Татьяна черниговская

Преимущество человека перед машиной — решение нестандартных задач

Барбара Окли: Нужно решать нестандартные и неоднозначные задачи, ребусы. Я знаю студентов, которые с легкостью решают математические задачи. Но, когда приходит этап приложить задачу к реальной жизни, они часто оказываются в тупике. Это намного сложнее.

Зависит от того, как вы получали образование — если привыкли решать нестандартные задачи наравне со стандартными и формальными, в реальном мире вы более гибки в решении проблем.

Например, я прошу студентов, которые решают задачи из биномиального распределения, придумать какую-нибудь забавную метафору к проблеме. Некоторые легко придумывают множество метафор. Другие смотрят с удивлением. Они никогда об этом даже не думали. Думаю, в современном мире как раз ценен творческий подход к решению задач.

Биномиальное распределение показывает распределение вероятностей того, что некоторое событие будет происходить во время серии повторных независимых испытаний.

Татьяна Черниговская: Несколько лет назад я развивала проект, в котором сотрудничала с талантливыми разработчиками. Я узнала, что они просили соискателей вакансий решить метафорическую задачу. Им не нужны люди, которые умеют быстро считать или быстро печатать. С этими задачами отлично справится компьютер. Нужны были люди с другим взглядом, способные смотреть на задачи с неожиданных сторон. Только такие люди и могут решить задачи, на первый взгляд нерешаемые.

Вот этому мы и должны учить людей. Великий ученый Сергей Капица говорил, что обучение — это не запоминание, обучение — это понимание.

Сергей Капица — советский и российский физик, сын нобелевского лауреата Петра Капицы. Редактор журнала «В мире науки», ведущий передачи «Очевидное — невероятное».

А сейчас экзамен выглядит как тест с одним или несколькими вариантами ответа. Великие открытия не были сделаны с помощью стандартных алгоритмов. Великие открытия совершались, когда яблоко падало на голову Ньютону.

Барбара Окли: Томас Кун сказал, что великие открытия совершают либо очень юные исследователи, которые еще не погрузились в предмет, либо более пожилые его меняют. Например, Фрэнсис Крик, который изначально был физиком, потом занялся биологией, которую считал ключом к религиозному, духовному пробуждению.

Когда вы погружаетесь в новую область исследований, привнося в нее знания из предыдущей, это тоже в своем роде метафора. Это помогает быть креативным, продуктивным, и это часть успеха.

Томас Кун — американский историк и философ науки, автор книги «Структура научных революций».

Фрэнсис Крик — британский молекулярный биолог, биофизик, нейробиолог. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Татьяна Черниговская: Среди студентов я замечаю тех, кто на вопрос «Сколько будет два плюс три?» ответит не пять. Тех, кто скажет: а зачем вы спрашиваете? Что такое пять? Что такое три? Что такое сумма? Вы уверены, что сумма будет именно пять? Они, конечно, получат двойки в современной системе, но они мыслят нестандартно и тем интересны.

Увидим ли мы технологический апокалипсис? Конечно, если не вернемся обратно к чувствам. Технологии интеллекта уже выходят за рамки нашего контроля. Компьютеры обучаются все время, они не напиваются, не влюбляются, не пропускают занятия. Мы не соперники компьютерам в том, что они хорошо делают.

Чтобы выжить как биологический вид, нам нужно развивать в детях способность жить в изменяющемся мире. До такой степени, что мир вечером будет не тем, что был утром. Если мы будем пытаться всё подсчитывать, то проиграем.

Не отбирайте у мозга время на «генеральную уборку».

Все мы знаем о волшебном гормоне мелатонине. И про то, как он омолаживает организм во время сна. Если еще не читали, милости прошу — в этой статье все подробно описано. Но хронический недосып и бессонница — это не только стремительная старость, а еще и стремительное угасание умственных способностей.

Здоровый сон необходим для улучшения долгосрочной памяти, потому что именно в это время переносится информация из предбанника временной памяти в долгосрочное хранилище. А еще, ночь — время «генеральной уборки». Благодаря совершенно уникальной системе «удаления мусора», во время сна, мозг очищается от нейронных отходов, продуктов жизнедеятельности клеток головного мозга. Недаром же говорят — с утра голова светлая.

И если этого не происходит, умственные способности угасают так же стремительно, как функции в любом зашлакованном органе.

Есть только один путь это исправить: действовать, совершенствоваться, заботиться о себе.

По материалам:

Чтобы эффективно обучать, нужно понимать процесс обучения

Барбара Окли: Очень важно приносить идеи из нейробиологии и когнитивной психологии в процесс обучения. Именно нейронаука объясняет, что происходит с вашим мозгом, когда вы обучаетесь

Попросите университет запустить курс «Как обучаться эффективно». Они сделают две недели часов о том, как учится ребенок, две недели о теории и истории обучения. И, может быть, совсем немного добавят в конце, как люди на самом деле учатся. Но не включат ничего из нейробиологии, так как это слишком сложно.

Мы сделали наоборот. Начали с основ нейробиологии. Используем метафоры, чтобы донести идеи яснее. Люди получат фундаментальные и очень ценные идеи легко и быстро. Этот курс отличается от того, что мы привыкли считать процессом обучения, но в то же время очень практический и берет начало прямиком из нейробиологии.

Нейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы.

Когнитивная психология — наука, изучающая познавательные процессы и функции (память, внимание, мышление, воображение и прочие). Также в сферу интересов когнитивных психологов входит моделирование познавательных процессов: распознавание образов, обучение и принятие решений

Татьяна Черниговская: В условиях современного мира наша задача — использовать знания о том, как мозг запоминает и обрабатывает информацию. Любой мозг делает это идеально: мозг ребенка, взрослого, умного или не очень. Если нет физиологической патологии, любой мозг делает это безупречно.

Современный мир — это среда, которой раньше не было. Что мы будем делать с текущими двухлетками, когда им стукнет шесть и они пойдут в школу? Им нужны компьютерные технологии, они уже знают, как получить информацию. Им не нужен учитель, который скажет: «Это называется книга».

Им будет нужен не учитель, а больше формирователь личности, воспитатель. Или он будет учить тому, о чем говорит Барбара: как учиться обучаться. Объяснит, что процесс обучения дает полное право совершить ошибку, сделать неточности. Нет безупречных людей, дети должны иметь право ошибаться.

Повторение — мать учения

Барбара Окли: Когда меня спрашивают, как я тренирую свой мозг и какие технологии рекомендую, могу сказать, что никаких сложных методик здесь нет. Я использую технику, которая, по сегодняшним исследованиям, позволяет учиться наиболее быстро и эффективно — упражнения повторения.

Когда вы получаете новую информацию, она попадает в гиппокамп и неокортекс. Гиппокамп быстро работает, но информация там не держится долго. Неокортекс — это долговременная память, но он долго запоминает.

Ваша задача — проложить дорожки в этой долговременной памяти. Возвращаетесь во времени, спрашиваете себя, например, в чем была основная идея сегодняшних дискуссий? Или что вы только что прочитали на странице. Оглянитесь, попробуйте достать эту информацию из долговременной памяти, и это построит новые нейронные связи. Именно это и позволяют делать упражнения повторения.

Гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга, которая в том числе отвечает за внимание и переводит кратковременную память в долговременную. Неокортекс — основная часть коры головного мозга, которая отвечает за сенсорное восприятие, мышление и речь

Неокортекс — основная часть коры головного мозга, которая отвечает за сенсорное восприятие, мышление и речь.

Не кормите свой мозг интеллектуальным фаст-фудом.

Мы все наперебой твердим о здоровом питании, а мозг кормим фаст-фудом. Ему тоже нужно сбалансированное питание. А это легкие белки-фильмы, чтобы подкачать умные мышцы, быстрые углеводы-музыка, как источник энергии и жирные кислоты-книги, чтобы не накапливать неправильный жир на извилинах

Читайте умные книги.

Не стоит тратить свою жизнь на бульварную литературу и глянцевые журналы, от которых мозгу становится скучно. Ему нужны «сложные» книги, он хочет думать.

А если завести привычку читать перед сном, к этому добавится еще множество положительных моментов.

  • легче будет заснуть, погрузившись в воображаемый мир;
  • проще избавиться от тревожности и стресса, накопленного за день;
  • а главное, увлекшись книгой, избавить себя от бесконечного потока негативной информации, щедро льющейся с экранов телевизоров.

Умного всегда можно узнать по одной-единственной привычке — он читает интересные книги, которые заставляют размышлять.

Смотрите правильные фильмы.

В которых намного интереснее мысли и поступки героев, а не их накачанные мышцы. Вряд ли стрелялки-блокбастеры со множеством спецэффектов сделают нас умнее.

Слушайте достойную музыку.

Целебные свойства классической музыки не только для мозга, но и для всего организма давно доказаны. Существует понятие «эффект Моцарта», когда под воздействием музыки повышается интеллект, улучшается слух и затихает боль.

Не давайте шариковым ручкам пылиться в ящике письменного стола.

Еще совсем недавно, писать от руки было обычным делом. Но с развитием технологий, мы все больше и больше утрачиваем этот навык. Как бы умело мы не обращались со своими гаджетами, как бы быстро не набирали текст на клавиатуре, мозг в эти игры включается крайне неохотно.

Исследования Татьяны Владимировны Черниговской подтверждают: во время письма от руки, мозг не только работает активнее, но и обрабатывает намного больше информации. Улучшаются когнитивные функции, становится острее память, светлеет в голове и улучшается речь. И чтобы сохранять остроту ума, писать просто необходимо.

Кроме того, «что написано пером…»: на бумаге, как в смартфоне, не сотрешь. Когда мы пишем от руки, мозг напрягается, подбирая емкие и правильно эмоционально окрашенные слова, повышая наш эмоциональный интеллект.

Язык — основа мышления

Татьяна Черниговская: Вопросы «Откуда взялся язык? И что это такое?» — не меньшая загадка, нежели всё, что связано с самим мозгом. Если любого человека на улице спросить, что такое язык, 99 из 100 ответят, что это средство коммуникации. И это так. Но средства коммуникации есть у всех живых особей, даже у инфузории туфельки. У людей язык не только способ коммуникации, он средство мышления, инструмент для строительства мира, в котором мы живем.

Как бы вы ни старались, всё равно не сможете обучить курицу человеческому языку. Для этого необходим специальный мозг, генетические механизмы которого проделают работу, непосильную всем лингвистам земли. Когда рождается ребенок, его мозг должен расшифровать код, в который он попал.

Еще один аспект: язык как средство коммуникации многозначен. В азбуке Морзе что передал, то и приняли. В языке так не получится. Все зависит от того, кто и кому говорит. От образования собеседников, от их позиции по отношению к миру и друг к другу.

Есть объективная вещь, которую произносят или пишут. Но ее расшифровка зависит от огромного количества факторов. Язык подразумевает множественные трактовки.

Барбара Окли: Чтобы взрослому овладеть таким уровнем языка, нужно получить докторскую степень. Освоить новый язык сложно. При этом ваш мозг очень сильно изменяется. То же происходит, когда познаете чтение. На томограмме легко отличить мозг человека, который умеет читать. Часть мозга, ответственная за распознавание лиц, мигрирует из одного полушария в другое, и именно тогда вы получаете навык понимать письменные буквы.

Если поместить ребенка в среду взрослых, он просто подхватит язык. Но если оставить его с кучей книг, он не научится читать. Вот для чего нужно обучение.

Сознание человека подобное ветру

Татьяне Владимировне нравится сравнение сознания с ветром. Действительно, мы не можем увидеть сам ветер, но нам заметны результаты его активности. И то же самое происходит с сознанием.

К теме сознания она относится очень осторожно:

Интересен и показателен здесь случай, произошедший в 1980-е при РАН на Совете, посвящённом проблемам сознания. На одном из совещаний организатор попросил принести на следующий день записку с текстом «Сознание – это…». Требовалось всего лишь дать определение. Как вы думаете, сколько записок он получил? Ни одной. Потому что сознание на сегодняшний день не поддаётся определению.

Фото Pexels

Теорий существует очень много. Мы можем понимать под сознанием то, что противоположно его отсутствию. Что случается, например, при наркозе. Или неслучайно же говорят: «потерял сознание». Может доказывать, что сознание — это то, что противоположно бессознательному. Можем утверждать, что это способность к рефлексии или к пониманию. Тем не менее проблема определения сознания горит в науке красным светом.

Трудности возникают и тогда, когда понятие «сознание» переводят с русского языка на английский. Чаще всего это переводится как «mind», что обратно начинают переводить как «мозг». Начинается путаница в определениях

Тем не менее, несмотря на все затруднения, стоящие перед наукой, исследовать язык, мозг и сознание очень важно. Потому что каждый человек познаёт мир, пропуская его через своё сознание, а потом старается поделиться этим опытом путём речи

Мозг и искусственный интеллект

Фото @tv_chernigovskaya

Сегодня ходит много разговоров об Искусственном Интеллекте. Люди переживают, что он сможет повторить наш мозг. Татьяна Владимировна успокаивает: этого не случится никогда. Для того, чтобы сделать ИИ тождественным нашему мозгу, мы должны обучить его факторам, для ИИ недоступным. Конечно, дело не в скорости: «Скорость обработки информации в компьютере в миллион раз больше, чем в мозгу».

Разница в том, что то, что мы делаем, всегда зависит от контекста. У нас есть возможность множественных трактовок одних и тех же событий. Одного этого достаточно, чтобы понять, что даже самые лучшие базы данных на такое не способны. Компьютер всегда имеет адрес объекта, а мозг – нет.

Человек отличен тем, что использует разные алгоритмы в разное время без очевидных на то причин. Например, почему сегодня мы решили пойти на остановку через парк, а завтра —  через дворы, а послезавтра —  вовсе отправились на работу пешком? Иногда для этого есть причины, но зачастую мы не знаем, почему так происходит. Черниговская ссылается на остроумные слова специалиста по ИИ Поспелова, который в пример приводил кулинарные рецепты: «немножко поварить, соли по вкусу…». Что это за алгоритм такой непонятный? Для человека это просто, а у машины может вызвать сбой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: