийца.
О чём думал первый помощник?
Ещё одна необъяснимая тайна гибели «Титаника» — это странное поведение Уильяма Мердока, первого помощника капитана. Мердок нёс вахту в ночь аварии. Когда он получил сообщение о надвигающемся айсберге, то отдал приказ направить корабль влево и включить задний ход, что категорически запрещено.
Возможно, что первый помощник капитана ошибся и это и есть причина гибели «Титаника»? Но Мердок уже сталкивался с подобной ситуацией и поступал всегда правильно, направляя судно носом на препятствие. Во всех учебниках мореплавания этот манёвр описан как единственно верный в данной ситуации.
В тот последний рейс для «Титаника» старший помощник капитана поступил иначе. В результате основной удар пришёлся не в нос, где самое прочное место у корабля, а в его бок. Почти сто метров правого борта вскрылись подобно консервной банке.
«Титаник», история гибели которого описывается менее чем за десять секунд, был практически мертв. Именно столько времени понадобилось, чтобы вынести смертный приговор самому большому и самому прекрасному судну в мире. Почему Мердок допустил фатальную ошибку? Если предположить, что он тоже состоял в сговоре, тогда ответ на гибель «Титаника» находится сам собой.
Защита непотопляемого Титаника
Все что-то слышали о непотопляемости Титаника и какой-то уникальной системе, установленной на корабле. Вся она сводилась к трем моментам
:
Переборки |
Второе дно |
Насосы |
Всего насчитывалось 16 водонепроницаемых переборок. |
Находилось на высоте 160 см и защищало от любых повреждений. |
Работали на электричестве, которое генерировали двигатели. |
Между каждой из них были установлены чугунные двери, для команды. |
Имело ячеистую структуру, которая должна была помешать затоплению. |
Откачивали воду, поступающие в переборки и отсеки. |
Повреждение даже нескольких отсеков не привело бы к затоплению судна. |
Считалось гениальным инженерным решением, которое позволит избежать крушения корабля. |
Могли справиться только с определенным количеством воды. |
Теоретически, любая незначительная авария не должна была привести к быстрому затоплению корабля. Хотя сложно говорить о незначительности, когда речь идет о столкновении с айсбергом. Справиться с последствиями такого контакта вышло не под силу даже самой современной системе
, которая только была на тот момент.
Скрипка Уоллеса Хартли
Если ты смотрел фильм «Титаник», то видел там сцену, когда музыканты на уже тонущем корабле начинают играть музыку со спокойными лицами, что на фоне всеобщей паники и погибающих людей выглядит немного сюрреалистично. Так вот, это, по словам спасшихся пассажиров, действительно происходило. Уоллес Хартли и его коллеги играли композицию за композицией, и последней была «Ближе, Господь, к Тебе» — английский христианский гимн XIX века.
Когда Хартли оказался в воде, он, как утверждают выжившие пассажиры, засунул свою скрипку в кожаную сумку и использовал её в качестве импровизированного плота. Увы, но это не спасло музыканта, и его тело вместе с повреждённой водой скрипкой было найдено спустя несколько дней после кораблекрушения.
Скрипку сразу же затребовала Мария Робинсон — невеста Хартли, которая и подарила ему этот музыкальный инструмент. Затем её следы пропали, и лишь в 2006 году скрипка была обнаружена на чердаке Марии Робинсон. Подлинность была доказана расположенной на скрипке табличкой с гравировкой «Уоллесу по случаю нашей помолвки. От Марии», а также другими исследованиями. После реставрации скрипку выставили на аукцион в 2013 году и продали за 1,7 миллиона долларов.
Это один из немногих примеров ценных вещей, которые были на «Титанике», но получили второй шанс на жизнь.
Титаник, Британик и Олимпик
Все три корабля производились судостроительной компанией «Харланд энд Вольф». До Титаника мир увидел Олимпик. Несложно увидеть в судьбе трех кораблей роковую предрасположенность. Первый лайнер потерпел крушение в результате столкновения с крейсером. Не столь масштабная катастрофа, но все-таки внушительная неудача.
Затем история Титаника, получившая широкий резонанс в мире, и, наконец, Гигантик. Этот корабль постарались сделать особенно прочным, учитывая ошибки предыдущих лайнеров. Его даже спустили на воду, но Первая мировая нарушила планы. Гигантик превратился в госпитальное судно под названием Британик.
Титаник: фото под водой сейчас
Ему то как раз и удалось осуществить 5 спокойных рейсов, а на шестой случилась катастрофа. Подорвавшись на немецкой мине, Британик стремительно пошел ко дну. Ошибки прошлого и подготовленность капитана позволили спасти максимальное количество человек – 1036 из 1066.
Сравнение Титаника с современными лайнерами: фото
«Армения»
Грузопассажирское судно «Армения» было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса – Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. Борт и палубу стали «украшать» большие красные кресты, которые, по идее, должны были уберечь корабль от атак, но…
В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на его борту были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь.
Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану «Армении» запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток, но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось…
Эдит Рассел
Многие люди мечтали о том, чтобы оказаться пассажиром первого класса на борту «Титаника», но только не Эдит Розенбаум (позже известная как Эдит Рассел). Она не могла избавиться от плохих предчувствий. Эдит поднялась на борт «Титаника» во время его первой остановки в Шербуре, во Франции, она возвращалась из Парижа с показа французской моды. В письме к своему секретарю Эдит написала: «Мы отправляемся в Квинстаун. Я просто ненавижу покидать Париж и буду рада вернуться сюда снова. Я собиралась отдохнуть в этой поездке, но я не могу избавиться от депрессии и предчувствия беды. Как же мне хочется, чтобы всё это поскорее закончилось!».
Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, Эдит попросила стюарда принести из её каюты первого класса музыкальную шкатулку в форме поросёнка. Она стояла на шлюпочной палубе, вцепившись рукой в эту музыкальную шкатулку и отказывалась садиться в спасательную шлюпку, пока не посадят всех женщин и детей. Вдруг кто-то выхватил завёрнутую в одеяло шкатулку, решив, что это ребёнок, и бросил её в шлюпку. Не желая расставаться со столь любимой вещью, Эдит прыгнула в шлюпку. Музыкальная шкатулка спасла ей жизнь.
Путешествие между континентами
Сегодня чтобы преодолеть расстояние между Европой и Америкой достаточно купить билет на самолет. Уже в тот же день с этим заветным билетом можно оказаться на другом конце глобуса, потратив часов 7-8 и не такую уж большую сумму. Но реактивные лайнеры в гражданской авиации появились не так давно, до этого дело обстояло немного иначе. Совсем уж печально, на взгляд современного обывателя, дело было до изобретения самолетов
:
- Единственный возможный вариант поездки — на корабле. Путешествие могло занять недели.
- В конце XIX века были сконструированы пароходы, позволяющие преодолеть океан за 5 суток.
- Но даже за этот короткий промежуток времени могло случиться что угодно, кораблекрушения не редкость и на сегодняшний день.
- Но основные беды, мучавшие первых пилигримов, в виде цинги и инфекционных болезней, ушли на второй план.
На момент ввода в эксплуатацию Титаника существовало две основных компании, одна из них делала упор на скорость перемещения
, другая на комфорт и роскошь
. Посмотрев на внутренне убранство Титаника, можно сразу понять, какой из двух контор он принадлежал.