Альфред Рассел Уоллис
Самая известная и популярная трактовка теории естественного отбора содержит две неточности. Вместо «выживает сильнейший» правильнее говорить «выживает наиболее приспособленный», ну и называть эту концепцию не теорией Дарвина, а скорее теорией Уоллиса.
Дело в том, что во время работы Дарвина над трудом «Происхождение видов» ему пришла статья Альфреда Уоллиса, который в то время был никому не известен. Уоллис изложил в письме Дарвину свою скромную просьбу ознакомиться с его взглядами по поводу эволюционных процессов — и приложил текст.
Дарвин сразу заметил сходство их теорий и пообещал автору использовать его тексты в своей будущей книге. Здесь не будет истории о том, как Уоллиса обманули — Дарвин поступил весьма благородно и даже прочел статью Уоллиса на научных чтениях перед своей.
Хоть научное сообщество и тепло приняло теорию Дарвина и Уоллиса, к ней все равно относились скептически вплоть до середины 20 века. Обычным явлением были запреты на преподавание этой теории.
Сейчас дарвиновская теория эволюции официально признана научным сообществом, но о втором ее авторе все забыли.
Влияние на здоровье
Теоретических исследований в области психологии восприятия и воздействия цвета на организм очень мало. Большинство трудов имеют практический характер. То есть явление воздействия на организм просто есть, и всё. Но как именно это работает, учёные объяснить пока что не в силах.
Как розовый влияет на организм:
Важно понимать, что в больших количествах розовый может произвести на организм обратный эффект
* * *
Наверное, самый противоречивый и вызывающий споры цвет нашей культуры — розовый. Его история полна неожиданностей, а влияние на психику неоднозначно.
Розовый — символ невинности и детства, он легко превращается в знак флирта и сексуальности, стоит только добавить ему яркости
Именно поэтому использовать его в гардеробе и интерьере следует с осторожностью
Много эмоциональности несёт в себе этот цвет. Поэтому каким бы ни был любитель розового — скромным мечтателем или активистом и борцом за свободу, это всегда страстный человек с горячим сердцем.
Символика розового цвета
Символика розового цвета менялась в зависимости от эпохи. Когда цвет только начали использовать для создания платьев и украшения интерьера, он был символом редкости, богатства и хорошего вкуса.
Позднее нежно-розовый стал ассоциироваться с молодостью, невинностью и чистотой. Это цвет духовной радости, возвышенного настроения и умиротворённости. Он также является цветом влюблённости, свойственной молодым людям. Это эмблема мечтательности, романтики и незрелости.
Яркие оттенки розового всегда ассоциировались с протестом и борьбой за независимость. Одно время он, будучи символом женского движения за равноправие, постепенно стал отличительным знаком движений сексуальной свободы: например, перевёрнутый розовый треугольник присутствует в символике ЛГБТ.
Исследование, проведённое в США, дало следующие результаты. Розовый, по мнению большинства опрошенных символизирует обаяние, вежливость, чуткость, сладость, детство, женственность и романтику. В сочетании с белым демонстрирует целомудренность и невинность, с чёрным — сексуальность, эротизм и обольщение.
В геральдике не применяется, опять же из-за своего символизма: он слишком «незрелый», чтобы представлять страны, династии и социальные группы. Однако зачастую его относят к левым движениям в политике, например, он является неофициальным цветом португальской Социалистической партии.
Очень часто связывается с сексуальной сферой.
Пристрастие первой леди
В деле гендерного перераспределения розового цвета большую роль сыграла инаугурация президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра в 1953 году. На церемонию жена Эйзенхауэра Мейми пришла в розовом платье. Мейми оставалась первой леди 8 лет и почти всегда носила платья этого цвета. В этот цвет была окрашена её спальня, на приёмах ей дарили розовые цветы. Мейми Эйзенхауар была известна своей общительностью, любовью к красивой одежде и ювелирным украшениям. Её прозвали «Розовой первой леди» и даже начали ей подражать. А предприимчивые текстильщики поставили пошив такой одежды на поток. Розовый цвет стал модным и постепенно закрепился за женщинами.
Мейми Эйзенхауэр
История
В культуре человека известны упоминания о розовом цвете ещё со времён древности. Так, Гомер и Лукреций описывали с его помощью рассветы в своих нетленных произведениях.
Но в текстильную сферу и моду этот цвет вошёл гораздо позже. Его можно наблюдать на картинах художников средневековья и ренессанса, но был он непременно отличительным символом знати и аристократии.
По сравнению с другими цветами, такими как зелёный и голубой, розовый представлен в природе гораздо умереннее. Поэтому он стал символом всего редкого, экзотического и дорогого.
Первым расцветом популярности розового считается середина XVIII века, когда на смену драматичному барокко пришёл романтичный, сентиментальный и распутный рококо. Своей популярностью в этой эпохе цвет во многом обязан любимице Людовика XV маркизе де Помпадур.
Позднее возможность приобретать наряды таких оттенков распространилась и на другие классы общества. С XIX века цвет становится символом молодости и непорочности. Хорошим тоном считался выбор розового платья для первого визита девушки на бал. Из тканей этого цвета шили детскую одежду и для мальчиков, и вот почему.
Красный цвет, как сейчас, так и тогда, был символом решительности, силы и мужества. Британские солдаты носили униформу красного цвета, демонстрируя стремление к победам. Розовый же считался разбавленным красным, его «детским вариантом». Поэтому ребёнок должен вырасти настоящим мужчиной, если спит в бледно-красных пелёнках.
Конец XIX века в США ознаменовался самой настоящей войной стереотипов: кому же всё-таки из мальчиков и девочек должны соответствовать розовый и голубой? Журналы моды разных городов придерживались кардинально разных мнений, один лишь Кливленд констатировал, что розовый отлично подходит как для мальчиков, так и для девочек. Наиболее обоснованным в этом плане представляется мнение, что это противостояние было вызвано лишь набирающей обороты психологии потребления, когда пошив одежды стал массовым. Магазинам просто требовалось больше продаж.
В 2007 году представителями эволюционной психологии было проведено исследование, гипотезой которого стало утверждение о гендерной предрасположенности к цвету: женщинам — красные оттенки, мужчинам — синие. Обоснование теории заключалось в традиционных занятиях древних людей. Женщины занимались собирательством, поэтому их глаза привыкли к розыску красных пятен на зелёном фоне. Мужчины в походах и охоте ориентировались по небу, которое принимало все оттенки синего. К сожалению, выводы столь интересного исследования не выдержали никакой критики.
Окончательно мнение о том, что розовый — цвет для девочек, закрепилось только после второй мировой.
Предвестником этому стала только ещё дающая ростки на Западе сексуальная революция.
По мнению многих исследователей моды, например Дженнифер Райт, после второй мировой этот цвет вошёл в обиход благодаря жене 34-го президента США Мэйми Эйзенхауэр. Она часто появлялась на публике в пастельных розовых костюмах и даже интерьер Белого дома изменила под любимую гамму. Мэйми Эйзенхауэр была далека от идей феминизма и имела образ настоящей домохозяйки, так необходимый для поддержания духа нации в послевоенные годы. Возможно, именно поэтому пастельная гамма закрепилась в качестве женского атрибута.
Одновременно с этими событиями розовый набирал популярность и в поп-культуре. Звезда того времени Мэрилин Монро отплясывала в кричащем фуксиевом платье в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». Чуть позднее Кей Томпсон в «Забавной мордашке» — фильме с Одри Хепберн поёт, как хорош розовый на фоне чёрных и бежевых оттенков. Именно тогда яркий розовый приобретает статус инфантильного и «недалёкого».
Во второй половине XIX века розовый появляется в модных коллекциях Мэри Куант, которая ввела в моду мини-юбки, и Ива Сен-Лорана. Весь прогрессивный свет был в восторге от «розовых» работ Энди Уорхола и Дэвида Хокни. С этого момента цвет переживает настоящий «бум» в моде, дизайне и культуре.
Постепенно теряя статус маргинального цвета, розовый в начале нового тысячелетия уже носят все, включая мужчин. Особенно это видно на примере представителей поп-культуры. Рэпер Cam’Ron активно продвигает розовый, однажды даже продефилировав по ковровой дорожке в розовой шубе.
Самый модный цвет — так называемый миллениал пинк, который содержит ещё и оттенки оранжевого. Этот цвет независимых и активных, который навсегда забыт как легкомысленный и вульгарный.
Использование в рекламе и бизнесе
Одна из самых востребованных профессий современности — маркетолог. Благодаря им человек делает выбор одного товара и избегает другого.
Розовый активно эксплуатируется маркетологами как мощный инструмент. Очень часто реклама женских товаров, да и сама продукция имеет этот цвет. Популярен он для нижнего белья и упаковок с косметикой.
Не менее популярно его использование в детских товарах. Куклы, домики, коляски, мягкие игрушки, даже жвачки делают розовыми. Он ассоциируется со сладким вкусом, поэтому сладости тоже зачастую имеют розовый цвет или упакованы соответственно.
Первоначально термин означал пиар-стратегию недобросовестных компаний, эксплуатирующих заболевание — рак молочной железы — для продвижения своих товаров и отвлечения внимания от недостатков своего бренда. По факту, маркетологи просто искали выгоду, наживаясь на горе больных людей. Розовая лента — символ борьбы с раком груди и дала частично название данной стратегии.
Впоследствии термин стали применять к политическим и социальным событиям, включающим отвлечение внимания от настоящих проблем и прикрытие неблагородных поступков жестами доброй воли.
Истоки
Название цвета происходит от названия цветка шиповника: это растение из семейства розоцветных. Его бутоны имеют нежный оттенок. В английском языке есть слово «pink», также означающее распространённый оттенок розового. Это слово появилось благодаря глаголу «to pink», означающее придание ткани фигурного края, как у лепестка гвоздики.
Стоит отметить, что восприятие цвета в психологии — тема довольно неоднозначная. Всё дело в различиях восприятия.
Это не означает, что люди, говорящие на этих языках, не различают цвета. Физиологически их органы зрения не отличаются от любых других. Папуасы описывают цвета в метафорических категориях или через окружающие предметы.
В некоторых культурах (например, Хадза, Танзания) присутствуют только обозначения чёрного, белого и красного цветов, остальные танзанийцам просто не нужны. Но с усложнением социокультурной системы появляются новые обозначения цветов и их оттенков. Поэтому и название розового, как не самого основного в палитре мира, появилось довольно поздно — первые упоминания прослеживаются в «Одиссее», созданной в VIII веке до нашей эры.
Вообще, розовый довольно обширно представлен в природе:
Но, как бы много ни было розового в природе, ни глаза, ни волосы человека этот цвет естественным путём приобрести не могут. Всё потому, что пигмент, который бы обуславливал такие феномены, у человека попросту отсутствуют.
Как утверждают учёные, розового цвета и вовсе не существует! Оптика доказала, что цвет — это всего лишь отражение световых лучей от поверхности. Мы различаем цвета в зависимости от длины волны и способности материала поглощать и отражать свет. Но у розового вообще нет своей волны, а видим мы его только за счёт отсутствия зелёного. Таким образом, розовый нужно по-другому назвать — «минус зелёный».
Можно наблюдать интересную оптическую иллюзию: если долго смотреть на зелёный, а потом перевести взгляд на белое полотно, остаётся розовое пятно. Убрали зелёный — получили розовый.
Сочетание с другими цветами
Из-за многообразия оттенков розовый можно комбинировать с огромным количеством цветов
Важно понимать, какого результата хочет добиться автор
Немного осторожнее нужно подходить к комбинированию с зелёным, красным, синим, коричневым и жёлтым. В некоторых случаях эти сочетания будут волшебными, но иногда они способны испортить гармоничный образ.
Почти невозможно испортить картину добавлением бежевого, серого и голубого. Цвета, которые категорически нельзя добавлять к розовому, не существует. Это дело вкуса и стиля. Например, казалось бы не сочетаемые розовый и красный сегодня в тренде, но далеко не все их оттенки будут выглядеть гармонично.
Отрицательное воздействие цвета
Отрицательное воздействие розового было выявлено только у ярких, кричащих оттенков. Фуксия способна угнетать физиологическое состояние человека и негативно сказываться на психике: вызывать раздражительность и нервозность, головные боли.
Активные цвета способны вызывать сильные эмоции, а при длительном воздействии даже провоцировать негативные физиологические проявления: нарушения сна, потерю аппетита, головные и зубные боли, расстройства сексуального характера и пищеварительной системы.
Дело в том, что яркие цвета сильно акцентируют внимание. Это приводит к повышенному тонусу нервной системы, готовой в любой момент отреагировать на объект внимания
Из-за этого психика находится всегда в состоянии напряжения, человек не может расслабиться. Начинает болеть голова, становится трудно засыпать и проявляются прочие прелести перегрузки нервной системы.
Если говорить об отрицательном воздействии нежного оттенка, то здесь стоит брать в расчёт контекст: чего хотелось бы добиться и какой нужен результат. Если требуется релакс, то этот цвет подойдёт как нельзя кстати. Если требуется активизация физической силы, спортивное или интеллектуальное достижение, прорыв, то розовые стены будут в этом преградой.
Вообще, розовый вызывает гораздо меньше негативных проявлений, чем его брат — красный. Поэтому ограничений по использованию даже для оформления квартиры у него практически нет.
Оттенки розового
Розовый объединяет большую группу оттенков, от бледного пастельного до кричащего пурпурного. Разные оттенки по-разному влияют на психику и вызывают разные ассоциации.
Несколько популярных оттенков:
Миллениальный розовый Самый модный цвет поколения. Начало популярности заложил фильм 2014 года «Отель Гранд-Будапешт». Приблизительно этот цвет можно описать как грейпфрутовый оттенок абрикосового лосося.
Фламинго Экстравагантный цвет птицы — дитя заката. Получается при добавлении в розовый оранжевого.
Барби Кричащий яркий, это культовый цвет поколения детей 70-80 годов, настоящий идол поп-культуры.
Маджента Пурпурный оттенок ярко-розового, ближе к фиолетовому.
Фуксия Ещё один популярный пурпурный оттенок, немного темнее мадженты, названный в честь цветка.
Жемчужный розовый Нежный оттенок, символизирующий достаток и загадочность.
Сахарная вата Едва уловимый оттенок, он является одним из самых бледных в палитре розового.
Малиновый Насыщенный, «вкусный» цвет. Это яркий, но не кричащий оттенок, потому подходит даже детям.
Пепел розы Томный и матовый, очень близок к нюдовому.
Свекольный Один из самых насыщенных в гамме, похож на пурпурный и фиолетовый, но всё же относится к розовым.
Лососевый Не броский, но глубокий цвет, отличающийся от классического своей оранжевизной.
Бутон вишни Немного больше синего в этом оттенке, и вот он уже не розовый, а цвет бутона вишни.
Голливудский светло-вишнёвый Часто встречается в модных показах и линейках дорогой косметики.
Карминно-розовый Очень близок к красному, синего в нём почти нет, но всё же немного нежнее красного.
Телесный Наиболее близко стоит к цвету кожи, однако кожи такого цвета не может быть.
И это далеко не все оттенки розового.
Упоминания в литературе
История розового цвета уходит в древние века, об этом свидетельствуют литературные источники. Упоминания о цвете есть в «Одиссее», написанной древнегреческим поэтом Гомером. В VIII веке до нашей эры все явления природы объяснялись проявлением воли богов или их личным присутствием. Например, зарю Гомер называл «богиней с розовыми перстами − Эос», которая каждый день на колеснице возносилась на небо, и наступало утро, а затем приходил день.
Название этого цвета встречается и на страницах древнеримских книг. Так, философ Лукреций в своей поэме «О природе вещей» называл солнце «розовым светильником небес». Чем глубже был цвет, тем больше страсти и энергии приписывалось его обладателю.
Грегор Иоганн Мендель
Австрийский ученый открыл и сформулировал в своих научных трудах закономерности наследования, которые сегодня известны нам как «законы Менделя». Своего рода это был первый шаг на пути к становлению учения о генетике.
Еще в 1865 году Мендель поделился своими исследованиями с Обществом естествоиспытателей. Ученый сам заказал 40 оттисков своего научного труда, чтобы разослать его известным ботаникам. Спустя год он опубликовал свою работу под названием «Опыты над растительными гибридами».
Однако работа Менделя не вызвала интереса ученых, и до самой смерти исследователя его идеи называли фантазийными. Надгробие Менделя украсили надписью «Мое время еще придет!», которая стала пророческой.
Розовый цвет в живописи
Розовый не был обычным цветом в моде средневековья, так как дворяне предпочитали в одежде более яркие тона, например, красный и малиновый. Тем не менее, он проявил себя в женской моде и религиозном искусстве. Страсть и сила красного цвета смягчались чистотой и открытостью белого. В XIII-XIV веках на полотнах итальянских художников одежда младенца Христа была окрашена в розовый цвет. Этот цвет ассоциировался с телом Христа. А в эпоху Возрождения он считался символом духовной связи между матерью и ребёнком. Так, на картине «Мадонна с гвоздиками», написанной Рафаэлем, младенец Христос протягивает Деве Марии розовый цветок. Сюжет помог запечатлеть непередаваемую нежность и безусловную любовь.
Объединяющий треугольник
В нацистской Германии гомосексуализм среди мужчин приравнивался к уголовному преступлению. Подозреваемых граждан отправляли в концентрационные лагеря, где они должны были носить особый опознавательный знак – нашивку в виде розового треугольника. С обладателями такой нашивки жестоко обращались даже другие заключенные.
К женщинам нетрадиционной ориентации относились более лояльно. Спустя годы розовый треугольник стал символом движения за права геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. Этот знак указывает на принадлежность к ЛГБТ. Его изображения можно увидеть на серьгах, брелоках, значках или плакатах. А в память о геях-узниках концлагерей в Берлине установлена мемориальная доска в виде треугольника этого цвета.
Использование в одежде
Розовый популярен в индустрии моды. Он одинаково любим как женщинами, так и мужчинами. Он больше не считается цветом исключительно женского пола, и уж тем более давно позабыт стереотип, говорящий о носителях розового как о людях с дурным вкусом. Единственное, что стоит иметь в виду при подборе таких нарядов — возраст.
Молодым людям подойдут и не вызовут осуждения любые оттенки розового
Но людям солидного возраста следует использовать его с осторожностью, и уж точно стоит отказаться от кричащих оттенков, так как это может выглядеть вульгарно
Особое внимание стоит уделить оттенкам, когда идёт подготовка к разного рода мероприятиям. Так как этот цвет не ассоциируется с серьёзностью, на деловые встречи лучше надевать костюмы нейтральных оттенков, например, пепел розы или пыльный розовый
А вот для вечеринок и культурного отдыха может подойти любой.
Выбор этого цвета — выбор творческих и ярких натур.
Ингац Филипп Земмельвейс
В 19 веке Земмельвейс был врачом-акушером, который возглавлял больницу Святого Роха. Больница делилась на два корпуса, и процентное соотношение женщин, которые погибали при родах, в них сильно отличалось.
Если в первом отделении показатель смертности был 31 %, то во втором — всего 2,7 %. Врачи, как и сами роженицы, объясняли эту разницу присутствием злого духа в первом корпусе, социальным расслоением пациенток или даже случайным совпадением.
Сам Земмельвейс, будучи человеком, доверяющим только науке, решил исследовать все возможные причины массовой смертности и вскоре пришел к выводу, что это связано с отсутствием элементарной процедуры: врачи из первого отделения, которых в экстренном порядке вызывали на роды, не успевали хорошо промывать руки.
Земмельвейс даже испытал свою теорию на практике. Он заставил весь персонал больницы не просто мыть руки, а еще и обеззараживать их в специальном растворе хлорной извести.
Стоит ли говорить, что после этого смертность женщин упала до 1,2 %, что было настоящим рекордом для больницы. Но триумф в медицине не случился, так как идею Земмельвейса никто не поддержал. Более того, его коллеги выставили ученого посмешищем, запретили публиковать официальную статистику смертности, а само открытие назвали бесполезным, потому что оно отнимало драгоценное время у врача.
Земмельвейс скончался в психиатрической клинике, и только через 20 лет английский хирург Джозеф Листер обратится к научному сообществу с идеей обеззараживания рук врачей и их медицинских инструментов. Общество поддержит идею Листера, напрочь забыв о Земмельвейсе.
Где находится девятая планета
Астрономы из Колорадо вообще считают, что большинство моделей, которые используются для слежения за тысячами транснептуновых объектов, для сокращения необходимой вычислительной мощности не учитывают массу этих объектов. Другими словами, все эти модели представляют собой упрощенную картину реального положения дел. А поскольку на эти объекты не воздействует гравитация Нептуна, то благодаря собственной гравитации они могут образовывать скопления.
Согласно другому предположению, обособленность орбит некоторых транснептуновых объектов можно объяснить столкновением с астероидами, а не гравитационным влиянием гипотетической девятой планеты.
Кто-то вообще считает, что девятая планета — просто черная дыра
В то же время ученые говорят, что для того, чтобы точно убедиться в том, что девятая планета не существует, нужно обыскать каждый кубический километр Солнечной системы, и сделать это очень непросто. Прошло несколько тысяч лет, прежде чем мы поняли, как планеты вращаются вокруг Солнца, и еще сотни, прежде чем мы обнаружили Уран и Нептун. Так что если девятая планета и существует, ее получится найти, возможно, только к концу этого века.
Однако сторонники гипотезы о существовании девятой планеты все еще верят и надеются. По их мнению, астрономам просто не хватает данных, чтобы найти этот объект. Мол, необычные орбиты транснептуновых объектов уводят их слишком далеко от Солнца, где их становится невероятно трудно обнаружить.
Девятая планета
Новое исследование, проведенное астрономами в университете Пенсильвании, ставит под большой вопрос существование девятой планеты, пишет New Scientist. С 2014 года ученые пытались найти объяснение странного поведения маленьких небесных тел, которые вращаются вокруг нашей звезды за пределами Нептуна. Они утверждали, что на эти комические объекты может влиять гравитационное притяжение огромной планеты, масса которой в пять раз больше массы Земли. Другие пришли к выводу, что девятая планета — просто скопление астероидов, комет и других небольших небесных тел.
В Солнечной системе сейчас 8 задокументированных планет
Однако теперь ученые проанализировали данные, полученные при помощи визуального и инфракрасного обзора, проведенных в обсерватории в Чили. Они не обнаружили никаких свидетельств скопления каких-либо «необычных транснептуновых объектов» — небесных тел за пределами Нептуна.
Этот же ученый руководил другим исследованием, опубликованным в марте, в котором утверждалось, что он обнаружил 139 космических объектов в Солнечной системе. Тем не менее эти небесные тела слишком маленькие, чтобы считаться «правильными планетами».