Театр
Катя устроилась на подработку в театр «Балаганчик», а затем «Крот» и кабаре «Нерыдай». Там она пела, исполняла пародии, монологи в стихах и популярные в те времена чарльстушки — четверостишия под музыку. Однажды имя «Екатерина Зеленая» не поместилось на первую в ее жизни афишу, и по требованию художника-оформителя пришлось его сократить. Так она стала Риной. Платили начинающей артистке немного, а если задерживали зарплату, то приходилось голодать. Друзья старались помогать, но девушка была слишком горда, чтобы позволять им это. Рина читала детские стихи и рассказы на радио, выступала на эстраде. Когда шла Великая Отечественная война, её видели в составе бригад артистов, которые ездили на линию фронта и поднимали боевой дух советских солдат. Этот своеобразный подвиг артистки был отмечен орденом Красной Звезды. Следующим театром для Рины Зелёной стал «Не рыдай». Он располагался в столице. Потом продолжила служить Мельпомене на сцене петроградского «Балаганчика», четыре года отдала Театру Сатиры в Москве, позже в Театре эстрады и миниатюр.
Творческий путь актрисы был извилистым и тернистым. У нее долго не получалось найти свою нишу на эстраде, пока не помог случай. Как-то раз Рина Зеленая зашла в известный на всю Москву ресторан «Оливье», в котором выступали ее знакомые. И тут администратор кинулась к ней со слезами: «Риночка, выручайте! Наш пианист не пришел — наверное, запил. Займите чем-нибудь публику, лишь бы не срывать программу!» С этими словами она выпихнула артистку на сцену.
Рина Зеленая на сцене «И я решилась показать то, что раньше видели только мои друзья и актеры за кулисами», — рассказывала Зеленая. Она стала читать стихи Корнея Чуковского детским голосом. Публика приняла ее с восторгом! «Я даже не подозревала, что открыла новый жанр… Потом позже все пошло-поехало. У меня даже появились подражатели!» С тех пор детский голос стал «фишкой» актрисы. Рину приглашали на концерты, в передачи на радио, в озвучивание мультфильмов.
«Бездетная, я всю жизнь читаю за детей стихи и рассказы и никого лучше детей в мире не знаю. Я разговариваю с детьми часами, как с взрослыми. И мне кажется, они меня признают!» — говорила артистка. Зеленой доставляли мешки писем, исписанные неровным детским почерком. Дети доверяли Рине самое сокровенное.
И если раньше перед сном Рина читала классическую литературу, то теперь в ее руках были детские письма и карандаш: она выписывала «перлы» и затем использовала их в своих выступлениях. Как и случайно услышанные обрывки детских фраз, например такие: «Папа, купи мне барабан! Я тебе мешать не буду — буду играть, только когда ты спишь!», «Мишенька, ты своим рыбкам воду поменял? — Нет, не поменял: они еще эту не выпили!».Большинству Рина Зеленая казалась вечным оптимистом. Но какой она была за кадром, на самом деле, — знали немногие.
Рина Зеленая
Забавная домработница в «Подкидыше», мудрая черепаха Тортила в «Приключениях Буратино», уютная миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе» — это лишь несколько изумительных образов из обширной фильмографии Рины Зеленой. Она играла в основном эпизодические роли, но порой ее выразительные героини запоминаются лучше основных персонажей. Ей был известен важный актерский секрет — как наделить своего героя яркой индивидуальностью.
Ее настоящее имя — Екатерина. Ласковое имя Рина возникло случайно: однажды полное имя не поместилось на афише, и Зеленая не долго думая сократила его.
Родилась она в Ташкенте, в переломное время, в самом начале века. На ее глазах были войны и революция, менялись правители, но что бы ни происходило в стране и в жизни самой актрисы, она всегда оставалась верна искусству. Творческая судьба Рины сложилась весьма удачно. В 1919 году она окончила Московское театральное училище, впоследствии получившее имя Щепкина. Служила в театрах Москвы, Петрограда и Одессы. Много выступала на эстраде, читала стихи Владимира Маяковского (Рина была знакома с поэтом), Самуила Маршака, Агнии Барто (с Барто позднее у Зеленой сложится хороший творческий союз), выступала с сатирическими песенками и частушками. Вообще, с чувством юмора и с самоиронией у Рины Васильевны всегда все было в полном порядке.
В кино Рина Зеленая дебютировала в 1931 году, сыграла певицу в первом звуковом советском фильме «Путевка в жизнь». Через несколько лет вместе с Агнией Барто написала сценарий детского фильма «Подкидыш». Впрочем, картина получилась условно детской, ибо ее с неменьшим удовольствием по сей день смотрят и взрослые. Домработница Ариша, виртуозно сыгранная Зеленой, появилась в фильме абсолютно случайно. Просто по ходу съемок выяснилось, что нужен еще один персонаж, и Рина Васильевна сымпровизировала свою Аришу буквально на ходу. Фразы заполошной домработницы пошли в народ: «Я после выходного выходная», «Вот тут одна старушка заходила, просила воды попить. Потом хватилися — пианины нет».
Рина Зеленая с мужем Константином Топуридзе. Фотография: kino-teatr.ru
Рина Зеленая. Фотография: kino-teatr.ru
Рина Зеленая. Фотография: kstolica.ru
На счету Рины Зеленой немало озвученных мультфильмов. Ее голосом говорят щенок в «Кто сказал «мяу?», Вовка в «Вовке в Тридевятом царстве», Пилюлькин в «Приключениях Незнайки и его друзей», Герцогиня в «Алисе в Стране чудес» и многие другие мультперсонажи. Она гениально имитировала детские голоса и часто читала стихи от имени девочек и мальчиков. Впечатление было такое, что действительно это говорит ребенок.
Невозможно забыть черепаху Тортилу из «Приключений Буратино», которая вспоминала о том, что она «сама была такою триста лет тому назад» и советовала деревянному мальчишке быть «веселым, дерзким, шумным». Вскоре после «Буратино» вышел еще один прелестный детский фильм — «Про Красную Шапочку», где Рина Зеленая сыграла бабушку Красной Шапочки
Опытная актриса с большим вниманием относилась к своим юным партнерам. В фильме был такой персонаж — Ребенок
Сыграла его очаровательная четырехлетняя девочка Инна Степанова. «Как она слушала объяснения режиссера, как точно выполняла его указания, играя капризного, избалованного мальчишку! Я разговаривала с ней, как с товарищем по работе», — вспоминала Рина Васильевна.
Рина Зеленая в роли домработницы Ариши в фильме «Подкидыш» (1939)
Рина Зеленая в роли миссис Хадсон в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры» (1983)
Рина Зеленая в роли черепахи Тортилы в фильме «Приключения Буратино» (1975)
Лебединой песней Рины Зеленой стала роль миссис Хадсон в фильмах Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе. Роль, по сути дела, крошечная. Но когда режиссер предложил Хадсон сделать ее более масштабной, Зеленая запротестовала: «Ни в коем случае! Я еще никогда не играла мебель. Мне это нравится». Актриса внесла в картину необычайное очарование и мастерски дополнила главных персонажей — Холмса и Ватсона.
Последний раз миссис Хадсон она сыграла в 1986 году в картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается».
Рины Зеленой не стало 1 апреля 1991 года. Похоронена актриса в Москве на Введенском кладбище.
Личная жизнь
Первым мужем Рины Зеленой был юрист Владимир Блюмельфельд. Муж был намного лет старше ее, и именно это обстоятельство вскоре дало о себе знать – они просто перестали понимать друг друга. Впрочем, Владимир остался другом Рины и ее новой семьи, часто бывал в гостях и интересовался жизнью и карьерой бывшей супруги.
Константин Топуридзе и Рина Зеленая
После развода у актрисы случился бурный роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Зеленая была сильно влюблена, но когда артистка узнала, что избранник женат, отказалась разбивать семью и прекратила отношения. Актрисе было тяжело, но как раз в тот момент на горизонте возник Константин Топуридзе, ставший вторым мужем Рины Зеленой и главным мужчиной в жизни актрисы.
Котэ, как супруга называла Рина, — знаменитый архитектор, спроектировавший несколько ярких фонтанов, которые установлены на московской ВДНХ. Вместе с Риной мужчина прожил до конца собственной жизни. К слову, Зеленая с большим трудом оправилась от потери любимого человека в конце 70-х годов.
Рина Зеленая сильно переживала после смерти мужа, пасынки актрисы волновались, что у артистки случится инфаркт и женщина отправится вслед за мужем. При этом на похороны Рина Зеленая не пришла. Актриса не любила похороны и никогда не ходила на это мероприятие скорби. Главным образом актриса ненавидела поминки, которые переходили в банальную пьянку, и стандартные бездушные тосты.
Рина Зеленая
Рина Зеленая даже завещала не поминать ее после смерти. Актриса приказала кремировать тело сразу после отпевания. Актриса не желала устраивать поминки по мужу, но на этом настоял старший сын. Тогда Рина Васильевна заперлась в собственной комнате и не вышла к столу.
Не пришла Рина Зеленая и на похороны собственной подруги Фаины Раневской. Рина Васильевна помогла Фаине Раневской в тяжелые годы получить квартиру. За месяц до смерти Раневская позвонила Рине Зеленой и с горечью призналась, что так и осталась в долгу перед благодетельницей. Также актриса помогла с жилплощадью клоуну Сергею Курепову, выхлопотала квартиру собственной домработнице.
Актриса Рина Зеленая
В 1981 году Рина Зеленая написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы». Мемуары актрисы адресованы широкому кругу читателей. Этот роман не столько биография, сколько описание творческого мира, в котором жила актриса. Рина Зеленая рассказывает, с кем актрису сводила судьба и как это действовало на актрису как на творческую личность. В книге описаны реальные личности, знакомые актрисе: Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и другие.
Роли в кино
Р. Зелёную ни с кем не спутаешь, настолько актриса уникальная в своём творчестве и созданном образе. Она была задействована во многих отечественных кинолентах, но для режиссёров так и осталась навсегда королевой эпизода. Однако часто случалось так, что её второстепенные персонажи нравились и запоминались зрителям сильнее, чем главные герои.
«Путёвка в жизнь»
Впервые на экранах Рина Зелёная появилась в 1931 г. в фильме «Путёвка в жизнь» режиссёра Н. Экка. В роли девушки из шайки Жигана она пела блатные куплеты. За основу сюжета была взята реальная история создания школы для беспризорников – трудовой коммуны.
фильм «Путёвка в жизнь»
Это был первый советский звуковой фильм, рассказывающий о подростках, попавших в трудовую коммуну. Не сразу воспитанники смогли забыть свои старые привычки, но большинство ребят искренне хотели исправиться, чтобы не вернуться в криминальную банду Жигана.
Но к сожалению плёнку случайно засветили, и в фильм вошёл всего один эпизод с участием Рины Зелёной.
«Подкидыш»
Сценарий фильма «Подкидыш» о приключениях маленькой девочки Наташи, которая ушла из дома и путешествовала в большом городе, придумали детская писательница Агния Барто и актриса Рина Зелёная. Оби никогда не писали сценариев, не представляли, как это делать. Но всё же в 1939 г. «Подкидыш» оказался у главного редактора «Мосфильма» и кино запустили в производство.
С фильма «Подкидыш» начинается история советского детского кино. Главные роли были написаны под популярных актёров Фаину Раневскую и Ростислава Плятта. Уже во время съёмок Рина Зелёная дописала роль и для себя — нужен был ещё один комедийный персонаж, поэтому она придумала домработницу болтушку Аришу.
фильм «Подкидыш»
На фоне блестящей игры Фаины Раневской и Ростислава Плятта крошечная роль Ариши в исполнении Рины Зелёной совершенно не потерялась и стала одной из самых ярких.
«Весна»
В 1947 г. актриса участвовала в съёмках эпизодической роли в послевоенной комедии «Весна». В картине Григория Александрова гримёра главной героини должен был играть мужчина, но Рина Васильевна уговорила режиссёра отдать эту роль ей и переписала под свой персонаж.
«Девушка без адреса»
В фильме «Девушка без адреса» Р. Зелёной досталась роль Елизаветы Тимофеевны, члена художественного совета экспериментального ателье. Рина Васильевна сочиняла реплики прям во время съёмок.
фильм «Девушка без адреса»
Она часто переписывала совершенно безликие, проходные роли, импровизировала перед камерой, оживляя, вкладывая душу, характер в очередного персонажа.
А также актриса участвовала в съёмках следующих фильмов:
- «Укротители велосипедов»;
- «Встреча на Эльбе»;
- «Черёмушки»;
- «Иностранка»;
- «Дайте жалобную книгу».
фильм «Укротители велосипедов»
Роли в детских фильмах
В 60−70-х годах Р. Зелёную приглашали сниматься в сказках:
- «Три толстяка»;
- «Сказка о потерянном времени»;
- «Чиполлино»;
- «Как мы искали Тишку».
фильм «Как мы искали Тишку»
«Приключения Буратино»
Когда актрисе предложили исполнять роль черепахи Тортиллы в фильме «Приключения Буратино», она обрадовалась возможности сняться в детском кино.
«Красная Шапочка»
После выхода в 1975 г. на экраны фильма «Приключения Буратино», его режиссёр Леонид Нечаев получил около четырёх тысяч восторженных писем от зрителей. Воодушевлённый таким успехом спустя 2 года он решил приступить к съёмкам новой картины для детей — «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки».
С поиском актёров проблем не возникло — почти полным составом они перешли из «Приключений Буратино» в новый проект, где Рина Зелёная в возрасте 75 лет сыграла бабушку Красной Шапочки.
Последняя роль в кино
Рину Зелёную пригласили исполнить роль миссис Хадсон в киноленте о Шерлоке Холмсе. Она начала сниматься, когда ей уже было 77 лет. Но сначала на Центральном телевидении её не хотели утверждать на роль миссис Хадсон.
Говорили, что актриса уже в пожилом возрасте и не выдержит нагрузок от съёмок. В фильме у миссис Хадсон всего несколько фраз, но актриса каждую реплику делала превосходно, блестящее справилась с ролью. Представить другую миссис Хадсон уже невозможно.
Работа над образом растянулась на семь лет. Последний из фильмов о приключениях Шерлока Холмса был снят в 1986 г., когда Р. Зелёной исполнилось восемьдесят пять лет, и по такому случаю она сказала режиссёру Игорю Масленникову: «Теперь называйте меня Руина Зелёная».
Биография
Родилась 18 декабря 1998 года в Уссурийске, Россия. В 2015 году, получив аттестат об основном общем образовании школы № 28 со средним баллом 4.0, поступила в Дальневосточный технический колледж города Уссурийска на специальность «Компьютерные сети». Во время обучения в школе и колледже посещала уссурийскую «Школу рок-музыки», в которой наряду со своими подругами, взявшими название «Needless» («Отверженные»), осваивала искусство игры на ударных инструментах.
Увлекалась игрой Counter-Strike, имела аккаунт в Steam. Кроме того, интересовалась железнодорожным транспортом.
«Господи, помоги мне материально»
На самом деле ее настоящее имя — Екатерина. Риной актриса стала случайно: просто однажды на афише не поместилось «Екатерина Зеленая» и имя подсократили. А вот свою редкую фамилию она унаследовала от отца.
…Ее дебют состоялся в годы Гражданской войны где-то под Царицыном, когда она в числе студийцев московской театральной школы играла перед бойцами Красной Армии. Потом были кабаре «Летучая мышь», одесский театрик «Крот» в подвале, петроградский «Балаганчик», столичный Театр сатиры…
Статья по теме
«Хватились — пианины нету!» Рина Зелёная сочиняла реплики прямо на съемках
Рина Зеленая играла в «американку» с Владимиром Маяковским, читала стихи начинающего поэта Сергея Михалкова прикованному к постели писателю Николаю Островскому, а уже известный актер Игорь Ильинский выделывал перед ней невероятные «антраша» на коньках.
Для кинорежиссеров же она так и осталась навсегда хоть и королевой, но эпизода. А за него и платили гроши. Однажды актриса даже придумала шуточную молитву: «Господи, помоги мне материально».
Детские годы
7 ноября 1901 года в городе Ташкенте в семье Василия Ивановича и Надежды Фёдоровны Зелёных родился третий ребёнок – дочь Катя.
Город детства она запомнила небольшим и одноэтажным, где повсюду росли тополя и акации, а по улицам были уложены кирпичные тротуары, по которым с утра до вечера сновали маленькие ишаки, иногда проходили караваны верблюдов.
Семью нельзя было назвать дружной, каждый жил сам по себе. Отец занимал незначительную должность на государственной службе, был педантом и аккуратистом, экономил каждый грош своей скромной зарплаты. Его внешние данные – очки, усы, борода – не вызывали симпатии даже у супруги, которую в шестнадцатилетнем возрасте отдали замуж за человека, намного старшего от неё.
Мама была очень легкомысленной женщиной. Это качество поражало даже близких знакомых: любую вещь в доме она с лёгкостью могла отдать первому встречному. Мать считала, что делает добро, однако было оно крайне бессмысленным. Иногда во двор захаживал продавец пирожных, через плечо на толстом ремне у него висела стеклянная витрина, в ней красовались воздушные разноцветные и весьма соблазнительные лакомства. Выходила из дома мама и разрешала всем детям взять по одному пирожному. Потом оказывалось, что деньги она добыла у старьёвщика, продав ему пальтишки младших дочерей. Дети кушали лёгкие кремовые десерты, облизывая пальцы, но в зиму оставались без верхней одежды.
А в остальном семья жила, как и все вокруг, в доме даже был музыкальный инструмент, на котором училась играть старшая сестра Муся. К ней на дом приходила преподавательница, но иногда Муся могла сбежать с занятий, и тогда, чтобы оплаченный урок не пропадал, за инструмент усаживали Катю. Муся вообще была далека от младших детей. К шестнадцати годам у неё появились кавалеры, она постоянно вертелась возле зеркала-трельяжа, к которому строго запрещала подходить сёстрам Кате и Зине.
Брат Иван вообще был личностью загадочной и непостижимой. Мама нанимала гувернантку-немку, но как только она входила в дверь, Иван выпрыгивал в окно, бежал на речку и возвращался только под утро, с ног до головы обвешанный змеями. Отец часто порол его, боясь, что парня выгонят из реального училища.
У Кати была ещё младшая сестра Зина. Когда старшие пропадали из дома (Муся уходила гулять с подружками, а Иван на рыбалку), эти две девчонки вертелись у всех под ногами, словно шаловливые котята. Катя на правах старшей частенько эксплуатировала добрую и кроткую Зину, а та беспрекословно выполняла задания типа: «Отнеси-принеси, подай-убери, приди-уйди».
Рина Зеленая и фильм «Подкидыш»
В 1939 году на киностудии «Мосфильм» был снят фильм «Подкидыш» по сценарию Рины Зеленой и Агнии Барто.
Помните знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которую постоянно говорила в фильме Фаина Раневская? А ведь автором этой бессмертной фразы была Рина Зеленая. Именно на съемках этого фильма наша героиня подружилась с Фаиной Раневской.
На съемках этой картины оказалось, что для полноты картины необходим еще один персонаж. Тогда наша героиня придумала Домработницу Аришу, которую сама и сыграла. Но сыграла так, что после снятия этого эпизода вся съемочная бригада просто каталась от смеха, а Рина Васильевна переспрашивала: «Нет, это правда смешно или вы меня утешаете?»
110 лет со дня рождения Рины Зелёной
15 ноября 2012
фото: РИА-новости
110 лет назад родилась Рина Зелёная, актриса, запомнившаяся большинству зрителей внешностью старушки и голосом ребенка. Представить себе ее, исполняющую главную роль, так же невозможно, как и вообразить без нее отечественный экран. «Королева эпизода», Рина Зелёная создала целую галерею ярких, удивительных и неповторимых образов. А ее голосом, высоким и слегка хрипловатым, говорят персонажи более двадцати мультфильмов.
Трудно поверить в то, что обаятельной, колоритной артистке эстрады Рине Зелёной в кино долгое время не находилось места. Впервые по-настоящему проявить свой талант она смогла в роли домработницы Ариши в картине «Подкидыш» (1939). Однако востребованной экраном Зелёная стала лишь с середины 50-х годов, в образе дамы не первой молодости. Играя маленьких людей, секретарш, гримерш, случайных прохожих, Зелёная передавала характер персонажа всего двумя-тремя меткими фразами. В комедийных картинах она блеснула в образе «морально-просроченной» певицы джаза в «Дайте жалобную книгу» (1965) и деловой редакторши в «12 стульях» (1971). Выступая в детских лентах, украсила «Приключения Буратино» (1976) меланхоличной черепахой Тортиллой, а «Про Красную Шапочку» (1977) — добродушной бабушкой. Наконец, ролью заботливой и невозмутимой миссис Хадсон она привнесла необходимую гармонию в «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979‒1986).
фото: РИА-новости
Всю свою жизнь Рина Зелёная посвятила актерской карьере. Помимо кино она много играла на сцене, с гастролями объездила Европу и СССР, была на Северном полюсе, в войну выступала в составе фронтовых бригад. Всегда и везде она стремилась нести людям радость, и не случайно о себе говорила: «У меня чувство юмора есть. И моя работа всю жизнь посвящена юмору. Часто и в жизни приходилось прибегать к нему, чтобы не заплакать».
Пять самых ярких ролей Рины Зелёной:
1. Болтливая домработница Ариша в картине «Подкидыш»
режиссер Татьяна Лукашевич, 1939
Семейная комедия «Подкидыш» является первой и единственной картиной, для которой Рина Зелёная написала сценарий. Причем ее соавтором в этом деле выступила сама Агния Барто. Кроме того, в этой картине Зелёная исполнила одну из самых известных своих ролей. Словоохотливая домработница Ариша появилась спонтанно, так же, как и ее знаменитые реплики.
«У нас так вот как раз у пятьдесят седьмой квартире старушка одна у доме зашла, попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися — пианины нету».
https://youtube.com/watch?v=YvnlWF5jtho
2. Гримерша в картине «Весна»
режиссер Григорий Александров, 1947
В комедию Григория Александрова «Весна» Рина Зелёная буквальным образом напросилась. Поймав как-то режиссера на улице, актриса вытребовала для себя уже вычеркнутую из сценария роль гримера. Поведение персонажа и его реплики были сочинены Зелёной прямо во время съемок.
«Губы такие уже не носят… Хорошо. Средняя пухлость, сексапил номер четыре».
3. Пожилая певица в картине «Дайте жалобную книгу»
режиссер Эльдар Рязанов, 1964
Эльдар Рязанов по достоинству оценил не только актерский талант Рины Зелёной, но и ее умение смеяться над собой. В фильме «Дайте жалобную книгу» комедиограф предложил уже не молодой актрисе чувственно исполнить песню Александра Галича со строками: «А мне всего семнадцать лет. Семнадцать лет, семнадцать весен…».
4. Черепаха Тортилла в фильме «Приключения Буратино»
режиссер Леонид Нечаев, 1975
Об этой своей роли Рина Зелёная говорила так: «Человеческой роли не дождалась, пришлось играть черепаху».
https://youtube.com/watch?v=m13pvAIEjpQ
5. Миссис Хадсон в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
режиссер Игорь Масленников, 1979–1986
Последняя роль Рины Зелёной в кино. Съемки начались, когда актрисе было уже почти восемьдесят. Режиссер Игорь Масленников так вспоминал об этой работе Зелёной: «Она действительно была уже в преклонном возрасте, но ее ясность ума, четкость работы, остроумие и все такое прочее ― они были просто поразительны!.. Она, кстати, приезжала на съемки одной из первых. У нее был долгий грим, она сидела в гримерной и, глядя на себя в зеркало, говорила: «Единственное, что у меня осталось, — это красота!»
«Мистер Ватсон, я стараюсь никогда не смотреть, кто выходит, кто приходит к нему. И вам не советую».
фото на превью: РИА-новости
Биография Рины Зеленой
Будущая актриса родилась в начале XX века в столице нынешнего Узбекистана Ташкенте в не очень счастливой семье. Не сразу верится, что фамилия Зеленой настоящая, а имя придумала она сама в 1920 году, сократив полное имя, не поместившееся на афише. Настоящее имя Рины Зеленой – Екатерина, так ее назвали родители.
По официальной версии, которую разделяет википедия, Рина Зеленая родилась в 1901 (по другим данным – в 1902) году и была вторым ребенком в семье чиновника. Родственники актрисы вспоминали, что сама Рина Васильевна не любила упоминать о возрасте и не считала день рождения важным праздником. В её семье всегда отмечали именины, но почти никогда не праздновали дни рождения.
Большая разница в возрасте стала одной из причин сложных отношений между родителями. В семье с тремя детьми никто ни с кем не дружил, вспоминала актриса. Средняя дочь Василия Ивановича и Надежды Федоровны училась хорошо и читала книги, а также училась музыке вместе со старшей сестрой Мусей и вместо нее, когда сестра сбегала от учительницы. Маленькая Катя любила лазить по деревьям и была не самым послушным ребенком, но старалась не огорчать родителей и учиться хорошо.
После перевода отца из Ташкента в Москву Катя закончила престижную гимназию Дервиза в тогдашней второй столице, а после поступила в театральное училище. Выбор места учебы по словам будущей актрисы был случайным – она отправилась в учебное заведение, случайно увидев объявление о наборе студентов. Екатерина прошла конкурс вместе с менее чем половиной кандидатов.
Годы учебы в театральном пришлись на сложный период для страны, и выпустившись из училища в 1919 году актриса не видела перспектив для работы. Устроиться в театр в Москве не удалось и первые роли Рина Зеленая сыграла в камерном театре Одессы, куда переехала следом за родителями через 2 года, во время гражданской войны. Отец к тому времени завёл новую семью и мать Рины с дочерьми прозябала в небольшой съемной квартире.
Екатерина играла в небольшом театре КРОТ (Конфрерия Рыцарей Острого Театра), созданном группой поэтов, химиков, архитекторов и других творческих личностей. Здесь Зеленая познакомилась с поэтессой Верой Инбер и узнала своих будущих партнеров по московской и петербургской сценам. Вскоре выяснилось, что театру не хватает авторов и его деятельность начала постепенно сходить на нет.