«дети страшных лет россии». поэты серебряного века, предвидевшие скорую революцию

Паскудное время

Любое расследование гибели поэта не обходит стороной реалии того времени. Известно, что Есенин приехал в декабре 1925 г. в Ленинград работать над изданием своего собрания сочинений. Был очень воодушевлён. Знакомым с радостью говорил, что может стать первым русским поэтом, у кого при жизни выйдет собрание сочинений! Не стал… А те, кто затеял уничтожение поэта, решили провести казнь после казни. Произведения Есенина не только запретили печатать, поэта активно поливали грязью, формируя для потомков образ пьяницы и дебошира. «Но если он был таким забулдыгой, как он к 30 годам написал столько произведений?» – резонно замечали многие исследователи.

Статья по теме

Херувим или хулиган? Тайна смерти Сергея Есенина не раскрыта до сих пор

К поэтической работе Есенин относился как к священному ритуалу. Вставал ни свет ни заря, надевал белую рубаху, садился за стол и работал не вставая до 3–4 часов. Пьяным никогда не писал. А написано им, особенно в последние годы жизни, много. И это в условиях, когда власть оказывала на поэта колоссальное давление. На него завели 13 уголовных дел. Одно из самых опасных – обвинение в анти­семитизме. За это преступление, по декрету Ленина, в СССР грозил расстрел. Есенин недоумевал: «Что они, сговорились, что ли? Антисемит, антисемит! Да у меня дети евреи!» Над поэтом даже устроили товарищеский суд, во время которого его защищали друзья-евреи, коих у поэта было множество. Тем не менее «певца берёзового ситца» пытались представить «русским фашистом». Два года перед смерть­ю поэт ходил как по лезвию ножа. Часто срывался и уезжал на Кавказ – избегал очередного ареста. В Москве часто менял место ночёвки. Так продолжалось с тех пор, как он вернулся из-за границы после путешествия с Айседорой Дункан. У него был выбор: остаться на Западе или вернуться домой, но оказаться под колпаком ГПУ. Запад ему претил: «Кроме фокст­рота, ничего нет. Здесь жрут и пьют». В глубине души он понимал всю опасность своего возвращения. Как верно заметил полковник Хлысталов, эти последние 2 года стали для поэта «трамплином в бессмертие». В любых обстоятельствах Есенин оставался собой. В 1924 г. писал, что и Ленин ему «не икона» и что «ни при какой погоде» он ни Маркса, ни Энгельса не читал. Ленин уже лежал в Мавзолее, из него сделали «икону», а из всех троих – Маркса, Энгельса, Ленина – «святую троицу». Гайки закручивались. На издание любого сборника требовалось одобрение партии. Есенин писал: «Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в ­которое мы живём».

История любви: Сергей Есенин и Айседора Дункан
Подробнее

После гибели Есенина была опубликована статья Троцкого. И в главном он не соврал: «Поэт был несроден революции». Есть версия, что именно Троцкий стоит за убийством Есенина. Не простил поэту, что тот изобразил его в образе Чекистова в поэме «Страна негодяев». С другой стороны, есть свидетельства, что Троцкий ценил талант Есенина. И нити преступления ведут к другим высокопоставленным заказчикам, чьи имена до сих пор скрывает гриф «секретно».

Семинарские годы Иосифа Джугашвили

Молодой Сосо провел в стенах тифлисской семинарии чуть более четырех с половиной лет. Вопреки тому, что это учреждение обладало устойчивой репутацией исключительно пристойного заведения, нравы, царившие внутри богословского училища, были строги и временами откровенно жестоки. В семинарии поддерживался строжайший порядок, дневной цикл семинаристов был почти поминутно расписан, а за всякое проявление вольнодумия провинившегося студента немилосердно карала администрация.

Один из соучеников будущего советского вождя приводит следующие воспоминания о тех годах, что ему привелось провести в стенах училища: «Жизнь в духовной семинарии протекала однообразно и монотонно. Вставали мы в семь часов утра. Сначала нас заставляли молиться, потом мы пили чай, после звонка шли в класс. Занятия продолжались с перерывами до двух часов дня. В три часа – обед. В пять часов вечера – перекличка, после которой выходить на улицу запрещалось. Мы чувствовали себя как в каменном мешке. Нас снова вели на вечернюю молитву, в восемь часов пили чай, затем расходились по классам готовить уроки, а в десять часов – по койкам, спать».

В стенах учреждения приветствовались доносы, слежка, обыски, физические наказания. Это был мир тирании и догматического консерватизма. Молодым людям было строго запрещено читать любую светскую литературу. Однако не только это доставляло страдания семинаристам-грузинам – в учреждении был принят курс на очень жесткую и грубую русификацию. Известно, что за год до поступления в семинарию молодого Сталина там случился самый настоящий бунт. Группа студентов отказалась от последующего обучения, начала требовать перемен в жизненном устое учреждения, настаивала на увольнении нескольких особо ненавидимых преподавателей.

«Скотный двор», Джордж Оруэлл

Не трудно понять, почему это произведение было запрещено в СССР. Сатирический «Скотный двор» — пародия на революцию 1917 года и последующие годы. Книга Оруэлла жестко обличает все пороки и недостатки диктатуры. Сам писатель считал себя ярым антисоветчиком и осуждал то, что называл «сталинским искажением социалистических идеалов». Считается, что в архиве КГБ есть досье на писателя. Среди прочего, в нем его называют «автором гнуснейшей книги о Советском Союзе». Так имя Оруэлла на долгие годы попало под запрет в СССР, книги распространялись подпольно под страхом ареста, а первая публикация «Скотного двора» состоялась только в 1988 году в рижском журнале «Родник».

Смерть Есенина: реконструкция событий

Сергей Есенин прибыл в Ленинград 24 декабря по важным делам. Впрочем, мотивы его поездки остаются спорными. Одни утверждают, что в его планах было издать новую книгу стихотворений и заняться поверенным ему журналом. Другие полагают, что он скрывался от московской милиции. Вместе с этим поэт не афишировал приезда в город. Ранее он просил своего приятеля, Вольфа Эрлиха, найти для него трехкомнатную квартиру, однако тот не сумел этого сделать. Поэтому Есенину пришлось остановиться в роскошном номере гостиницы «Англетер».

Номер в Англетере, где было совершено самоубийство. (pinterest.com)

К слову, он остановился в таком номере, который отдавался лишь партийным работникам и видным деятелям культуры. Сергей Есенин приглашал к себе близких приятелей, в числе которых были и супружеская чета Устиновых, и Вольф Эрлих. Последний вскоре рассказывал, что 27 декабря, накануне самоубийства, поэт передал ему листок, где было записано известное стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…». Есенин, по его словам, уговаривал его прочитать стихотворение, когда тот останется один.

Вскоре все друзья разошлись. Затем Эрлих вновь зашел к товарищу, потому что забыл свой портфель. По его воспоминаниям, Есенин спокойно сидел у стола и, накинув пальто, занимался стихами. Утром, около девяти часов, Устинова и Эрлих попытались войти в номер, однако двери оказались заперты. После бесполезных попыток достучаться пришлось позвать на помощь коменданта гостиницы. Когда они зашли внутрь, то обнаружили мертвого Есенина в петле у окна.

Версия самоубийства Есенина

Многие исследователи его творчества считают, что Сергей Есенин действительно покончил жизнь самоубийством. На это указывает сама биография поэта: он имел суицидальные наклонности и часто страдал от черной меланхолии. На фоне прогрессирующего алкоголизма Есенин постоянно чувствовал приближение смерти. На последние два года его творчества приходится более ста упоминаний о ней. Он не только страшно пил, но и постоянно разводился. К тому же, все осложнялось творческим кризисом. 28 декабря он не выдержал и покончил с собой.

Посмертную фотографию поэта сделал Моисей Наппельбаум. (pinterest.com)

На основании данных вскрытия смерть Есенина наступила в результате кислородного голодания. В то же время на теле были обнаружены порезы на правой и левой руке, а на лбу широкая вмятина, которая, по заключению судмедэксперта, появилась именно от удара. И до гибели поэт попросил своего портье никого не впускать в свой номер. Почему? Хотел, чтобы ему никто не помешал в самоубийстве? Боялся, что к нему придут враги? Или же чтобы никто не отвлекал его от работы в запертом номере?

Сыщики проработали в номере несколько дней и не нашли никаких улик, указывающих на преступление. Тогда первым из милиции прибыл участковый Николай Горбов. Он оставил после себя неграмотный акт, в котором не были освещены важные детали места происшествия. Но тем не менее в нем указывается, что Есенин одной рукой держался за трубу, и что в номере были опрокинуты только тумба и канделябр.

Снимок, на котором видны повреждения. (pinterest.com)

Как установили доктора, Есенин повесился примерно в пять часов утра. А день спустя, когда самоубийство стало официальной версией, Вольф Эльрих нашел в кармане своего пиджака тот самый листок, где было начеркано стихотворение, ставшее вскоре известным.

Предсмертное стихотворение Есенина

Для написания стихотворения «До свидания, друг мой, до свидания…» Есенин якобы пользовался собственной кровью. В своем послании «Сергею Есенину» Владимир Маяковский писал: «Может, окажись чернила в «Англетере», вены резать не было бы причины». Еще в номере поэт жаловался Устиновой, что в гостинице нет чернил, и потому он был вынужден резать руки. В подтверждении своих слов поэт продемонстрировал разрезы, что вызвало у нее гнев. Затем он передал листок Вольфу Эльриху, который совсем забыл о нем в суматохе и передал его следствию только день спустя после смерти Есенина.
Однако это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эльриху за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эльриху. Значит, скорее всего, поэт резал вены не для написания этого произведения. Потому трудно сказать, что подарок Есенина своему товарищу мог бы как-нибудь помочь в раскрытии этого дела.

«Повесть непогашенной луны», Борис Пильняк

«Повесть непогашенной луны» стала для Бориса Пильняка роковой. Впервые произведение о смерти большевика-командарма в результате операции была опубликована в журнале «Новый мир» в 1926 году. Рассказ «продержался» пару дней: в нем тут же увидели намек на смерть Фрунзе и причастность к этому Сталина. Рассказ был запрещен и охарактеризован как «злостный, контрреволюционный и клеветнический выпад против ЦК и партии», главный редактор журнала получил строгий выговор, а номер был полностью изъят из продажи. К сожалению, повесть послужила причиной для серьезной травли писателя, а спустя десятилетие он был репрессирован и расстрелян.

Что было на самом деле?

Что же тогда? Статья вышла после смерти поэта? Следовательно, данные высказывания являются лишь мифами. Антисоветчики могут поспорить, что дальнейший выпуск произведений был запрещен, т.е. срок уменьшается до 29 лет. Однако с 1926 по 1955 году выходили его произведения. В этом можно убедиться, рассмотрев архивы старых библиотек. Книги не просто выпускались. Они были изданы тиражами до 75-80 тыс. экземпляров.

Издавались стихи, поэмы, фотоальбомы, избранные сборники, сборники стихов. Выходили произведения под государственным издательством художественной литературы Ленинградского отделения, Московским товариществом советских писателей.

«Раковый корпус», Александр Солженицын

Еще одно произведение писателя со сложной судьбой. Повесть, написанная по воспоминаниям Солженицына о лечении в онкологическом отделении в Ташкенте, изначально была принята к публикации. Произведение должно было выйти в журнале «Новый мир», но так и не пошло дальше набора нескольких первых глав. В 1968 году цензоры остановили публикацию и печать, а единственным способом распространения до 1990 года оставался самиздат. Причина в том, что само имя Солженицына в СССР было под запретом, как и все его творчество. Несмотря на это, произведение сыграло значительную роль в жизни писателя: оно стало одним из оснований для присуждения ему Нобелевской премии в области литературы.

Кто убил Есенина?

Самоубийство в самом деле могло быть инсценировано. На это указывает ряд существенных нестыковок. Один из них заключается в том, что Есенин физически не имел возможности повеситься. Он был низкого роста (168 сантиметров), а высота потолка достигала почти четырех метров. Следовательно, ему нужно было поставить под собой предмет хотя бы в два метра. А около трубы не стояло ни одной подходящей вещи, которая бы позволила завязать петлю и затем повеситься. Рядом находились только чемодан и небольшая тумба. Также не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта. На посмертной фотографии Есенина четко виден большой вдавленный шрам, пересекающий переносицу.

Посмертная маска Есенина. (pinterest.com)

Откуда он мог появиться вместе с другими царапинами? Отдельный вопрос — это раны на верхних конечностях. Возможно, он изначально пытался перерезать себе вены на руках. Тогда выходит, что эта попытка оказалась неудачной. А значит, ему пришлось с кровоточащими руками привязывать веревку и двигать предметы. К слову, в официальных документах не указано, откуда взялась веревка. Смог бы ли он это сделать, когда кровь обильно хлестала из рук?
Есенин не во всем устраивал советскую власть. Сам Николай Бухарин, обладавший на тот момент немалой властью, отзывался нелестными словами о нем. Тогда за культурной жизнью страны осуществлялся строгий контроль. Все «контрреволюционеры» нещадно карались. Причиной мести могла послужить поэма сомнительного содержания «Страна негодяев», в которой присутствует очевидная аллюзия на личность Льва Троцкого. В произведении есть герой с псевдонимом Чекистов, а его настоящей фамилией в тексте является еврей Лейбман. Лейб же — это имя, данное при рождении Троцкому.

У Есенина были сложные отношения с советской властью. Он обвинялся в «попытке контрреволюции», его часто забирали в милицию из-за драк и скандалов, вызывал открытое раздражение в верхах. После трагического самоубийства в тогдашней прессе вышло несколько статей, которые наградили его ярлыком «кулацкого поэта». Их общий смысл сводился к тому, что в идеологическом понятии от него больше вреда, нежели пользы. Однако официального документа, запрещавшего публикацию стихов Есенина, не было. Был негласный, и потому, если его и печатали, то в очень ограниченных тиражах.
В истории о гибели Сергея Есенина все еще остается много тайн, загадок и мифов. Эта тема стала плодородной почвой для большого пласта литературы. Некоторые очевидные несоответствия не объяснены до сих пор, а одно предположение исключает другое. Некоторым теориям даже посвящены целые художественные телефильмы (к примеру, сериал «Есенин»), однако единого мнения о самоубийстве (или все же убийство?) поэта Есенина еще не существует.

Внуки и правнуки

Потомки великого поэта здравствуют и поныне. У дочери Татьяны родилось двое сыновей, и одного из них, разумеется, назвали Сергеем – в честь деда, а второго – Владимиром.

Владимир носил фамилию отца – Кутузов, и у него двое сыновей – правнуков Есенина.

Внук поэта Сергей Владимирович Есенин

Его брат Сергей унаследовал девичью фамилию матери, у него две дочери – Зинаида и Анна. Сын Зинаиды родился в 1991 году. Он носит имя прапрадеда – Сергей. У Анны в 1990-е годы родилась дочь Дарья – также праправнучка Есенина.

У брата Татьяны Константина в первом браке родилась дочь Марина.

Активно занимались продвижением наследия своего знаменитого родственника и племянницы Сергея Александровича – дочь Екатерины Наталья и дочь Александры Татьяна.

Поэт деревни

Лирическая поэзия Сергея Александровича находит отклик в сердцах граждан России. Поэт воспел красоту русской природы, пейзажи деревни. На примере его ранних произведениях («Яр», 1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…», 1925 г.) можно увидеть, что автор с любовью описывает российские просторы.

В сравнении с поздними произведениями можно увидеть развитие автора. Он критикует лидеров социализма в произведениях “Страна негодяев” 1925 г., “Русь Советская”.

Изначально в его стихотворениях видно, что поэт поддерживает революцию. В его образе историки не находили ярого борца с революцией, поэтому точно неизвестно, почему автор покончил жизнь самоубийством.

Государственные и политические деятели

Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.

Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.

Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.

Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.

Деревенская разруха и душевная драма поэта

Отношение Есенина к революции наполняется критикой, неприятием. Сам поэт искренне раскаивается, что придерживался мнения о правильности ее идей.

Драмы поэта в завершающие годы его жизни связаны с наступившими политическими переменами. И если ранняя поэзия Есенина наполнена принятием новых порядков и в ней поддерживается лозунг «Земля — крестьянам!», то поздний Есенин видит всю разруху. Поэт начинает отвергать новые порядки всеми силами. Отношение Есенина к революции выражается в таких произведениях, как «Возвращение на Родину», «Письмо матери» и других.

Например, в произведении «Возвращение на Родину» можно наблюдать, какое влияние оказала революция на жизнь сельских жителей. Лирический герой, вернувшись в родной край, не может узнать родных людей, собственного дома. Он с грустью понимает, что его родной край теперь стал для него чужим. Поэтический мир сталкивается с удушающей действительностью:

Это и является причиной душевной драмы. Такой же разлад можно наблюдать и в произведении «Неуютная жидкая лунность», в строках которого поэт выражает полное равнодушие к окружающему миру. Это равнодушие ужасает лирического героя:

Но поэт не ставит крест на России окончательно. Ему больно наблюдать, что его страна терпит нищету, унижение. Он призывает ее:

Поэт деревни

Лирическая поэзия Сергея Александровича находит отклик в сердцах граждан России. Поэт воспел красоту русской природы, пейзажи деревни. На примере его ранних произведениях («Яр», 1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…», 1925 г.) можно увидеть, что автор с любовью описывает российские просторы.

В сравнении с поздними произведениями можно увидеть развитие автора. Он критикует лидеров социализма в произведениях “Страна негодяев” 1925 г., “Русь Советская”.

Изначально в его стихотворениях видно, что поэт поддерживает революцию. В его образе историки не находили ярого борца с революцией, поэтому точно неизвестно, почему автор покончил жизнь самоубийством.

Трансформация взглядов

Отношение Есенина к революции поначалу отличалось наивностью, и оно определялось скорее бурлившими в его душе страстями, а не какой-либо системой взглядов на грядущие реформы.

Очень сложно будет поверить каждому поклоннику Есенина как воспевателя природы и деревни, что следующие строки принадлежат его перу.

Так звучит тема революции в поначалу, когда поэт еще не испытал разочарования от нововведений советского режима. Однако уже с наступлением 1920 г. энтузиазм поэта сменило горькое разочарование. И данная трагедия отражается в небольших произведениях поэта: начиная от восторженной «Иорданской голубицы» и заканчивая едкой «Страной негодяев».

«Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков

Сложно поверить, что эта книга, которая сегодня включена в школьную программу, когда-то была категорически запрещена для печати и распространения. При жизни писателя роман так и не был издан, а читатели смогли познакомиться с полной версией только в 1973 году. В 1940 году вдова Булгакова предпринимала попытки опубликовать произведение и даже писала письма в аппарат Сталина. Но цензурная истерия литературной общественности вокруг Зощенко и Ахматовой заставили издателей временно отказаться от «Мастера и Маргариты», а Главлит отзывался о книге так: «Внеклассовые категории, мракобесие, больная фантазия». В усеченном виде книга вышла в СССР в 1967 году: из нее было изъято более 14 000 слов, значительно сокращены и порезаны монологи главных героев.

За что Мандельштам отомстил Алексею Толстому

Осип Мандельштам и Анна Ахматова./Фото: ic.pics.livejournal.com

По воспоминаниям современников, Мандельштам был эмоциональной личностью и принципиальным человеком. Он бесстрашно противостоял обидчикам, если дело касалось его чести, а некоторых даже вызывал на дуэли. Одно из таких противостояний стоило поэту карьеры и жизни.

В 1932 году московский писатель Амир Саргиджан, находясь в подпитии, позволил оскорбления и рукоприкладство в адрес Мандельштама и его супруги Надежды Яковлевны. Такого Осип Эмильевич не смог оставить без ответа и обратился в товарищеский суд.

Судьей по этому делу был выбран писатель и «красный граф» Алексей Толстой. В итоге Саргиджана обязали вернуть Мандельштаму 40 рублей долга, и то — по возможности. А оскорбление Надежды Яковлевны, с которым поэт обратился в суд, вообще оставили без внимания.

Мандельштам был вне себя от ярости и заявил Толстому, что никогда ему этого не простит. Возможность отомстить представилась ему только спустя два года. Встретившись с «красным графом» в издательстве, поэт у всех на глазах дал ему пощечину со словами: «Я наказал палача, выдавшего ордер на избиение моей жены». Толстой проявил графскую сдержанность и ничем не ответил на дерзость оппонента. Но для Мандельштама это поступок возымел самые печальные последствия.

Инцидент получил широкую огласку, и общественность в этом конфликте оказалась не на стороне поэта. Одним из первых на этот счет высказался Максим Горький: «Мы ему покажем, как бить русских писателей!».

Спустя время Мандельштама арестовали. Некоторые коллеги по цеху связывали это с той самой пощечиной «графу». Сам поэт был уверен, что дело в антисталинском стихотворении «мы живем, под собою не чуя страны», которое Пастернак справедливо назвал «самоубийством».

Мандельштам умер в пересыльном лагере от сыпного тифа. Настоящая литературная слава пришла к нему спустя много лет после смерти, а его жизнь стала символом трагической судьбы поэта советского времени. Ахматова назовет Толстого отвратительным антисемитом, который «стал причиной смерти лучшего поэта того времени».

С чего начинать?

Для того чтобы написать сочинение на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», необходимо разобраться в особенностях русской литературы начала двадцатого столетия. И прежде всего с основными определениями. Точно назвать временные рамки сложно. На этот счет у литературоведов нет единого мнения. Одни полагают, что Серебряный век завершился в год гибели Гумилева — яркого представителя поэзии XX века. Другие связывают конец этого периода со смертью Маяковского.

Школьная программа предполагает выполнение письменной работы на одну из заданных тем. Она может быть посвящена любому поэту, жившему в первой трети прошлого столетия. Один из вариантов — сочинение на тему «Мой любимый поэт Серебряного века — Есенин». Расцвет творчества Есенина пришелся на 1915-1925 гг. Согласно мнению некоторых литературоведов, Серебряный век завершился с началом Первой мировой войны. Тем не менее именно творчеству Есенина, который так ярко выделялся на фоне остальных своих коллег, нередко посвящают творческие задания школьники.

Виталий Бианки

После февральской революции Бианки вступил в партию эсеров и был избран в Совет солдатских и рабочих депутатов. Работал в эсеровской газете «Народ». Во время Гражданской войны его призвали в армию Колчака — оттуда он дезертировал, оставив постепенно и партию эсеров. Такое прошлое послужило причиной двух арестов.


В. Бианки в молодости. (kislovodsk-cbs.ru)

Рассказы и сказки о природе и животных принесли писателю признание и славу, но не спасли от новых попыток обвинений в контрреволюционной деятельности — опять же из-за эсеровского прошлого. Уже в 1925 году в Ленинграде Бианки арестовали и приговорили к ссылке на три года за участие в подпольной организации — на самом деле не существовавшей, если верить воспоминаниям современников. Благодаря заступничеству Максима Горького и других известных личностей в 1928 году писателю разрешили перебраться из Уральска, где он отбывал ссылку, в Нижний Новгород, а затем в Ленинград. А в 1932 году его снова арестовали. Правда, довольно быстро отпустили «за отсутствием улик».

В последний раз писателя арестовали в 1935 году, обвинив в том, что он «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооруженного восстания против советской власти». Бианки хотели осудить на 5 лет ссылки, но его спасла жена М. Горького Екатерина Пешкова. Благодаря ее участию в деле приговор отменили.

Отношение к власти

Какое время – такой и Есенин. В 1930-1940-е годы творчество поэта находилось под запретом, за чтение стихов могли и посадить… В тюрьмах побывали многие родственники и друзья Сергея Александровича, в том числе сестра Екатерина. В 1950-х, в связи с оттепелью, отношение стало теплеть. Однако требовалось полностью «осоветить» образ певца Руси. Оставшиеся в живых мемуаристы в один голос стали «вспоминать» различные хвалебные фразы по отношению к советскому строю – и их можно понять… Но все же надо признать, что советская власть, как и власть царская, никогда не была Есенину особо приятна и близка. Он, как истинный крестьянин, всегда относился к власть имущим с опаской, при этом не стесняясь использовать их в своих целях и предлагать обмен: ты – мне, я – тебе. Именно желанием задобрить власти объясняются стихотворения (надо признать, не самые лучшие) «Ленин», «Баллада о двадцати шести» (про бакинских комиссаров).

Также неверна и появившаяся в 1990-е годы тенденция приписывать Сергею Александровичу особую любовь к царским особам. Да, юный поэт действительно был допущен ко двору и встречался не только с Елизаветой Федоровной, сестрой императрицы, но и со всей царственной фамилией –

читал им свои стихи. Сергей всегда был достаточно честолюбив, стремился пробиться в высшие круги, заиметь связи и знакомства – и, надо признать, это ему удавалось!

При этом меньше всего хотелось бы представить поэта расчетливым дельцом. Он был крайне увлекающимся, страстным человеком, и всегда сначала искренне верил в новую идею. Но потом наступало разочарование… Так произошло и с революционными идеалами.

«Козлиная песнь», Константин Вагинов

Книге Вагинова о дореволюционной интеллигенции повезло быть опубликованной в сокращенном варианте в 1927 году

Но после выхода в журнале «Звезда» произведение ждал тернистый путь — на него обратило внимание ОГПУ, признав, что «идеологическая неприемлемость романа находится вне сомнения». А после публикации отдельной книгой в 1928 году большая часть тиража была уничтожена

В надежде на второе издание, писатель внес в текст правки и дополнения, чтобы убрать все политические моменты, возмущающие цензуру. Но это не помогло — советская критика отзывалась отрицательно, называя книгу «реакционным, несовременным романом, о несовременных писателях». Следующий большой тираж произведение увидело только в 2019 году.

Исаак Бабель

В 1916 году во время учебы на юридическом факультете Петроградского психоневрологического института Бабель опубликовал свои первые рассказы — царская власть усмотрела в них порнографию и покушение на свержение строя. Бабеля собирались судить, но этому помешала произошедшая в 1917 году революция.

При новой власти Бабель стал работать переводчиком в ЧК и Наркомпросе, а также публиковаться в различных журналах. В 1920 году был военным репортером, прикрепленным к 1-й Конной Армии Буденного. Бабель вел дневник и писал рассказы о том, что видел — тексты прославили автора. Из них же сложились циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Советская критика признавала талант Бабеля, но писала об излишнем натурализме.


И. Бабель (справа). (24smi.org)

В конце 1920-х Бабель отправился наблюдать за коллективизацией, чтобы потом написать об этом роман. Однако завершить начатое не удалось: после публикации первого рассказа все рабочие материалы были конфискованы при аресте в 1939 году. Бабеля обвинили в шпионаже и антисоветской деятельности. Под пытками писатель признал свою вину — судья вынес приговор о расстреле, который был приведен в исполнение на следующий день. Жене направили записку, что Бабель был осужден на 10 лет лагерей без права переписки.

Талантливые поэты

Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.

Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.

Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.

Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.

Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.

Париж, 19 сентября 1993

Из интервью газете «Фигаро»

Если коммунизм пал, кто враг теперь?

Я думаю, этот вопрос относится не только ко мне, но и к миллионам людей в мире, в том числе и на Западе. За время холодной войны люди привыкли к синдрому «иметь врага», и некоторые сейчас, может быть, растеряны. Но давняя мудрость состоит в том, что главный враг человека — он сам, и главный враг всякого общества — оно само, это общество. Не надо непременно жить в поисках внешнего врага. Христианская религия учит нас бороться прежде всего со злом внутри самих себя.

Что вы скажете об исламском интегризме?

Лекция в Гарварде, 1976/Фото из семейного архива Солженицыных. Фото: rg.ru

Скажу, что надо смириться с тем, что человечество развивается не единым потоком, а отдельными областями, отдельными культурами, у которых свои закономерности в развитии. Это впервые было отмечено Николаем Данилевским в XIX веке в России, потом, на переходе к ХХ веку, Николаем Трубецким, но не было усвоено до тех пор, пока эту же идею провёл Освальд Шпенглер, а за ним Арнольд Тойнби. Поскольку эти культуры, эти огромные, часто замкнутые, миры развиваются не по единой команде и не по единому закону по всей Земле — то в разное время они возвышаются, усиляются, потом, наоборот, ослабляются. Сегодняшнее усиление ислама, исламского фундаментализма — яркий пример этого феномена. Картина XXI века вообще будет очень сложной в этом отношении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: