Феноменальная память

Мнемотехника. Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Люди с безграничной памятью

Соломон Вениаминович Шерешевский: безграничность образов

Соломон Шерешевский — советский репортер, удивлявший коллег тем, что никогда ничего не записывал. Редактор газеты сперва самостоятельно попробовал разобраться в особенностях Шерешевского, но вскоре отправил того в психологическую лабораторию для исследования его фантастической памяти.

В лаборатории на тот момент работал Александр Романович Лурия, который потом на протяжении десятков лет исследовал Шерешевского и написал про него знаменитую «]]>Маленькую книгу о большой памяти]]>».

С этого момента жизнь Шерешевского изменилась. Он стал профессиональным мнемонистом и начал демонстрировать свой гений по всей стране. А Лурия, в свою очередь, проводил исследования его феноменальной памяти. Он предлагал мнемонисту запомнить таблицы наподобие той, что показана ниже. А затем просил воспроизвести ее элементы: все либо один определенный, находящийся в конкретном месте. Предлагал сделать это сразу, через некоторое время и даже через несколько лет.

Ученый выяснил, что запоминание у Шерешевского идет не совсем так, как у большинства людей. Он меньше использует логическое запоминание и ]]>больше опирается на эйдетическое, сенсорное]]>. К примеру, однажды исследователи предложили запомнить Шерешевскому таблицу, состоящую из последовательно организованных букв. Мнемонист с напряжением заучивал ее визуально, даже не заметив, что по большому счету можно было ничего не учить.

Вскоре обнаружилось, что при запоминании Шерешевский каждый тип информации переводит в сенсорный образ. Он мог слышать буквы, видеть звуки, каждая единица информации для него была целой сценой из стабильных ощущений. Голоса людей могли быть для него колючими, а звуки — представляться в образе разноцветных клубов пара. Такое явление называется синестезией — это феномен, при котором один тип сенсорного опыта активирует и другие. Подобным талантом обладали многие известные личности: Набоков, Кандинский, Римский-Корсаков.

В отличие от настоящих мнемонистов Шерешевский не учился искусственным приемам логического запоминания, но опирался именно на силу образа. Благодаря экспериментам, которые проводили с ним А. Лурия, Л. Выготский и А. Леонтьев, ученые убедились в том, что, по сути, перед ними пример человека с чрезвычайно развитой, но тем не менее примитивной формой памяти. Их исследования помогли понять, какой путь проходит память во время развития ребенка: этап механической памяти, эйдетической, логической (с большим влиянием речи), метапамяти.

В то же время гений Шерешевского создавал ему целый ряд проблем. В частности, у мнемониста были большие трудности с забыванием. Ему приходилось изобретать не мнемотехники, а летатехники: например, представлять всё, что он запомнил, на меловой доске и ментально стирать это тряпкой. К тому же сознание Шерешевского было перегружено ощущениями. Из-за этого ему приходилось уменьшать количество внешних стимулов, которые на него влияли. Например, он оборачивал ложку тканью, чтобы она не производила лишнего звука, из-за которого у него могли возникнуть тысячи образов. Помимо этого, у мнемониста были проблемы с запоминанием динамически меняющихся объектов, таких как человеческое лицо.

Наконец, как описывает А. Лурия, у Шерешевского была, по сути, стерта грань между миром его воображения и реальностью. Мнемонист описывал такие случаи, когда просыпался утром и пытался понять, «почему „он“ не идет в школу». Он видел, как начинал идти в школу, а затем в его комнату заходил отец, спрашивая: «Так поздно, а ты еще не ушел в школу?!»

Пример Шерешевского демонстрирует, какие стадии проходит память в процессе развития. Он также показывает, насколько важным для запоминания является чувственный опыт. Сейчас принцип «интеграции ощущений» закладывается в любые занятия по мнемотехнике. Согласно ему, если вы хотите запомнить больше, включайте все органы чувств.

Реально ли ее развить

Иногда феноменальная память является врожденным свойством конкретной личности, но в 80% из 100 ее можно успешно развить при помощи целенаправленных тренировок. Чтобы работа увенчалась успехом, необходимо помнить о том, что:

  • Во время тренировок мозг не должен испытывать перегрузку;
  • Программа по развитию уникальных способностей должна соответствовать возрасту человека. Нельзя предлагать детям задания для взрослых. Однако, для взрослых, которые только начинают развивать память, детские задания вполне подойдут;
  • Тренировки будут эффективнее, если дополнительно принимать препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Перед тем, как пить любые лекарства, следует проконсультироваться с невропатологом;
  • Занятия должны проходить по правилу «от простого к сложному», но не наоборот.

Чтобы визуальные образы легко запоминались, они должны быть яркими, простыми и доступными для понимания. В то же время образ должен содержать большое количество мелких деталей. Это необходимо для развития концентрации внимания.

Активному развитию уникальных способностей способствует интенсивное чтение

Можно выбирать любую литературу на родном или иностранном языке, главное – читать вдумчиво, уделяя внимание деталям, и ничего не пропускать. Тогда прочитанное отложится в голове до мельчайших подробностей

Проводить занятия можно самостоятельно или на курсах с педагогом-психологом

5 способов развития

Существует много других специфик и нюансов по развитию памяти человека. Рассмотрим несколько общих подходов:

  1. Читайте вслух тексты. Суть этого способа в том, чтобы читать предложения, например, в книге и потом их пересказывать вслух по памяти. С помощью упражнения вы запомните часть слов, а затем и всю книгу со временем.
  2. Составляете схематические рисунки через тексты. Как это делать? Прочитайте какой-нибудь материал и в процессе представляйте картину прочитанного абзаца или предложения. Это своего рода визуализация – необходимо закрыть глаза и мысленно представить.
  3. Составление плана. Эта работа также связана с текстами. Читаете материал и выписываете в отдельный документ важные пункты. По этим пунктам можно вспомнить, о чем читали.
  4. Играем в игру «Барабан». Процесс игры простой – рисуете игровой барабан и вписываете буквы, числа или даты по треугольникам. После чего посмотрите на эти рисунки и сделаете, также не подглядывая.
  5. Запоминание картинок. В Интернете есть много фотографий, различные портреты. Если вы хотите запоминать лица, достаточно минут 5-10 посмотреть на фото и потом представить человека в своем подсознании. Можно проделать это десятки раз, чтобы был эффект от способа.

Конечно, есть еще сотни похожих методов. Но они могут быть сложными для новичка, а перечисленные вполне простые.

Дудин Константин. Авторский курс «Феноменальная Память» от константина Дудина.

«Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы его возникают и формируются, главным образом, в дошкольном и младшем школьном возрасте. Результаты этого развития, однако же, обнаруживаются позднее. Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания, это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд.

Каждый день человек сталкивается с множеством разнообразных задач, которые предъявляют различные требования к запоминанию, сохранению и узнаванию информации. В одних случаях её нужно запомнить и сохранить на сравнительно короткое время, в других случаях время сохранения занимает от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, в-третьих, случаях то, что запоминается, необходимо сохранить в памяти как можно дольше. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани (природная память). Природная память созревает до 7 лет, и в дальнейшем может и не развиваться (в ряде случаев, при наличии нервных болезней, при переутомлении и т.п. эта способность ослабевает).

Однако какими бы слабыми способностями человек ни обладал, может усовершенствовать свою память за счёт приёмов запоминания, способов обработки информации. Современному школьнику приходится запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. «

Константин Дудин лауреат российских рекордов по запоминанию. Ученик обладателя самой сильной памяти, создателя уникальной авторской методики, лауреата мировых и российских рекордов по запоминанию Владимира Мангатаева. Основатель «Школы Мангатаева». Владимир Семёнович обладатель уникальных методик по запоминанию, лауреат российских и мировых рекордов, на их подтверждение в 2014 году приглашён в Лондон, в Штаб квартиру «Книги рекордов Гиннеса». Имеет, подтверждение Европейской патентной организации ЕПО (Мюнхен, Германия), патент на уникальную методику развития памяти и комбинаторики игровую систему «Ман-го». Сейчас «Школа Мангатаева» проводит занятия по всему миру, в частности «VIP-курс» для клуба миллионеров, Швейцария. Владимир Семенович учитель и прямой наставник Константина.

«Овладение методикой Мангатаева многократно повышает эффективность усвоения материала при обучении, формируется у человека универсальность мышления и даёт прекрасные результаты, поэтому пользуется большой популярностью».

Константин Дудин, руководитель «Школы Мангатаева», тренер по памяти и профессиональный мнемотехник.

На сегодняшний день Константин установил такие рекорды:

  • Запоминание 1000 знаков числа «пи».
  • Запоминание покерной колоды карт — 3 мин 28 секунд, с полным контролем, задание «Абсолют», в мире это задание делают всего два человека.

Темы по которым проходят занятия:

  • Запоминание информации с помощью кодирования.
  • Системы ассоциаций. Система эйдосов. Система согласных.
  • Запоминание и стирание информации Эффект стирания ассоциаций (информации, образов). Словесно-логический ключ. Буквенно-цифровой код.
  • Связка ключей, пароли. Покупки в магазине.
  • Комбинации систем для мнемотехники трёхзначных чисел. Мнемотехника числа «пи». Принцип опорных образов.
  • Высшая школа счета или Школа устного счета(ШУС).
  • Игровая система «Ман-го».
  • Применение группировок для запоминания словесной информации. Смысловые блоки и «увязка». План счетов бухгалтерского учёта.
  • Базовая матрица. Запоминание новых терминов или иностранных слов.
  • Система соответствий. Фамилии, имена людей.
  • Мнемотехника табличных данных и таблиц.
  • Чертоги разума. Запоминание цифровых комбинаций.
  • Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица.
  • Запоминания табличных данных: статей кодексов РФ и федеральных законов.
  • Календарь. Недельный ежедневник. Планирования в уме.

.

Натренированная феноменальная память

Команда учёных исследовала мозг 23 мастеров спорта международного класса и 23 человек аналогичного возраста, состояния здоровья и интеллекта, но с типичными навыками памяти. Они использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для того, чтобы измерить разницу в прочности связи между раличными регионами мозга. Помимо этого подключилась и структурная МРТ, позволившая измерить разницу в их размерах.

Изначально Дреслер ожидал, что чемпионы заметно отличались по анатомическому устройству мозга, наподобие чемпионов мира по тяжёлой атлетике, у которых необычайно накачанные мышцы. Однако на МРТ отличий не обнаружилось. Скорее всего, всё заключалось в модели «подключения», которой следовали около 2500 различных межнейронных контактов в мозге. И одно подмножество из 25 соединений наиболее сильно выделяло спортсменов из «общей массы».

Конрад, который также прошёл сканирование, не родился с исключительным навыками памяти. Собственно, как и другие спортсмены, которых изучал Дреслер.

Изучать скорочтение – абсолютно не мучение

Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.

Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.

Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:

Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают

Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.

Что такое феноменальная память

Вопреки распространенному заблуждению, умением запоминать большое количество информации в считанные секунды владеют не только «избранные». Развить эти уникальные способности может любой психически здоровый человек, с любым уровнем интеллекта. Пол, возраст и социальное положение значения не имеют.

Феноменальной можно считать способность к усвоению и точному запоминанию большого объема данных, не имеющих смысловой связи. Это значит, что человек, обладающий такой способностью, может длительное время удерживать в мозгу «фотографию» любого зрительного образа: текста на родном или иностранном языке, картинки, комбинации цифр и символов.

Это необычное явление, определение которого встречается во всех учебниках по психологии, может быть вызвано следующими причинами:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Врожденные аномалии в развитии некоторых участков коры головного мозга;
  • Занятия с детьми младшего возраста по методикам раннего развития;
  • Высокая скорость работы мозга.

Люди демонстрируют уникальные способности в запоминании разного вида информации: у некоторых блестящая звуковая память (или, выражаясь музыкальными терминами, «абсолютный слух»), кто-то может с первого взгляда запомнить большой письменный текст, кто-то в мельчайших подробностях пересказать длинную историю, услышанную только один раз. Некоторые психологи считают уникальные способности к запоминанию аномалией. С этим можно поспорить. Однако, нельзя не согласиться с тем, что люди с таким талантом (особенно дети и подростки) требуют индивидуального подхода. Несмотря на свои способности, они часто бывают плохими учениками в школе, чувствуют себя некомфортно в коллективе и могут испытывать трудности в социальной адаптации.

Искусство быстрого запоминания можно развить

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.

Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) — мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) — наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) — наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) — за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) — помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) — после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета — воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) — наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.

Метод визуализации поможет развить феноменальную память

То есть, вы представляете себе информацию, которую вам нужно запомнить в виде образов.

Начать практиковаться можно с запоминания числового ряда.

Ну, вот, к примеру, вам нужно запомнить число «138».

Представим, что «1» – палочка, «3» – женская грудь, а «8» – знак бесконечности.

Теперь составим предложение, из тех слов-образов, которые мы представили.

Получается нечто вроде «Палочка может смотреть на женскую грудь бесконечно».

Чем больше смысла будет в тех предложениях, что вы составляете, тем легче вам будет запоминать, потому что абракадабра запоминается не легче, чем никак не связанные цифры.

Чтобы применять эту методику, вам нужно визуализировать все 10 цифр, включая 0.

Начните с короткого цифрового ряда и однозначных цифр, постепенно усложняя для себя задачу.

Таким образом, многим удалось развить, пусть не феноменальную память, но достаточно приличные способности к запоминанию.

Бесплатный практикум «Феноменальная память»

Как сохранить и улучшить феноменальную память? Предлагаем вам пройти бесплатный курс, который дает такую возможность. На этом курсе вы найдете ответы на основные вопросы по ее развитию:

  1. Что такое память человека и как она работает.
  2. Какие техники применять, чтобы развить визуальное мышление.
  3. На практике будет рассматриваться способ – «Изложения различных текстов».
  4. С помощью различных методик научитесь запоминать имена и лица людей.
  5. Вас научат практики запоминанию слов наизусть.
  6. В конце обучающего мероприятия получите специальный бонус по улучшению памяти.

(Скрин 1).

Для кого подходит практикум курса? В целом для людей 45-50+. В этом возрасте люди часто забывают важные моменты, а забывчивость мешает нормальной жизни. Кроме того, на курсе могут присутствовать и люди других возрастов.

В чём секрет?

Чтобы понять, в чём суть функциональной перестройки связей, учёные внимательно изучили 25 типов «подключений», которые максимально отличаются между профессионалами запоминания и обычными людьми. Их обнаружили в двух регионах мозга. Медиальная префронтальная кора известна своей активностью тогда, когда люди соотносят новые знания с ранее полученными. А правая дорсальная латеральная префронтальная кора принимает участие в работе стратегического обучения.

Дреслер и его команда продолжат анализировать сканы мозга, чтобы больше узнать о различиях в закономерности связей и о том, как они влияют на память.

Текст: Анна Хоружая

Mnemonic Training Reshapes Brain Networks to Support Superior Memory by Martin Dresler, William R. Shirer4, Boris N. Konrad4, Nils C.J. Müller, Isabella C. Wagner, Guillén Fernández, Michael Czisch, and Michael D. Greicius in Neuron. Published online March 2017

Как формируются нейронные связи

Мы рождаемся со множеством нейронов, но с небольшим количеством контактов между ними. Нейронные связи образуются по мере взаимодействия с окружающим миром, делая нас такими, какие мы есть.

Порой возникает желание или необходимость модифицировать уже сформировавшиеся связи. Кажется, что раз когда-то в детстве они образовались без особых усилий, то и сейчас это будет проще простого. Но если взрослый человек не будет постоянно работать над их созданием, то воспринимать и запоминать новые данные будет сложнее. Новые нервные цепочки не такие прочные, как старые, и разрушаются они быстрее.

Три правила, чтобы запоминать что угодно

Чтобы мозг что-то запомнил, нужно убедить его в том, что эта информация нужна. Тогда во сне во время ревизии впечатлений он будет переносить нужное в долгосрочную память. 

В этом помогают три правила:

  1. Учить по чуть-чуть
  2. Часто повторять
  3. Делать перерывы

Также считается, что если что-то связано с сильными эмоциями, мы запомним это лучше. Об этом поговорим в конце. 

Главное — это порционность и повторы. Представьте бег по полю. Когда мы учим сразу и много, мы как будто пробегаем толпой по траве один раз. В результате трава немного приминается, но со временем распрямляется обратно. «Какие-то варвары», — думает трава и быстро восстанавливается после повреждений. 

Похожая история и с памятью: её можно разово нагрузить впечатлениями, но если потом оставить память в покое, она восстановится. Когда студент учит все билеты в ночь перед экзаменом, ему хватает краткосрочной памяти, чтобы сдать экзамен, но через пару дней весь материал уже будет позабыт. 

Вернёмся к траве. Представим, что мы бежим не толпой по всему полю, а вдвоём. И не один раз, а много раз туда-обратно. Со временем мы протопчем дорожку, где трава расти не будет. В идеале нужно прийти на это поле в разное время, при разной погоде, чтобы повытаптывать дорожку в разных условиях.

Примерно так и работает память — когда мы постоянно что-то повторяем в разных ситуациях, мозг понимает, что эта информация для нас важна, и постепенно всё лучше обучается её воспроизводить. 

Основные характеристики

Визуализация + сенсорика

Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).

Детализация

Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.

Непроизвольное удержание

Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.

Произвольное воспроизведение

Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.

Большие объёмы

У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.

Яркость образов

Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.

Как работает память

Мы воспринимаем память, как должное, но ученые до сих пор изучают человеческий мозг и поражаются его возможностям, в том числе к запоминанию.

Без способности помнить, мы бы не были людьми, ведь наша личность – совокупность воспоминаний и сделанных на их основе выводов.

С научной точки зрения память – информация, закодированная в мозгу в виде сигналов, передающихся и изменяющихся между нейронами. Это сложный процесс, задействующий миллиарды нейронов, каждая часть мозга отвечает за определённый вид воспоминаний.

Теменная кора мозга отвечает за музыкальные способности, когда человеку надо сыграть на инструменте, то задействуется данная область. Гиппокамп отвечает за новые воспоминания. Если его удалить, то человек будет помнить прошлое, но не сможет запоминать новую информацию, она просто будет моментально забываться.

Локализация памяти точно не доказана, но гипотеза о том, что каждая область отвечает за свой вид воспоминаний остается актуальной.

Есть процедурная память, она не связана с гиппокампом, поэтому разучиться езде на велосипеде, бегу, ходьбе, плаванию при его удалении нельзя.

Ученые не могут точно сказать, как работает долгосрочная память, не изучены точные механизмы запоминания информации, ее хранения. Есть только догадки и предположения. Но выявлен алгоритм запоминания, работающий на всех здоровых людях:

  • процесс запечатления информации;
  • сохранение в мозгу;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Людям свойственно быстро забывать информацию, не представляющую ценности и не пользующуюся актуальностью. Такое рациональное использование нейронных сетей позволяет не задумываться обо всем, что нам известно, давая возможность сосредотачиваться на новых знаниях.

Феноменальная память тоже до конца не изучена. Люди с такой способностью могут крайне быстро обработать в своем мозгу новую информацию и сохранить ее, когда человек с обычной памятью быстро забывает случайные данные, не подкрепленные смыслом, эмоциями и др.

Люди с феноменальной памятью могут взглянуть на листок бумаги со случайными записями цифр, слов, дат, фактов и запомнить их наизусть за несколько секунд, а потом озвучить увиденное в точности. Это поражает и открывает новые границы человеческих возможностей.

5 общих советов тем, кто хочет развивать феноменальную память

В крайнем случае – это какие-то упражнения, которые достаточно выполнить несколько раз, чтобы стать обладателем феноменальной памяти.

В реальности же все совсем не так.

Развить свои способности можно, работая над собой длительное время и в комплексе.

Причем, чем более скромный подарок вам презентовала природа, тем больше и дольше придется трудиться.

Вот вам несколько общих рекомендаций, которые точно пригодятся тем, кто хочет развить феноменальную память:

  1. Получайте удовольствие от информации, которую запоминаете.

    Представляйте ее в виде вкусного тортика, а не, к примеру, вареного лука, тогда и процесс поглощения информации будет проходить легко и приятно.

  2. Не пытайтесь перепрыгивать сразу через две ступени.

    Нельзя за неделю (и даже – за месяц) из дохляка превратиться в мускулистого мачо.

    С тренировкой мозга – то же самое.

    Чтобы развить феноменальную память, нужно время.

  3. Фильтруйте информацию, которую поглощаете, не перекармливайте свой мозг.

    Пусть он запоминает то, что нужно вам, а не все подряд.

  4. Не нервничайте.

    Именно состояние стресса («А-а-а! Мне нужно за полчаса запомнить все это!») мешает развитию феноменальной памяти.

  5. Выбирайте те методики и упражнения, которые вам подходят и нравятся.

    К примеру, если вы обожаете играть в шахматы, но ненавидите решать математические уравнения – не стоит насиловать себя.

Что делать?

Поскольку топографический кретинизм не является заболеванием, то его никто и не . Но человек, обладающий этим неприятным качеством, должен как-то ориентироваться. Единственный выход – не пытаться искать нужное место по зрительным ориентирам, а всегда запоминать точный . Могут помочь и некоторые приборы. Выручит даже самый обычный компас, если вам приходится ориентироваться в лесу или в сельской местности. Поможет также навигатор.

Видео по теме

Дамп памяти содержит необходимую информацию о том, что стало причиной сбоя в работе компьютера. Для чтения информации, заложенной в него, существуют специальные инструменты.

ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ

(англ. phenomenal memory ) — способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, лишенного внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты и т. п.). П. ф. нередко отмечается у выдающихся людей, выступая при этом как высокоразвитая профессиональная память (музыкальная — у В. Моцарта, А. Глазунова, зрительная — у Ф. М. Достоевского и т. п.). См. . (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ» в других словарях:

феноменальная — феноменальная глупость феноменальная невозмутимость феноменальная память феноменальная прожорливость феноменальная рассудительность феноменальная сила феноменальная скорость феноменальная способность феноменальная щедрость … Словарь русской идиоматики

память — блестящая память изумительная память исключительная память колоссальная память невероятная память незаурядная память необыкновенная память поразительная память потрясающая память редкостная память удивительная память … … Словарь русской идиоматики

память — и, ж. 1) Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, сведения, а также сам запас полученных впечатлений. Зрительная память. Феноменальная память. Память на лица. Обладать хорошей памятью. Напрячь память. Я, бывало,… … Популярный словарь русского языка

память — дырявая (Лесков); свежая (Даль); смутная (Блок) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. память 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании… … Словарь эпитетов

— (от греч. hyper над, сверх, mnesis воспоминание) необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания. В патологических и пограничных случаях характеризуется удержанием в памяти обилия малосущественных деталей (расписания движения… … Большая психологическая энциклопедия

Дега, Эдгар — Эдгар Дега Edgar Degas … Википедия

Мнемоника — Содержание 1 Основной метод запоминания в современной мнемонике 2 История … Википедия

Слюсарчук — Слюсарчук, Андрей Тихонович Андрей Тихонович Слюсарчук Да … Википедия

Бандера, Степан Андреевич — Степан Андреевич Бандера укр. Степан Андрійович Бандера Дата рождения … Википедия

верва — ы, ж. verve f. Воодушевление, пыл, остроумие. Ведь этот Муходавлев очень глуп, а как говорит! Quelle verve, quelle éloquence, quel jargon! Удивительно. Губерн. карнавал. // Соврем. 1859 75 1 295. Их неистощимая верва, запугивающее умничанье одних … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Феноменальная память: Методы запоминания информации / 4-е изд. , Матвеев, Станислав. Мы регулярно забываем забрать с принтера посланные на печать документы, оставляем дома собранные мамами и женами ланч-боксы, не можем вспомнить пароль для входа в компьютер и ПИН-код от… Купить за 337 руб
  • Феноменальная память. Методы запоминания информации , Матвеев С.. Мы регулярно забываем забрать с принтера посланные на печать документы, оставляем дома собранные мамами и женами ланч-боксы, не можем вспомнить пароль для входа в компьютер и ПИН-код от…

Феноменальная память — это удивительное явление. Под данным определением имеется в виду способность исключительно быстрого запоминания информации, и её последующего воспроизведения. При том материал может иметь поразительные объёмы при полном отсутствии смысловой связи между его компонентами. То есть если человеку с такой способностью дать листок со случайным набором букв, чисел, изображений и символов, он его запомнит, несмотря ни на что.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: