Письма, письма…
Они ежедневно пишут друг другу, обмениваются телеграммами.
Обычно очень сдержанный в своих чувствах, Чехов еще до их женитьбы (27 сентября 1900 года) пишет Ольге Леонардовне: «…А я не знаю, что тебе сказать, кроме того, что я уже говорил 100000 раз и буду говорить, вероятно, еще долго, то есть я люблю тебя, и больше ничего».
И позже: «Если бы мы с тобой не были теперь женаты, а были бы просто автор и актриса, то это было бы непостижимо глупо» (30 декабря 1902 года). «Я твои письма, как это ни покажется странным, не читаю, а глотаю» (8 января 1903 года). «Во вчерашнем письме ты писала, что подурнела. Не все ли равно? Если бы у тебя журавлиный нос вырос, то и тогда бы я тебя любил» (13 января 1903 года).
Находились люди, утверждавшие, что Чехов подолгу ждет ее писем, а потому тоскует. На самом деле все обстояло иначе. Если она пропускает хотя бы день, то не находит себе места «Я целую вечность не писала тебе, дорогой мой, милый, ненаглядный!» (20 декабря 1902 года). «Только день пропустила, а кажется, что целую вечность не писала тебе, дорогой мой, милый, ласковый мой» (18 января 1903 года).
Ольга Леонардовна все чаще испытывает угрызения совести из-за того, что не может бросить театр и переехать в Ялту. «Мне надоело жить без тебя. Проклятая жизнь. Мне хочется негодовать и шуметь…» (8 января 1903 года).
А вот его ответ: «Ты, родная, все пишешь, что совесть тебя мучает, что ты живешь не со мной в Ялте, а в Москве. Ну как же быть, голубчик! Ты рассуди, как следует: если бы ты жила со мной в Ялте всю зиму, то жизнь твоя была бы испорченной, и я чувствовал бы угрызения совести, что едва ли лучше. Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве. Ни на одну миллионную я не считаю себя обиженным и обойденным … Успокойся, родная моя, не волнуйся, а жди и уповай. Уповай, и больше ничего» (20 января 1903 года)
Сколько благородства и самоотречения в их посланиях друг к другу! Это ли не доказательство большой взаимной любви и привязанности!
Ее слезы, взрывы отчаяния, упреки судьбе — все это внезапно обрывается из-за боязни огорчить, разволновать его. Для нее это пора терпения, мужества, готовности нести свой крест. Живет в ней и тоска о ребенке, зависть ко всем матерям, какая-то горькая уверенность, что «маленького полунемца» не будет.
И вот наступает апрель 1904 года. Антон Павлович приезжает из Ялты в Москву. Неожиданно его здоровье резко ухудшается. Доктор рекомендует поездку на курорт в Баденвейлер, куда в начале июня и отправляются супруги. Первое время пребывания на курорте казалось, что Антон Павлович начинает поправляться. И хотя его мучит одышка из-за эмфиземы легких, он ходит понемногу пешком или вместе с Ольгой Леонардовной совершает прогулки в коляске среди ухоженных полей и лугов, мимо маленьких домиков с небольшими садами и роскошными цветами. Живописная природа радовала душу, поднимала ему настроение.
Вдруг наступает жара Антон Павлович начинает задыхаться, лежит в постели на пяти подушках, вдыхает кислород. На третий день последовало улучшение, но ненадолго. Пришедший доктор впрыснул камфару и велел подать шампанского. Больной взял полный бокал, улыбнулся Ольге Леонардовне и сказал: «Давно я не пил шампанского». Выпив его до дна, он повернулся на бок и сразу же перестал дышать, уснул тихо, как ребенок…
Елена Шаврова
Знакомство Шавровой и Чехова состоялось в те времена, когда девушке едва исполнилось 15 лет. Она мечтала стать писательницей и принесла уже состоявшемуся автору на рецензию свой рассказ. Она влюбилась в него с первого взгляда. В это время сам Антон Чехов был сильно увлечен Ликой Мизиновой и на молодую девушку не обратил никакого внимания.
Елена понимала всю бесплодность своих попыток более близкого знакомства с Чеховым. Единственным выходом из положения было выйти замуж и покинуть Москву, что она и сделала. Следующая встреча состоялась уже через 8 лет, когда она вновь приехала в столицу. Лишь через годы у них состоялся роман. Некоторое время они тесно общались, но потом их пути вновь разошлись, т. к. у Шавровой была семья.
Непознанный Чехов или щекотливая биографическая деталь
Когда уехали родители, Антон остался предоставлен самому себе. Это была полная свобода, он жил один в доме родителей. Иногда они с приятелями-гимназистами пускались во все тяжкие. Ходили по злачным местам, играли в карты и пробовали алкоголь. Прямо напротив дома Чехова находился бордель Дарьи Ивановны, сюда тоже захаживали великовозрастные гимназисты. Возможно, именно здесь юный Чехов стал мужчиной.
Бордель находился как раз напротив дома Чехова. Об этой пикантной подробности биографы молчали долгие годы, так как это никак не вязалось с образом благочестивого и добродетельного властителя дум.
Юрий Бычков – бывший директор дома-музея в Мелихово – один из первых заговорил о тайных сторонах жизни писателя. За это его уволили.
«Я здесь опубликовал тот факт, что Чехов в одной из своих автобиографий сказал: «Невинность я потерял в тринадцать лет в Таганроге», – Юрий Бычков, бывший директор дома-музея в Мелихово.
Весьма щекотливая биографическая деталь. Наверное, действительно, её не следует помещать в школьные учебники. Но мы, взрослые люди, не перестанем же из-за этого читать признанного классика русской литературы, а, может, наоборот, многое в жизни Чехова, в его рассказах и драмах, нам станет понятнее? Его тайные терзания, стремление к одиночеству.
Первые проблески таланта Антона Чехова
В мае 1879 года воспитанники Таганрогской гимназии писали выпускное сочинение. После того как экзаменационные работы проверили, преподаватель Стефановский выбежал в учительскую: «Представьте себе, господа, кто удачнее всех написал сочинение? Антон Чехов!».
Выпускное сочинение Антона Павловича оказалось лучшим. Учителя были удивлены, ведь чаще всего Антон Чехов получал по предмету тройки. Оставшемуся без родительского надзора Антону было не до уроков, он их просто прогуливал. Гимназические инспекторы иногда замечали его у трактиров или сомнительных увеселительных заведений, что каралось частыми отсидками в карцере.
15 июня 1879 года в актовом зале гимназии, в торжественной обстановке, Антону Чехову вручали аттестат зрелости. И хотя в нем встречаются тройки по латыни, математике, физике, математической географии, для Антона это была настоящая победа. За 10 лет он все же одолел полный восьмилетний курс гимназии и получил право без экзаменов поступать в университет.
Он мечтает об учебе в университете Цюриха, у него пятерка по немецкому. Но родители настояли, чтобы сын взял на себя заботы обо всей большой семье Чеховых.
6 августа 1879 года Антон покидает Таганрог навсегда, он едет в Москву. Он получает паспорт. Лет – 19, рост – два аршина и 9 вершков (это 186 см), волосы – русые, глаза – карие.
Медицинское образование Антона Чехова
«Ты просишь нашего совета в отношении себя, по какому факультету тебе идти. Из опыта видно нам, что медицинский факультет практичный, современный, там скорее средства можно достать к жизни, что нам теперь всем необходимо» (Из письма родителей Антону Чехову).
Чехов поступает на медицинский факультет, чтобы избавить семью от бедности. Чтобы избавить семью от унизительной бедности, Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета (сейчас МГМУ им. И. М. Сеченова). Но больших доходов, как на то надеялся Антон, медицина не приносила, поэтому днем Чехов лечил больных, а ночами подрабатывал: писал юморески для грошовых газетенок.
В одну из таких ночей 7 декабря 1884 года у Чехова неожиданно горлом пошла кровь. Окружающим он объяснил, что в горле лопнул сосуд. К врачам он обращаться не стал. Почему? Как медик он не мог не понимать истинную причину. К тому же, буквально несколько дней назад от туберкулеза умерла его двоюродная сестра.
Болезнь, сопровождавшая писателя всю жизнь
«В крови текущей изо рта, есть что-то зловещее, как в зареве. Когда же нет крови, я не волнуюсь и не угрожаю литературе еще одной потерей. Если бы то кровохарканье, которое у меня случилось, было симптомом начинающейся чахотки, то я давно был бы уже на том свете. Вот моя логика» (Из записей А. П. Чехова).
Писатель не верил в свою страшную болезнь.
Логика странная. Самое удивительное, что когда кровотечения станут повторяться, Чехов будет давать этому характерному признаку чахотки (туберкулеза легких) все тоже объяснение, в которое не верил, пожалуй, никто, кроме него самого.
Вот вам еще одна особенность уникальной личности Чехова: неуверенность в себе, неуверенность даже в своем таланте. Отсюда вытекает его нежелание отвлекаться на всё, что мешает творчеству. Никаких привязанностей, никаких болезней. Хотя опасность туберкулеза была очевидной.
Театр
Ей все чаще вспоминаются любительские спектакли, в которых она с удовольствием играла в детстве и ранней юности, все настойчивее становится желание играть на сцене. Тайком от матери Ольга поступает в драматическую школу при императорском Малом театре. Но всего через месяц (после «проверочного экзамена») ей предложили покинуть школу, правда, с правом поступления на следующий год, так как ее место потребовалось более влиятельной претендентке. Как оказалось, Ольга была единственной среди четырех учениц, принятой без протекции. Легко представить, каким ударом это стало для девушки, страстно мечтавшей о театре!
Мать, до этого категорически возражавшая против ее артистической карьеры, видя, как переживает дочь, через своих знакомых определяет ее в драматическую школу. Ольга попадает в класс В.И. Немировича-Данченко и А.А. Федотова.
Три года учебы пролетели незаметно. Перед самым окончанием школы зимой 1897/1898 года на спектакль Гольдони «Трактирщица», в котором играла молодая Книппер, пришел К.С. Станиславский, которому захотелось посмотреть на воспитанников Немировича-Данченко.
В то время по Москве ходили неясные слухи о создании им и Немировичем-Данченко нового театра. В июне 1898 года Книппер. окончившая драматическую школу с высшей наградой, и еще двое выпускников школы — М.Г. Савицкая и В. Э. Мейерхольд были приглашены в труппу Художественного театра. Именно они стали ее партнерами в первых постановках чеховских пьес на сцене этого театра.
Одной из пьес, которую репетировали артисты, была «Чайка». Читая ее, будущие исполнители недоумевали, можно ли ее вообще играть: так непохожа она была на другие. Но постепенно, под влиянием Немировича-Данченко, влюбленного в эту пьесу, молодые артисты постигали высшую художественную простоту и музыкальность этого произведения.
Личная жизнь Чехова
Автор стольких популярных произведений имел большой успех у женщин. Во многих источниках упоминается, что будущий писатель проживал недалеко от борделя, что не могло не отразиться на его мировоззрении.
Личная жизнь Антона Павловича Чехова была достаточно насыщенной. Многие женщины теряли голову после общения с этим хорошо воспитанным молодым юношей, а впоследствии и мужчиной. Сам Чехов больше всего ценил свою свободу и прилагал максимум усилий, чтобы как можно дольше избегать брака и связанных с ним обязательств. Такое отношение к жизни объяснимо. Чехову в течение долгого времени приходилось содержать свою многочисленную родню после разорения отца.
Женщины сыграли большую роль в творчестве Чехова. Благодаря некоторым музам писатель написал такие пьесы, как «Безотцовщина» и «Три сестры». После образы прекрасных дам воплощали артисты Наталья Назарова, Елена Полянская, Дарья Белоус и Галина Польских. Мужских персонажей играл столь именитые актеры, как Николай Караченцов и Михаил Ефремов.
Только театр
Жизнь Ольги Леонардовны опустела. Вернувшись в Москву, она ни¬как не могла привыкнуть к тому, что писать ей теперь уже некому. Дневника она не вела. Но он все-таки возник, причем в неожиданной форме: это было продолжение ее писем к Антону Павловичу, в которых она делилась с ним, уже ушедшим, своими сокровенными мыслями, чувствами.
Театр стал главным смыслом ее жизни. У нее были только две большие любви: Чехов и Художественный театр. Она продолжает играть в пьесах мужа, и игра ее становится все более глубокой.
Вот как вспоминает Вадим Шверубович сцену прощания Маши с Вершининым в четвертом акте «Трех сестер»: «Видеть и слышать это было гораздо больше, чем театральное впечатление, — это было прозрение, озарение, счастье от возможности проникнуть в чужую душу. Как она смотрела на Вершинина, как бросалась ему на грудь…
…Каким страшным смехом смеялась она над Кулыгиным с привязанной бородой: «В самом деле, похож на вашего немца». От этого смеха, неожиданно звонкого, чистого, влажного от слез, горло перехватывало, рыдание душило.
Это, конечно, не было актерским искусством, это было чем-то неизмеримо большим — это звучали в ней, женщине, Ольге Леонардовне, — и не родившийся «немчик», и последняя ночь Баденвейлера. Все, что было трагичного в ее жизни, находило выход в Маше. Она даже физически менялась — ее сущность входила, вмещалась в плоть другого человека…»
Великую Ермолову так потрясло исполнение Ольгой Леонардовной роли Маши, что, придя за кулисы, она не в силах была вымолвить ни единого слова, а лишь порывисто обняла актрису.
Ольга Леонардовна пережила мужа на пятьдесят лет. Была ли она для Чехова «Прекрасной дамой»? По-видимому, нет: она вошла в жизнь Чехова не только как любимая женщина, но и как самый близкий ему художник, как первая по своему значению актриса нового, чеховского, театра.
Москва. Дом на Садово-Кудринской, в котором жил Чехов с 1886 по 1890 г. Рисунок А. В. Средина
Конец любви и жизни: «Жидовка ты, скряга»
Ольгa Книппер
Шли годы, а разлука становилась всё мучительнее. Сложнее было скрывать истинные чувства, совмещать работу и отношения, хранить верность… Особенно непостоянна была Ольга, которая никак не могла простить себе то, что не может уйти из театра и оставляет мужа в одиночестве бороться со страшной болезнью:
Тот, как мог, утешал жену. Но то, что их отношения постепенно рушились, отрицать было невозможно.
В 1901 году Ольга забеременела, и пара уж решила, что это спасёт их брак… но случился выкидыш.
Вторая беременность. Книппер даже не успела о ней сообщить супругу — на первых месяцах неудачно упала и опять потеряла ребёнка. Чехов новость узнал из переписки с доктором Ольги. Прикинул и понял, что дитя никак не могло быть от него. Большим удивлением для него это не стало — он и раньше догадывался об изменах супруги: говорили друзья, приходили записки, да и сама женщина скрывалась слишком неумело…
Но Антон никак не мог с этим смириться. Даже несмотря на то, что ранее в своих «Записных книжках» мужчина называл изменившую жену «большой холодной котлетой, которую не хочется трогать, потому что её уже держал кто-то другой», применить это к своей любимой он не мог. И, заглатывая обиду, прощал:
Антон Павлович Чехов скончался на 45-ом году жизни, 15 июля 1904 года. Он умер на коленях у жены, которая, как только ей наконец дали отпуск в театре, примчалась к любимому в больницу Германии.
После смерти девушка несколько месяцев не выходила из дома, продолжая писать прозаику нежные письма. Позже она вернулась в театр и прожила ещё 55 лет, а похоронена была рядом с мужем.
Несмотря на слухи о бесчисленных романах, Ольга никогда больше не вышла замуж, а в интервью не раз с теплом вспоминала единственный брак: «Эти мучительные шесть лет остались для меня светом, и правдой, и красотой жизни…»
Сам Чехов, вопреки мнениям окружающих, тоже ушёл счастливым: будучи рядом с «милой актрисулей» он, даже умирая, чувствовал себя живым.
Лидия Яворская
Современники относились к этой актрисе неоднозначно. Она была достаточно честолюбивой и стремилась покорить московские театральные подмостки. Ее манера игры в спектаклях у кого-то вызывала осуждение, у других восторг. Все критики единодушно сходились во мнении, что созданные актрисой образы далеки от принятых. Между тем все эти высказывания не помешали ей стать в какой-то мере законодательницей моды на сцене. Ей приписывают роман с драматургом Чеховым.
Такие выводы были сделаны исследователями творчества Чехова на основании записок актрисы, носивших достаточно интимный характер, где упоминался писатель. Замуж она вышла за писателя князя Барятинского. Считалось, что она женила его на себе, т.к. невеста была намного старше жениха. Брак этот просуществовал недолго и закончился разводом накануне революции.
Дети, были или нет
Официально Чехов женился за год до своей смерти. За этот период детей у него не родилось. Дети от других возлюбленных драматурга также не появились на свет, хотя ходили слухи, что отцом ребенка Нины Корш является Антон Чехов. Но за все время, прошедшее с момента его рождения, со стороны Чехова не предпринималось попыток встретиться ни с матерью, ни с ребенком.
Поэтому считается, что у Чехова детей не было. Биография писателя насыщена романами, но важные отношения сложились только в конце жизни писателя. Любовь, которой так старательно избегал Антон Павлович, настигла его, но из-за болезни продлилась совсем недолго.
Страдания и разлука: «Неясна я себе»
На свадьбе настаивала именно Ольга: она устала от неопределённости, устала скрываться от прессы, от вранья близким Чехова.
Антона Чехов
Антон до последнего откладывал бракосочетание и тянул с документами, но в итоге сжалился над девушкой, пожелав лишь оставить церемонию втайне от всех.
Но, вопреки ожиданиям Ольги, свадьба стала лишь формальностью — в их отношениях ничего не изменилось. Супруги по-прежнему жили в разных уголках страны, и только письма помогали им сохранить любовь.
Она трогательно отвечала ему, называя мужа «дусиком», «милым писателем» и «Антонкой».
Так они и жили: встречаясь раз в несколько месяцев, но продолжая искренне любить и доверять друг другу. Чехов понимал, что театр необходим Ольге как воздух, и никогда не просил оставить сцену, а Книппер благодарила мужа за понимание и писала трогательные письма.
Близкие и друзья Чехова ненавидели актрису, считая её поведение безнравственным, а злые языки и вовсе распускали слухи, мол, Ольга Леонардовна намеренно вышла замуж за драматурга, чтобы получить главные роли в его пьесах, а заодно помочь построить карьеру своему якобы любовнику Немировичу-Данченко.
Но посторонние люди, как ни старались, не могли разлучить супругов. До поры до времени…
Встреча с Чеховым
Антон Павлович с большой неохотой поддался на уговоры Немировича-Данченко и в конце концов согласился на постановку «Чайки» в Художественном театре. Ведь совсем недавно бедная «Чайка» обломала свои крылья в Петербурге, в первоклассном Александрийском театре. Даже участие в спектакле «лучшей актрисы России» В.Ф.Комиссаржевской не спасло его от провала.
В сентябре 1898 года Антон Павлович приходит в Художественный театр на репетицию своей пьесы. Обаяние личности писателя, его простота, неумение «учить», «показывать», тонкий юмор сразу покорили артистов. Не устояла и Ольга Леонардовна. Увидев Книппер в роли царицы Ирины на репетиции пьесы «Царь Федор Иоаннович», Чехов тоже проникся к ней симпатией.
Как вспоминала потом Ольга Леонардовна, весь 1898 год был большим светлым праздником ее жизни: окончание драматической школы, открытие Московского Художественного театра и встреча с Чеховым.
Антон Павлович запомнился ей слабеющим физически, но крепнущим духовно. Последние шесть лет жизнь писателя была чрезвычайно насыщенной, интересной и сложной. На сцене Художественного театра была поставлена пьеса «Дядя Ваня». Он написал еще две пьесы — «Три сестры» и «Вишневый сад», которые имели триумфальный успех у публики.
Роли Маши («Три сестры») и Любови Андреевны Раневской («Вишневый сад») были написаны специально для О.Л.Книппер, и она играла их вдохновенно. Можно даже сказать, не играла, а «была», жила жизнью своих героинь, о чем говорили многие современники. Горький написал ей в 1900 году: «Вы — артистка в истинном смысле этого слова. Вы умница, Вы здоровый духом человек, и — что всего лучше — Вы умеете чувствовать».
Очень взыскательный к актерскому искусству, Антон Павлович советует известному юристу и писателю А.Ф.Кони побывать на спектакле «Чайка», в котором, как ему кажется, «особенно хороша» Ольга Леонардовна в роли Аркадиной.
Какое же место в жизни Ольги Леонардовны и становлении ее как крупной драматической актрисы занимало ее чувство к Антону Павловичу, вынужденному из-за болезни подолгу находиться в Крыму?
В литературе бытует эффектная беллетристическая картина: прикованный к Ялте, брошенный, тоскующий писатель и беспечная, легкомысленная актриса, увлеченная своими успехами в театре.
Но если внимательно, непредвзято прочитать их обширную переписку, то откроется история большой, счастливой и в чем-то, конечно, трагически сложившейся любви.
Становится ясно, что совсем не «прекрасная Лика» (Мизинова), и не писательница Лидия Авилова, и не ялтинская жительница мадам Бонье были «настоящими», «утаенными» увлечениями писателя.
«Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Так писал жене Антон Павлович из Ялты. Действительно, все шестилетие, объединявшее их судьбы, состояло из цепи мучительных разлук и ожидания встреч.
Интересно, что еще в 1895 году Чехов в письме к А.С.Суворину полушутя — полусерьезно говорил: «Извольте, я женюсь, если вы хотите этого. Но мои условия: все должно быть, как было до этого, то есть она должна жить в Москве, а я в деревне (он жил тогда в Мелихове), и я буду к ней ездить. Счастья же, которое продолжается изо дня в день, от утра до утра, я не выдержу. Я обещаю быть великолепным мужем, но дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день». Так и случилось. После венчания в мае 1901 года они пробыли вместе только до конца августа, а затем последовала череда расставаний и встреч.
Театр
Мечтая об актерской карьере, Ольга дважды пыталась получить профессиональное образование. В первый раз девушка пробовала силы в студии актера и педагога Александра Ленского, но тот не разглядел в студентке будущую актрису. Вторая попытка тоже был неудачной: в 1895 году ее приняли в драматическую школу-студию Императорского Малого театра, но отчислили после первого несданного экзамена.
Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова в спектакле «Гамлет» / Википедия
Как потом выяснилось, «отчисление» было подстроено: на место Ольги взяли протеже некой высокопоставленной персоны. Это событие девушка очень тяжело переживала, и судьба, будто сжалившись, посылает артистке удачу. В том же году она поступает в драматическую школу при Московском филармоническом училище (ныне ГИТИС). Сокурсниками Ольги Книппер стали Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Мария Германова и другие будущие звезды МХТ.
Наставником молодых дарований стал выдающий театральный деятель и драматург Владимир Немирович-Данченко. Он первым выпестовал талант своей студентки, и в 1898 году, после выпуска группы, он приглашает Ольгу в созданную им труппу Московского художественного театра. Более того, в первом спектакле МХТ «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого Ольге отведена главная роль – царицы Ирины. Дебютантка имела невероятный успех, и очередная главная роль оказалась не за горами.
В том же году труппа стала репетировать чеховскую «Чайку», в этой постановке Ольга Леонардовна получила роль Аркадиной. Треплева сыграл Мейерхольд, а Тригорина – Станиславский. Премьера спектакля состоялась под Новый год, и это был настоящий триумф, зал аплодировал игре актеров стоя. Вскоре «Чайка» стала легендарной визитной карточкой МХТ.
Антон Павлович после провальной премьеры «Чайки» в столичном Александринском театре не верил в успех московской постановки, но все же побывал на спектакле и был очарован игрой главной героини. Это впечатление и легло в основу их удивительной истории любви и последующего брака.
Однако, даже связав свою судьбу с писателем, Ольга Леонардовна не уединилась с ним, уже тяжелобольным, в Ялте, а продолжала играть на сцене любимого театра. После успеха «Чайки» чеховские пьесы стали традиционными для сцены МХТ. «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Иванов» – во всех этих постановках Ольга Книппер блистала в главных ролях.
Ольга Книппер-Чехова в спектакле «На дне» / История России до 1917 года
После смерти Антона Павловича актриса на долгое время уединилась, но, когда вновь вышла на сцену, ее игра преобразилась, став еще более глубокой и филигранной. В репертуаре Книппер появились новые роли и постановки. Артистка играла в гоголевском «Ревизоре», комедиях Александра Грибоедова и Мольера «Горе от ума» и «Мнимый больной», драмах Генрика Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и Максима Горького «На дне» и многих других.
С наступлением революционных событий труппа МХТ уезжает на гастроли. С 1919 по 1922 годы Ольга Леонардовна с коллективом объездила южные города России, а также Европу и США. Отчасти эти творческие скитания были вынужденными – в родной стране шла Гражданская война, и артисты не имели возможности вернуться и работать как прежде.
Именно в этих поездках и родилась двойная фамилия артистки – Книппер-Чехова. По легенде, в хорватском Загребе, чтобы повысить интерес к выступлениям труппы, в афише решили написать Книппер-Чехова, упомянув фамилию знаменитого мужа актрисы. И трюк сработал – зрителей в зале было хоть отбавляй.
В Москву Ольга Леонардовна вернулась только в 1924 году. Но с этого момента ее репертуар уже не столь обширен, как прежде. Многие чеховские и другие классические спектакли убрали, к тому же в театр пришли молодые актрисы, которые заняли роли, закрепленные ранее за примой. Для артистки наступил период возрастных ролей: Хлестова в «Горе от ума», Надежда Львовна в «Бронепоезде 14-69», леди Маркби в «Идеальном муже», графиня Чарская в «Воскресении».
В 1937 году Ольга Леонардовна получила Государственную премию и звание народной артистки. Но то были награды за прошлые заслуги. В советском театре для бывшей примы не было ролей, она неуютно чувствовала себя в образах волевых, героических женщин и все реже появлялась на сцене родного театра. В последний раз актриса вышла на любимые подмостки в 1950 году в постановке «Воскресение».
Жена Чехова, Ольга Книппер
Ольга стала той самой женщиной, которая заставила Антона Павловича забыть все страхи, связанные с женитьбой. До знакомства с драматургом она состояла в тесных отношениях с Саввой Морозовым, который в те времена был меценатом и спонсировал театр, где служила Ольга Книппер. Известность к ней пришла после того, как актриса получила роли в пьесах Чехова. Вначале их отношения с Антоном Павловичем проходили по тому же сценарию, что и с Ликой Мизиновой. Она гостила в Мелихове, приезжала в Ялту, когда там проходил лечение Чехов.
Антон Павлович и его жена Ольга Книпер
Но Книппер не позволила писателю обращаться с собой подобным образом слишком долго, и свадьба состоялась. Их брак продлился до момента смерти писателя от туберкулеза. Секретом хорошей совместной жизни стал тот факт, что каждый из них имел свои увлечения и не мешал самовыражаться второму супругу. Жена была талантливой актрисой, она как никто другой поддерживала Чехова во всех его начинаниях и находилась рядом во время тяжелой борьбы Антона Павловича с туберкулезом.
Будущая супруга вела активную переписку с Чеховым с момента их первой встречи. Эта привычка сохранится у нее после его ухода. Жена Чехова смогла стать для него самым близким человеком, что не удавалось многочисленным женщинам, встречавшимся с ним до момента зарождения отношений с Ольгой Книппер. Женатый Чехов ожил, получил новые силы и смысл в борьбе с болезнью, которая оказалась сильнее.