Традиционные еврейские блюда
Еврейская кухня ― одна из строго регламентированных религиозными обычаями. Из-за необходимости придерживаться обусловленных требованиями Торы традиций даже краткий список продуктов, запрещенных евреям, довольно широк. Тем не менее, в еврейском меню преобладают блюда, которые отличаются прекрасным вкусом и высокой биологической ценностью, в их состав входят легко усваиваемые и полезные для организма вещества.
ТОП-10 самых популярных еврейских блюд:
- Фаршированная рыба. Это национальное еврейское блюдо занимает почетное место на столе в любой праздник, а на Рош-А-Шона его готовят обязательно.
- Форшмак (в переводе с иврита – «предвкушение»). Паштет, приготовленный из селедки, отварного картофеля, сваренных вкрутую яиц и лука.
- Пастрома. Говядина со специями и приправами, запеченная в духовке большим куском. Подается в холодном виде.
- Хала. Праздничный хлеб из сдобного дрожжевого теста.
- Маца. Тонкая пресная лепешка, которую едят на Пасху вместо хлеба.
- Паштида. Особый вид заливного пирога с начинкой из мяса, колбасы, рыбы или овощей.
- Чолнт (хамин). Древнее еврейское блюдо, мясное рагу из бобов или фасоли. Хамин готовят в пятницу, чтобы есть в субботу, когда по требованиям Шаббата готовить пищу нельзя.
- Фалафель. Закуска в виде жареных во фритюре шариков из перемолотого нута или фасоли.
- Кугель. Запеканка из тертого картофеля, риса или лапши с мясом или шкварками.
- Цимес. Десертное блюдо, приготовленное из жареной моркови, чернослива, кураги, изюма, меда и корицы.
Арест
18 февраля 1943 года министр пропаганды Йозеф Геббельс записал в своём дневнике: «Евреи в Берлине будут изгнаны раз и навсегда. Они должны быть доставлены в центры сбора и депортированы, партия за партией, день за днем. Я поставил перед собой цель сделать Берлин полностью свободным от евреев самое позднее к середине или концу марта». Это должно было стать подарком от Геббельса Гитлеру к 54-летию фюрера.
Ранним утром 27 февраля 1943 сотни агентов гестапо, полицейских и эсэсовцев начали массовые аресты. Евреев похищали с фабрик, из дома и хватали на улицах: с 1941 все евреи в Германии были обязаны носить на груди опознавательный знак — жёлтую звезду Давида. Без каких-либо объяснений людей загоняли в поджидавшие их грузовики, не давая забрать зимние пальто и еду. Солдаты хлопали в ладоши и кричали «Быстро, быстро!», подгоняя людей прикладами ружей.
Две тысячи евреев — большинство из них были супругами немок — заключили в бывший центр социального обеспечения евреев на Розенштрассе, 2–4.
Предыстория
В 1935 году в нацистской Германии вступили в силу Нюрнбергские законы. «Закон об охране германской крови и германской чести» наложил запрет на браки и внебрачные сексуальные связи между немцами и евреями. На принудительное расторжение уже существующих союзов власти не решились: нацистская идеология горячо поддерживала «святость брака».
Несмотря на то что все «смешанные браки» первоначально считались равными по статусу, в 1938 году власти ввели две категории для таких союзов: «привилегированные» и «непривилегированные». «Привилегированными» считались браки, в которых муж был этническим немцем, а жена еврейкой или где дети «арийки» и еврея воспитывались в христианской вере. «Непривилегированный» брак определялся как союз еврея и немки, где у пары либо не было детей, либо вся семья исповедовала иудаизм. Больше двух третей «смешанных» семей состояли из «ариек» и евреев, и позже мужчины из «непривилегированных» браков подвергались массовым арестам.
Хотя гестапо пыталось давить и на немцев, и на немок, убеждая бросить мужа или жену, именно женщины больше всего подвергались остракизму: их называли «предательницами народа», «еврейскими шлюхами», «осквернительницами расы», в них тыкали пальцем, плевали под ноги, от них отворачивались родственники, друзья и соседи. Власти твердили, что развод спасёт не только женщин, но и их детей и обеспечит им нормальную жизнь. Если смешанная пара расходилась или партнёр-немец умирал, партнёра-еврея сразу же отправляли в концентрационный лагерь.
К декабрю 1942 в Третьем рейхе и его чешском протекторате насчитывалось около 30 000 «смешанных» браков.
Освобождение
Главное управление безопасности Рейха настаивало на депортации всех евреев с Розенштрассе, несмотря на протесты. На этот план наложил вето сам Геббельс. Он утверждал, что демонстрация была выражением семейной верности, которую очень поощряла нацистская пропаганда. 6 марта он написал в дневнике:
Геббельс осознавал, что в последние недели Германия потерпела огромные военные поражения. В битве за Сталинград 500 000 солдат. Берлин постоянно бомбили. Новость о расстреле сотен безоружных немок в центре столицы ещё больше подорвала бы моральный дух военных и тыла и поставила бы крест на единстве интересов «высшей расы».
Нацистские власти были вынуждены уступить. В тот же день гестапо начало немедленно освобождать заключённых на Розенштрассе. Люди получили разрешение на работу и продовольственные карточки, а с лета 1943 года им не нужно было носить жёлтую звезду. Инцидент был охарактеризован властями как «недоразумение».
Отец Рут Гросс появился дома ранним утром 6 марта. Рут описывала его так: «Совершенно измученный, тощий, небритый, усталый, с затуманенными глазами, но со справкой об освобождении».
6 марта Шарлотта была на работе, когда в лавку зашёл человек и передал ей записку. В ней было сказано, что Юлиуса завтра освободят. Когда на следующий день мужчина вышел из центра депортации, охранник бросил ему напоследок: «Еврейская свинья, мы скоро вернём тебя сюда». «Муж выглядел не очень ухоженным, — говорила Шарлотта, — но был выбрит. Он засмеялся: „Иначе я был бы похож на еврея“». Жена исполнила первое желание Юлиуса: ванна, а потом кофе с пирожным в постель. С тех пор она никогда не оставляла его одного.
8 марта освободили Руди Хольцера. «Он выглядел как грабитель — грязный и с такой тёмной бородой, что она была синей», — вспоминала Эльза. Мужчина сохранил записку от жены: «Дорогой Руди, всего наилучшего. Я люблю тебя вечно, твоя Эльза». Руди умер в 1954 году. Они прожили вместе 25 лет.
Двадцать пять мужчин с Розенштрассе ещё до окончания протестов были депортированы в Освенцим. Один из них, Феликс Вайс, еврейский музыкант, рассказывал, что на вопрос, куда их везут, ему ответили: «Вы едете в место, где больше никогда не увидите своих жён!» Но по приказу Геббельса евреев вернули в Берлин, правда, не сразу позволили вернуться домой. Мужчин обвинили в государственной измене, шпионаже и других подобных преступлениях и отправили в трудовой лагерь Grossbeeren на окраине Берлина. Тем не менее практически все заключённые с Розенштрассе пережили войну.
Центр депортации на Розенштрассе во время бомбардировки в конце войны. В марте 1999 года перед отелем «Плаза», находящимся недалеко от этого места, установили красный рекламный столб — такой же, за которым в 1943 пряталась Рут Гросс. На столбе можно найти архивные фотографии и документы, описывающие протест.
А 18 октября 1995 года был открыт мемориал Block der frauen («Блок женщин»), посвящённый событиям на Розенштрассе. Надписи на нём гласят: «Женщины стояли здесь, побеждая смерть», «Сила гражданского неповиновения, сила любви побеждает насилие диктатуры», «Верните нам наших мужей». Это первый и единственный протест немцев против депортации евреев, против антисемитской политики нацистов. И его инициаторками стали женщины. Их бесстрашие, сила и страсть спасли две тысячи жизней.
Обложка: кадр из фильма «Розенштрассе», 2003
חג («хаг» — праздник)
יום הולדת («йом hулэдэт» — день рождения)
חג שמח «хаг самэах!» — второе по популярности пожелание, которое переводится как «счастливого праздника».
Пример поздравления: מזל טוב! יום הולדת שמח! הרבה אושר ובריאות! עד מאה ועשרים («мазаль тов! йом hулэдэт самэах! hарбэ ошэр вэбриют! ад мэа вэ эсрим» — Поздравляю! Веселого дня рождения! Много счастья и здоровья! До 120!)
Песни, которые поют в день рождения:
ראש השנה («рош hашана» — Новый Год)
שנה («шана» — год)
שנה טובה («шана това» — с новым годом/хорошего года)
В Израиле привычный для нас Новый Год празднуют только выходцы из стран СССР. У евреев есть свой новый год — рош hашана, его празднуют не в декабре, а в сентябре или октябре (зависит от еврейского лунно-солнечного календаря).
פסח «Песах»
פסח שמח («Песах самэах!» — с праздником Песах/счастливой пасхи)
Пэсах — это еврейская пасха. Основная особенность этого праздника — нельзя есть и даже хранить дома хлеб, вместо него евреи едят мацу.
שמחה רבה שמחה רבה אביב הגיע פסח בא («симха раба симха раба, авив эгиа Пэсах ба» — большое счастье, большое веселье, пришла весна, пришел Пэсах).
https://youtube.com/watch?v=8l5e2w2BX5s
Истории «смешанных» семей
Американский историк Натан Штольцфус, профессор Университета штата Флорида, в 1980‑х нашёл несколько десятков участников тех событий и взял у них интервью. Позже на основе этих разговоров, а также анализа документов того времени, Штольцфус написал «Сопротивление сердца: смешанные браки и протест на Розенштрассе в нацистской Германии», которая вышла в 1996 году. Также Натан Штольцфус совместно с учёным, исследователем Холокоста и преподавателем Университета Иешивы Мордекаем Палдиэлем организовали Фонд Розенштрассе, на сайте которого опубликованы истории «смешанных» семей.
Информацию о демонстрации также собирал немецкий философ, сценарист и монтажёр Герхард Шумм. Он был одним из основателей временной выставки, посвящённой этой теме, а позже создал сайт, где можно найти архивные дневники, газетные статьи, фотографии и интервью.
Кадр из фильма «Розенштрассе», 2003
Благодаря этим свидетельствам можно узнать, через что пришлось пройти парам в «смешанных» браках и что чувствовали женщины, когда их мужей, отцов и братьев заключили в центр на Розенштрассе.
Шарлотта Фройденталь и Юлиус Исраэль
Шарлотта Фройденталь и её муж Юлиус Исраэль познакомились на работе. Они оба трудились портными. Пара обручилась в 1933 году, семья Шарлотты не одобряла её брак с евреем. Муж сестры Шарлотты был офицером СС, а один из братьев — членом нацистской партии.
Эльза Клозе и Руди Хольцер
Эльза Клозе родилась в 1904 году. Её отец был очень авторитарен, вспыльчив и неуравновешен, а мать подчинялась мужу во всём. Однажды Эльза с сестрой Ингрид попали на бал берлинских печатников. Там девушка познакомилась с Руди Хольцером, католическим евреем из Австрии. Руди сразу понравилась девушка, а Эльза боялась начинать отношения, так как не хотела повторять судьбы своей матери. Но Руди — спокойной и уравновешенный — был совсем не таким, как отец Эльзы. Как-то девушка узнала от матери, что евреи «милые и вежливые», и именно эти качества Руди натолкнули Эльзу на мысли о еврейском происхождении мужчины. Он подтвердил её догадки, но тогда семью Эльзы это не смутило, и пара поженилась в 1929 году.
Берта Гросс и Авраам Писарек
Немка Берта Гросс и еврей Авраам Писарек поженились в 1928 году. У них родилось двое детей: мальчик Георг и девочка Рут. Берта назвала дочь в честь библейской праведницы Руфи: «Моя мать, конечно, любила моего отца, она также любила Руфь и слова, которые та сказала своей свекрови-еврейке Ноемини: „Куда ты пойдёшь, туда пойду я тоже…“ Вот почему она назвала меня Руфь, и много раз рассказывала мне эту историю, когда я была ребёнком».
Все они — Шарлотта, Эльза, Берта, Рут и ещё сотни женщин — этнических немок встретятся на Розенштрассе, чтобы противостоять одному из самых тоталитарных государств в истории.
Помощь и льготы для репатрианта в Израиле
Помимо получения гражданства в аэропорту в день прилета в Израиль, репатриант имеет право на:
— компенсацию стоимости перелета в Израиль всем членам семьи, переезжающим на ПМЖ, включая оплату удвоенной нормы багажа (2 единицы багажа по 23 кг + 8 кг ручной клади на каждого члена семьи);
— бесплатное такси из аэропорта до места проживания в Израиле;
— бесплатный трансфер до аэропорта в России, включая оплату дороги до Москвы или СПб и проживание в гостинице для иногородних;
— корзина абсорбции (денежное пособие )в первые 6 месяцев жизни в Израиле для семей и одиночек;
— бесплатные курсы иврита;
-90%-ная скидка на муниципальный жилищный налог (арнону) в первый либо второй год проживания в Израиле;
-льготы и помощь в получении дополнительного образования;
-скидки при покупке автомобиля и жилья;
-подтверждение водительских прав без сдачи экзамены (при стаже вождения от 5 лет на момент репатриации) и многое другое.
Когда и как репатриант получает даркон (израильский загранпаспорт)
В аэропорту по прибытии репатрианты получают временное удостоверение личности (теудат зеут), которое в дальнейшем могут обменять на биометрическое в МВД
Этот документ является основным личным документом, своего рода аналогом внутреннего российского паспорта. В отличие от паспорта гражданина РФ, номер теудат зеута остается постоянным на протяжении всей жизни гражданина Израиля и не меняется при замене самого документа.
Для выезда за рубеж гражданин Израиля использует даркон («паспорт» на иврите), являющийся, по сути, загранпаспортом. Израильский паспорт позволяет посещать без визы порядка 150 государств, включая страны Евросоюза. Ранее для получения даркона нужно было год прожить в Израиле безвыездно.В июле 2017 года вышел новый закон, согласно которому паспорт можно получить спустя 3 месяца после репатриации (но есть опции и сократить ожидание до 2 недель).
Можно ли репатриироваться, получить гражданство и потом уехать из Израиля
Уехать можно в тот же день, как прилетите и получите гражданство. Удерживать в стране, отнимать гражданство или требовать вернуть денежные выплаты никто не будет. Однако для тех, кто планирует в будущем переехать на ПМЖ в Израиль, отъезд в первый год после репатриации влечет ряд сложностей по возвращении. Если есть возможность, отъезда на длительное время в первый год после репатриации лучше избегать.
Как репатриироваться в Израиль
-
Собрать документы, подтверждающие право на репатриацию. Вы можете делать это самостоятельно, а можете обратиться в Сохнут (бесплатно) или частное агентство (платно), где вам объяснят, какие именно документы
подойдут для репатриации.
- Записаться на консульскую проверку, успешно ее пройти и получить визу на ПМЖ.
- После получения визы обратиться в ближайшее отделение Сохнут для согласования даты вылета и получения компенсации перелета, а также помощи с выбором города проживания и программ абсорбции.
- В течение шести месяцев после получения визы въехать в Израиль.
Последний пункт особенно важен. Как только вы получите визу на ПМЖ, нужно будет в течение полугода въехать в Израиль всей семьей для получения гражданства. Если этого не сделать, нужно будет снова проходить проверку, при этом есть вероятность отказа в выдаче повторной визы.
Преимущества и недостатки брака с гражданином Израиля
Мужчины в этой стране привыкли заботиться о себе. Они всегда хорошо одеты, причесаны и следят за своей фигурой. Здесь никто не скажет, что место женщины на кухне, а мужчины – перед телевизором. Напротив, местные парни всегда сами готовы выполнить все домашние дела. Они без проблем берут на себя все хлопоты и заботу о детях. Это несомненное преимущество.
Но в браке с евреем есть и минусы. Если вы имеете другую национальность, то родственники второй половинки могут выступить против заключения брачного союза. Еще здесь немного разный подход к ведению домашнего бюджета. Это в России считается нормальным, когда мужчина приносит все деньги в семью. В Израиле муж будет ожидать от жены вклада в экономическое состояние семьи. Доводы о том, что все что зарабатывает женщина, она может потратить на себя, здесь не принимаются.
В Израиле трудно заключить брак и развестись
Вступить в брак в этой стране не так просто. Здесь царят серьезные религиозные обычаи. Считается, что союзы могут заключаться только в пределах веры. К примеру, христианин может женится только на христианке, а еврей – только на еврейке. Если оба человека атеисты, то им лучше заключить брак за границей.
Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо
Студентка полицейской академии Вьетнама рассказала, как ухаживает за кожей лица
По мнению юристов по семейным делам, заключение брака в Израиле считается одним из самых сложных в мире. Здесь есть сразу два суда: религиозный и гражданский. В случае развода нередко между этими инстанциями происходят разногласия. Также могут возникнуть трудности, связанные с опекой над детьми и разделом имущества. Только здесь официально узаконена такая форма, как «совместное проживание без брака».
ברכה («браха» — пожелание)
Универсальные:
מזל טוב «мазаль тов!» — самое простое и распространенное в Израиле пожелание. Его можно услышать абсолютно на любом празднике, и это не удивительно, т.к оно является эквивалентом русского: «поздравляю!/желаю счастья!».
אני מאחל («ани мэахэль» — я желаю (м.р)
אני מאחלת («ани мэахэлет» — я желаю (ж.р.)
אני מאחל לך («ани мэахэль лэха» — я желаю тебе) — мужчина желает другому мужчине
אני מאחל לך («ани мэахэль лах» — я желаю тебе) — мужчина желает женщине
אני מאחלת לך («ани мэахэлет лэха» — я желаю тебе) — женщина желает мужчине
אני מאחלת לך («ани мэахэлет лах» — я желаю тебе) — женщина желает женщине
הרבה («hарбэ» — много)
Счастье, удача любовь
אושר («ошэр» — счастье/блаженство)
הצלחה («ацлаха» — успех)
מזל («мазаль» — удача)
אהבה («аhава» — любовь)
שמחה («смэха» — радость/веселье)
Приведем пример — мужчина желает женщине: אני מאחל לך הרבה אושר מזל והצלחה («ани мэахэль лах hарбэ ошэр, мазаль вэhацлаха» — я желаю тебе много счастья, удачи и успехов)
Обратите внимание: слова не склоняются и употребляются в единственном числе
Здоровье
בריאות («бриют» — здоровье)
עד מאה ועשרים («ад мэа вээсрим!» — прожить до 120 лет!)
תרגיש טוב («таргиш тов» — выздоравливай/чувствуй себя хорошо) — при обращении к мужчине
תרגישי טוב («таргиши тов» — выздоравливай/чувствуй себя хорошо) — при обращении к женщине
Хроника протеста
К вечеру 27 февраля слух о том, что евреи из «смешанных» браков находятся на Розенштрассе распространился по городу. Брат Рут Гросс Георг поехал на фабрику, где Авраам трудился кочегаром на принудительных работах. Двери фабрики были закрыты. Отец подруги Рут передал семье, что мужчины из «смешанных» браков могут находиться на Розенштрассе, 2–4. Берта с 13-летним Георгом и 11-летней Рут поспешили туда. «Перед дверью стоял человек в штатском, по-видимому, охранник, который не позволил нам войти, но позже в тот же вечер мы смогли уговорить его передать бутерброды Аврааму Писареку», — вспоминала Рут Гросс
На следующий день девочка заметила в окне дома отца — мужчина осторожно махал запиской, которую они положили к бутербродам
Кадр из фильма «Розенштрассе», 2003
Юлиус Исраэль, как и другие евреи в «смешанных» браках, был заключён в здании еврейской общины. В полицейском участке Шарлотте сказали: «Иди на Розенштрассе». Девушка взяла с собой 13-летнего брата. По словам Шарлотты, они издалека услышали крики. «Уже давно стемнело, — вспоминала Шарлотта, — потом я увидела много людей. Большинство были женщинами. Эсэсовцы стояли перед зданием, расставив ноги. Конечно, никого не пустили. Они сказали, что мы должны идти домой. Но мы с женщинами договорились, что вернёмся сюда завтра».
О том, что Руди увезли нацисты, Эльза Хольцер узнала от своего начальника. Он дал ей отгул для участия в акции протеста, и утром 28 февраля девушка отправилась к центру депортации. Эльза рассказывала: «Я думала, что буду там одна. Но эта короткая улочка была чёрной от количества людей. Они были подобны волне и раскачивались как единое тело». Так же, как и семья Рут, девушка попросила охранника передать мужу бутерброд и записку и была счастлива, ведь Руди будет знать, что она рядом.
Шарлотте Исраэль пришлось прибегнуть к хитрости, чтобы узнать, действительно ли ее муж находится в здании: «Я попросила у охранника продовольственную карточку Юлиуса. Он очень тонко написал на ней: „Я в порядке!“».
Толпа на Розенштрассе становилась всё больше. Раздались выкрики: «Мы хотим, чтобы наши мужья вернулись!» и «Отпустите наших мужей!»
Один из сотрудников гестапо гордо сказал заключённому: «Твои родственники там протестуют за тебя. Вот она, немецкая верность!»
Такой протест был неслыханным в Третьем рейхе, где с мая 1933 были запрещены все демонстрации, организованные не нацистами.
1 марта Третий рейх отмечал годовщину создания Люфтваффе — военно-воздушных сил нацистской Германии. В честь этого праздника британские ВВС ночью с 1 на 2 марта бомбили Берлин. Протесты прекратились, но ненадолго. Шарлотта Исраэль позже говорила: «Я всегда так боялась воздушных налётов. Но в ту ночь я подумала: так им и надо! Я был так взбешена. <…> Но потом я вспомнила о своём муже, который был заперт на Розенштрассе. Я знала, что он не сможет покинуть здание». Центр депортации остался невредим.
2 марта протест на Розенштрассе достиг апогея. В тот день солдаты наставили пулемёты на безоружных женщин и приказали: «Уходите сейчас же, или мы будем стрелять». Шарлотта Исраэль вспоминала: «А мы только громче кричали: „Вы, убийцы! Вы трусы!“ Я думала о том, что будет, если нас расстреляют. Мой муж. Теперь мне его никак не спасти. Теперь всё кончено». Несколько женщин убежали, Шарлотта также велела своему брату идти домой. Но вдруг случилось неожиданное: эсэсовцы разрядили автоматы. Стало очень тихо. «В тот день было так холодно, что слёзы замёрзли у меня на лице. Мой брат сказал моей матери: „Шарлотта, должно быть, уже мертва“», — делилась позже женщина.
Берта Писарек с детьми были на Розенштрассе каждый день: «Когда бы мы ни пришли, мы встречали женщин, поодиночке или группами», — рассказывала Рут Гросс. У девочки было даже любимое место — большой рекламный столб. Оттуда было хорошо видно окно, в котором иногда появлялся папа. Когда же полицейские разгоняли протестующих, за столбом можно было быстро спрятаться.
Немецкая журналистка Рут Андреас-Фридрих вела дневник и записала про события тех дней: «Женщины звали своих мужчин, кричали своим мужчинам, оплакивали своих мужчин. Стояли как стена. Час за часом. День и ночь».
Религиозные традиции
Практически все национальные обычаи и традиции у евреев так или иначе связаны с религией, которая регламентирует все сферы их жизни. Даже календарей у этого народа два: в повседневной жизни используется общепринятый юлианский, а религиозное летоисчисление ведется от даты сотворения мира (то есть в настоящий момент идет уже 5778 год). В календаре евреев отмечены праздничные и траурные даты, которые связаны со знаменательными событиями в жизни народа, описанными в священных книгах.
Самым значительным из праздников считается Новый год (Рош-А-Шона). Его отмечают в новолуние месяца тишрей (по юлианскому календарю это сентябрь-октябрь месяц). Середина осени считается временем, подходящим для осмысления уходящего года, оценки совершенных дел и раскаяния в неблаговидных поступках. На стол подают символические блюда:
- рыбьи головы как пожелание руководствоваться в своих действиях умом, а не эмоциями;
- овощи и фрукты, чтобы следующий год был щедрым;
- яблоки с медом, чтобы год был сладким;
- гранат, зерна которого символизируют многочисленные добрые события в жизни.
Кроме Рош-А-Шона, к традиционным еврейским праздникам относятся:
- Пейсах ― семидневный праздник в честь Исхода израильтян из Египта.
- Иом-Кипур ― день поста, покаяния и молитв об отпущении грехов.
- Суккот ― семидневный праздник, напоминание о сорокалетних скитаниях народа в пустыне. Для Суккота сооружается специальный шалаш, и все трапезы совершаются вне дома.
- Пурим ― праздник в память о спасении иудеев в V столетии до Р.Х от истребления.
- Рош Ходеш ― отмечается в первый день лунного месяца.
- Ташлих ― религиозный очистительный обряд, который проводится в первый день Рош а-Шана. Еврейские семьи приходят на берега водоемов и совершают молитву о прощении грехов. Затем выворачивают карманы, отряхивают полы одежды, символически сбрасывая с себя прошлые грехи, и бросают в воду крошки хлеба для рыб.
Еврейские праздники обычно начинаются вечером, когда, согласно Торе, зарождается новый день. Галаха (еврейский закон) во время праздника запрещает выполнять любую работу, исключение составляет приготовление пищи. Праздничный день должен проводиться исключительно в отдыхе и молитвах, которые рекомендуется читать в общине, насчитывающей не меньше 10 взрослых мужчин. Считается, что молитва ― это коллективное служение Всевышнему.
Отличительной особенностью еврейских религиозных праздников является их массовость, Перед Всевышним все равны, поэтому в праздничном действе принимают участие и взрослые, и дети. Проведение праздничной трапезы начинается с обязательных ритуалов благословения на вино и хлеб, омовения рук, и только после этого иудеи садятся за стол.
Еврейские бабушки
Когда Мила познакомилась с Сергеем, он назвал себя «приличным мальчиком из еврейской семьи». И тут он не соврал. У него много родственников, но особый интерес вызывает поведение его бабушек. Они активно используют современные средства коммуникации, такие как Facebook, для того чтобы сообщить своему внуку последние мировые новости или поделиться с ним рецептами. Складывается впечатление, что все чего они хотят – это чтобы он оставался дома и хорошо ел.
Сергей также рассказывал, что его бабушки имеют навыки хорошо обученных еврейских шпионов. Они тщательно изучили социальные сети его избранницы, сделали соответствующие выводы и дали рекомендации. Поэтому перед встречей с ними Мила очень волновалась. На деле же бабушки показались ей вполне милыми женщинами, общаться с которыми было очень интересно.
Деньги как свадебный подарок
Самый тяжелый вопрос, который следует решить прежде чем отправиться на свадьбу в Израиле, – сколько денег подарить молодым. Существуют даже специальные онлайн-калькуляторы, которые по нескольким параметрам определяют оптимальную сумму.
Традиционно, если семья делает денежный подарок молодым, то она надеется потом получить обратно большую сумму. Свадебные подарки обычно компенсируют расходы на свадьбу или даже перевешивают их. В результате у молодой семьи появляется первоначальный капитал. Еще одна местная особенность: чтобы сэкономить на свадьбе, многие назначают ее на будний день. Так можно меньше заплатить за аренду ресторана или номера в отеле.
«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой
Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Русские традиции, которые удивляют евреев
Во время визитов в Россию часто возникают довольно забавные казусы, связанные с незнанием традиций иностранцами. К примеру, когда Мила с мужем навещали ее родителей перед отъездом, родственники попросили их присесть «на дорожку». Для Сергея, супруга Милы, такая просьба стала настоящим удивлением. Он не знал, как долго ему нужно пребывать в таком положении и сидел до тех пор, пока ему не сказали встать.
Как-то, молодые люди взяли у своих друзей машину. Когда Сергей пришел вернуть хозяевам ключи, он попал в неловкую ситуацию. Хозяйка транспортного средства отказалась брать ключи через порог и попросила его войти в дом. Молодой человек снова не понял, что произошло.
Другой подход к красоте
Пока Мила жила в России, нанесение макияжа было для нее ежедневной заботой. Уже в 16 лет она умела мастерски рисовать стрелки. Теперь, когда она живет в Израиле, макияж она делает только по большим праздникам. Она редко подводит глаза, поскольку из-за жары подводка может расплыться. Изменился и маникюр девушки. Если раньше она позволяла себе интересный дизайн, с блеском и рисунками, то теперь все сходится к нейтральным пастельным тонам.
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода
Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями
А вот в том, что касается здоровья многое изменилось. Мила регулярно проходит курс массажа. Также она делает различные процедуры для красоты и здоровья кожи. Здесь больше ценят натуральность и естественность.
Стоит ли репатриироваться в Израиль
Высокий по сравнению с Россией и странам бывшего СССР уровень жизни, Средиземное, Красное и Мертвое море, отсутствие мрачной и слякотной европейской зимы, знаменитые на весь мир достопримечательности, великолепная природа, вкусная и полезная еда, огромное количество «плюшек» для репатриантов в первые годы жизни в Стране, возможность безвизового въезда в Европу — казалось бы, какие могут быть сомнения? Однако идеальных стран не существует. Израиль – страна непростая, со своей спецификой. Жизнь в ней тоже может быть непростой, ну или как минимум — не такой безоблачной как в красочных брошюрах Сохнута и рекламных роликах для туристов.
Конечно, невозможно предсказать, какой будет именно ваша репатриация и жизнь в стране. Однако прежде чем принимать решение о переезде и начинать подготовку к консульской проверке, желательно прояснить для себя и членов семьи, зачем же все-таки вы переезжаете. Также спросите себя:
- Готовы ли мы уехать через полгода после получения визы?
- Честно ответить себе на вопрос, «мы хотим жить в Израиле или просто получить гражданство»?
- Востребована ли ваша профессия в Израиле? Готовы ли вы при необходимости освоить новую?
- Как быть с недвижимостью в случае переезда?
- Есть ли у нас финансовая подушка? В каком размере? Есть ли у вас пассивный доход?
- Готовы ли вы к временной потере социального статуса и к снижению уровня жизни?
- Готовы ли учить иврит? Какие языки знаете, кроме родного?
- Есть ли у вас домашние животные? Готовы ли вы к расходам по их перевозке и содержанию в Израиле?
Если у вас есть ответы на большинство этих вопросов и вы чувствуете, что репатриация — правильный и перспективный путь для вас, начинайте сбор документов) Скорее всего, что-то все равно пойдет не по плану, но тем и прекрасен переезд в другую страну: вы сможете начать многое заново и познакомиться с новой версией себя))
Репатриация через гиюр (принятие иудаизма)
Еврейство – единственная в мире национальность, которую можно получить не только по рождению, но и через религию. Приняв иудаизм, человек, не имеющий ни капли еврейской крови, становится евреем в первом поколении. Де-юре как еврей, он имеет право на репатриацию по Закону о Возвращении. Де-факто все не так просто.
На практике есть множество оговорок. В целом, если нет цели действительно жить жизнью религиозного иудея, соблюдая все 613 заповедей Торы, принимать иудаизм только для получения права на гражданство — затея сомнительная и с практически нулевыми шансами на успех. В частности, Раввинатом Израиля «засчитывается» только ортодоксальный гиюр. Его нужно проходить в самом Израиле, что для не-граждан сопряжено с немалыми расходами. Виза туриста дается на 90 дней, прохождение гиюра может занять более года.
Также, если у гера (так называют не-евреев по рождению, принявших иудаизм) есть дети, евреями будут считаться только рожденные после принятия иудаизма (для мужчин – при условии брака с еврейкой по крови или по вере). Дети, родившиеся до гиюра, а также супруг-неевре должны проходить гиюр вместе с вами.
Репатриация вдов и вдовцов без еврейских корней
На сегодняшний день реальные шансы на получение визы есть только у людей, чей покойный супруг являлся галахическим евреем (при условии, что после смерти супруга вдовец или вдова не вступили в брак снова). Номинально имеют право на репатриацию вдовы и вдовцы детей и внуков еврея, но на практике они почти всегда получают отказ в визе либо предложение ехать в Израиль и там подавать прошение о смене статуса. В интернете легко найти адвокатов, предлагающих помощь в получении гражданства таким «отказникам», будь то сопровождение при смене статуса в Израиле или опротестование отказа. Да, отказ в репатриации можно опротестовать, но это адвокаты, деньги, довольно много времени и никаких гарантий в успешном итоге разбирательства.