Как всё начиналось
Одним нестерпимо жарким летним днём (литературоведы установили, что это было 7 июля 1865 года) молодой человек по имени Родион Раскольников боязливо выходит из дому, чтобы не столкнуться с хозяйкой, которая сдаёт ему комнату и которой он давно задолжал, и направляется к процентщице Алёне Ивановне — женщине лет шестидесяти, которая устроила у себя нечто вроде ломбарда. Вот только денег за ценные вещи она даёт несусветно мало, а если уж отдал ей перстень или подвеску — можешь с ними попрощаться.
Раскольников это понимает, но он уже второй день ничего не ел, поэтому, ещё не выкупив кольцо, которое ему подарила сестра Дуня, закладывает часы покойного отца и просит за них четыре рубля, но получает только полтора.
Для сравнения, жалованье наёмных служащих, например приказчиков на железнодорожных станциях, составляло порядка 25 рублей в месяц; аренда комнаты обходилась не менее чем в 20 копеек в сутки, десяток яиц — в 10 копеек. Выходит, отцовские часы обеспечили Раскольникову дай бог если неделю сносного существования. И, конечно, Родион мог даже не мечтать о том, чтобы отдать долги квартирной хозяйке.
Спустя два дня Родион снова придёт к Алёне Ивановне — но уже с топором. И убьёт женщину, желая ограбить, а заодно и отомстить за несправедливость ко всем униженным и оскорблённым (кстати, именно так Достоевский назовёт другой свой роман, который вышел за пять лет до «Преступления и наказания»). Вот только жертвой помутившегося рассудком студента станет не только Алёна Ивановна, но и её несчастная тридцатипятилетняя сестра Лизавета, женщина кроткая, безответная, привыкшая тяжело трудиться и отдавать все деньги старшей родственнице, а ещё — «поминутно беременная»: негодяи не раз брали её силой, понимая, что она не обратится в полицию. Лизавета вернётся домой раньше, чем предполагала, и застанет Родиона с топором рядом с телом сестры.
Вопреки всем законам такого жанра, как детектив, с момента убийства сюжет Ф. М. Достоевского только начинается. Писатель не ставит первостепенной задачей заинтриговать читателя: он сразу показывает, кто и почему совершил злодеяние. С этого момента начинается тяжелейший путь Раскольникова к раскаянию, очищению и спасению своей души (не будем забывать, что Достоевский — писатель, для которого особенно важны христианские идеи).
Расправившись с Алёной Ивановной и Лизаветой, Родион возвращается в съёмную комнату и впадает в состояние бреда. Тем временем совсем неподалёку разворачиваются ещё две трагедии. Одна происходит в семье юной Сони Мармеладовой, вынужденной получить «жёлтый билет», чтобы не дать умереть с голоду вечно пьяному отцу, мачехе и её детям; другая — в семье самого Раскольникова, и снова из-за денег. Его сестра Дуня собирается выйти замуж за богатого, но нелюбимого предпринимателя по фамилии Лужин, который кичится своей обеспеченностью и презирает тех, кто беднее, а почти нищую девушку берёт себе в жёны только для того, чтобы она всю жизнь была ему благодарна. Вскоре Дуня узнает о болезни брата и навестит его в съёмной комнате, а там и до знакомства с Лужиным недалеко…
Основная идея
Главная мысль, заложенная Достоевским, это неотвратимость раскаяния. Автор сумел показать читателю, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической. Кара всегда настигнет преступника, даже если он скроет все улики от полиции и скроется от земного суда. Небесное правосудие не дремлет, ведь его основы заложены в душе каждого из нас. Внутреннее состояние отверженного – это и есть его расплата за грехи. За каждым преступлением следует наказание, и в этом скрыта божественная справедливость, невидимая для человека.
Смысл книги скрыт в ответе на главный вопрос: если путь Раскольникова неверный, куда же идти? Как исправить социальную несправедливость? Достоевский указывает на спасение в вере. Она дает нам силы и правильное направление, она учит любить, надеяться, помогать ближним. В ней скрыта вековая мудрость предков. Словом, христианская религия способна помочь человеку и вывести его из тупика на ту дорогу, которая приведет его к счастью обретения высшей справедливости.
Месть и великодушие (Преступление и наказание)
Проблематика романа Достоевского многогранна. Одна из тем классического произведения – месть и великодушие. Где находится граница, которая останавливает мстительность, что может ее сдержать? Ответы находим на страницах романа.
Месть и ее признаки
Рассмотреть понятие «мстительность» можно через положения теории главного героя романа. Раскольников мстит судьбе, он не согласен со своей нищетой. Ему кажется, что богатство изменит жизнь его близких. Оправдывая себя, он идет на преступление. Рядом начинают идти месть и убийство.
Автор предупреждает мстить невозможно, не использовав жестокость. Уже само чувство вызывает низменные желания: зависть, обиду, отчаяние. Стремление добиться справедливости по отношению к себе или к другому человеку приводит к злу.
Классик говорит о последствиях. Победа не всегда приносит радость. Чаще такая победа соседствует с горечью. Как отомстить, не причинив боли? Кто-то всегда будет страдать. Чаще это обе стороны. Одни понимают, что совершили. Другие переживают результат мести.
Радость в таком виде минутная. Раскольников отомстил судьбе, но не сумел даже воспользоваться добытым. Все осталось под камнем, серым и пыльным, такой же стала и душа Родиона.
Великодушие и вера
Другое качество человека – великодушие. Оно отрицает месть, не дает человеку ей поддаться, возвышает его и очищает. Великодушие – качество характера Сони Мармеладовой. Девушка стремится помочь Родиону. Она просит его покаяться, очиститься перед людьми и перед Богом. Соня знакомит юношу с легендой о Лазаре, его воскрешении.
Возрождение жизни дает надежду на новую судьбу, построенную своими руками, силой духа. Девушка учит прощать и просить прощения. Она так великодушна, что ее плохие черты остаются для читателя далеко. Автор показывает, как душа одного оживляет душу другого. Сила великодушия неизмерима.
Другой пример великодушия – Дуня. Девушка идет на жертву ради семьи. Она верит, что сможет помочь свои поступком матери и брату. О своей жизни с Лужиным Дуня не думает. Родион не позволяет сестре погубить свою жизнь. Он не принимает такое самопожертвование и останавливает Дуню.
Жертвенность и несправедливая месть
Девушка, способная помочь другим, становится жертвой мстительного человека. Мелочный Лужин не знает, как отомстить за то, что потерял невесту, за то, что его Раскольников выгнал из квартиры. Несостоявшийся муж выбирает жертву. Ею становится великодушная Соня.
Страшно в поступке Лужина все: место и время злого деяния. Все происходит на похоронах отца. Мужчина подкладывает в карман опечаленной и погруженной в свои мысли Сони 100 рублевую бумажку. Мармеладову обвиняют в воровстве.
Тема мести показана здесь как синоним безнравственности. Соню спасают. Лебезятников исправляет ситуацию. Но автор предупреждает, как легко можно стать жертвой несправедливой мести, направленной не против того, кому мстят
Важно, чтобы рядом был кто-то более честный
Месть и справедливость
Если нельзя мстить, то, как добиться справедливости? Классик показывает один из вариантов правильного решения через образ следователя. Порфирий Петрович ведет Родиона к явке с повинной. Он строит свою работу как психолог.
Порфирий великодушен и сострадателен. Он видит и понимает, как тяжело преступнику. Сочувствие к оступившимся – это не признак мягкого характера. Только такие люди способны изменить человечество. Они помогут поднять и начать все сначала.
Судьба и месть – два философских понятия, на которых строится сюжет романа. Свидригайлов получает месть от судьбы. Она справедлива. Нельзя, чтобы преступления оставались безнаказанными. Итог жизни героя – самоубийство.
Великодушие людей – это качество, на котором строится жизнь. Друзья, близкие, любимые должны быть у человека. Они выручат, помогут, поддержат.
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями.
Психологизм Достоевского
Федор Михайлович Достоевский — выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего преступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубоко философское и психологическое произведение, в котором автор исследует сознание и подсознание человека.
Достоевский использует множество приемов психологического анализа с тем, чтобы полнее раскрыть характер главного героя, мотивы его поведения. Основным из них является изображение героя с внешней и внутренней стороны.
Автор рисует нам портрет героя — Родиона Раскольникова, бывшего студента, который задумал совершить идейное преступление — убить старуху-процентщицу, чтобы избавить дорогих ему людей от нищеты. Мы видим героя, движимого своей античеловеческой теорией, в двух ипостасях: до преступления и после. Если до убийства герой — умный, внешне приятный молодой человек, достаточно добрый и милосердный, то после — это уже мрачный, мнительный и раздражительный человек, избегающий людей и сторонящийся их. “Я не старушонку убил, я себя убил”, — признается он Соне Мармеладовой. Духовная смерть заметна во всем его облике.
Особое место в описании внешности героя занимают глаза. “Глаза -зеркало души человека”, — гласит пословица. Именно глубокие темные глаза Раскольникова выдают в нем человека умного, способного к самоанализу. К этому же приему прибегает автор и при описании Сони Мармеладовой и Свидригайлова. Большие глаза первой и умный, проницательный взгляд второго точно характеризуют их натуры.
Кроме портрета, автор показывает и обстановку, в которой живут герои. Интерьер отражает внутренний мир героев, соответствует их мыслям и настроению. Достоевский, чтобы показать различие между чистой душой Сони, наполненной христианским смирением и добротой, и душой Раскольникова, поглощенного античеловеческой теорией, изображает места их обитания, их жилища. Если Родион Раскольников живет в маленькой каморке, похожей на шкаф, то комната Сони светлая, с тремя большими окнами, правда, неправильной формы.
Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят описанные в романе события. Это не столица великого государства, это не город блестящего высшего света, а это город низов, нищеты, бедности, город “бывших людей”
Деталь, на которую часто автор обращает наше внимание, — это пыль, вонь и духота, царящие в городе. Всем не хватает воздуха
Все чувствуют себя подавленными, сломленными гнетущей атмосферой города, нищего, пьяного, преступного. Только в такой атмосфере и могла зародиться бесчеловечная теория Раскольникова, разделяющая людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Безусловно, роман “Преступление и наказание” не был бы столь выдающимся произведением, если бы автор показал нам только внешнюю сторону совершенного преступления. Большое место уделено и раскрытию внутреннего мира людей, населяющих роман.
Внутренние монологи героев — вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, споры с самим собой, которые ведут герои. Так, Раскольников, постоянно обдумывая свои поступки, занимается самоанализом, все время спорит сам с собой, рассуждает, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”.
Кроме монологов-диалогов, б романе присутствуют и исповеди героев. Раскольников, убив старуху-процентщицу и невинную Лизавету, поняв свою отрешенность от мира людей, хочет найти себе союзницу в лице Сони Мармеладовой, доказав ей, что она такая же преступница, как и он. Но мотивы их преступления все же разнятся. Герой не смог убедить Соню в своей правоте, поняв несостоятельность своей теории, признается в убийстве, идет с повинной в полицию.
Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. В романе присутствуют 4 сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя, от полной уверенности в своей правоте до ее крушения.
Подводя итог, можно сказать, что в романе “Преступление и наказание” раскрылся талант великого мастера психологического анализа Ф. М. Достоевского.
Время и пространство
Рефреном в романе прослеживается обозначение безысходности – «некуда идти». Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться. То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти. А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу. Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения. Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни.
Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург. Окрасив его в серые, болезненно желтые, блёклые и тёмные тона, автор наглядно показал цвет души главного героя и других горожан. Другие места в романе столь же печальны: коморку Родиона автор сравнивает с гробом, угол, где ютятся Мармеладовы, нельзя даже назвать комнатой, жилище Сони Достоевский называет «сараем», а трактир дышит пьяным смрадом. Горожане задыхаются, а приезжая мать Раскольникова даже не видит разницы между духотой комнат и пыльной вонью улиц.
Преступление и наказание
История создания романа «Преступление и наказание». На написание романа большое влияние оказали события личной жизни автора и общественно-политическая ситуация в России 60-х годов XIX века.
Замысел произведения возник задолго до 1866 года. Ф. М. Достоевский писал 9 октября 1859 года к брату Михаилу из Твери: «Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Однако создание «исповеди-романа» начнётся не в декабре 1859 года, как обещано в письме, а значительно позже.
Морально надломленный после смерти жены и брата, став фактически банкротом, Ф. М. Достоевский берётся за роман. Теперь писателя волнуют не только проблемы, связанные с прошлым. Он вынужден бесконечно заниматься долгами, ходить по кредиторам, наконец, мучиться от страшной жары, охватившей Петербург в июле 1865 года (всё это отразилось в романе).
В основу сюжета романа положено несколько громких процессов 1865—1866 годов: суд над приказчиком Герасимом Чистовым, убившим двух старух ради ограбления (август 1865 года); дело об убийстве коллежской советницы Анны Дубарасовой (август 1865 года); разбирательство о подделке облигаций профессором А. Т. Неофитовым, который таким образом хотел помочь своей матери (1866 год). Фигуранты этих дел стали своеобразными прототипами Родиона Раскольникова. |
Автор становится свидетелем того, как изменяется российская жизнь после 1861 года, как в обществе растут атеистические и социалистические настроения, становятся популярны идеи нигилизма, как уходят в прошлое традиционные православные ценности. Писатель не может остаться в стороне от этих проблем. В черновиках «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевский под словами «идея романа» записал: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».
Сначала Ф. М. Достоевский работал над романом «Пьяненькие» — о семье чиновника-пьяницы, а в июне 1865 года предложил А. А. Краевскому напечатать его в «Отечественных записках», но редактор отказался, сославшись на отсутствие денег. А деньги писателю были нужны, поэтому он подписывает договор с издателем Ф. Т. Стелловским, обещая до 1 ноября 1866 года новый роман. В случае невыполнения контракта Ф. М. Достоевский терял авторские права на свои произведения. Получив аванс и погасив неотложные долги, писатель едет за границу.
После крупного проигрыша в августе 1865 года в Германии (в Висбадене), в маленькой комнатушке, без денег и света, «в самом тягостном положении» и «в совершеннейшем отчаянии» начинается работа над «Преступлением и наказанием». История Мармеладова уже является лишь его частью. Пока роман задуман как «психологический отчёт одного преступления». План романа подробно был рассказан в письме М. Н. Каткову (сентябрь 1865 года): «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, <…> по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. <…> Он решает убить её, с тем чтобы сделать счастливою свою мать <…>, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным <…>. Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. <…>».
Работа над романом идёт быстро и трудно одновременно, но к сроку, назначенному Ф. Т. Стелловским, успеть невозможно, поэтому писатель вынужден на некоторое время оставить «Преступление и наказание» и за 28 дней продиктовать другой роман — «Игрок». Только после этого работа над «Преступлением и наказанием» была продолжена. К концу ноября 1865 года уже «много готово», но первоначальный вариант был сожжён автором: рассказ от первого лица не смог убедительно раскрыть характеры героев. Идёт переработка произведения — повествование разрастается по объёму, оно теперь ведётся не от лица Раскольникова, углубляется его философия (схема).
В январском номере журнала «Русский вестник» (1866) опубликовано начало романа «Преступление и наказание», а работа над ним продолжится уже в Петербурге в течение всего 1866 года (роман в журнале печатается частями).
Схема. История создания романа «Преступление и наказание» |
Предполагаемый убийца
Полиция быстро определила главного подозреваемого: им оказался родственник Дубровиной — Герасим Чистов, молодой человек, работавший приказчиком в лавке. Серьёзные подозрения на него навлекло то, что он за некоторое время перед убийством зачастил в дом, где до этого почти не появлялся, завязал с кухаркой приятельские отношения. В ночь после убийства его видели в крайне возбуждённом состоянии. Заявленное им алиби (он утверждал, что тот злополучный вечер провёл в театре) вызывало сильные сомнения. Окончательно следователи уверились в его виновности после того, как спустя месяц всё украденное было обнаружено закопанным в сугробе рядом с местом работы подозреваемого. Представить себе, что преступник, находись он на свободе (а Чистова арестовали менее чем через сутки после убийства), не перепрятал бы похищенное в более надёжное место, не потратил бы часть денег, было очень трудно…
«Преступление и наказание». Дореволюционное издание. (bloggerskaramazov.com)
Впрочем, Чистов твёрдо стоял на своём: не убивал, у Дубровиной в тот вечер не появлялся. Волновался при этом сильно: «В нём было замечено следователем сильное душевное волнение, выражавшееся по временам трясением рук и изменением в лице; при указании найденных у его лавки билетов и вещей Чистов побледнел и обнаружил признаки волнения в лице; подобное волнение в Чистове, не отличающемся робостью характера, нельзя объяснить ничем другим, как внутренним сознанием своей вины и боязнью заслуженного наказания», — утверждал газетный репортёр. Дело передали в суд.
Это был переходный период, последние месяцы дореформенного суда. Судебные уставы уже подписаны и опубликованы, но многие их положения — адвокатура, суд присяжных — начнут действовать только через полгода. Однако судопроизводство уже стало гласным, газеты печатают подробные отчёты. Одним из пионеров этого дела стала не слишком популярная до того газета «Голос», умеренно либеральное издание, редактировавшееся уже упоминавшимся Краевским. За короткое время тираж утроился: читающей публике нравились судебные репортажи.
Сочинение Двойники Раскольникова
В романе Ф.М.Достоевского присутствует множество разных героев, которые, казалось бы, совсем не связаны с центральной фигурой произведения – Родионом Раскольниковым. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле каждый персонаж, введенный автором в сюжет романа, способствует более полному раскрытию образа главного героя, поэтому тема двойничества имеет большое значение для понимания сути данного произведения.
Не зря Достоевский дал своему герою столь говорящую фамилию. Личность Раскольникова противоречива, и подобно разобранной мозаике, состоит из различных разбросанных друг от друга частей. У каждой из них есть собственное отражение, заключенное в образе отдельного персонажа.
Дмитрий Разумихин
Единственный друг Родиона Раскольникова является одним из его двойников. С одной стороны, студент представляет собой антипод главного героя. В отличие от него, Разумихин энергичен, общителен и жизнерадостен. С другой стороны, их объединяет молодость, ум, порядочность и благородство.
В своих мечтах о светлом будущем они также очень похожи. Только вот пути достижения поставленной цели они выбирают разные: Разумихин непрестанно трудится, чтобы выбраться из нищеты, а Раскольников не в силах ждать, поэтому идет на преступление.
Пётр Петрович Лужин
Избранник сестры Раскольникова отличается безнравственностью и жутким лицемерием: под маской благородства он всячески старается скрыть свою лживую и подлую натуру. В чем же состоит двойничество Лужина и Раскольникова? Их объединяет общий подход к достижению цели – «Все средства хороши». И тот, и другой, по своей сути, являются эгоистами.
Свидригайлов
Данный персонаж являет собой образ порочного человека, безнравственного и аморального. С первых строчек он вызывает у читателя особую неприязнь к своей персоне. Однажды в разговоре с Раскольниковым он произносит такую фразу: «Мы одного поля ягоды», что указывает на непосредственную схожесть этих персонажей.
Подобно Свидригайлову главный герой совершает злодеяние и не чувствует при этом раскаяния. Так же как и Раскольников, Свидригайлов характеризуется противоречивым характером. Несмотря на все свои пороки, этот человек способен на благородные поступки. И все же гнилая сущность Свидригайлова никуда не девается, она служит примером того, к чему может прийти человек, отрицающий законы нравственности и морали.
Лебезятников
Андрей Семёнович являет собой образец увлеченности, представленный автором в гротескной форме. Он есть пародия на Раскольникова, одержимого своей идеей. Лебезятников – человек безобидный, добрый и глупый. Он так же, как и Раскольников, осуждает лицемерие и подлость Лужина.
Следователь
Мудрый и талантливый следователь Порфирий Петрович искренне сочувствует главному герою. Он понимает Раскольникова, поскольку сам когда-то чуть было не поддался веянию современных теорий, но сумел вовремя одуматься. Теперь он призывает Раскольникова отказаться от своих идей, убеждает его в бесполезности и пагубности одолевающих его мыслей.
Авдотья Романовна Раскольникова
Автор указывает на ее внешнее сходство с братом, а также говорит о родстве духовном. Гордость, ум и независимость объединяет этих двух людей. Однако, в отличие от брата, Авдотья благодаря этим чертам выбирает правильную дорогу в жизни, умеет разбираться в людях и не совершает серьезных ошибок в своей жизни.
Софья Семёновна Мармеладова
Сонечка Мармеладова — самый важный человек в жизни Раскольникова. Она верит в Бога, отличается благородством и добротой. С Раскольниковым ее сближает факт совершения преступления, в результате которого оба они становятся отверженными для общества. Соня стремится к раскаянию и искуплению вины, в то время как Раскольников убежден в своей правоте. Это их отличает. Благодаря образу Сони Мармеладовой писатель раскрывает суть произведения, показывая бессмысленность и бесчеловечность теории главного героя.
Начало
Достоевский страдал болезнью игрока – не играть он не мог. И, получив гонорар от журнала, писатель, поправив немного свои дела, вновь поддался азартному искушению. В Висбадене ему нечем было оплатить стол и свет в гостинице. Благодаря только доброму к нему расположению хозяев отеля Достоевский не остался на улице.
Чтобы получить деньги, надо было закончить роман в срок, потому пришлось торопиться. Задумал писатель рассказать историю о том, как бедный студент решился убить и ограбить старуху. Сюжетом должна была стать история об одном преступлении.
Автор всегда интересовался психологией своих героев, а тут крайне важно было изучить и описать психологическое состояние человека, лишившего другого жизни, важно было раскрыть сам «процесс преступления». Писатель уже практически роман закончил, как вдруг рукопись уничтожил по совершенно непонятой причине
«Преступление и наказание». Ф.М.Достоевский
Ф.М.Достоевский — русский писатель, философ, публицист.
Он выступал новатором в русле традиций русского реализма. Жизнь писателя была не простой: 4 года каторги и ссылка за участие в кружке Петрашевского, неприятие со стороны современников. Но после смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и первым представителем персонализма в России.
Персонализм — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
К знаковым произведениям писателя относят романы «Великого Пятикнижия»:
- «Братья Карамазовы»;
- «Подросток»;
- «Бесы»;
- «Идиот»;
- «Преступление и наказание».
«Преступление и наказание» — социально-философский роман, в котором криминальная история стала для писателя не просто темой, но и поводом для размышлений о социальной несправедливости, толкающей человека на убийство.
Достоевский смог показать, какие процессы происходят в голове у человека, задумывавшего убийство, его мотивы и самое главное: феномен совести. Одним из образов романа стал Петербург второй половины XIX века, жизнь в котором полна ужасов и несчастий.
История создания
Мысль о произведение, главным героем которого станет человек, не боящийся угрызений совести, посетила писателя на каторге, в 1859 году. Однако сначала он рассказал о таком персонаже в «Записках из Мертвого дома», воплотив эти тезисы в нраве каторжника Орлова.
В 1865 году писатель задумал роман «Пьяненькие», главной линией которого была история семьи Мармеладовых. В этот период жизни Достоевский испытывал сильные финансовые сложности. Ему пришлось брать деньги в долг, которые он вскоре потратил. Положение писателя было настолько сложным, что ему было нечем платить за еду. Именно тогда Достоевский и приступил к работе над «Преступлением и наказанием». Произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности, за что писателю присылали деньги. В течение работы над романом положение писателя не улучшалось, и он жил очень бедно.
Можно ли оправдать жестокость Раскольникова
Как часто люди сталкиваются с жестокостью. Относятся этому по-разному: одни осуждают, другие пытаются найти оправдания, третьи остаются равнодушными. Как правило, равнодушны или ищут оправдания те, которые не испытали влияние жестокости на себе. Как бы там ни было, но вопрос, можно ли оправдать жестокость всегда остается актуальным. Я думаю, что все из-за того, что на него нельзя найти универсальный ответ.
Все зависит от того, что стало причиной жестокости. Некоторые люди просто наслаждаются, причиняя боль другим, относясь к ним грубо. Если жестокое поведение – способ получить удовольствие, запугать другого человека, показать «кто в доме хозяин» или отомстить, оправдать ее никак нельзя. Если же жестокость – мгновенный порыв, к которому человека вынуждают серьезные обстоятельства, объяснить ее можно.
Представьте себе, отец видит, как его ребенка сбивает автомобиль. Потом оказывается, что водитель пьян. Думаю, первое желание отца отомстить за своего ребенка, причем отомстить жестоко. И эту жестокость можно оправдать, ведь можно понять состояние отца. Бывает и такое, что человек проявляет жестокость к другим только из-за того, что завидует их успехам или хочет показать свою «силу». Разве такую жестокость можно оправдать? Я думаю, что нет.
На поставленный вопрос помогут ответить произведения русских и зарубежных писателей. Для этого стоит проанализировать мотивы жестокого поведения героев, результаты его. Читая роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, наблюдаем за тем, как ожесточается сердце главного героя Родиона Раскольникова.
Сначала молодой человек поражается жестокостью окружающего мира, наблюдает за тем, как она делает людей несчастными. В какой-то момент у него возникает желание отомстить за все обиды. И месть герой выбирает страшную – убийство старушки-процентщицы.
Разве на такой шаг может решиться добрый человек? Я думаю, что нет, поэтому и считаю, что Родион стал жестоким под влиянием обстоятельств. Молодой человек убивает старуху, но жить с этим спокойно не может. Он раскаивается и, благодаря поддержке Сони Мармеладовой, становится на путь исправления.
Жестокость Родиона можно объяснить. Герой понимает, что такие люди, как старуха-процентщица, Мармеладов – причина бед таких, как людей он. Наблюдая за тем, как живут его родственники, Соня Мармеладова, Раскольников чувствует, как гнев в нем возрастает, порождает жестокость.
Таким образом, жестокость можно оправдать, если она вызвана действительно серьезными причинами. Но это единичные случаи, чаще жестокость заслуживает только осуждения.
Дневник работы над романом
Изучать историю написания романа без изучения черновиков писателя невозможно. Наброски и черновые записи помогают понять, сколько сил, труда, души и сердца, сколько мыслей и идей автор вложил в свой роман. Из них видно, как менялся замысел произведения, как расширился круг задач, как строилась вся архитектура композиции романа.
Писатель почти полностью поменял форму повествования для того, чтобы как можно подробнее и тщательнее разобраться в поведении и характере Раскольникова, понять мотивы его действий и поступков. В окончательном варианте (третьем) повествование уже ведется от третьего лица.
Так герой начинает жить своей жизнью, причем совершенно независимо от воли автора, не подчиняется ему. Читая рабочие тетради, становится понятно, как долго и мучительно Достоевский сам пытается разобраться в мотивах, которые толкнули героя на преступление, однако автору это почти не удалось.
И писатель создает героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». Четко видно, как в Родионе одновременно присутствуют и борются друг с другом две крайности, два начала: презрение к людям и любовь к ним.
Потому автору было очень трудно написать финал романа. Достоевский сначала хотел закончить тем, как герой обратился к Богу. Однако же окончательный вариант заканчивается совсем иначе. И это наталкивает читателя на размышления, причем даже после того, как перевернута последняя страница романа.
Характер и внешность
Родион Раскольников выделяется тем, что он угрюм и малообщителен. Он старается как можно меньше общаться с окружающими даже в тот период, когда учится в университете. Он презирает общество, ненавидит людей и проявляет черты непомерной гордости. Изначально Достоевский собирался сделать своего героя полностью таким, однако в процессе работы над произведением образ Раскольникова существенно усложнился. Несмотря на перечисленные неприглядные качества, он способен к состраданию, заступается за несправедливо обиженных, разоблачает злодеев.
Столь противоречивая натура Раскольникова является вполне понятной, ведь Достоевский даёт понять, что всё дело не только и даже не столько в нём, сколько во всём обществе в целом. Деспотизм и радикализм не возникают на пустом месте, а являются ответом на испорченные нравы окружающих людей, порочность общества в целом.
Внешность героя описывается в романе несколько раз. В начале романа Раскольников представлен как высокий и стройный молодой человек, красивый и хороший собой. После совершения преступления герой преображается, теперь он показан как человек, с трудом превозмогающий сильную душевную боль. Подобные изменения проходят и другие персонажи романа. Тем самым Достоевский показывает, что герои за определённый промежуток времени прошли через тяжёлые испытания.