Михаил чехов. «о технике актёра»

Первые театральные проекты Станиславского

В 1886 г. Станиславский становится одним из представителей дирекции Русского музыкального общества. Это назначение дало толчок к запуску проекта Московского Общества Искусства и Литературы. Станиславский вкладывал в деятельность этого проекта не только своё время, силы, но и занимался его финансированием.

Первое время Станиславский совмещал работу на фабрике отца с театральной деятельностью. Позже Константин Сергеевич интегрирует навыки, полученные во время работы на фабрике, и в создание своей знаменитой системы.

1-м творением Константина Сергеевича в качестве режиссера становится пьеса «Плоды просвещения».

1898 г. — стал годом основания Московского Художественного театра, ставшего результатом творческого союза Станиславского и В. Немировича-Данченко. Станиславский занимался художественной частью, а Немирович-Данченко отвечал за литературное наполнение. Известность новому театру принесла постановка чеховской «Чайки».

В этот же период Константин Сергеевич меняет фамилию Алексеев на псевдоним Станиславский.

За 10 лет сценической работы у Константина Сергеевича Станиславского было не меньше ролей, чем у актеров профессиональных театральных подмостков.

Краткая биография

  • В 1912 г. молодого артиста заметил великий актёр и педагог Константин Станиславский. Мастер оценил талант Михаила и пригласил его в Московский Художественный театр. Чехова сразу же приняли в Первую студию, которую возглавлял сам Константин Сергеевич. Спустя год руководителями петербургского актёра стали Евгений Вахтангов и Леопольд Сулержицкий.
  • В 1913 г. дебютировал в немом кино в фильме «Трёхсотлетие царствования дома Романовых». В том же году сыграл Фрибэ в спектакле «Праздник мира».
  • В 1914 г. получил роли в фильмах «Когда звучат струны сердца» и «Хирургия».
  • В 1915 г. снялся в кинолентах «Сверчок на печи» и «Шкаф с сюрпризом».
  • В 1916 г. появился в кинокартине «Любви сюрпризы тщетные».
  • В 1918 г. основал собственную студию. В этот период актёр всерьёз увлекся антропософским учением философа Рудольфа Штейнера и пытался с его помощью развивать актерское мастерство. Антропософия в дальнейшем легла в основу авторской системы артиста, которую назвали «системой Чехова».
  • В 1921 г. воплотил образ Хлестакова в спектакле «Ревизор» по пьесе Н. В. Гоголя. Режиссёром постановки выступил признанный мастер Константин Станиславский. Игра Чехова в этой роли по сей день считается одной из лучших в истории российского театра.

Михаил Чехов в спектакле «Ревизор»

  • В 1922 г. возглавил Первую студию и вместе с труппой отправился в гастроли по США. Американская публика с восторгом приняла Чехова, а местная пресса окрестила его «Моцартом сцены».
  • В 1924 г. Первая студия под руководством Михаила Александровича была преобразована во МХАТ 2-й. Актёру не нравились многие правила, внедренные советской властью, но он вынужден был смириться с ними, чтобы продолжать творить на театральной сцене.
  • В 1924 г. удостоился звания Заслуженного артиста РСФСР. В том же году исполнил заглавную роль в постановке «Гамлет» по одноименному произведению Уильяма Шекспира.

Михаил Чехов в постановке «Гамлет»

  • В 1925 г. исполнил одну из главных ролей в постановке «Петербург» по пьесе поэта Андрея Белого.
  • В 1927 г. исполнил свою самую знаменитую роль в российском кинематографе – роль Скороходова в мелодраме «Человек из ресторана» по одноименной повести Ивана Шмелева. Примечательно, что изначально роль официанта предназначалась другому знаменитому актёру – Ивану Москвину, однако перед началом съёмок Иван Михайлович заболел, и на его место позвали Михаила Чехова.
  • В 1928 г. опубликовал книгу «Путь актёра».
  • В 1928 г. из-за творческих разногласий обстановка во МХАТе накалилась до предела. Чехов хотел сложить с себя полномочия руководителя, но коллеги не дали ему это сделать. Позже во время гастролей МХАТа в Германии, мастер решил не возвращаться в СССР. Михаил Александрович надеялся, что сможет найти заграницей творческую свободу и простор для экспериментов. Первое время актёр служил в театре Макса Рейнхардта и снимался в кино.
  • В 1929 г. появился сразу в двух немецких кинолентах: «Призраки счастья» и «Шут своей любви».
  • В 1930 г. снялся в картине «Тройка».
  • В 1930 г. приехал в Чехословакию, чтобы открыть новый театр, однако не смог получить соответствующую субсидию и обосновался в Париже.
  • В начале 30-х гг. играл в различных театрах Парижа, Берлина, Вены, Лондона и других европейских столиц.
  • В 1932 г. переехал в Латвию, где создал собственную театральную студию. Помимо преподавания, занимался актерством и режиссурой в театрах Каунаса, Сигуллы и Риги. Разработанные артистом методики в будущем легли в основу его книги «О технике актёра».
  • В 1934 г. в Латвии произошёл государственный переворот. Михаил Александрович был вынужден покинуть страну и переехать в Британию.
  • В 1936 г. основал в Лондоне студию.
  • В 1939 г. иммигрировал в США, где вскоре открыл актерскую школу «Actors Laboratory» и успешный театр «Chekhov Players». Известие о новой школе с необычными психотехниками быстро распространилось в среде актёров театра и кино, и у Михаила Павловича появилось множество учеников и последователей.
  • В 1944 г. снялся в американском военном фильме «Песнь о России» и в кинокартине «В наше время».
  • В 1945 г. сыграл одну из ключевых ролей в психологическом детективе Альфреда Хичкока «Завороженный». Через год игра в этом фильме принесла актёру номинацию на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
  • В 1946 г. снялся сразу в трёх фильмах и был принят в Академию кинематографических искусств и наук.
  • В 1948 г. засветился в киноленте «Техас, Бруклин и небеса».
  • В 1952 г. сыграл в картинах «Приглашение» и «Каникулы для грешников».
  • В 1954 г. исполнил свою последнюю роль в кино в мелодраме «Рапсодия».

В мелодраме «Рапсодия» (1954)

Цитата Станиславского «Не верю!»

Фраза «Не верю!», которой Станиславский оценивал игру своих актеров, стала крылатым выражением. Но чем эти слова были для актеров и самого мастера: порицание или мотивация?

Так Константин Сергеевич Станиславский воспитывал в актерах реалистичность.

Существуют кадры, на которых Станиславский произносит свое «Не верю!», ставшее его визитной карточкой, во время репетиции начинающей актрисы.

Интересные факты из жизни Станиславского

1. Первым сценическим опытом Станиславского стала роль в спектакле «Женитьба» в любительском театре в 1884 году. Спектакль давался перед танцами, которые составляли основу развлекательной программы. Персонаж Станиславского по сценарию вылазил в оконный проем. Выбравшись из окна Станиславский вынужден пройти по роялю, стоявшему за кулисами, так как сцена была очень маленькой. После этого в рояле была испорчена крышка и струны. Для ремонта рояля в позднее время не смогли найти мастера, и Станиславскому пришлось напевать все мелодии для танцев в течении вечера.

2. В 1918 г. Станиславский создал короткометражный шуточный фильм. Фильм не был представлен широкому зрителю и даже не имел названия, но в некоторых источниках его упоминают как «Рыбка». Во время репетиции команда Художественного театра ждала опаздывающего актёра, а когда тот появился, то объяснил при помощи жестикуляции, что не может работать из-за проблем с горлом. Чуть позже у актера из горла извлекли металлическую рыбку.

Великий актер и гениальный постановщик

После кончины Станиславского Немирович-Данченко говорил о том, что мир потерял великого человека.

Константин Сергеевич был не только великим актером, но и гениальным постановщиком. Он прошел большой путь, чтобы создать педагогическую театральную систему и отдавался любимому делу без остатка. Он и в наше время остается эталоном для актеров и режиссеров.

После его ухода из жизни осталась не только уникальная система, но и великое наследие, бесценные труды и разработки.

 Литература:
  • 1. Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М.: СТД РСФСР,1987.
  • 2. Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961.
  • 3. Эфрос Н. Е. Московский Художественный театр. 1898—1923.
  • 4. Топорков В. О. Станиславский репетирует. М.: Искусство, 1950.
  • 5. Горчаков Н.М. «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» / Редактор Волков Н. Д.. — Искусство, 1952. — 574 с..
  • 6. Аронсон О. В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? — Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. — РГГУ. — М., 2007. — 410—423 с.
  • 7. Иванов В. В. Библейские сны Станиславского // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М.: «АРТ», 1999. С. 129—147.
  • 8. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Стихи Асадова, трогающие до глубины души

Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.

***

Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.

Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.

Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.

Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.

Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.

А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.

***

Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!

***

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.

***

Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.

***

Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.

***

Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.

Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!

***

Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.

У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.

Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!

***

— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!

Сколько живет спектакль?

— Кроме того, что театр с собой не унесешь, это едва ли не самое недолговечное из искусств. Умирает великий писатель, художник, композитор, а книги, картины, музыка остаются на века. Уже почти 30 лет нет Тарковского, но фильмы его смотрят. А спектакль?

— В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов я еще застал спектакли, поставленные Станиславским: «На дне», «Синюю птицу», «Горячее сердце», «Мертвые души». Но, конечно, с каждым десятилетием жизнь спектакля уходит. Это вообще очень тонкая вещь. Станиславский создавал свою систему отчасти и для того, чтобы актер умел фиксировать свое состояние не только на первом, но и на двадцатом спектакле.

Очень часто — сейчас это широко обсуждают — двадцатый или сотый спектакль идет гораздо лучше, чем премьера. Понятно, что для журналиста премьера — новостной повод, но часто его в этой новости больше интересует, кто из звезд шоу-бизнеса или известных политиков был на премьере, чем то, что происходит на сцене.

А в Художественном театре есть даже понятие «зритель двадцатого спектакля». На двадцатый спектакль, говорили создатели театра, приходит гораздо более культурный зритель, по-настоящему любящий театр, и при нем спектакль играется по-другому, достигается более высокий уровень. Посмотрите переписку Станиславского: «Поздравляю участников спектакля с сотым (двухсотым, трехсотым, четырехсотым, пятисотым) спектаклем после премьеры».

Недавно я водил внука в Ленком на «Юнону и Авось». 32 года идет спектакль. Естественно, играют другие актеры, и многие вещи не воспринимаются так, как в 1981 году: предпоследний год правления Брежнева, холодная война, американцы не приехали к нам на Олимпиаду, мы не поедем к ним, а тут — давайте дружить, пусть с Латинской Америкой, но все равно удивительно.

Да и само понятие «рок-опера» было новым, вызывающим. Декорации Олега Шейнциса тоже воспринимались как прорыв. Молодые Караченцов, Шанина, Абдулов. Но больше всего поражали Андреевский флаг и Казанская икона Божией Матери. Помню, меня на прогоне спектакля чиновники из Министерства культуры спрашивали: «Вас не шокирует наличие образа Казанской Божией Матери?». Я ответил: «Нет, что вы». Боялись чиновники, что их снимут, а не только Марка Анатольевича Захарова.

Естественно, моего внука ни Андреевский флаг, ни Казанская икона ошеломить не могут, потому что это уже можно. То есть спектакль сегодня воспринимается не совсем так, как в 1981 году, но тем не менее живет — зал полный.

Если говорить про Художественный театр, то «Царь Федор Иоаннович» шел с 1898 по 1949 год и был снят после смерти Бориса Добронравова. Больше пятидесяти лет! «На дне» шел уже в МХАТе у Дорониной, то есть всего он шел больше ста лет. «Вишневый сад» — с 1904 до 1950. 46 лет. «Синяя птица» до сих пор идет. «Горячее сердце» — больше пятидесяти лет. Спектакль «Дни Турбиных» шел 15 лет, прошел почти 1000 раз, но в 1941 году на гастролях в Минске попала бомба, сгорели декорации, и потом уже спектакль не возобновили. Одни исполнители умерли, другим было сильно за 40, и играть молодых белогвардейцев ни Кудрявцев, ни Добронравов не могли. Не было и исполнительницы роли Елены, и так далее.

Приведу другой пример, не связанный со Станиславским, но тоже мхатовский — «Три сестры» Немировича-Данченко шли больше пятидесяти лет. Не премьера 1901 года, а спектакль, поставленный в 1940 году. Такое долголетие для спектакля не всегда хорошо, иногда бывает и ужасно.

В театре Вахтангова «Без вины виноватые» в постановке Фоменко живут уже 20 лет, в «Современнике» «Вишневый сад» в постановке Волчек (возобновлявшийся, правда) и «Три сестры» — 30 лет, в Петербурге «Братья и сестры» и «Бесы» Додина — больше четверти века.

Очень долго живут детские спектакли: «Малыш и Карлсон» в театре Сатиры — больше пятидесяти лет, «Два клена» в ТЮЗе — около сорока.

Детство и юность

Михаил Александрович Чехов – выдающийся театральный мастер, актёр театра и кино мирового масштаба, режиссер и педагог. Появился на свет 29 августа (по старому стилю – 17 августа) 1891 г. в Петербурге. Отец мальчика, Александр Павлович, был известным публицистом. Мать, Наталья Александровна (девичья фамилия – Гольден), служила гувернанткой у детей Чехова от первого брака. Когда первая супруга Александра Павловича скончалась, он женился на Гольден. Родной дядя по отцовской линии – прославленный прозаик Антон Павлович Чехов.

Мальчика с детства тянуло на театральные подмостки. Уже в 1907 г., будучи 16-летним подростком, Миша поступил в школу при Петербургском Малом театре. Способного юношу под свою опеку приняли театральные педагоги Борис Глаголин и Владимир Сладкопевцев. Именно под их наставничеством Михаил играл свои первые роли на сцене Суворинского театра.

Михаил Чехов в молодости

Берхольт Брехт

Бертхольт Брехт (1898 -1956) — немецкий драматург, поэт, писатель, театральный деятель. Бертхольт учился в народной школе францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, которую успешно закончил. Первые литературные опыты Брехта датируются 1913 годом, с конца 1914-го в местной печати регулярно появлялись его стихи, а затем и рассказы, эссе и театральные рецензии. В начале 20-х годов в Мюнхене Брехт пытался освоить и кинопроизводство, написал несколько сценариев, по одному из них в 1923 году снял короткометражный фильм. Во время второй мировой войны покинул Германию. В послевоенные годы теория «эпического театра», претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века. Уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар, а его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками.

Эпический театр. Созданный Берхольтом Брехтом метод постановки пьес и спектаклей заключается в использовании следующих приемов:

  • включение в спектакль самого автора;
  • эффект отчуждения, который предполагает некоторую отстраненность актеров от играемых ими персонажей;
  • соединение драматического действия с эпической повествовательностью;
  • принцип «дистанцирования», позволяющий актёру выразить своё отношение к персонажу;
  • разрушение так называемой «четвёртой стены», отделяющей сцену от зрительного зала, и возможность непосредственного общения актёра со зрителем.

Техника отчуждения оказалась особенно оригинальным взглядом на актерское мастерство, которое дополняет наш список ведущих актерских школ. В своих трудах Брехт отрицал необходимость вживания актёра в роль, а в иных случаях считал его даже вредным: идентификация с образом неизбежно превращает актёра либо в простой рупор персонажа, либо в его адвоката. А иногда в пьесах самого Брехта конфликты возникали не столько между персонажами, сколько между автором и его героями.

Через поколение держимся за руки с Константином Сергеевичем

— На сайте Школы-студии МХАТ написано, что в основу обучения там положена система Станиславского. Вы учились и много лет преподавали в ГИТИСе, сейчас — ректор Щепкинского училища. Применяется ли система Станиславского в этих вузах?

— Думаю, буквально по системе сегодня и в Школе-студии МХАТ не преподают. Но опосредованно система живет в разных вузах. В ГИТИСе преподавали и непосредственные ученики Станиславского: Алексей Дмитриевич Попов, Юрий Александрович Завадский — он играл графа в «Женитьбе Фигаро», — Мария Иосифовна Кнебель, и те, кто просто работал с ним: Иосиф Моисеевич Раевский, Ольга Николаевна Андровская.

Из преподавателей Щепкинского училища Вера Николаевна Пашенная одно время играла в Художественном театре. Кнебель несколько лет преподавала в Щепкинском. И сегодня у нас есть преподаватели, которые учились у учеников Станиславского.

Но ведь и Михаил Чехов, и ученики Станиславского, которые преподавали в Америке — скажем, Ричард Болеславский, — трансформировали его систему. Педагог ГИТИСа Николай Михайлович Горчаков — учитель Петра Наумовича Фоменко — работал со Станиславским, многое от него воспринял, написал книгу о нем. Но чтобы кто-то работал прямо по Станиславскому, мне трудно представить.

— Перечисляя преподавателей ГИТИСа, работавших со Станиславским, вы не назвали своего учителя Павла Александровича Маркова, который выведен в «Театральном романе» под именем Миши Панина. Рассказывал он вам что-нибудь о Станиславском? Если да, что из его рассказов больше всего запомнилось?

— Разумеется, он часто ссылался. Фамилии Станиславский и Немирович-Данченко вообще не произносил, говорил: Константин Сергеевич, Владимир Иванович. Ведь речь шла о людях, с которыми он много и плодотворно работал. Особенно много — с Немировичем-Данченко. Очень смешно изображал их. А вот конкретные истории сходу вспомнить не могу.

Так что через одно поколение — через Павла Александровича и не только через него — мы еще держимся за руки с Константином Сергеевичем.

— Однажды театрального художника и режиссера Николая Акимова спросили, как он относится к системе Станиславского. Он ответил: «О, замечательно, восторженно, коленопреклоненно! С одним „но“ — людям талантливым она не поможет, а людям бездарным она ни к чему». Согласны ли вы с ним?

— Николай Павлович любил афоризмы и парадоксы, был человеком очень остроумным, но, на мой взгляд, с чуть плоским остроумием, и, главное, сделал он в этой жизни гораздо меньше, чем Станиславский. А это всегда препятствует глубокому пониманию. Хотя и многие актеры в Художественном театре относились так же: вот, старик там чего-то сочиняет.

На мой взгляд, многие из приемов Станиславского необязательны, но он на этом и не настаивал. Представьте, что вы начнете тренироваться по Бубке или Исинбаевой. Вовсе не значит, что вы прыгнете с шестом на пять метров, правда? Но кое-что из этой индивидуальной тренировки может человеку с посредственными возможностями прибавить сантиметров 50, а одаренному спортсмену — сантиметров 70. А гениями все равно становятся единицы.

Детство и семья Станиславского

Биография К. С. Станиславского берет свое начало в 1863 году. Знаменитый театральный деятель родился в городе Москве. Его родители по фамилии Алексеевы происходили из рода потомственных работников промышленности. Они занимались производством тонких золотых и серебряных проволок (канителей), которые шли на производство парчи.

Никто из членов семьи маленького Константина не принадлежал к театральной среде. Единственным членом семьи, который был связан со сценой, была бабушка Станиславского. Ее звали Мари Варлей. В свое время она была знаменитой французской актрисой, которая оказалась в Петербурге на гастролях. Будущий актер и режиссер не отличался крепким здоровьем. Он часто болел и мучился от рахита, вызванного недостатком витаминов. Мать приложила все усилия, чтобы ребенок выздоровел, и со временем мальчик действительно окреп, став главным бунтарем среди своих сверстников.

Семья Алексеевых насчитывала 9 детей

Особое внимание родители уделяли их образованию, на которое не жалели ни сил, не средств. Все дети занимались изучением языков, хореографии и фехтования, помимо остальных предметов

Летний период семья часто проводила в Любимовке, которая находится на берегу реки Клязьмы. Здесь часто устраивались веселые праздники с салютами, а на домашней сцене разыгрывались любительские представления. Именно сам Константин и был главным идейным вдохновителем семейного «драмкружка».

Жить — значит действовать: 25 самых знаменитых цитат Константина Станиславского

Русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра.

Константин Сергеевич Станиславский известен созданием своей знаменитой актёрской системы. На протяжении 100 лет она имеет огромную популярность в России и в мире.

Станиславский стал первым Народным артистом СССР.

Сегодня отмечается 156-летие со дня рождения выдающегося режиссёра. Он родился 17 января 1863 года в Москве. Там же, спустя 75 лет, в 1938 году, закончился его жизненный путь.

Мы собрали 25 самых известных цитат маэстро.

  • Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.
  • Жить — значит действовать.
  • Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным.
  • Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница.
  • Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.
  • Хорошие декорации для любителей — спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актёрских и режиссёрских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «измы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя.
  • Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу.
  • Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?
  • Понять — значит почувствовать.
  • Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.
  • Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
  • Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.
  • Талант — это желание работать, а во-вторых, работоспособность.
  • Театр начинается с вешалки. (устная цитата, приписываемая ему)
  • 75 % того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.
  • Чувство зафиксировать нельзя.
  • Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
  • Не верю! (его режиссёрский приём)
  • Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.
  • Это закон дешёвого, провинциального театра — вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!
  • Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол.
  • Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю — физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой. Если же идти обратным путем и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актёрское, а действие выродится в наигрыш).

Что такое режиссёр?

  • Раньше я отвечал, что режиссёр — это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссёр — это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни. Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее.
  • Что такое талант? — Душа.
  • Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать. — В чём счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность.

Цитаты взяты с Вики-цитатника (wikiquote.org)

Фото: spb.kp.ru

Без художника нет спектакля

Не могу не сказать о роли художника. Начинали они работать с Виктором Андреевичем Симовым — замечательным художником, который перестроил все художественное пространство. Слова «сценография» еще не было, но именно Симова можно без преувеличения назвать первым русским сценографом. Декорации стали характеризовать социальную среду места действия. Станиславский говорил: «Театрально-то, что видно. Театр — зрелище, значит, если мы создадим среду, в которой актера или какое-то событие не видно и не слышно, художник не прав».

Со второго десятилетия приглашаются такие замечательные художники, как Добужинский, Бенуа, Рерих, Кустодиев — все они прошли через Художественный театр. Двадцатые годы — Николай Ульянов, Александр Головин. Имя Головина у театралов чаще ассоциируется с Мейерхольдом, прежде всего, с «Маскарадом» и «Дон Жуаном», и это справедливо, но его декорации к «Женитьбе Фигаро» в 1927 году — нерукотворная работа. Кончаловский, Юон, Татлин…

Вот и ответ на ваш вопрос — что нового они привнесли? Понимание, что для целостного художественного образа спектакля постановочная часть важна не меньше, чем драматургия, режиссура и игра актеров. Потом появилась целая дисциплина, в Школе-студии МХАТ открылся постановочный факультет, но это я уже сильно вперед забежал.

Но Станиславский и Немирович-Данченко также считали, что и люди нетворческих профессий — рабочий сцены, бухгалтер, администратор, буфетчик — играют немалую роль в жизни театра, и, например, в письмах двадцатых годов Станиславский борется за каждого сотрудника.

Умные фразы о жизни

Не только фантазия и мечты позволяют перешагнуть черту невозможного. Для того, выйти за пределы, нужно усердно трудиться, быть неспокойным, каждый день делать еще один шаг к своей цели.

Умные фразы умных людей о мудрости жизни:

Такая вроде бы простая фраза:

— Мало вещей невозможно для старательного и умелого. С. Джонсон

— Кто малого не может, тому и большое невозможно. М. Ломоносов

— Трудное — это то, что может быть сделано немедленно; невозможное — это то, что потребует немного больше времени. Д. Сантаяна

— Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг. С. Цвейг

Все эти высказывания говорят нам о том, что одной мечты или фантазии недостаточно, будьте упорны и усердны и победа не оставит вас.

Все профессии богопротивны

— В своей системе Станиславский разделил работу актера на три типа: ремесло, искусство представления — когда актер испытывает переживания своего героя на репетициях, но не во время спектакля,- и искусство переживания, когда и на сцене актер пропускает через себя эти переживания. И он настаивал, что именно искусство переживания — высшее проявление актерского мастерства.

Трудно усомниться, что именно испытывая на сцене переживания своего персонажа, актер при прочих равных условиях будет убедительней и спектакль — значительней

Но не опасны ли такие переживания для душевного здоровья актера? Не за это ли многие в церковной среде осторожно относятся к актерской профессии, а кто-то считает ее даже богопротивной?. — Все профессии богопротивны

Ректора — тоже. Во всяком случае, многие студенты так считают. На самом деле все просто. У любой профессии есть оборотная сторона, свои соблазны. Конечно, для актера главный соблазн — слава. Например, писателей, которых узнают на улице, можно по пальцам одной руки пересчитать, а артиста, который в каком-то сериале сыграл эпизод, знает весь двор

— Все профессии богопротивны. Ректора — тоже. Во всяком случае, многие студенты так считают. На самом деле все просто. У любой профессии есть оборотная сторона, свои соблазны. Конечно, для актера главный соблазн — слава. Например, писателей, которых узнают на улице, можно по пальцам одной руки пересчитать, а артиста, который в каком-то сериале сыграл эпизод, знает весь двор.

Самое сокрушительное чувство славы, конечно, в шоу-бизнесе: огромные залы, стадионы и т. д. Отсюда и наркотические вещи, и безумное поведение многих представителей шоу-бизнеса. Но и у актеров это есть. Только мне кажется, что не переживания персонажа, которые испытывает актер, портят его характер, а жажда славы, первенства. И тут актер в той же ситуации, что спортсмен, представитель шоу-бизнеса и вообще любой человек, который сегодня, можно сказать, вышвырнут на обозрение массам. Это и в интернете возможно. Блоггер, на мой взгляд, профессия куда более опасная, чем актер.

И Станиславский в своем дневнике это за собой замечал. Он играет в «Мудреце» генерала Крутицкого, играет гениально, но главную роль — Глумова — играет Качалов, а зритель аплодирует актеру, играющему главную роль. Станиславский записывает, что шевельнулась в нем какая-то змея ревности, и это надо в себе побороть. Сам факт, что он это написал, говорит о том, что христианское покаянное начало в нем жило

Вот что главное! Неважно, кто ты, но если это начало есть у блоггера или у ректора, они еще не безнадежные люди

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: