«Журавли»
Одной из наиболее известных мелодий, созданных Френкелем, стала композиция «Журавли». Классическое исполнение этой песни принадлежит Марку Бернесу. Певец завершил ей свою музыкальную карьеру и жизненный путь. Через месяц после записи композиции «Журавли» Марк Бернес скончался.
Песня была написана в 1968 году, в ее основу лёг текст Наума Гребнева, который являлся переводом оригинального стихотворения Расула Гамзатова на русский язык. Данная композиция уже более 45 лет входит в сборники лучших военных песен. После выпуска песни журавли стали символом погибших солдат. В городах разных стран, затронутых войнами двадцатого века, существует несколько мемориальных комплексов, в которых главными элементами являются композиции с журавлями.
Памятник «Белым журавлям» в Гунибе
Успех песни был настолько масштабным, что у Френкеля могли быть неприятности. Одна из анонимных жалоб на слишком частое исполнение композиции дошла даже до Политбюро ЦК КПСС. Избежать проблем Френкелю помогла личная протекция Леонида Брежнева.
В разное время песню «Журавли» исполнили: Марк Бернес, Боян Кодрич, Олег Погудин, Дмитрий Хворостовский, Валерий Леонтьев, Герман Ван Вен, Алсу, Елена Ваенга, Марк Олмонд.
Сын клезмера, или образец чистой игры
Ян Абрамович Френкель родился 21 ноября 1924 года в Киеве. О том, как официальным годом его рождения стал 1920-й, мы расскажем чуть ниже. Отец Яна — Абрам Натанович Френкель был родом из Речицы Гомельской области, работал парикмахером, а также был музыкантом-клезмером — играл на скрипке на еврейских свадьбах и праздниках. Здесь надо отметить, что до революции парикмахеры-музыканты не были необычным явлением: часто они ездили из местечка в местечко, предлагая свои услуги — и подстричь и сыграть! Помимо этого Абрам Френкель преуспел в преподавании игры на скрипке: так, один из его учеников, Михаил Владимирский, стал лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов.
Отец Яна Френкеля — Абрам Натанович Френкель
Мать Яна Френкеля — Нехума Нухимовна (Нина Наумовна) Дымерец по профессии была белошвеей и происходила из украинского города Дымер.
Мать Яна Френкеля — Нехума Нухимовна Дымерец
В семье Френкелей было пятеро детей: два мальчика и три девочки. По старшинству: Михаил, Мария, Татьяна, Ян и Зоя.
Раннее детство Яна Френкеля прошло в поселке Пологи Запорожской области Украины. Возможно, семья переехала туда из-за волны погромов в Киеве. Мать Яна Френкеля долго болела и скончалась в 1936 году, когда Яну было всего 12 лет. Сохранилось свидетельство, что уже во взрослом возрасте Ян Абрамович часто подчеркивал, что слово «мать» нужно писать только с большой буквы. Детей семье помогла вырастить няня Мария.
Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще любил он изучать географическую карту, которая висела на стене, знал ее наизусть.
Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. Отец занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».
Ян Френкель в детстве
В 1934 году в Киеве открылась десятилетняя музыкальная школа-интернат для одаренных детей при Киевской консерватории. Отбор способных детей проводился по всей Украине. В это время игру Яна Френкеля услышал профессор Киевской консерватории Яков Самойлович Магазинер. Преподаватель был поражен чистотой интонации, тем, как мальчик «сжился» со скрипкой, и взял его в свой класс. В дальнейшем профессор Магазинер демонстрировал Яна Френкеля студентам как образец чистой игры на скрипке.
По сохранившимся сведениям, в те годы семья Френкелей в Киеве поселилась на Жилянской улице, а рядом, на Большой Васильковской, располагалась парикмахерская, где работал Абрам Френкель.
История песни «Журавли»
В 1965 году Расул Гамзатов отправился в Японию, чтобы в составе советской делегации принять участие в мероприятии, посвящённом двадцатой годовщине трагедии в Хиросиме.
В Стране восходящего солнца он услышал историю Садако Сасаки. Она боролась с лейкемией, которая развилась у неё после атомного взрыва. Согласно местной легенде, если больной человек сделает тысячу журавликов из бумаги, он излечится. Девочка изо всех сил мастерила оригами, но смерть её опередила.
Эту версию истории создания песни «Журавли» подтверждают коллеги и родственники Расула Гамзатова. Например, канал МИР 24 цитирует его дочь Салихат Гамзатову:
Mir24.tv, 2018
В Японии Расул Гамзатович также увидел огромную стаю журавлей, прилетевших в Японию на зимовку. Они стали для него символом и ещё одним источником вдохновения. Так поэт задумал стихотворение о павших солдатах.
Спустя годы он говорил:
В интернете встречается другой вариант истории, согласно которому Расул Гамзатов посвятил песню «Журавли» семье Газдановых, жившей в североосетинском селе Дзурикау. Она отправила на войну семерых сыновей. Все они погибли. Мать скончалась после смерти третьего сына. Похоронку на последнего воина, погибшего в боях за Берлин, принесли отцу местные старейшины. Увидев их, старик тотчас всё понял и умер от разрыва сердца. Позже в селе установили памятник в виде улетающих журавлей.
Якобы Расул Гамзатович побывал в Дзурикау, посетил мемориал и написал стихотворение по мотивам трагедии Газдановых. На самом деле, история о сыновьях реальна, но памятник им воздвигли уже после того, как песня «Журавли» стала всесоюзным шлягером.
Запись и выход песни
По возвращению из Японии Расул Гамзатов написал стихотворение на аварском языке. Перевод на русский взялся выполнить его приятель Наум Гребнев.
Расула Гамзатова вспоминала, что цензоры не сразу дали добро на публикацию стихов:
МИР 24
Произведение увидело свет в журнале «Новый мир». Стихотворение прочитал Марк Бернес. Он попросил композитора Яна Френкеля положить их на музыку. Ян Абрамович, рассказывал, что он немного изменил текст «Журавлей»:
МИР 24
Расул Гамзатович говорил, что подкорректировать слова песни «Журавли» попросил Бернес:
В то время Марк Бернес боролся с раком лёгких. Он понимал, что его жизненный путь может оборваться в любой момент и хотел как можно быстрее исполнить песню «Журавли».
Ю.Г. Рабинович
Ян Френкель рассказывал, как воспринял «Журавлей» Марк Наумович:
Восьмого июля 1969 года Марк Бернес приехал в Дом радио и записал композицию с первого дубля.
Вспоминает звукоинженер Владимир Самойлов:
МИР 24
Шестнадцатого августа 1969 года Марк Наумович умер.
Кавер-версии
Послушаем песню «Журавли» в исполнении Яна Френкеля.
Так исполнял песню «Журавли» Муслим Магомаев.
Далее версия песни «Журавли» Дмитрия Хворостовского.
Интересные факты
- Первый памятник в виде журавлей установили в 1972 году в Чирчике, что в Ташкентской области.
- В СССР выпустили значок с журавлями, вечным огнём и фразой «А превратились в белых журавлей».
- Отсылка к данному произведению есть в «Журавлиной песне», прозвучавшей в кинофильме «Доживём до понедельника».
- Двадцать второго октября в РФ отмечается «Праздник белых журавлей». Изначально его праздновали в Дагестане, но позже он стал всероссийским.
Детство и семья
Ян Абрамович Френкель на самом деле родился в ноябре 1924 года, но позже он сам изменил эту дату на 1920 год. Но о причинах этого шага чуть позже — это не было простой прихотью композитора. Родился он в маленьком городке Пологи на Украине. Отец Абрам Натанович был парикмахером и музыкантом в одном лице. Он виртуозно играл на скрипке, чему после выучил мальчика. Мать Нехума Нухимовна (Нина Наумовна) была белошвейкой по профессии, но оставила работу и посвятила себя уходу за детьми.
В семье было пятеро детей, Ян — младший из сыновей, но именно на него отец возложил надежды, связанные с музыкой. С 4 лет он стал учить сына играть, применяя нередко жесткие меры и даже наказывая мальчика за неверно взятые ноты. Может быть, именно поэтому чистота и профессионализм игры мальчика восхитили позже преподавателей музыкальной академии. Его приняли сразу в 3-й класс и часто показывали остальным студентам как образец идеальной виртуозной игры.
Расцвет карьеры
После окончания войны Ян продолжил музыкальную карьеру, поселившись в Москве. В конце 40-х годов никого не интересовала ни национальность Френкеля, ни его настоящий возраст. Музыкант делал обработки известных произведений, исполняя их в дорогих ресторанах города. В те годы Френкель переписывал партитуры для членов Союза композиторов СССР и занимался аранжировками их произведений. Благодаря связям в музыкальных кругах Ян Абрамович познакомился с талантливыми поэтами-песенниками своего времени.
Сотрудничество с Михаилом Таничем, Робертом Рождественским, Константином Ваншенкиным, Инной Гофф привело к появлению целого ряда шлягеров. Карьере композитора помогали известные музыкальные деятели. Когда Френкель оказался под угрозой исключения из Союза композиторов ему помог Дмитрий Шостакович. Он положительно отозвался об одной из песен Яна Абрамовича, положив конец травле музыканта завистниками.
Многие песни Френкеля рождались в условиях его тесной комнатушки в коммунальной квартире. В такие минуты композитор бежал в общий коридор и напевал по телефону новую мелодию одному из друзей. На заднем плане плакали дети, ругались соседи, но музыканта не останавливали бытовые трудности. Так появились на свет песни: «Кто-то теряет, кто-то находит», «Калина красная», «Я спешу, извините меня» и другие.
https://youtube.com/watch?v=uCAQ9Uy363Q
В семидесятых годах талантливый композитор укрепил свои позиции после того, как выиграл конкурс на новую оркестровую версию гимна СССР. К работе были привлечены ведущие композиторы страны. Комиссию, определившую победителя, возглавлял Дмитрий Шостакович, который ранее помог Френкелю избежать исключения из Союза композиторов.
В семидесятые годы Френкель раскрылся не только как композитор, но и как талантливый аранжировщик. Он умел подбирать композиции к фильмам так, что они мгновенно врезались в память. Кинорежиссеры выстраивались в очередь, чтобы пригласить Яна Абрамовича работать над музыкой к своим картинам. За годы творчества Френкель участвовал при создании более шести десятков фильмов.
Ян Френкель в фильме «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые»
Не удержался артист и от искушения попробовать себя в качестве актера. Он снялся в эпизодических ролях в четырех фильмах. Самым запоминающимся его образом на киноэкране стал гарсон Луи-Леонид в фильме «Корона Российской империи». Картина была одной из частей цикла лент, которые пропитаны музыкой Френкеля. Он написал для фильмов о неуловимых мстителях композиции: «Погоня», «Песня Яшки-цыгана», «Русское поле» и другие.
Яна Абрамовича связывала тесная дружба со многими артистами. Одним из его друзей был Андрей Миронов. Прославленный советский актер неоднократно исполнял песни Френкеля во время съемок в кинофильмах. Свидетельствами этой дружбы являются многочисленные общие фото и воспоминания коллег.
Андрей Миронов и Ян Френкель
Френкель писал музыку не только для кино и эстрады. Ему хорошо удавались мелодии к мультфильмам. Первый анимационный фильм с музыкой Френкеля вышел в 1962 году, а последний – в 1986 году. Мелодии Френкеля сопровождали сценические выступления Марии Мироновой и Александра Менакера, а также выходки легендарного комического дуэта «Тарапунька и Штепсель». Звучала музыка Яна Абрамовича и в телеспектаклях.
https://youtube.com/watch?v=7OsRQGF68R8
Френкель стал прекрасным кинокомпозитором, благодаря своему тонкому вкусу и любви к художественным произведениям. Из поездок и командировок Френкель всегда привозил с собой несколько интересных экземпляров редких книг. За годы жизни композитор собрал хорошую библиотеку. Ян Абрамович выступал в любых погодных и природных условиях. Его не останавливало отсутствие отопления и света, дождь или другие препятствия. В его жизни был случай, когда слушатели разобрали часть стены дома, чтобы вынести из него рояль, необходимый для выступления любимого композитора.
Парикмахер и курсант «нестандартного роста»
22 июня 1941 года Ян Френкель собрался с друзьями на футбольный матч, но началась война. А уже 6 июля юношу мобилизовали на трудовой фронт на Донбасс. Тогда же все члены его семьи были эвакуированы в город Чкалов (ныне — Оренбург). Как рассказывал Ян Френкель впоследствии в радиопередаче Вильяма Савельзона «Встречи на улице Оренбургской», в этом городе, на улице Девятого Января, жила сестра его отца.
Спустя какое-то время юный музыкант смог приехать к семье в Чкалов, где первые месяцы помогал отцу работать, осваивая азы парикмахерского дела, так как на тот момент у него не было скрипки. Когда наконец удалось приобрести инструмент, Ян Френкель стал работать в эстрадно-джазовых коллективах, пребывавших в то время в эвакуации в Чкалове, играл в «джаз-оркестре» областного театра эстрады. Известно также, что он выступал в кинотеатре «Октябрь» на Советской улице. Отметим, что в ту пору в Чкалове нашли временный приют многие деятели культуры и творческие коллективы, например, работал там Малый оперный театр из Ленинграда , где у Яна Френкеля было много друзей-музыкантов.
В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й. В военкомате ему поверили: юноша был очень высок ростом и хорошо сложен (во взрослом возрасте рост Яна Френкеля составлял около двух метров). В сентябре 1942 года его направили на учебу в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище. Сохранилось необычное свидетельство сослуживца Яна Френкеля, командира роты Иосифа Мирмовича, о том, что из-за «нестандартного» роста Яну не хватало продовольственного пайка, и Иосиф Яковлевич постоянно брал для него добавку, а еще курсанту Френкелю приходилось перешивать форму.
В военном училище Ян Френкель написал одну из первых, а, возможно, и самую первую песню «Шел пилот по переулку» на слова В. Дыховичного и А. Раскина. По-видимому, опубликована она не была, рукопись этого произведения также пока не обнаружена, а возможно, уже не существует.
«Ян был настоящим евреем»
Согласно воспоминаниям, Ян Френкель называл близких друзей уютным идишским словом «кецеле». Люди, общавшиеся с Яном Абрамовичем, вспоминают о нем как о добросердечном, отзывчивом, глубоко интеллигентном, высоко порядочном человеке, внимательном к трудностям других, и как о личности удивительного обаяния, в чьем присутствии становилось надежно, спокойно и уютно на душе.
Композитор обладал тонким чувством юмора, много читал, собирал книги — их он привозил почти из каждой поездки. Не пропускал значимых событий культурной жизни, часто посещал театральные премьеры.
Мария Абрамовна и Ян Абрамович
Ян Френкель обладал публицистическим даром: он писал статьи по различным вопросам музыкального искусства. Описывал свои впечатления от поездок по стране и миру, отзывался на значимые явления искусства, делился своими воспоминаниями и отзывами о других артистах. К примеру, в одной из работ композитор вспоминал, как в 1986 году вместе с актером Андреем Мироновым слушал знаменитый концерт Владимира Горовица в Москве, в другой — писал о гастролях джазового квартета Дейва Брубека, в иных — тепло отзывался о творчестве Майи Кристалинской, Людмилы Тумановой, некоторых коллег-композиторов и так далее.
В статьях Яна Френкеля можно найти интересные и актуальные по сей день суждения об искусстве, о принципах организации музыкальной жизни, основанные на его опыте и высоком профессионализме.
Люди, с которыми Ян Френкель длительно сотрудничал, часто становились его друзьями. Композитор Юрий Григорьевич Рабинович, с которым они объездили весь Дальний Восток, сказал о нем так: «Ян был настоящим евреем и гордился этим. Общаться и работать с ним было приятно, очень приятно. Таких воспитанных, культурных и честных людей сейчас нет!»
После смерти Яна Абрамовича Юрий Григорьевич организовал во Владивостоке фестиваль «Утро планеты» имени Яна Френкеля. К сожалению, в настоящее время фестиваль больше не проводится.
Автор — о себе:
Наталья Кучевская — магистрант Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Автор ряда научных публикаций, а также статей для широкого круга читателей. Музыкальный руководитель фольклорного ансамбля «Korale», продюсер концертного объединения профессиональных музыкантов «Август», член Петербургского Союза музыкальных деятелей.
Тема магистерской диссертации — творчество Яна Френкеля в контексте отечественной музыкальной культуры 1960-1980-х годов. Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Скафтымова Л.А. В 2019 году получена рекомендация к написанию кандидатской диссертации.
Музыкой Яна Абрамовича Френкеля заинтересовалась еще в детстве. Со временем открывала для себя разные грани творчества Яна Френкеля как композитора, аранжировщика, исполнителя. В 2015 году творчество Яна Френкеля стало предметом научного изучения.
Организовала три концерта, посвященных творчеству Яна Френкеля с участием профессиональных певцов и инструменталистов, лауреатов международных конкурсов. Провела ряд интервью с современниками Яна Френкеля — его родственниками, коллегами, друзьями: внуком композитора — Яном Френкелем-младшим, внучатым племянником Яна Френкеля — Семеном Харитоном, Иосифом Кобзоном, Левоном Оганезовым, музыковедом Юрием Коревым, композиторами Александром Колкером и Александром Нагаевым, референтом председателя Союза композиторов России Татьяной Назаровой, дочерью поэтов Константина Ваншенкина и Инны Гофф Галиной Ваншенкиной, дочерью фронтового товарища Яна Френкеля — Иосифа Мирмовича — Татьяной Ивановой (Мирмович), заведующей нотной библиотекой Московского дома композиторов Мариной Савельевой и другими персонами, дочерью композитора Игоря Шамо — Тамарой Шамо.
Выражаю огромнейшую благодарность всем, кто оказал и оказывает мне помощь в работе!
Целями своей деятельности я вижу систематизацию творческого наследия композитора, всесторонний анализ его музыки и привлечение внимания музыкантов-исполнителей и широкого круга слушателей к инструментальной и вокальной музыке Яна Френкеля.
В перспективе хотелось бы выпустить книгу о Яне Френкеле.
Эта статья написана по материалам интервью Яна Френкеля, его публицистических работ, архивных данных, полученных мной в РГАЛИ (Москва), публикаций музыковедов Ларисы Закошанской и Нины Завадской, ряда опубликованных воспоминаний современников композитора, интервью, взятых мной у родственников и коллег композитора, а также единственной на сегодняшний день книги о творчестве Яна Френкеля, принадлежащей перу Татьяны Журбинской и других данных из библиотечных фондов Санкт-Петербурга и Москвы.
Сердечно благодарю Семена Харитона и его семью за предоставленные фотографии из семейного архива и сведения о семье Френкелей, а также за моральную поддержку и ценные советы!
Расставание со скрипкой. От оркестровщика к композитору
В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР.
Скрипку пришлось оставить: он больше не мог долго играть из-за проблем с сухожилиями -сказались последствия тяжелых условий службы на фронте. А вот в Производственном комбинате Музфонда Ян Френкель проработал более 10 лет, до 1960 года. Сначала корректором, затем аранжировщиком — делал переложения для оркестра произведений других композиторов. Эта практическая «школа» позволила ему стать одним из лучших оркестровщиков в стране.
В 1960-1961 годах Ян Френкель являлся старшим музыкальным редактором оркестра кинематографии.
И, конечно, композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом -инструментальные. Сочинял камерную музыку, правда, никому кроме самых близких друзей ее не показывал, писал эстрадные пьесы, произведения крупной формы для симфонического и эстрадно-симфонического оркестров, а позже — музыкальное сопровождение к радиопостановкам.
В 1950-годы его произведения входили в репертуар инструментальных ансамблей и эстрадных оркестров под управлением Н. Минха, В. Людвиковского, Э. Рознера, Л. Утесова. Инструментальная музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в радиоэфире в исполнении оркестра под управлением Геннадия Рождественского — это была «Сюита» в четырех частях.
В числе инструментальных сочинений 1950-х годов: пьесы для эстрадного оркестра, концертино для скрипки с оркестром, танцевальная сюита для симфонического оркестра, Сюита «Мультипликации» для симфонического оркестра. Некоторые произведения этого десятилетия были созданы Яном Френкелем в соавторстве с композитором Ильей Шаховым.
В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии. Ян Френкель продолжил работать в области инструментальной музыки, но несколько в другом ракурсе: в 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь. Писал также для радио, театральных и эстрадных постановок. К сожалению, инструментальная музыка Яна Френкеля почему-то не была до конца оценена — после 1960 года ее редко исполняли на концертах и практически не записывали на пластинки.
Гимн СССР и актерский опыт
В семидесятых годах был объявлен всесоюзный конкурс на лучшую аранжировку гимна СССР. Именно вариант Френкеля пришелся по душе всем членам жюри. При этом они прослушивали работы конкурсантов по номерам, не видя имен и фамилий. Комиссию возглавлял тот же Дмитрий Шостакович, позже он сам удивился, что победившую аранжировку сделал Ян Френкель — молодой композитор.
Он стал пробовать себя в роли автора музыки к фильмам. У него очень хорошо получалось подбирать композиции к картинам так четко, что они врезались в память сразу же и навсегда. Режиссеры просто умоляли Френкеля поработать над музыкой к их фильмам. После его пригласили даже сняться в одном из них. Всего Френкель снялся в эпизодах к четырем картинам. Самый яркий из них — гарсон Луи-Леонид в «Короне Российской империи».
Личная жизнь
Ян Абрамович со своей будущей супругой познакомился еще на войне, но поженились они гораздо позже. Наталья Меликова была актрисой, но после свадьбы оставила сцену и посвятила себя мужу и дочери Нине. Они жили скромно — в небольшой комнате в обычной советской коммуналке.
Сейчас дочь композитора проживает в Италии, его внука тоже зовут Ян. Френкель-младший пошел по стопам знаменитого деда. Он тоже музыкант и композитор, живет в США и работает в Оркестре академии береговой охраны. Погоня за славой не его цель, но своим знаменитым дедом он гордится и считает своим примером.
В конце 80-х здоровье Яна Абрамовича сильно ухудшилось. Композитор лечился, много времени проводил в больнице, а потом вдруг бросил лечение и уехал в Ригу. Близкие знали, что жить ему оставалось недолго. 25 августа 1989 г. Яна Френкеля не стало. Его тело перевезли в Москву и похоронили Новодевичьем кладбище. Во время прощания с композитором звучала песня «Журавли».
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Песня «Погоня». Слушать онлайн. Видео
https://vk.com/video_ext.php
Песня «Погоня» («Усталость забыта, колышется чад») Яна Френкеля на стихи Роберта Рождественского. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Виктора Попова. Фрагмент концерта «Творческий вечер композитора Яна Френкеля в Колонном зале Дома Союзов». 1982 г.
«Я с удовольствием пишу песни для детей, с азартом сочинял музыку к детским картинам «Приключения желтого чемоданчика», «Чудак из 5 «б», «Кыш и Двапортфеля», «Это мы не проходили» и к другим, песни: «Ты за партой сидишь, капитан», «Дедушка-дедуля». Люблю выступать перед пионерами — хороший народ!»
Композитор очень много ездит, невозможно перечислить географию его гастролей, встреч. Ему интересны и нужны встречи с людьми, он должен знать, чем живет молодежь, что ее волнует. Френкель много пишет для армии и флота. В Чите композитор вместе с Михаилом Таничем написал по просьбе воинов новую песню «Как тебе служится».
… Как тебе служится,
С кем тебе дружится
В дальнем твоем далеке?
Для моряков — «И все-таки море», «Океан», «Сколько видано»…
Везде с нетерпением ждут композитора. И он в своих концертах обязательно наряду с другими исполняет «Журавли». Если бы композитор написал только две песни — «Русское поле» и «Журавли» — его имя уже вошло бы в музыкальную песенную сокровищницу.
«Помимо поэта, переводчика и композитора, создателем песни «Журавли» следует назвать и ее первого исполнителя — Марка Бернеса, — говорит Френкель
— Кстати, он первый и обратил внимание на стихи Р. Гамзатова
Именно Бернес сумел убедить поэта и переводчика в необходимости некоторых переделок стихотворного текста, доведя его до песенного, и только после этого познакомил с текстом меня. Я был поражен интуицией художника. Так еще неродившуюся песню мог чувствовать только большой артист. Стихи взволновали и меня, они стали бесконечно близки и дороги мне. Стихи и музыка слились воедино — они стали частью моей жизни. Наверное, это и есть счастье композитора».
Песня о подвиге солдат, песня-плач, пронзительная память о тех, кого нет, возвышенная, гордая.