Барабаны в электронном звучании
С появлением рок-н-рола, ударные барабанные установки стали играть ключевую роль в задавании ритма и характера произведения. Появлялись более сложные по строению устройства для ускорения темпа. Еще одним направлением развития ударных инструментов стали исследования в области электронного звучания. Сегодня в этой области проводятся обширные исследования: особенностей его восприятия слушателем, изменения акустических характеристик, моделирования электронных инструментов. В частности, были созданы разные модели электронных барабанов, звуки которых были недоступны традиционным. В 1990-х начали появляться первые драм-машины — устройства, на которых можно запрограммировать ритмический рисунок и проигрывать его несколько раз. Этот инструмент внес большой вклад в развитие новых музыкальных направлений и вдохновил на создание новых музыкальных инструментов. Одним из таких инструментов стал Ханг (Hang) — это современный ударный музыкальный инструмент, изобретенный в 2000 году специалистами по перкуссионным инструментам Феликсом Ронером и Сабиной Шерер.
По мере роста популярности инструмента по всему миру стали создавать его аналоги. Для всех инструментов, подобных Хангу, было принято общее название — «handpan», что буквально переводится, как «ручная кастрюлька». В наше время выпускается множество моделей Хангов с различными тональностями. Каждый инструмент настраивается по индивидуальному заказу.
Акустические характеристики ударных инструментов, особенности восприятия их звучания слушателями, возможности воссоздания звучания инструментов электронным способом, синтез инструментов, изменение характеристик, создание новых — области, которые интересуют современную акустику, звукорежиссуру, специалистов по работе с мультимедийными технологиями. Для работы с современным электронным инструментарием необходимы новые знания и навыки, перед авторами встают новые задачи. С помощью электронной обработки можно, например, изменить длительность звучания, соединить звуки разного происхождения — например, ритм биения сердца и звук ударного инструмента.
Фрагмент статьи Игнатова П. В., Никитиной В. В., Пьянковой А. В.
«Современные ударные инструменты» // Молодой ученый. — 2017. — № 13.
Реакция мозга на музыку
О том, что во время прослушивания музыки у слушателей и музыкантов активируются одинаковые области мозга, ученые выяснили в ходе эксперимента. Стоит сразу уточнить, что научную работу пока нельзя назвать завершенной, потому что для доказательства полученных результатов ученым нужно провести дополнительную работу с большим количеством участников. В рамках нынешнего эксперимента они попросили профессионального скрипача сыграть на музыкальном инструменте 100-секундные отрывки из разных композиций. При этом музыкант был подключен к аппарату, который следил за активностью различных областей его мозга во время игры на скрипке. Вдобавок, его снимали на видео.
Скрипка имеет всего четыре струны и обрела популярность в 17 веке. Кадр из сериала «Шерлок»
Снятый видеоролик был показан группе добровольцев из 16 человек, за активностью мозга которых ученые тоже следили. Оказалось, что во время звучания музыки, у слушателей и музыканта активно работали два участка мозга: левая височная кора и правая нижняя лобная кора. Также ученые заметили, что сначала мозг людей занимается изучением музыки и только потом дает человеку понять, нравится ему музыка, или нет. Поэтому, если вы ищете свежую для себя музыку для нового плейлиста, не ленитесь и слушайте хотя бы половину длины новинок. Возможно, сначала музыка покажется плохой, но во второй части трека вполне может прийти озарение — музыка вам определенно нравится.
Итак, если верить словам китайских ученых, одинаковая работа мозга слушателя и музыканта может их сблизить. Возможно, у исполнителей других музыкальных стилей и их слушателей начинают активничать совершенно другие области мозга, а не те, что включились во время игры на скрипке. Узнать об этом на данный момент точно невозможно, но есть надежда, что скоро ученые проведут новое исследование. Им будет необходимо пригласить исполнителей определенных музыкальных групп и посадить их рядом с поклонниками. Если у них начнут работать другие области мозга и они будут совпадать, значит, в предположении китайских ученых есть доля правды.
Ударные инструменты в творчестве Эдисона Денисова
Как известно, композитор был глубоким знатоком этой группы оркестра, постоянно сотрудничал с ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского. Кроме того, Э. Денисов — автор монографии «Ударные инструменты в современном оркестре», в которой рассматривается функционирование ударных инструментов в музыке И. Стравинского, Б. Бартока, А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, О. Мессиана, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и других композиторов.
Спектр ударных инструментов, применяемых Э. Денисовым, довольно внушителен. Среди них излюбленные композитором вибрафон, колокола, тамтам, маримба, ксилофон, подвешенные тарелки (Piattisospesi), а также гораздо более редкие даже для современной музыки басовая маримба, балийский гонг, альпийские колокольчики и другие. Однако гораздо более значителен тот факт, что ударные становятся полноправными участниками многих произведений Э. Денисова и даже берут на себя «главные роли».
Конечно, кроме известной книги Эдисона Денисова, есть еще ряд книг, которые помогают лучше узнать весь спектр обсуждаемой нами темы. Но, к сожалению, по сравнению с методической литературой для других музыкальных инструментов, их ничтожно мало. Приведу некоторые из них:
- В. Котоньский. «Ударные инструменты в современном оркестре»;
- Е. Андреева. «Ударные инструменты современного симфонического оркестра»;
- А. Панайотов. «Ударные инструменты в современных оркестрах»;
- Г. Дмитриев. «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние».
- И. Шабунов. «Ударные инструменты в симфониях Д. Шостаковича»;
- А. Наумов. «Ударные инструменты и эстетика МХТ начала ХХ века»;
- П. Игнатов, В. Никитина, А. Пьянкова. «Современные ударные инструменты».
Brainf ** к
Происхождение: Brainf ** k был изобретен Урбаном Мюллером в 1993 году. Он хотел разработать наименьший возможный компилятор для Amiga OS (версия 2.0) с использованием нового языка. Он сумел написать 240-байтовый компилятор, а затем опустил его до уровня ниже 200.
Наряду с Befunge, это более известный из эзотерических языков программирования. Оба также породили другие извилистые языки своего рода. Поскольку это звучит оскорбительно, это также пишется как brainf ***, brainf * ck, brainfsck, b **** fuck или BF. Язык использует комбинацию из восьми команд — > <+ -. , [] Абсолютно минималистичная программа очень сложна в использовании, так как, как и большинство эзотерических языков, в ней нет переменных, функций, условий … которые являются неотъемлемой частью общих языков программирования.
Какие виды гуслей существуют? Какие гусли лучше выбрать?
Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.
Существуют такие виды гуслей:
Яворчатые. Самые первые гусли были изготовлены из ствола явора (белого клена). Такие гусли еще называют крыловидными или звончатыми. Для них актуален диатонический звукоряд. Особенность — тонкий открылок, не более 11 мм. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, но чаще всего — от 6 до 9. Количество струн зависит от настройки инструмента и необходимого диапазона звучания. Издревле белый клен считался на Руси особенным деревом. Существовало поверье, будто кленами становятся люди, которые были «закляты». Чаще всего в клены «превращали» непослушных детей. Затем музыканты изготавливали из явора гусли, и с помощью музыки «заклятые» рассказывали свои истории. С прагматичной точки зрения клен — один из наиболее крепких видов древесины, отлично подходящий для изготовления столярных элементов, в том числе, инструментов.
Шлемовидные. Изначально считалось, что такие гусли, которые еще называют псалтырными, древнерусского происхождения. В современности историки пришли к выводу, что свое происхождение шлемовидные гусли берут в западной Европе. Такой инструмент имеет от 10 до 26 струн.
Лирообразные. Они имеют игровое окно. Были в ходу в Древней Руси и Польше в XI—XIII вв. Если на лирообразных гуслях играют на ходу, то инструмент упирается в брюшной пресс — именно такая техника исполнения распространена у современных гусляров.
Стационарные. Такие гусли также называют клавирообразными, прямоугольными и столообразными. Традиционные гусли — всегда щипковый инструмент, а вот стационарные могли быть и щипковыми и клавишными. На клавирообразных гуслях играли преимущественно представители русского духовенства. Такие гусли имели фортепианный строй, а расположение струн соответствовало белым и черным клавишам (всего 55–66 струн). Инструмент был распространен среди состоятельных граждан, поэтому в народе стационарные гусли нередко называли «поповскими». Появились они много позже, чем традиционные щипковые образцы.
Русский народный ударный музыкальный инструмент. Русские народные инструменты: символичность, классификация, история в именах
Русские народные инструменты.Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения.
Согласно современным данным, в инструментоведении музыкальный инструментарий классифицируется по определяющему признаку — источнику звука и подразделяется по способу его извлечения. В основу этой систематизации положена классификация К.А.Верткова, базирующаяся на разработках немецких ученых Э.Хорнбостеля и К.Закса. В соответствии с источником звука, русские народные инструменты делятся на:
- Духовые (аэрофоны), струнные (хордофоны), мембранные (мембранофоны),
- самозвучащие (идиофоны).
- Рассмотрим каждую из групп подробнее.
- Русские народные инструменты: духовые.
Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.
- К свистковым русским народным инструментам(звук в них возникает в результате рассечения вдуваемой исполнителем воздушной струи об острый край трубки или специальный вырез в ней) относятся различные продольные дудочки.
- Одноствольная дудка — продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.
- Двуствольная дудка(ее также называют двойчаткой, двойницей или свирелью — на каждой трубке обычно по три отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении; в совокупности они соответствуют диапазону одиночной дудки.
- Кугиклы, или кувиклы, кувички — многоствольные дудки — это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.
- Окарины— пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах — до десяти, с диатоническим звукорядом в объеме ноны.
- Язычковые духовые инструменты.
Язычковые духовые (звук возникает в результате колебания язычка — металлической пластинки) могут быть двух типов. На одном из них используются так называемые бьющие язычки. Изготавливаемые из тростника, бересты, иногда расплющенного основания гусиного пера и т.п., они находятся у проемов, прорезей, прикрывая их. Во время подачи воздуха язычок ударяет по краям этих прорезей.
Другая же группа язычковых — с проскакивающими, обычно металлическими язычками. Язычки здесь чуть меньше проемов металлических рамок, к которым точно пригнаны. Один конец у них прочно прикреплен к рамке, другой свободно колеблется в проеме.
Если язычки первого типа (бьющие) могут издавать несколько звуков в зависимости от силы и способа вдувания (прерывая воздушную струю, они образуют колебания воздушного столба в трубке, в которой находятся), то язычки второго типа (проскакивающие) издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки.
Проскакивающие язычки являются основой гармоник — от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов. К бьющим язычкам относится жалейка— дудочка с небольшим количеством игровых отверстий (от трех до семи), с пищиком и раструбом, обычно из коровьего рога; она имеет диатонический звукоряд и диапазон в пределах октавы.
На парной жалейке — двух скрепленных жалейках — мелодия, в пределах того же звукоряда и диапазона, исполняется на трубке, которая имеет большее число игровых отверстий. На второй же трубке звучит бурдон или подголосок.
Волынка
Вистл
Этот музыкальный инструмент – основа ирландской культуры. Редко когда ирландская музыка обходится без звучания этого аутентичного инструмента: веселые мотивы джиги, быстрые польки, душевные эйры – в каждом из представленных направлений чувствуется голос вистлы.
Инструмент представляет собой продолговатую флейту со свистком на одном из концов и 6 отверстиями на лицевой стороне. Как правило, изготавливают вистлы из жести, но инструменты из дерева, пластика и серебра также имеют право на существование.
История появления вистла уходит далеко в 11-12 век. Именно этими временами датируются первые воспоминания о данном инструменте. Вистл легко сделать из подручных материалов, именно поэтому инструмент особо ценился среди простого народа. Ближе к ХIХ веку установился общий стандарт для вистла – продолговатая форма и 6 отверстий, используемых для игры. В развитие инструмента наибольший вклад сделал англичанин Роберт Кларк: он предложил изготавливать инструмент из легкого металла – белой жести. Благодаря хрипловатому и задорному звучанию, вистл очень полюбился ирландскому народу. С тех пор этот инструмент стал самым узнаваемым народным инструментом.
Принцип игры на вистле очень прост, причем настолько, что даже если вы никогда не брали в руки этот инструмент, после 2-3 часов усердных тренировок сможете сыграть свою первую мелодию. Вистл одновременно простой и сложный инструмент. Сложность заключается в его чувствительности к дыханию, а простота – в легком достижении аппликатуры.
Стеклянная гармоника
Пожалуй, один из самых редких музыкальных инструментов. Представляет собой конструкцию из стеклянных полусфер разного диаметра, нанизанных на стержень из металла. Конструкция закреплена в ящике-резонаторе. Играют на стеклянной гармонике слегка увлажненными подушечками пальцев трением или постукиванием.
Первые сведения о стеклянной гармонике известны с середины 17 века. Тогда инструмент представлял собой набор из 30-40 стаканов, на которых играли, нежно прикасаясь к их краям. В процессе игры музыканты извлекали настолько необычные, захватывающие звуки, что казалось, будто сотни стеклянных шариков падают на землю.
После грандиозного турне ирландца Ричарда Пакрича по территории Англии в 1744 году инструмент стал настолько известен и желаем, что обучаться игре на нем стали и другие знаменитые музыканты. Более того, великие композиторы того времени Моцарт, Бетховен и Рихард Штраус, плененные красотой звучания гармоники, специально для этого инструмента писали лучшие композиции.
Однако в те времена считалось, что звучание стеклянной гармоники негативно влияет на психику человека: нарушает душевное состояние, вызывает преждевременные роды у беременных, приводит к расстройству рассудка. В связи с этим в некоторых немецких городах инструмент запретили на законодательном уровне. А в начале ХХ века искусство игры на стеклянной гармонике было забыто. Но все хорошо забытое когда-нибудь возвращается. Так произошло и с этим чудесным инструментом: Виктор Крамер, питерский режиссер, в опере Глинки, представленную в Большом театре, успешно использовал стеклянную гармонику, вернув ее на законное место в современном искусстве.
1 — Величественный сильфон
Леонард Соломон, также известный как доктор Сьюз из музыкального мира, является создателем множества инструментов, которые формируют Majestic Bellowphone. С очень своеобразным видом он был вручную составлен Соломоном из кусочков свистка ручной работы, велосипедных рожков, медных осколков, тостеров и многих других предметов, которые получили здесь новые функции.
Одна из гордостей Соломона заключается в том, что, несмотря на все «странные» взгляды его музыкального оборудования, он может играть классические песни Моцарта и Брамса только с «Majestic Bellowphone». Соломон сделал несколько презентаций со своим оригинальным инструментом и, похоже, не останавливает необычные изобретения, поскольку он строит большие версии Bellowphone.
8 Восточноазиатский антияпонский вооруженный фронт — East Asia Anti-Japan Armed Front
Статус: неактивен
Студенты-экстремисты левого крыла, возмущенные исторической агрессией Японии в отношении меньшинств и других стран, сформировали этот саморазрушительный культ в конце 1960-х годов. Они утверждали, что до прихода японцев коренные жители (айны, окинавцы, этнические корейцы) жили вместе в полной гармонии с природой.
В период с 1974 по 1975 год группа совершала бомбовые удары по предприятиям, на которых они жили. считается, что эксплуатирует этнические группы и других азиатов. В частности, в результате нападения на штаб-квартиру компании Mitsubishi восемь человек погибли и несколько человек получили ранения. Полиция расправилась с группой, и суды приговорили ее лидеров к смерти или пожизненному заключению. Один из лидеров, приговоренных к смерти, Масаси Дайдодзи, позже извинился за свою роль во взрыве, сказав: «То, что мы причинили человеческие жертвы, — это не то, что я могу оправдать».
Продолжим эту тему. Ударники Израиля
Вадим Жиляев. Выпускник Симферопольского музыкального училища (преп. Е. П. Ефремов), Одесской консерватории. Один из ведущих преподавателей Израиля, заведующий отделом ударных инструментов муниципальной консерватории г. Петах-Тиква. Руководитель консерваторского ансамбля ударных инструментов, который год за годом совершенствуется в репертуаре и в мастерстве и на сегодняшний день является лучшим молодежным коллективом в стране. На счету Вадима целая плеяда талантливых выпускников, многие из которых продолжают свой самостоятельный путь в профессиональной музыке. До приезда в Израиль Вадим неоднократно с честью представлял музыкальное искусство бывшего СССР за рубежом, о чем свидетельствуют награды, премии, отзывы музыкальных критиков и СМИ.
Евгений Карасик — талантливый литаврист и исполнитель, практически, на всех ударных инструментах.
Михаил Климовицкий — прекрасный барабанщик, ксилофонист, вибрафонист.
Вячеслав Магидин — высочайшего класса профессионал на всех ударных. Переехал на постоянное место жительства в США.
Даниель Мошаев, артист Израильского симфонического оркестра -прекрасный литаврист и концертмейстер группы ударных инструментов.
Опечатка Исаака Ньютона
Исаак Ньютон
«Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона считаются одним из величайших научных трудов, тысячи ссылок на выдающуюся работу гениального британского учёного это только подтверждают. На протяжении трёх сотен лет работа Ньютона входит в число самых цитируемых монографий в истории науки, но тем удивительней тот факт, что всё это время «Начала» содержали элементарную математическую ошибку, на которую до недавнего времени никто не обращал внимания.
В одном из разделов «Начал» Ньютон приводит формулу для расчёта массы известных планет, в которой, среди прочего используется величина угла, образованного двумя определёнными линиями. В одних расчётах Ньютон работает с углом величиной 11 угловых секунд, а в другой части этих же вычислений использует угол 10,5 секунд.
Надо сказать, ошибка носит формальный характер и никак не сказывается на ценности научных выкладок Ньютона, однако остаётся неясным, каким образом тысячи людей, которые в течение сотен лет штудировали труд британца (среди них были поистине великие умы), сумели проглядеть эту «опечатку»? Ошибка недавно была обнаружена 23-летним студентом по имени Роберт Гаристо, который вероятно, будет хвастаться своим внукам, что превзошёл самого Ньютона если не в научных достижениях, то по крайней мере — во внимательности.
Желание, любопытство и амбиции.
Владимир человек довольно скромный.
— Чем я заслужил Ваше внимание, Борис?.. Быть упомянутым в очерке рядом с такими известными именами, корифеями исполнительства на ударных инструментах как Владимир Колокольников, Марк Пекарский и моим хорошим другом Александром Блиновым — для меня большая честь
Конечно же, я с ними знаком лично и очень уважаю то, что они делают. Мастера — иначе не определить их творческий уровень.
О моих учителях. На моей родине, в г. Рудный (Казахстан) моим учителем в музыкальной школе и в училище был Александр Гаврилович Семенов. В консерватории (г. Алма-Ата) — доцент Бектаев Айбек Бектаевич. Они вложили в меня душу и мастерство, которым владели, научили чувствовать ритмы — это самое главное. Их уроки в сочетании с моими желанием, любопытством и амбициями сделали из меня профессионала. Каждый раз, начиная концертное выступление, я молюсь за них.
— Кстати, о твоих сольных выступлениях. Два произведения американского композитора Л. Андерсона (1908–1975). Исполняешь их ты просто замечательно. Меня заинтересовало, кто этот композитор, сочинивший эти симпатичные пьески? И еще мне интересно, как это выглядит на нотном стане?..
— Лерой Андерсон любил экспериментировать с инструментальными эффектами и не боялся для создания музыки прибегать к бытовым вещам: к наждачной бумаге в «Sandpaper Ballet» или к тикающим часам в «The Syncopated Clock»!
Андерсон мастерски передал ритмическую партию печатной машинки. Что заставило американского композитора использовать канцелярское изобретение как музыкальный инструмент, неизвестно. Может быть, причина кроется в его образовании? Андерсон окончил Гарвардский университет и консерваторию в Новой Англии. Он был лингвистом и владел датским, норвежским, исландским, немецким, французским, итальянским и португальским языками.
От автора
Пришло время отпусков. На этот раз я запланировал посещение Санкт-Петербурга, где не был много лет, и Карелии. Много наслышан об этом чудесном, до конца еще не обжитом крае. Посетив Карелию, получил массу впечатлений от ее чудесных, неповторимых ландшафтов — перечислять их не хватит и целой книги. Но я не об этом…
Расскажу только об одной экскурсии — на остров-музей Кижи. Это ведь тоже по теме нашего очерка. На пути к острову уже издалека можно услышать колокольные перезвоны. По мере приближения я понял, что это не простой перезвон, обычно состоящий из нескольких звуков разной высоты, а целые музыкальные фразы… Тут меня осенило: ведь это то, чего недостает в моем очерке. И вот я стою перед небольшой часовней и слушаю прекрасную музыку кижских колоколов в исполнении профессионального звонаря. Это не могло меня не заинтересовать!
На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они возвещали время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселья и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей.
Колокольный звон никого не оставляет равнодушным.
Можно лишь представить, с каким восторгом люди слушали волшебную игру знаменитого московского звонаря Константина Сараджева! К сожалению, о нем знают немногие, но их вполне можно назвать счастливыми слушателями. Они познали совершенно новые возможности, таящиеся в колокольном звучании.
Есть люди, природный дар которых поражает воображение, выделяя их среди миллиардов соотечественников. Таким был Константин Сараджев (1900–1942), слух которого отчетливо воспринимал в пределах октавы невообразимое количество звуков! Это был обладатель необычайного, гиперэстетизированного слуха!
Уникальный музыкант, которому был доступен огромный, не слышимый никем другим звуковой таинственный мир, обостренный слух которого улавливал тончайшие градации повышения или понижения тона, был вправе запальчиво называть фортепиано «темперированной дурой»: столь просто и грубо настроен звукоряд этого инструмента…
В 1942 году Константин Сараджев скончался. Когда-то еще в мире появится подобный ему феномен?
Члены Ассоциации Колокольного Искусства России, созданной в 1989 году, высоко оценили деятельность К. К. Сараджева в деле развития колокольной музыки и создании художественного колокольного звона. Началось время возрождения колокольного звона как особой разновидности русского музыкального искусства, у самых истоков которого стоял Константин Сараджев — первооткрыватель новой эры в музыкальном искусстве колокольного звона.
Анастасия Ивановна Цветаева посвятила Сараджеву и его творчеству очерк: «Сказ о звонаре московском». Очень советую почитать.
Риллингтон-плейс/Rillington Place, 2016 год
https://www.imdb.com/
- Рейтинг: 7,1; мини-сериал BBC, 4 эпизода
- Режиссер: Крейг Вивейрос
- В ролях: Тим Рот, Саманта Мортон, Джоди Комер, Нико Мираллегро
Сериал рассказывает о серийном убийце Джоне Кристи и его жены Этель, совершивших серию убийств в 1940-х и начале 1950-х годов. В каждом из трех эпизодов рассказывается история с соответствующей точки зрения трех главных героев: Этель, Тимоти Эванса и Джона Кристи.
Двумя его жертвами Кристи были жильцы наверху, 20-летняя женщина по имени Берил Эванс и ее 13-месячная дочь. Муж Берил Тимоти был несправедливо обвинен и повешен. Кристи был главным свидетелем по делу. Дело вызвало много споров и было признано серьезной судебной ошибкой
Сталактитовый орган
Уникальный и необычный музыкальный инструмент, расположенный в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США. По сути — это полноценный орган, созданный внутри пещеры из естественных природных материалов. В книге рекордов Гиннеса сталактитовый орган признан «Самым крупным подземным инструментом естественного происхождения».
Инструмент создан математиком Лиландом Спринклом в 1956 году. По легенде, сын Спринкла ударился головой о низко висящий сталактит, а звук удара произвел впечатление на ученого, оценившего акустические характеристики пещеры.
У Спринкла ушло несколько лет работы на то, чтобы добиться идеального звучания инструмента и полноценного функционирования сталактитового органа. Звуки, производимые инструментом, слышны на всей площади пещеры, составляющей 14 км².
Управляющая консоль органа была разработана компанией Klann Organ Supply по проекту Спринкла. К обработанным камням подведены провода, по которым на закрепленные молоточки передаются специальные сигналы, появляющиеся после нажатий на клавиши инструмента. Молоточки ударяют по камням, извлекая звук.
Сегодня внутри пещеры проводятся экскурсии, по окончанию которых любой желающий может приобрести диски с записью музыки, исполняемой органистом Монти Максвеллом.