Как староверы проходили обряд крещения
Крещение — великий святой обряд. Он подразумевает погружение человека в воду, причем третий раз должен быть полным (полностью погрузить тело в воду). К обряду крещения готовились тщательно, заранее. На младенце бы пояс и крест. Другой одежды быть не должно. Крест оберегал от сглаза, порчи, защищал от злых людей, нечистой силы. Снимать его в течение жизни было нельзя.
Надевать на ребенка крест имели право родители, или бабка, которая принимала роды. Обряд крещения начинался уже тогда, когда на младенце надет крест. Тот, кто это сделал, считался крестным отцом или матерью данного чада.
Все восемь дней после обряда крещения ребенка (человека) мыться было нельзя. Нужно, чтобы тело «приняло этот обряд», ничего не смывать с себя. Имя выбирали тщательно, опираясь на святки. Просто так никого не называли. Обязательно смотрели, праздник какого Святого ближе ко дню рождения младенца. Девочек называли за неделю до или после рождения, опираясь на святцы. А мальчиков уже после крещения (по тому же принципу).
Православные похороны
Традиционный православный похоронный обряд, который начали практиковать после крещения Руси, включает несколько этапов:
- омовение. Считается, что усопший должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом;
- облачение. Умершего одевают в чистые одежды, накрывают белым саваном (одеянием);
- положение в гроб. Покойник должен лежать с закрытыми глазами и вложенной в руки ритуальной иконкой. Руки должны располагаться крест-накрест;
- чтение панихид. До момента выноса тела родственники покойного должны читать особые молитвы. Накануне выноса священник прочитывает заупокойную литию;
- отпевание, заказываемое в храме;
- погребение. Священник читает молитву и кидает горсть земли на саван. В случае отсутствия священнослужителя после прощания с покойным и опускания гроба в землю каждый присутствующий должен бросить землю на его крышку;
- могила закапывается, на ней устанавливается крест.
Хоронить людей по православным традициям принято на третий день после смерти.
Несмотря на то, что главной религией в России считается православие, живы некоторые традиции, к которым прибегали язычники. Например, после выноса тела в доме принято подметать, иногда пол окропляют святой водой. Когда в доме лежит мертвый человек, зеркала обязательно завешиваются тканью, а в гроб покойного часто кладут вещи, которые он любил при жизни: книги, мягкие игрушки, украшения и даже фотографии.
Похоронный обряд у древних славян — комплекс ритуалов, цель которых — облегчить путешествие души в загробный мир. С принятием христианства традиции изменились, хотя многие из них не исчезли полностью. Поэтому современные похороны включают и православные, и исконно языческие традиции.
Авторы Гайдпарка
-
Анатолий Иванушкин
Ястребы в Кремле берут верх?
Читать полностью
-
Русский Прибалт Прусский
Счастливая страна
Читать полностью
-
Евгений Кропот
Встретились две неожиданности
Читать полностью
-
Александр Ларин
Смех не по правилам
Читать полностью
-
Настя Иванова
США готовят новый плацдарм в средней Азии
Читать полностью
-
Сергей Бодров
О дефолте РФ
Читать полностью
-
Анатолий Иванушкин
Не заблуждается ли Президент о нашем ядерном превосходстве над НАТО и США?
Читать полностью
-
валерий рыженко
Якуша
Читать полностью
-
Анатолий Иванушкин
Почему Н.Платошкин условно поддерживает спецоперацию на Украине?
Читать полностью
-
Настя Иванова
Запад финансирует антироссийские НКО
Читать полностью
-
дядя Ваня Ваня
Тотальная деградация
Читать полностью
-
Юрий Сенаторов
Как со временем поменялась риторика Запада и США
Читать полностью
Южная Корея. Бусинки на память
Несколько южнокорейских фирм предлагают родственникам умерших людей необычную услугу: пепел после кремации обрабатывают очень высокими температурами, он кристаллизуется и превращается в бусины, которые затем окрашивают в сине-зеленый, розовый, фиолетовый или черный цвета — по желанию заказчика. Хранят их обычно дома в красивом флаконе.
Надо сказать, что сервис, несмотря на всю экзотичность, пользуется популярностью. А всему виной законы и традиции, между которыми корейцы оказались зажаты как между Сциллой и Харибдой. Дело в том, что конфуцианство, бывшее на протяжении столетий господствующей идеологией в Корее, требует ревностного почитания предков и обязательного погребения в землю. В то же время в ХХ веке в густонаселенной, но маленькой Корее назрел дефицит площади. И правительство начало пропагандировать кремацию как более «компактный» способ похорон. Финальную точку в этом поставил закон, принятый в 2000 году, согласно которому могилы получали «срок действия», равный 60 годам, после чего родственники должны убрать ее. Так что теперь только трех из десяти корейцев хоронят в землю по старым обычаям, а других ждет участь обратиться в пепел, ну или, если повезет, в цветные бусины.
Обряд у финно-угорских народов
На деревьях хоронят покойников:
- манси;
- ханты;
- мокшане.
Последние относятся к одной из мордовских этнических групп. В давние времена мокшане тоже практиковали подвешивание на деревьях тел покойников. У таких погребений было наименование уркспря, другой вариант названия — урля. Впоследствии появилась другая форма захоронения.
Из стволов изготавливали срубы и устанавливали их на высокие пни. Именно в таких склепах из дерева, имеющих крыши, находили последнее пристанище предки мордвы. Подобные сооружения обустраивали в лесу. В землю мокшане стали зарывать покойников только после принятия христианства.
Поминальные обычаи
Поминки христиане по церковному канону проводят трижды: сразу после погребения, на девятый и на сороковой день. Дни отсчитывают с момента смерти, а не погребения. Эти траурные церемонии — не простая трапеза, а целый ритуал, главное в котором — вспомнить покойного, его добрые деяния при жизни. На каждый из этих дней обязательно заказывается православная церковная служба. Перед трапезой гости обязательно моют руки, осеняют себя крестным знамением и дружно читают «Отче наш».
В качестве первого блюда русские подают кутью, сладкую кашу из пшеничных либо рисовых зерен. Блюдо для похоронного ритуала должно быть освященным. Попробовать его по традиции обязан каждый из гостей.
Традиционными поминальными блюдами у русских считались блины с медом, сыта (мед, разбавленный водой) и кисель. Сегодня их заменили более современные блюда: ни один ритуал похорон у русских не обходится без пирожков и компота. По традиции, за угощение не благодарят.
Австралия. Сложная простота
В северной Австралии, где традиционный уклад жизни аборигенов сохранился лучше всего, похороны проходят в два этапа. Сначала тело умершего укладывают на специальной деревянной платформе, укрывают листьями и ветвями и оставляют на несколько месяцев. Затем оставшиеся кости окрашивают красной охрой. Их дальнейшая судьба зависит от верований конкретной группы аборигенов. Где-то хоронят, где-то помещают в пещеру, а аборигены полуострова Арнемленд торжественно складывают кости в «тубус» из полого ствола дерева, который устанавливают в специально отведенном месте. Для изготовления этих своеобразных гробов используют изъеденные термитами деревья, так что мастерам остается только обработать и расписать поверхность тотемными знаками. Аборигены верят, что этот ритуал помогает душе преодолеть полный опасностей путь в иной мир.
Похоронные приметы и народные традиции
- Когда тело укладывают в гроб, руки и ноги усопшего связывают. Путы обязательно перерезают перед тем как хоронить. Родственники должны следить, чтобы веревки никто не забрал с собой — они являются сильнейшим атрибутом для черной магии.
- Пока усопший дома, его не оставляют одного — хранят душу православного покойника от бесов.
- Бывает, что родственники хотят положить в гроб дорогого им покойника фотографии «на память». Делать этого нельзя. Примета гласит, что тот человек, чей образ так погребен, вскоре уйдет в землю вслед за мертвецом.
- На усопших мужчин не принято надевать галстук, на женщин — бюстгальтер.
- Традиция занавешивания зеркал до погребения не относится к православным похоронным ритуалам и считается языческой.
- В старину считалось, что покойного следует обязательно оплакать, только так его душа будет удовлетворена и беспрепятственно отойдет. Сегодня православные священники, наоборот, увещевают близких отпускать душу без слез и скорби, чтобы не держать душу при себе.
- С кладбища после похорон ничего не выносят.
- Воду, оставшуюся после омовения, обязательно выливают на землю за пределами двора, там, где не ходят люди. Лучше делать это под живое деревце.
- Мыло, которым обмывали покойника, в старые времена высоко ценилось. Считалось, что оно продлевает красоту женщин, усмиряет мужской гнев.
- Считалось, что смерть нередко возвращается в дом, чтобы забрать кого-то еще. Чтобы отогнать, «отсечь» смерть, один из родственников-мужчин брал топор и, держа его лезвием вперед, трижды обходил вокруг гроба, а потом бил обухом по крышке. После выноса топор клали на пороге.
- Обряд похорон у русских требует, чтобы после выноса гроба обязательно вымыли пол одной водой, не меняя.
Музей старообрядчества
Музей старообрядчества в селе Роща
Ворота в мир староверов — музей старообрядчества в поселке Роща. Бывшая учительница Зинаида Клементьевна Мельцина, создавшая его еще в советские годы и проработавшая в нем 24 года, проводит нам ликбез о старообрядцах: рассказывает, как в XVII веке из-за реформ патриарха Никона произошел раскол, как верующие, не принявшие новые правила, подвергались гонениям (по приказу царя, их монастыри и скиты на реке Керженец были разгромлены, отсюда второе название староверов — кержаки). Часть их казнили или отправили на каторгу. Другая, спасая себя и веру, пришла по рекам на Урал и в Сибирь.
По словам Зинаиды Клементьевны, староверы много чего не смогли принять в новой вере, но главным «камнем преткновения» стала новая манера креститься. «Трехперстие старообрядцы называли „дьявольской щепотью“ и продолжили креститься двуперстием», — говорит она и объясняет, почему: два пальца (средний и указательный) — это человеческое и божеское начало Христа, а три пальца внизу — Святая Троица (во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа).
Создательница музея Зинаида Клементьевна Мельцина
Поскольку старообрядцы остались без духовенства (все священники или перешли в новую веру, или были уничтожены), они стали «беспоповцами» — из общины избирался наставник, который и проводил службы. Правда, без священников они лишились некоторых таинств (у них нет причастия кровью и телом господнем (кагор и хлеб) — есть только причастие святой водой. Зато обряд освящения воды и ряд других, например, крещение или брачение — аналог венчания, сохранились такими, какими были в 17 веке.
Так, воду для освящения берут только с открытого водоема после молитвы. Прорубь зимой закрывают чем-нибудь в виде креста, как и ведра, в которых баба несет воду («чтобы нечистый не испоганил»). Разжигают свечи, начинается долгая служба, в конце которой те, кто в храме, принимают эту воду, под молитву остальных.
«Эта вода самая сильная, самая „заряженная“, — говорит Зинаида Клементьевна. — Потом уже остальным прихожанам разливают. Этой водой ничего не освящают — ни машины, ни квартиры — она только для приема вовнутрь, например, дать умирающему или умыть ребенка, если он заболел, но так, чтобы не набрызгать на пол». Воду ставят к иконам, а на следующий год ее остатки добавляют в свежую — так в святой воде есть частицы воды с давних времен.
Обряд выноса покойного из дома и похороны
Погребальный обряд древних славян начинался с приглашения в дом гостей. При этом о смерти в это время говорить было не принято. В комнату, где лежал покойный, заходили соседи и родственники, которые должны были обсуждать бытовые вопросы. Когда все приглашенные были в сборе, начинался вынос покойника. При этом родственники обязаны были плакать, в противном случае могли решить, что они не жалеют покойного.
Погребальный обряд
Сразу после выноса усопшего совершались обряды, которые должны были прогнать из дома несчастье. Ведь смерть, по мнению славян, открывала дверь в мир под названием Навь, откуда могла прийти новая смерть. В некоторых местах на место, где лежал усопший, ставили квашню, полено или камень. Дорогу за гробом было принято сметать по направлению к похоронной процессии. Это делалось, чтобы душа не смогла вернуться домой по собственным следам. С этой же целью в некоторых деревнях тело выносили не через дверь, а через окно.
Калмыцкий легион СС
Гражданская война разделила калмыцкий народ, советскую власть поддержали далеко не все жители юга нашей страны. Было немало людей, сохранявших верность российской короне и считавших своим долгом борьбу с коммунистами. Небольшая часть калмыков перешла на сторону немецко-фашистских захватчиков, которые пообещали им освобождение от «красной тирании».
И хотя большинство представителей этого народа защищали СССР с оружием в руках, совершая настоящие военные подвиги, были и такие, которые влились в ряды вермахта. Это позволило фашистским пропагандистам объявить о создании Калмыцкого легиона СС. Нацисты утверждали, что многие народы СССР поддерживают их борьбу против коммунистов.
Как пишет доктор исторических наук Уташ Борисович Очиров, в период оккупации на стороне вермахта сражались около 3 тысяч калмыков, это были и кавалеристские эскадроны, и сельские отряды ополченцев, и местные полицаи.
Почему могилы имеют глубину в рост человека?
На протяжении веков люди хоронили покойников в могилах, вырытых глубиной в рост человека около 180 см. Но почему именно такая глубина? На этот вопрос есть несколько ответов. Одной из причин можно назвать то, что животным было довольно трудно докопаться до похороненного тела, чтобы съесть его. По другой причине расхитителям могил точно так же, как и хищникам тоже было трудно добраться до предметов, которые были похоронены вместе с покойником или с целью надругаться над телом. В XVII веке врачи уже знали, что некоторые болезни, подобные чуме, могут распространяться и трупами. Поэтому могильщики копали именно такие ямы. Конечно, можно было бы зарывать тела и глубже, но могильщикам из такой свежевырытой ямы трудно было бы выбираться, да ещё она могла бы осыпаться во время копки. Поэтому такими причинами обусловлена глубина могил.
Славянский погребальный обряд
Как хоронили в древней Руси до принятия христианства? Существовал ряд традиций. Если человек умирал в течение долгого времени, к его смерти готовились заранее. Рядом с больным должна была сидеть женщина, которая «стерегла» душу. У этой женщины должна была быть чашка с водой, в которой душа должна была совершить последнее омовение, чтобы отправиться в загробный мир чистой. Если вода в стакане начинала колыхаться, это обозначало, что дух умершего моется.
Омывали покойника в доме. После омовения он должен был лекжать в красном углу. В это время семья должны была готовиться к похоронам и к последующим поминкам или к тризне.
Погребальный костер
Самой древней является культура покрывальных захоронений славян, когда тела просто закапывались в землю и покрывались слоем земли. Позже появились несколько иных способов погребения. Умерших могли сжигать на кострах, закапывать в землю или совершать воздушное погребение. Самыми распространенными считаются захоронения в земле. Интересно, что в самых древних найденных могилах люди лежат в эмбриональной позе: якобы именно так они быстрее смогут переродиться в новом теле. Позже хоронить начали в полный рост. А с приходом христианства покойников начали располагать таким образом, чтобы голова их была направлена строго в западном направлении.
На похоронах должны были присутствовать плакальщицы: женщины, оказывавшие весьма специфические услуги
Плакальщицы пели специальные обрядовые песни, посвященные переходу души в новое качество, громко рыдали и причитали, привлекая внимание к похоронной процессии, давали подсказки, как следует вести себя родственникам
Амазония. Круг жизни
Племя яномамо обитает в сельве на границе Венесуэлы и Бразилии. Труднодоступность места обитания помогло им сохранить свои ритуалы и обычаи, порой кажущиеся шокирующими представителям западной цивилизации. Так, янамомо по сей день практикуют так называемый эндоканнибализм — поедание умерших соплеменников. На самом деле траурный пир — последний этап похоронного обряда. Вначале тело кремируют, затем кости дробят и вместе с пеплом складывают в горшок. Потом, обычно по случаю какого-нибудь праздника, из останков и бананов делают пасту, которую поедают всей деревней. Индейцы верят, что, если этот ритуал не будет проведен, душа навсегда застрянет между миром живых и миром мертвых.
Бали. Кремация, достойная королей
Индуизм на Бали сильно отличается от индийского мейнстрима. Одной из таких балийских особенностей является обряд кремации «нгабен». Если средства позволяют, нгабен проводится спустя три дня после смерти. В противном случае тело хоронят в землю. Там оно может пролежать месяцы и даже годы, пока не будет собрана необходимая сумма.
Когда кто-нибудь умирает, родные продолжают относиться к покойнику как к живому, но спящему человеку. В назначенный день тело помещают в гроб, а тот, в свою очередь, — в носилки в виде храма (вада). Вад несут к месту кремации, причем процессия проходит максимально длинным путем, петляя по улицам. Балийцы верят, что это помогает ввести в заблуждение злых духов. Уже у погребального костра тело переносят из вада в саркофаг в виде черного быка, который и сжигают. Через 12 дней (или как только родственники смогут оплатить церемонию) прах торжественно развеивают над морем или рекой.
Захоронения неандертальцев и ранних людей
Археологи выяснили, что наши предки неандертальцы первыми стали сознательно хоронить умерших сородичей. Во время раскопок в пещере в Ла-Шапель-о-Сен во Франции был найден скелет неандертальца, похороненный в неглубокой могиле. Вместе с ним там были закопаны и каменные инструменты.
В другой пещере, известной под названием Кафзех и расположенной недалеко от Назарета в Израиле, было найдено самое раннее захоронение гомо сапиенса. Его возраст более 100 тысяч лет. Обнаруженные там останки являются палеолитическими останками именно человека, а неандертальца. Доисторические люди очень аккуратно похоронили там своих соплеменников вместе с символическими предметами, среди которых были оленьи рога и украшения, окрашенные красной охрой.
Символика числа «два» в славянской погребальной обрядности и демонологии
В похоронных обрядах славян большое значение играло число «два». Считалось, что оно относится к смерти. Например, по поверью в семьях, где умерли подряд два человека, следует ждать третьей смерти. Чтобы предотвратить это, в могилу второго усопшего закапывали куклу, символизировавшую третьего покойника.
В ритуалах, связанных со смертью, активно использовалась символика числа. В некоторых областях для того, чтобы облегчить терминальное состояние тяжело больного человека, давали ему так называемую «двойную воду», которую брали в местах слияния двух рек. В ногах покойника должны были стоять две свечи.
Приносящими неудачу считались все двойные предметы: деревья с раздвоенным стволом, рогатины. Также существовал миф о том, что собаки с темными кругами под глазами, то есть с «двойными» глазами, способны видеть смерть и начинают выть при ее приближении. По поверью, у оборотня две пары глаз, одна из которых расположена на лице, а вторая — на затылке.
Похороны знатного человека
Запекают мясо в навозе
Калмыцкие чабаны придумали блюдо, которое готовится на открытом воздухе. Оно называется «кюр». Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль. Все это помещают в желудок животного, который затем зашивают.
Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. Огонь раскаляет землю, а потом в еще не остывшую золу чабаны закапывают бараний желудок со всем его содержимым. Иногда сверху еще и разводят костер.
Мясо медленно печется при невысокой температуре, пропитываясь специями и солью. В зависимости от времени года и других обстоятельств (погода, возраст животного, наличие костра сверху) кюр готовится от 10 до 24 часов.
Обрядовая кремация у славян
Как хоронили славяне до принятия христианства? Часто практиковалась кремация. Она проводилась на закате, чтобы душа следовала вслед за солнцем. Хорошей приметой считалось, если дым поднимался к небу. Славяне полагали, что в этом случае за душой умершего спустился Сварог.
Часто кремировали на лодке, которая, по поверью, должна была переплыть через реку, чтобы оказаться в загробном мире. В лодку складывали ценные для покойного вещи, обереги и амулеты, запас пищи. Также туда сажали домашних животных, которые были дороги умершему.
При сожжении на костре усопшего сперва оставляли на несколько дней в доме, уложив на стол. Отражающие поверхности завешивались, чтобы покойный не мог забрать души живых людей. Считалось, что если не закрыть зеркало, скоро в семью опять придет смерть. Несколько дней в доме читались специальные молитвы. После этого тело сжигалось. Пепел развеивался по ветру, а части, оставшиеся целыми, просто разбрасывались по окрестным лесам.
Региональные особенности
Особняком на карте Бурятии стоит Аларский район, на территории которого сохранились древние могильники с каменными надгробиями, не характерными для основной части бурят. Это вертикально стоящие плиты с посмертными пожеланиями и годами жизни. Надписи сделаны на старомонгольском, тибетском и русском языках. Основная масса захоронений принадлежит Аларскому дацану – оплоту буддизма на западных окраинах Бурятии. Помимо могильных плит у жителей района сохранилась традиция заказывать буддийские молебны после похорон, а также проводить поминки на 49 день после смерти.
Тела покойных на кладбище везли верхом на лошади хозяина. Седло несли рядом, а труп возлагался непосредственно на потник. После похорон седло, сбрую и саму лошадь приносили в жертву посредством сожжения. Телегу покойного разбивали и укладывали в перевернутом виде на могилу.
Православие не получило широкого распространения на этих землях, поэтому немногочисленные погосты с крестами и плитами из чугуна можно встретить преимущественно в Бичурском районе. Самое большое кладбище находится близ села Дабатуй и датируется концом XIX – началом XX века.
С развитием техники и продвижением цивилизации в Прибайкалье, большую часть похорон стали проводить привычным для европейцев способом – гробом в землю. Православие постепенно вытесняет коренные верования и все больше бурят посещают кладбища на Пасху или Родительское.
Тем не менее исконные традиции по-прежнему сохраняются в отдельных селениях. Например, ритуал погребения младенцев на ветвях или кремация. Последнюю чаще всего выбирают пожилые буряты, почитающие древние заповеди. Так жители Ольхонского района называют сожжение термином «сэлмэг», что дословно означает чистый. Они верят, что очищение огнем открывает самый короткий путь в страну предков.
Подготовка к ритуалу перехода в иной мир
Современники предпочитают обходить тему смерти стороной, не говорить о ней, чтобы не накликать преждевременно. Хранить дома предметы, связанные с погребальными ритуалами, тоже считается нежелательным.
Во всяком случае, для здоровых молодых мужчин и женщин. Да и незачем это делать: в городе все необходимое можно купить в любой похоронной службе.
Старикам по обычаю позволено иметь под рукой необходимое: одежду, покрывало, рушники, свечи. А вот у предков готовиться к смерти и похоронам было принято заранее.
Обычаи подготовки в прошлом
Если в семье имелся престарелый или больной родственник, гроб для него делали заранее и хранили на чердаке в доме. Внутрь гроба насыпали зерно: хранить гроб пустым считалось дурной приметой. В день погребения зерно отдавали птицам.
Умирающий старался делать добрые дела незадолго до смерти: раздавал долги и милостыню, прощал обиды. Почувствовав приближение кончины, умирающий ложился на лавку или на пол под образа, а дети умирающего разбирали угол крыши, чтобы дать душе покойника выйти.
Православные каноны
Христианская религия заботится о душе умирающего. Поэтому его душу начинают готовить к загробному существованию еще до перехода.
- Пока умирающий жив, приглашают православного священника для ритуала соборования. Таинство проходит в присутствии близких. Они держат зажженные свечи, пока священник читает молитвы.
- Если умирающий в сознании, необходимо попросить у него прощения за обиды и получить такое прощение от него.
- После соборования умирающего исповедуют и обязательно причащают.
- В момент смерти читают канон. Делает это либо священник, либо, если его нет рядом, любой из близких умирающего. Если душа умирающего отошла, пока читали канон, его завершают читать так называемым заупокойным припевом. Тексты канонов, которые надо читать, есть в молитвослове.
Бывает, что умирающий долго страдает, но душа не желает покинуть тело. В этом случае умирающему читают один особый канон, «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».
Существует ли такой обряд в наше время
На территории большинства цивилизованных стран метод воздушного погребения запрещен. Похороны через подвешивания человека может считаться глумлением над покойным, нарушением закона. Христианская церковь негативно отзывается о языческом обряде. Экологические организации считают, что подвешивание тела отрицательно сказывается на окружающей среде, выступают против погребения древним методом.
Официально способ воздушного захоронения разрешен только на Тибете. Закон, поддерживающий древний обряд прощания с телом, был введен в 1974 г по причине многочисленных прошений буддистских монахов.
Видоизмененный, окультуренный обряд в виде сжигания тела, развеивания праха разрешен в большинстве стран мира. Если есть желание поддержать языческие традиции воздушного погребения, лучше отдавать предпочтение кремации, признанной, по мнению восточных практиков, наиболее приемлемым для души способом покинуть тело.
Статья проверена редакцией сайта
Традиции похорон в православии
Земная жизнь в христианстве рассматривается как подготовление к воскресению и вечной жизни, поэтому православные традиции, касающиеся похорон, включают обряды, которые призваны помочь душе умершего человека перейти в обитель Бога.
Канонические этапы проводов в последний путь в странах, где проживают преимущественно православные христиане, включают:
- Омовение тела усопшего, облачение его в чистую одежду и уложение в гроб. Незамужних девушек одевают в свадебный наряд, женщин — в закрытое платье и платок, мужчин — в рубашку и костюм.
- Глаза покойного должны быть закрыты, а в руки вложен крест или икона.
- До выноса тела над усопшим читают заупокойные молитвы, это может делать священнослужитель или любой человек, знающий тексты таких тропарей.
- Все зеркальные поверхности в доме завешивают тканью, часы останавливают.
- В день похорон покойника отпевают в церкви. Христианская религия не позволяет отпевать людей, совершивших самоубийство, разрешение на их погребение по православным канонам может дать только архиерей.
- При погребении священнослужитель окропляет крышку закрытого гроба елеем, затем гроб опускают в могилу, и священник, а за ним все прощающиеся, бросают на гроб по горсти земли.
- Над могильным холмиком устанавливается крест.
- В день погребения, а также на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти проводятся поминки ― обед, на который приглашают всех, кто знал почившего.
Во многих европейских странах, в том числе в России, похороны по традиции принято проводить на третий день после смерти: считается, что душа человека полностью покидает тело и обретает покой на небесах только через три дня. Несмотря на общую религию, похоронные церемонии в каждой православной стране имеют некоторые отличия.
Похороны в Германии
Так, похоронные традиции в Германии предполагают кремирование или предание тела земле через 2-3 недели после смерти, все это время усопший находится в морге. Поэтому на поминках у немцев особо траурного настроения у родственников покойного не увидишь, так как за несколько недель боль утраты стихает.
Цыганские похоронные обряды
Похороны у цыган сочетают традиции христианства и ислама. Представители этой нации верят в реинкарнацию, поэтому для успешного перерождения цыганские обычаи требуют проведения особого ритуала: к устам усопшего подносят птичку, а затем отпускают ее. Оформление похорон у цыган очень яркое, на покойника надевают парадный костюм с множеством украшений, а погребение проводит специально обученный церемониймейстер.
Осетинские традиции
В Осетии жена должна опустить в могилу усопшего супруга прядь волос, а после закрытия могилы неподалеку от нее разводили костер, дабы его пламя согрело душу новопреставленного. Современные могилы и гробы в осетинские похоронные традиции вошли только в середине прошлого столетия, до этого покойников хоронили в каменных гробницах-склепах. У осетин существуют особые правила, каким образом следует выражать и принимать соболезнования, и любой прохожий обязан остановиться у ворот дома, где умер человек, и прочитать за усопшего поминальную молитву.
Похоронные традиции в Грузии
Похороны в Грузии традиционно проводят на седьмой день, поэтому спросом здесь пользуются услуги бальзамировщиков. Гроб с телом устанавливают на высокий постамент, рядом, на ритуальном столике, ставится светильник или свеча, стакан с вином и тарелка с зерном. На период прощания с покойным практикуется приглашение профессиональных плакальщиц. Хоронят в Грузии в большинстве случаев на кладбищах, захоронение в семейных усыпальницах уже не принято.
Армянские традиции
На армянских похоронах, согласно традициям, перед выносом тела гроб трижды оборачивают против часовой стрелки и трижды ударяют им о входную дверь. Среди охранных ритуалов, призванных прогнать злую силу из дома и не дать ей забрать кого-то из членов семьи покойного, сохранился обычай связывать покойнику руки, их развязывают только перед закрытием крышки гроба на кладбище.
Абхазия
Большинство абхазцев, несмотря на официальную принадлежность к христианской религии, исповедуют так называемый строгий монотеизм, поэтому традиции похорон в Абхазии отличаются от российских. В доме, где есть покойник, настежь открываются двери и начинается паломничество прощающихся. Перед выносом тела старший в роду мужчина произносит прощальную речь, восхваляющую достоинства умершего. Захоронение происходит во дворе дома или на общественном кладбище.
Традиции предков
Коренное население Бурятии еще помнит времена, когда к похоронам относились намного проще. Копать могилы и ставить памятники было не принято. С одной стороны такой подход диктовали суровые природные условия, с другой – религиозные убеждения. Практиковалось несколько вариантов похорон:
- Земля считалась священной, и чтобы не осквернять ее мертвым телом, усопшего просто оставляли на замерзшем грунте. Сверху труп прикрывали валежником, как в Окинском районе, или сооружали каменную кладку (Тункинский район). Особо почитаемых людей хоронили в мунханах – срубах из бревен, возводимых над телом умершего. Наземный вид погребения практиковался в Прибайкалье вплоть до XIX века.
- Воздушное погребение использовалось для шаманов. Гробы с их телами уносили в священные горы, где устанавливали на ветви деревьев или специально вбитые в землю столбы, называемые арангасами.
- Погребение в землю в условиях вечной мерзлоты было делом нелегким, поэтому прибегали к нему в исключительных случаях: на похоронах богатых особ или преступников и самоубийц. В первом случае на тот свет нужно было отправить много погребального инвентаря и защитить могилу от разграбления. Что касается душ нечестивых людей, то их прятали под землю из страха.
Еще одной древней традицией является кремация трупа. Сегодня ее проводят цивилизованным образом, в специально оборудованных крематориях. Но еще сто лет назад трупы старейшин общины, буддийских лам и шаманов хоронили на кострах, старательно обкладывая тела большими бревнами. Место сожжения, как и дальнейшая судьба пепла, избиралась усопшим еще при жизни. Прах могли оставить на месте или, собрав в мешочек, подвесить на ветвях указанного дерева.