Критика национализма
Национализм отличается от других идеологий – либерализма, консерватизма, социал-демократизма, анархизма, коммунизма и др. В каждой из них понятие нации играет определённую роль, но не является важным. Национализм имеет различные формы и национальные разновидности, что объясняется различными историческими и общественными обстоятельствами его возникновения.
Критики национализма часто утверждают, что они не могут определить, что такое «нация» или почему политическое превосходство должно быть только у одной нации (и вообще, почему нация должна быть единственной легитимной единицей политической власти). Нация – это культурная общность, и не обязательно политическое объединение, а также не обязательно связана с конкретной территориальной зоной.
Националисты аргументируют обратное, отстаивая свои взгляды: границы государства должны по возможности совпадать с границами одного и того же населения. Они не поддерживают мультикультурализм.
Тесты по предметам
- Тест по обществознанию
- Тест по истории
- Тест на грамотность по русскому
- Тест по литературе
- Тест по биологии
- Тест по географии
Другие тесты
- Тест по терминам в обществознании
- Тест на перенос слов по русскому
- Тест по Второй мировой войне
- Тест по истории СССР
- Тест по Всемирной истории
- Тест по Царской Руси
- Тест по Удельной Руси
- Тест по современной истории России
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
- Экономика
Сервисы
- Математические калькуляторы
- Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
- Демоверсии ОГЭ по всем предметам
- Списки литературы онлайн
- Расписание каникул
Человек и общество
- 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
- Основные понятия по теме «Человек»
- Базовые термины по блоку «Общество»
- Основные термины по разделу «Познание»
- Список понятий по блоку «Культура»
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Почему мы не можем идти прямо с закрытыми глазами?
Некоторые и с открытыми глазами прямо не ходят
Попробуйте вот что. Сходите в ближайший парк, завяжите глаза непрозрачной повязкой и попробуйте пройтись по прямой. Когда вы снимите повязку, то, помимо пропавших денег из заднего кармана, вы обнаружите кое-что действительно интересное
Неважно, как аккуратно вы будете стараться идти по прямой и какой у вас разряд по ориентированию, вы увидите, что немного свернули в сторону, а если продолжите идти, то в конце концов вообще начнете ходить кругами. Почему? Никто до сих пор не может дать точный ответ на этот вопрос
Ученые провели множество экспериментов для изучения этого эффекта как в закрытых помещениях, так и на открытой местности. В некоторых даже использовались GPS-трекеры. В результате выяснилось, что чем темнее окружение, тем больше людей начинает ходить кругами. Однако реальной причины этому исследователям установить так и не удалось.
Нет, конечно, есть несколько теорий на этот счет. Например, с медицинской точки зрения это может быть связано с тем, что наши тела асимметричны, а нижние конечности могут быть разной длины (такое, правда, встречается, и довольно часто). В результате, если мы не видим ориентира перед собой, нас начинает вести в сторону. Согласно другому предположению, этот эффект связан с доминированием одной части мозга над другой. Однако единственное, что удалось действительно доказать с помощью различных экспериментов, так это то, что каждая из этих теорий определенно неверна.
Тесты на знания в разных областях
Широту кругозора мы с вами проверили, теперь нужно оценить глубину ваших знаний в разных областях. Для этих целей я подготовила 10 узкоспециализированных тестов. Советую вам пройти все ради интереса. Возможно, вы откроете в себе новые грани, о которых даже не подозревали. Итак, приступим.
30 вопросов об изобразительном искусстве
Тест специально для ценителей прекрасного. В нем 30 вопросов о живописи, скульптуре, графике, современных видах изобразительного искусства. Вопросы довольно сложные. Неискушенному человеку будет непросто ответить на них. Можно пополнить свой словарный запас новыми словами и узнать интересные факты из биографии известных художников.
Изобразительное искусство – совсем не моя тема. Несколько раз я отвечала наугад. Тем не менее смогла набрать 19 баллов, чему несказанно рада.
Тест на знание мировых столиц
Как правило, знание столиц среднестатистического человека ограничивается областью Европы и парочкой азиатских стран. Всего 24 вопроса, многие из них можно назвать очень сложными. Действительно, далеко не каждый сможет назвать столицу Чада или Пакистана. Проверьте, как у вас обстоят дела с географией. Возможно, нужно подтянуть свои знания, чтобы адекватно воспринимать информацию из мировых новостей.
Можете поздравить меня! Наконец-то достойный результат: 24 из 24. Не зря я еще в школьные годы выучила все мировые столицы в целях тренировки памяти.
Насколько вы начитанны
Вам будут представлены 10 цитат из произведений мировой и русской литературы. Нужно отгадать, из какого именно произведения отрывок, и выбрать один ответ из двух вариантов.
Человек, который хотя бы немного разбирается в литературе, сможет легко ответить на все методом исключения. Жаль, что авторы не сделали 3 и более вариантов ответа, ведь так было бы намного сложнее.
У меня 10 из 10.
Как хорошо вы знаете историю
Здесь собраны вопросы на знание мировой истории с древнейших времен до наших дней. Многие факты, упомянутые в опроснике, оказались для меня открытием. Проверьте, все ли из перечисленного вы до этого знали.
Я набрала 10 баллов из 15.
40 известных личностей
Предлагаю проверить вашу зрительную память и знание ключевых фигур в истории, науке, искусстве, литературе. На экране покажут 40 портретов и поочередно зададут 40 вопросов. Вас спросят, где портрет того или иного человека, а вы должны указать на правильное изображение.
Тест сложный, но интересный и занимательный. Он не похож на все остальные и вносит нотку разнообразия в нашу подборку.
Я угадала всего 23 фото из 40. Начиналось все довольно просто: с Эйнштейна и Наполеона. А закончилось все Птолемеем, которого я никогда в глаза не видела.
Тест на знание русской литературы
Вам предстоит ответить на 15 вопросов по произведениям из школьной программы. Вопросы непростые, глубокие. В некоторых из них нужно выбрать из перечисленных вариантов автора строк. В других – вспомнить, кто из героев произносит фразу.
Почти все книги я читала, но мне удалось набрать лишь 5 баллов. Отличный повод снова перечитать!
В мире дикой природы
Сложный тест, который смогут осилить лишь увлеченные натуралисты. Зато очень познавательный. Из него я узнала много интересных фактов о животных. Теперь будет чем блеснуть перед знакомыми.
Я ответила правильно лишь на 7 заданий из 25.
Что вы помните из курса школьной физики
Ох уж эта физика! Сколько крови она попортила юным школьникам за последние 100 лет. Давайте проверим, что из школьного курса физики осело в наших головах. Ответьте на 15 вопросов и оцените свои знания.
Почему-то сайт не сообщил мне, сколько баллов я набрала, а лишь поставил “отлично”.
Знаете ли вы значение этих слов
От естественных наук перейдем к гуманитарным. Попробуйте догадаться, что означают эти странные слова. С некоторыми мы сталкиваемся довольно часто, а некоторые вы наверняка увидите впервые. Тест с мгновенной проверкой ответов. Вы нажимаете на выбранный вариант – система подсветит его красным или зеленым в зависимости от правильности.
Мой результат 7 из 10.
Насколько хорошо вы разбираетесь в советском кинематографе
Завершим подборку тестом про наш любимый и родной советский кинематограф. Проверьте, насколько хорошо вы знаете фильмы, актеров, режиссеров. Если результат не оправдает ваших ожиданий, можете пересмотреть на досуге бессмертные шедевры отечественного кино. Лишним это никогда не будет.
У меня всего 6 баллов из 10. Пошла смотреть “Обыкновенное чудо”.
Взаимосвязь этикета и культуры общения
Освоив несложные правила этикета и научившись применять их в своей жизни, любой человек сможет добиться максимально возможных результатов вбираясь по карьерной лестнице или решая постоянно возникающие вопросы в быту.
Знание этикета и основ культуры общения позволяет:
- стать гармоничной личностью;
- соблюдать правила приличия в любой обстановке и, в особенности, в общественных местах;
- понять уместность слов или отдельных фраз в зависимости от обстоятельств, категории собеседников и их возраста;
- оценить возможность использования определенных жестов и мимики.
Несмотря на то, что многие правила этикета, строго соблюдавшиеся еще в XIX–XX вв. канули в прошлое, а им на смену пришли более простые и демократичные, современному человеку без них по-прежнему не обойтись.
В качестве простого примера можно привести следующий факт. Во многих организациях установлен свой дресс-код, нарушение которого недопустимо. Его соблюдение означает верность духу коллективизма. И он обязателен для всех, так как от целостности восприятия может зависеть успешность всех проводимых компанией акций и мероприятий.
У меня никогда не было вопросов к друзьям
Задайте эти вопросы своим друзьям и посмотрите, каковы их ответы. Они вас удивят.
70. Я никогда не жульничал на тесте.
71. Мне никогда не приходилось недолюбливать мнение других.
72. Я никогда не выезжал из страны.
73. Я никогда не участвовал в акциях протеста.
74. Я никогда не прыгал в бассейн в одежде.
75. Я никогда не ел сырой рыбы.
76. Я никогда не использовал ругательства.
77. Я никогда не дарил подарочную карту повторно.
78. Никогда не курила.
79. Я никогда не стригся сам.
80. Я никогда не плакал публично.
81. Я никогда не выезжал за пределы штата один.
82. Я никогда не засыпал публично.
83. Я никогда не жил один.
84. Я никогда не брил голову.
85. Я никогда не прогуливал занятия.
86. Я никогда не летал на вертолете.
87. Я никогда не лгал своим учителям.
88. Я ни разу не смотрел телевизор весь день.
89. Я никогда не плавал с дельфинами.
90. Никогда не пробовала суши.
91. Я никогда не разговаривал со своим возлюбленным.
92. Я никогда не выходил на сцену перед толпой.
93. Я никогда не терял кошелек.
94. Я никогда не сломал кость.
95. Никогда не был на концерте.
96. Я никогда не ел аллигатора.
97. Я никогда не был влюблен.
98. Я никогда не пел публично.
99. Я никогда не симулировал болезнь, чтобы пропустить школу.
100. Я никогда не устраивал вечеринку на Хэллоуин.
101. У меня никогда не было парня или девушки.
102. Никогда не думал о том, какой собакой я стану.
103. Я никогда не играл на музыкальном инструменте.
104. Я никогда не был в Мексике.
105. Я никогда не брил ноги.
106. Никогда не смотрела детские мультики.
107. Я никогда не катался на сноуборде.
109. Я никогда не касался змей.
110. Я никогда не разгадывал судоку.
111. Я никогда не забывал солнцезащитные очки, которые я уже носил.
112. Я никогда не катался на лыжах.
113. Я никогда не выступал перед толпой.
114. Я никогда не поднимал паука.
115. Я никогда не солгал другу, чтобы избежать большего зла.
116. Я никогда не запирал ключи в машине.
117. Я никогда не бывал в чужой стране.
118. Я никогда не пробегал марафон.
119. Я никогда не пробовал рецепт из Интернета.
120. Я никогда не крал деньги из кошелька отца.
121. Я никогда не давал чаевых в ресторане.
122. Я никогда не учил иностранный язык.
123. Я никогда не поднимал тяжести для тренировки.
124. Я никогда не ездил на слоне.
125. Я никогда не употреблял алкоголь без согласия родителей.
126. Я никогда не давал денег бездомному.
127. Я никогда не играл правду или действие
128. Я никогда не становился вирусным в Интернете.
129. Я никогда не работал в ресторане быстрого питания.
130. Я никогда не играл в бутылку.
131. Я никогда не пытался смотреть на солнце.
132. Я никогда не писал смс и не звонил в кино.
133. Я никогда не терял сознание.
134. Я никогда не прыгал с тарзанки.
135. Я никогда не дарил орган.
Культура эффективного общения
Культура общения всегда закладывается в детстве родителями, друзьями, школьным окружением. Часто те модели общения, которые использовались в детстве, могут быть неэффективны при общении во взрослом состоянии. Для того чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать некоторые правила:
Необходимо установить контакт с собеседником. Без него общение может полностью потерять смысл.
Необходимо придерживаться одинакового темпа в речи.
Желательно занять аналогичное положение тела.
Не следует говорить много и витиевато
Лучше всего, чтобы речь обладала конкретикой.
Постоянно обращать внимание на невербальные инструменты общения.
При окончании разговора лучше всего сделать некий вывод, правильно ли собеседники поняли мысли и слова друг друга.
В современном мире необходимо знать правила ведения бесконфликтного диалога с людьми в разных ситуациях, уметь наладить контакт с людьми любого социального статуса. Каждый уважающий себя человек должен усвоить культуру эффективного общения. Возможно написание личной памятки со всеми правилами общения с людьми.
О том, как научиться правильно общаться с людьми, смотрите в следующем видео.
С детства мы усваиваем определенные нормы и правила поведения. Воспитанного человека отличает то, что правила культурного поведения стали нормой его жизни. Известные истины нужно говорить как можно чаще, именно поэтому мы еще раз обращаемся к ним, чтобы, читая их, вы оценили себя, насколько им следуете.
Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уважения себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала — эффективные средства самореализации.
Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбайтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает людей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе самого трудного дела.
Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех ситуациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.
Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если критикуете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство критикуемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.
Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение окружающих, что может оказаться гораздо ценнее.
Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, ясность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней культуре, духовном богатстве.
Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сначала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.
Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благодарить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.
Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.
Список правил можно продолжить и дополнить, однако мы ограничимся данными. Каждый человек сам выбирает, каким правилам ему следовать. Однако если выбранные правила мешают взаимопониманию с другими людьми, их следует пересмотреть, а не упорствовать в своем упрямстве. Если же помогают, то, возможно, стоит поделиться с другими. Человек, умеющий отдавать, умеет принимать дар от других людей.
Культура общения – это важный порядок действий, который принят в обществе. Он выражается в речи, взаимном обмене репликами, беседе. С ее помощью люди контактируют друг с другом, устанавливают социальные связи.
Культура формируется в процессе воспитания ребенка
Беременность
Думаю, для всех очевидно, почему «Ты беременна?» — не лучший вопрос. В этом отношении никогда нельзя быть слишком аккуратным. Я болтал с подругой, которая была на 8 месяце, и все равно ждал, пока она сама поднимет эту тему. Лучше избежать неловкости при ошибочном прогнозе.
По той же самой причине спрашивать у беременной женщины: «У вас что, близнецы?» крайне невежливо. Если это так, вам точно расскажут. Делайте все возможное, чтобы избежать даже малейшего намека на то, что беременная знакомая поправилась – или что у нее явно недовес. Вообще не давайте ей понять, что вы как-то оцениваете ее тело.
Если вам расскажут, какого ребенок пола, реагируйте позитивно, но не так словно это удача (за исключением случаев, когда родители явно так считают). Одна моя коллега была беременна мальчиком, ее неоднократно спрашивали, счастлив ли ее муж. А один коллега даже поздравил с «Выполненной миссией», мол, отличная работа. Словно она носила наследника Генриху VIII.
Не задавайте вопросов об уходе за ребенком: Ты будешь кормить грудью?» или «Будешь сама рожать или Кесарево делать?». Это крайне важные решения, и любой совет, который вам не терпится дать, содержится в десятках книг по воспитанию ребенка, и оспаривается еще в сотне. Совсем не обязательно что-то советовать, избегайте ценностных высказываний, просто постарайтесь, чтобы будущие родители почувствовали себя спокойнее и комфортнее. Люди рожают и воспитывают детей сотней разных способов, а вы явно не мудрец, готовый, наконец, раскрыть тайну появления человека.
Они понимают, что просто не бывает никогда
Не живите иллюзиями о том, что ваша жизнь будет легкой и непринужденной – ведь все ваши усилия может свести на нет банальная случайность. Яркие и умные люди относятся к жизни правильнее: они работают над своей уверенностью и не ждут, что всё будет просто. Даже когда кажется, что всё идет как по маслу, они не ослабляют бдительности – ведь перед штормом тоже всегда наступает затишье…
А ещё умные люди любят вызовы – и эйфорию, которая наступает после победы над обстоятельствами. Всегда приятно отдохнуть в тишине, но встретить трудности лицом к лицу и преодолевать их – это то, что составляет смысл их жизни.
Требования, предъявляемые к совещаниям
Существуют этические правила делового общения, предъявляемые к совещаниям. Они регулируют взаимоотношения между его участниками, а также между подчиненными и начальством. Например, со стороны начальника этически оправданным будет приглашение на совещание, на котором предполагается решить важный вопрос, его участников не через секретаршу по телефону, а в личном общении или письменно. Уважение к аудитории также проявляется в создании некоторого, хотя бы минимального комфорта. Помещение, как гласят правила делового общения, следует подобрать в соответствии с числом участников, обеспечить его проветриваемость, необходимое освещение, возможность записать важную информацию и т.д.
Главный элемент совещания или собрания — дискуссия по некоторым вопросам, основной целью которой является поиск истины. Лишь в том случае дискуссия эффективна, если она проводится с соблюдением в процессе делового общения норм поведения, этически ориентированных. Этикет делового общения предполагает необходимость уважения чужого мнения, даже если оно кажется на первый взгляд абсурдным
Для того чтобы его понять, нужно набраться терпения, выслушать его, мобилизовав внимание. Этикет делового общения советует также придерживаться лишь предмета спора
Нельзя превращать в конфликт дискуссию. Нужно искать в споре точки сближения суждений и мнений, стремиться найти общие решения. Это не значит, что от своего мнения нужно отказаться, если вы уверены в собственной правоте. Тем не менее полезно подвергать правоту своей позиции сомнению. Нельзя использовать в любой, даже самой острой дискуссии, безапеляционные заявления (например, «глупости говорите», «это ерунда», «это неверно») и бранные слова. Язык делового общения должен исключить все это. Сарказм и ирония допускаются, однако употреблять их следует, не унижая и не оскорбляя оппонентов. Факты, а также их добросовестная интерпретация, являются главным оружием в дискуссии.
Нужно уметь признавать собственную неправоту. Деловое общение — это сфера, в которой также следует проявлять благородство. Если оппоненты потерпели в дискуссии поражение, им нужно предоставить возможность спасти репутацию. По поводу их поражения злорадствовать не стоит.
Как Играть с подростком
Правила игры, в которой я никогда не был, довольно просты и могут быть настроены в соответствии с удобством участвующих игроков. Вот один из способов игры.
Игроки берут с собой несколько конфет, садятся в круг и по очереди говорят о том, чего они никогда не ели и никогда не делали.
Предложения должны начинаться с фразы: «Никогда не видел». Например, «Я никогда не пробовал заниматься каякингом».
Остальная часть группы, попробовавшая каякинг, должна откусить от сладкого.
Если каякингом пробовал только один человек, вы можете попросить его предоставить вам подробную информацию.
В конце концов, победителем становится тот, кто съест наибольшее количество конфет.
Нравственный человек – продукт воспитания моралью
Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.
Проблемы нравственного и духовного воспитания
Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».
Умные фразы о жизни
Не только фантазия и мечты позволяют перешагнуть черту невозможного. Для того, выйти за пределы, нужно усердно трудиться, быть неспокойным, каждый день делать еще один шаг к своей цели.
Умные фразы умных людей о мудрости жизни:
Такая вроде бы простая фраза:
— Мало вещей невозможно для старательного и умелого. С. Джонсон
— Кто малого не может, тому и большое невозможно. М. Ломоносов
— Трудное — это то, что может быть сделано немедленно; невозможное — это то, что потребует немного больше времени. Д. Сантаяна
— Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг. С. Цвейг
Все эти высказывания говорят нам о том, что одной мечты или фантазии недостаточно, будьте упорны и усердны и победа не оставит вас.
Этические нормы и принципы
Этические нормы и принципы, заложенные в человеке, составляют основу нравственности каждой личности. Часто их представляют как совесть. Данные нормативы и человеческие качества неочевидны. Каждая оценка поступков других людей субъективна. Характер оценок зависит от особенностей каждого индивидуума.
Этические нормы заключены в специальных речевых формулах, которые в разных ситуациях способны раскрыть истинные намерения человека. Приветствие всегда задаёт тон разговору. Учитывая социальный статус каждого собеседника, выбирается один из двух вариантов обращения друг к другу: ТЫ-общение или ВЫ-общение.
Для установления контакта и поддержания разговора следует постоянно обращаться к человеку по имени, имени-отчеству или с учетом его служебного положения, зависит от ранга и взаимоотношений между вами.
Стоит обращать внимание на культурные и исторические традиции при приветствии и общении с незнакомыми людьми. Ранее к человеку могли обратиться так: гражданин, гражданка, мужчина, женщина
В нынешних социальных условиях ведётся выработка универсального приветствия как к мужчине, так и к женщине.
При обращении к близким людям или детям могут применяться слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами или весёлые перифразы вместо обращения как такового. Часто это используется при эмоциональной беседе.
В каждом языке и каждой культуре существует набор этикетных формул. Они помогают выразить ваши намерения. Например, при просьбе о прощении используются такие слова, как «прости (те)» и «извини (те)».
В просьбе лучше всего использовать непрямые высказывания, которые уменьшат в глазах собеседника личную заинтересованность в действии и дадут право выбора. Примерами таких конструкций служат фразы: «Не могли бы вы… /Не подскажете ли вы…?»
Формулы поздравлений гораздо проще. Они выглядят таким образом: обращение, повод, затем пожелания.
Некоторые речевые этикетные модели могут быть связаны не только с канонами, но и с правилами современной жизни или с устоями определённой группы лиц. В таком случае эти формы можно считать за ритуалы отдельной группы.
Нежелание обидеть, задеть чувства человека, вызвать дискомфорт ведёт к применению эвфемизмов. Эвфемизм – нейтральная по смыслу фраза, которая не несёт эмоциональной нагрузки. Смягчающими приёмами общения являются аллюзии и намёки. В традициях русского речевого этикета не принято говорить о присутствующих рядом людях в третьем лице. Данный приём позволяет всем находиться в общем информационном пространстве и всем быть вовлечёнными в разговорную ситуацию.
Вежливое поведение подразумевает, что вы будете выслушивать речь собеседника от начала и до конца. Это показывает ваше уважение к нему. Перебивают чаще мужчины – таков вывод учёных-психологов, женщины более корректны по обращению к собеседнику. Перебивание – признак потери заинтересованности в ведении разговора.
Основные типы и формы национализма
Политолог Дени Моньер разделяет национализм на две типологии:
- «классическая» типология, основанная на критериях принадлежности, которая различает гражданский (или политический), этнический (или культурный) национализм;
- современная, основанная на объективных критериях, включающая национализм господства, национализм освобождения, национализм сохранения и национализм спроса.
Наиболее важные формы национализма включают:
- этнический национализм;
- гражданский национализм;
- территориальный национализм;
- религиозный национализм.
В дополнение к ним есть другие типы национализма, которые определяются в соответствии с их идеологическими характеристиками:
- национальный консерватизм;
- национальный либерализм;
- национальный радикализм;
- национал-социализм (нацизм);
- национал-большевизм;
- национальный коммунизм;
- фашизм;
- национальная демократия;
- интегральный национализм;
- национальный католицизм;
- национальный синдикализм и др.
Понятие радикального национализма часто сравнивают с фашизмом. Но есть несколько отличий. Когда независимость государства достигается с помощью вооружённых сил, тогда есть убеждение, что сильная армия необходима для обеспечения защиты и жизнеспособности новой страны. В такой стране вполне возможен радикальный национализм. Кроме того, если борьба за такую независимость будет успешной, чувство национального превосходства среди населения может привести к крайнему национализму.
Этнический национализм (или этнонационализм) – это особая форма национализма, основанная на этнической концепции нации.
Религиозный национализм – особая форма национализма с ярко выраженной религиозной составляющей называется религиозным национализмом. Одна из основных черт религиозного национализма отражается в стремлении получить для своей нации через религию качество «избранного народа», пользующегося особой благодатью, благословением или защитой, полученной от определённого божества или силы.
Клеронационализм – особая форма религиозного национализма с ярко выраженной клерикальной составляющей называется клерикальным национализмом. Клеронационализм не следует путать с клерофашизмом, который является религиозной формой фашизма.
Шовинистический национализм (национал-шовинизм) – это проявление межнациональной розни и чаще всего возникает из-за чувства превосходства или превознесения над другими народами или чувства угрозы со стороны других народов.
Правила этикета
Понятие «культура» многогранно, в каждом народе есть свои представления о вежливости. Например, в Китае, Корее, Японии принято кланяться – этот жест выражает почтение со стороны человека.
В этикете учитывается не только то, что говорится. В правила включают допустимое расстояние между собеседниками, проявление интереса, тактичность. Также в этикет входят инструкции на случай нарушений правил.
Например, если человек неправильно назвали имя собеседника, то ему достаточно извиниться
Дружеское общение может допускать небольшие послабления в этикете. У каждого народа свои правила касательно того, как обращаться к людям разных социальных групп, как разговаривать и т.п.
Как правильно отказывать
Проявление культуры общения – вежливый обмен информацией. При таком контакте индивид может столкнуться с тем, что собеседнику что-то от него нужно. Но у человека не всегда есть желание и силы удовлетворять просьбу.
В таком случае этикетом предусмотрена возможность отказа:
- Достаточно короткого «нет» – оно не должно влиять на взаимоотношения.
- Аргументировать свою позицию и объяснить, почему нет возможности помочь.
- Если после обоснованного ответа просьба повторилась, можно уходить.
Отношения между людьми выстраиваются сложно, поэтому не все могут отказать в просьбе.
Общение с незнакомцами
При первом контакте у людей подсознательно складывается первое впечатление друг о друге. Поэтому грамотное обращение к незнакомцу поможет заслужить его расположение.
Нельзя обращаться к человеку по полу, т.е. «мужчина», «женщина» и т.п. Разрешается применять обезличенные слова: извините, простите, помогите и т.д.
Можно использовать официальные: «гражданин», «господин», «мадам» и другие. Некоторые люди предпочитают обращаться неофициально на «ты», но это недопустимо по отношению к тем, кто старше.
Публичные выступления
Информационные встречи могут быть представлены в разных вариантах: семинары, конференции, презентации и т.п. На них тоже действуют общие правила этикета.
Прежде всего, выступающий должен продумать свою речь, выделить тезисы и аргументы. Приходить неподготовленным – верх невежливости.
Обращение на равных позволит создать эффект эмоциональной вовлеченности. Поучительный тон и снобизм вызовут негативную реакцию у сообщества.
Длительность выступления должна быть средней. Слишком длинное или короткое вызовет утомление/ непонимание у слушателей. Аудитория может высказать неодобрение, но при общении все равно нужно соблюдать правила вежливости.
Определение «культура» встречается в философии, социологии, психологии. В каждой науке оно трактуется по-разному. Менялись представления с развитием цивилизации.
Культуру общения можно назвать основой социализации
С развитием техники сфера этикета стала расширяться. Начались появляться правила поведения в сетевом пространстве. Например, как подписывать электронные письма, как обращаться к должностным лицам, и многое другое.
Информационные ресурсы теперь не ограничиваются печатными изданиями и телевизионными программами. Все это требует от общества разработки новых представлений о границах вежливости.
Культура общения диктует человеку, как разговаривать в служебной обстановке, с родственниками. При правильном воспитании индивид знает границы допустимого, и что повлечет их нарушение.