От фашиста до кумира пионеров: как джанни родари стал любимым сказочником советских детей?

Мы узнаем — Жизнь и творчество Джанни Родари. Подсказки школьнику

Многие читали интересную сказку о мальчике-луковице Чиполлино. Автор этого произведения – итальянец, сказочник Джанни Родари.

Родился будущий писатель в 1920-м году маленьком итальянском городе в семье небогатого булочника Джузеппе 23 октября. Сына назвали Джованни Франческо. Кроме него в семье Родари было ещё 2 мальчика. Джузеппе неожиданно умер от воспаления лёгких, когда Джованни было всего 10 лет. После смерти мужа мать Родари с 3 сыновьями вернулась жить к себе на родину, в деревню.

В детстве мальчик очень интересовался живописью, музыкой и чтением. Обычная школа для юноши была не по карману, поэтому учился он в семинарии. Там бесплатно не только учили, но также кормили и даже давали одежду учеников. В 17 лет, после трёхлетней учёбы в семинарии, будущий сказочник стал преподавателем в сельской школе.  По словам самого Родари, учитель из него вышел никудышный, но именно благодаря такому опыту, в будущем он стал знаменитым писателем-сказочником.

В 19 лет Родари поехал в Милан, где прослушал лекции факультета филологии. Во время второй мировой, когда Италия воевала на стороне Гитлеровской Германии, Родари из-за слабого здоровья оказался не годным к службе. В это время он продолжал преподавать у детей и одновременно являлся членом молодёжной фашистской организации. Однако в 1943 году после того, как погибли двое его друзей, а один из братьев Джанни оказался в лагере, Родари присоединился к движению сопротивления.

Через несколько лет после окончания войны Джанни Родари стал работать журналистом и одновременно начал писать детские книжки. Это был 1948 год. Первый же его сборник, а также самая узнаваемая повесть-сказка писателя о мальчике-луковке Чиполлино были напечатаны в детском издании в 1951 году. Редактором этого издания был сам Родари с 1950 года.

В 1953 году писатель женился. А через несколько лет, в 1957 году, жена подарила ему дочь Паолу. В этом же году Родари, сдав экзамен, стал называться журналистом-профессионалом. В 70-м году Джанни Родари удостоился награды Г. Х. Андерсена. Благодаря этой премии автор стал известен во всём мире.

В конце 70-х писатель тяжело заболел. Весной 1980 года после неудачной операции Джанни Родари скончался. Ему было всего 59 лет. Его жена Мария Тереза и Паола получили множество писем с соболезнованиями по поводу смерти писателя.

В 1952 году сказочник впервые приехал в СССР, где потом бывал еще не один раз в том числе со своей дочерью, ведь в родной Италии он долго не был популярным. А в 1953 году в переводе Потаповой и Маршака в СССР была опубликована его сказка про Чиполлино. Среди других известных произведений Родари такие: «Путешествие Голубой Стрелы», «Джельсомино в Стране лжецов» и стихи в переводе того же Маршака: «Чем пахнут ремёсла?», «Трубочист». Единственная книга писателя для взрослых – «Грамматика фантазии».

Литературная слава

Литературная слава пришла к Родари сначала в СССР и странах советского лагеря, и только потом — на родине. Советскими читателями писатель был воспринят благосклонно и завоевал немалую известность. Особенно широкую популярность снискали «Приключения Чиполлино». Многие стихи вышли в СССР в переводе Самуила Маршака, а Чиполлино был экранизирован дважды: в 1961 в виде мультфильма и в 1973 — в виде художественного фильма, в котором в роли сказочника снялся сам автор; кроме того, одноименный балет на музыку Карена Хачатуряна с 1974 года входит в репертуар Большого театра.

В 1967 году литератора признали лучшим писателем Италии, а в 1970 г. он получил самую высокую награду в детской литературе — премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогала ему приобретать всемирную известность. Тем не менее, в связи с политическими предпочтениями автора, во многих странах его книги до сих пор остаются мало известными.

Так, на английском языке произведений Родари практически не существует, а вместе с развалом советского блока один из самых популярных детских писателей был забыт и во многих странах Варшавского договора. Несмотря на то, что в Италии множество школ названо в честь Родари, а его имя знает каждый ребенок, информация о коммунистических взглядах Родари у современных итальянцев вызывает удивление.

«Грамматика фантазии»

Родари не только писал сам, но и призывал к этому других, пытался в своих юных читателях открыть сочинительский дар, научить придумывать собственные яркие, поучительные «книги-игрушки». Об этом труд «Грамматика фантазии».

Не раз писатель посещает СССР, его привлекает система воспитания в Союзе — своими мыслями об этом, также о развитии творческого начала он и делится в данной книге. Она написана таким же легким, непринужденным языком, как и художественные произведения, поэтому читать труд несложно детям и взрослым.

Часть глав посвящена теоретическим основам писательской деятельности: структуре произведения, правильного оформления — все это разобрано на примерах конкретных произведений. Автор доносит простую мысль: творчество писателя — не талант, берущийся из ниоткуда, этому можно и нужно учиться.

Грамматика фантазии, или как спасти людей от рабства

В 1973 году на свет появляется его педагогический труд «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй», который стал результатом многолетней работы в области придумывания и который Родари адресовал учителям, родителям и аниматорам. Это уже не литературное произведение, скорее наоборот, в этой книге Родари раскрылся как мыслитель-гуманист, стремящийся к целостному развитию человека, к актуализации его внутреннего потенциала. Цель своей работы Родари указывает в двух предисловиях к книге.

«Воображение и математика, фантазия и наука — не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта. Мой идеал — цельная личность. Я считаю, что нашей эпохе, нашей планете необходимы цельные люди», — писал он в предисловии к советскому изданию.

«Я надеюсь, что эта книга сможет быть в равной степени полезна всем, кто считает необходимым, чтобы воображение заняло должное место в воспитании, кто возлагает большие надежды на творческое начало у детей, кто знает, какую освободительную роль может сыграть слово. „Свободное владение словом — всем!» — на мой взгляд, это хороший девиз, девиз добротного демократического звучания. Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом», — подчеркнул он в „Предыстории“ своей книги.

Возможность спасти людей от рабства Родари видел в том, чтобы преодолеть пропасть между воображением и фантазией, которую окончательно сформулировал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Родари обращает внимание на то, что, по мнению немецкого идеалиста, «и воображение, и фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит». Такое разделение приводит к помещению обоих понятий «на иерархической лестнице», что, в свою очередь, начинает «исправно служить оправданием чуть ли не расового, физиологического деления людей на поэтов (художников), способных на творческую фантазию, и середнячков вроде какого-нибудь механика, воображение которого не выходит из круга практических задач: он может, например, вообразить себе постель, если устал, и стол, если голоден»

Философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель

ГегельВильгельмФридрихГеоргФилософ

«Стало быть, фантазия идет по первому классу, а воображение — по второму», — подчеркивает писатель.

Однако, заявляет Родари, ссылаясь на современных ему философов и ученых, в том числе на советского психолога Льва Выготского, «творческая жилка воображения есть у всех — у ученого, у инженера; для научных открытий она так же важна, как для создания произведения искусства; в конце концов, она нужна и просто в повседневной жизни…» Разум же, продолжает итальянский писатель, един, поэтому творческие возможности его должны развиваться всесторонне.

Советский психолог Лев Выготский

ВыготскийЛевпсихологСоветский

«Полноценному человеку они необходимы. Если обществу, основанному на мифе высокой производительности (а в действительности — на прибыли), нужны полулюди, послушные исполнители, усердные воспроизводители, покорные, безвольные орудия — значит, общество устроено плохо и надо его изменить. Для того чтобы его изменить, нужны люди творческие, умеющие пускать в ход воображение», — указывает Родари.

При этом он признает, что и современное ему общество также стремится к развитию творческих способностей своих членов, но делается это в специфических целях. В частности, Артур Кроупли о.

«Нет, господин хороший, мы будем развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как он есть, а преобразился», — протестует против такого подхода Родари.

Деятельность журналиста

В 1948 году Родари начал работать в итальянском издательстве «Унита» журналистом. В это время он развивал свое творчество. Его удивительная фантазия позволила написать несколько детских книжек, что стало делом всей его жизни. Через два года в Риме каждую неделю начали выпускать журнал для школьников, а Джанни назначили его главным редактором.

Именно здесь и были опубликованы «Приключения Чиполлино» и «Книжка веселых стихов». Благодаря тому, что Родари состоял в коммунистической партии, его сборники стали знаменитыми в Советском Союзе. В 1953 дети смогли прочитать русский перевод его рассказов и стихотворений. А через двадцать лет «Приключения Чиполлино» экранизировали. Джанни Родари сыграл в фильме самого себя.

Первое путешествие в СССР писатель совершил в 1952, но затем бывал в этой стране еще много раз. Через пять лет он сдал экзамены и официально получил профессию журналиста. Но его настоящим призванием было написание книг. Вышли сразу несколько сборников:

  • «Стихи в небе и на земле»;
  • «Сказки по телефону»;
  • «Поезд стихов»;
  • «Торт в небе».

Некоторые сказки Джанни Родари стали основой для популярных детских фильмов: «Голубая стрела», «Волшебный голос Джельсомино». Каждый советский школьник наизусть знал его стихотворение «Чем пахнут ремесла?».

Это сделало его известным не только на родине, но и во всем мире. Цитата из его речи, произнесенная во время церемонии, позволяет понять нестандартные мысли писателя: «Сказка дает нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями».

Книги

Сказочник Джанни Родари

Было это в 1950-м, а уже через год Родари выпускает первую книгу – сборник «Книжка веселых стихов», куда вошли такие стихотворения, как «Чем пахнут ремесла?», «Куда девались феи», «Голубой трамвай».

Чуть позже в свет выходит самое знаменитое произведение мастера – «Приключения Чиполлино». По иронии судьбы, наибольшее признание эта книга получила в Советском Союзе, где была переведена в 1953-м под редакцией Самуила Маршака.

Джанни Родари с куклой Чиполлино

Пожалуй, не было в Стране Советов ребенка, который не прочитал бы это произведение о приключениях Чиполлино – доброго и храброго мальчика-луковки, который борется против зла и несправедливости. Этот классический сказочный подтекст Родари облек в совершенно новую аллегоричную форму, создав современный социальный сюжет (здесь и классовая борьба, и тяготы режима, и социальная незащищенность) и подав его ярко, вкусно, под «литературным» соусом из фруктов и овощей.

В СССР коммунист Джанни Родари побывал за год до выхода «Чиполлино» на русском языке. И затем неоднократно бывал здесь (в 1963-м, 1969-м, в 1973-м – когда снимался в фильме-сказке «Чиполлино», в 1979-м) и этот период биографии назовет впоследствии одним из самых ярких и счастливых. В 1961 году на советские экраны вышел мультфильм «Чиполлино», который еще больше прославил сказку итальянского писателя.

Советский мультфильм по сказке Джанни Родари «Чиполлино»

Тем временем на родине, в Италии, признавать талант литератора не торопились. Но это не сказывается на настроении Родари и его желании творить для детей. 1960-е можно назвать пиком его литературной детской работы.

В 1958 году выходит новая сказка Родари «Джельсомино в стране лжецов» о мальчике с волшебным голосом, который, попав в заколдованную страну обманщиков, освобождает жителей от власти лживого короля и возвращает им правду. 2 года спустя опубликован сборник «Стихи в небе и на земле».

Джанни Родари на встрече с читателями в Краснодарской библиотеке

После этой работы Родари пишет цикл «Сказки по телефону» (1962) — короткие забавные истории, героями которых делает обычных итальянских ребятишек. В 1964 году выходит еще одна замечательная сказка Джанни Родари «Путешествия Голубой стрелы» о приключениях игрушек из магазина Феи, которые сами ищут себе владельцев из списка бедных детей, чьи родители не могут позволить себе купить праздничный подарок.

Эта сказка осенена заметной грустью писателя, размышляющего о том, почему же детям приходится страдать в этом несовершенном мире: герои сказки Роберто и Франческо вынуждены трудиться наравне со взрослыми, а маленькая девочка замерзает с куклой в руках

Особое внимание автор уделяет необходимости хорошего образования детей. С этой идеей написана книга «Какие бывают ошибки», в которой грамматические ошибки оживают и становятся главными действующими лицами

Джанни Родари с советскими школьниками

А в 1966 году отдельным изданием выпущена сказка «Торт в небе». В этом повествовании автор описывает, как вместо атомной бомбы в небе над Италией оказался, к восторгу всех детей, гигантский торт. Сказки Родари справедливо называют «игрушками из слов». Они изящно написаны, легки для восприятия, увлекательны, как хоровод. Добрые и мудрые произведения искрятся фантазией и в то же время отражают реальную жизнь, за что еще больше любимы и интересны читателю.

Параллельно с писательской деятельностью Джанни Родари всю жизнь работает как журналист. В 1957 году сдал экзамены, чтобы подтвердить это профессиональное звание. Работал в журнале для юношества «Авангард», в газете «Паэзе сера», где до конца жизни был литературным сотрудником.

Джанни Родари

В 1967 году Джанни Родари признан лучшим писателем Италии. К автору, наконец, пришло призвание, его книги издаются миллионными тиражами и переведены на десятки языков мира. Родари еще раз подтвердил свой гениальный талант в 1970-м, когда получил Международную золотую медаль имени Ганса Христиана Андерсена – высшую награду в детской литературе.

В 70-е годы из-под пера писателя выходит цикл произведений «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник», «Грамматика фантазии» (1973), «Жил был дважды барон Ламберто».

Интересные факты о Джанни Родари

Есть несколько интересных фактов о Джанни Родари, связанных с его творчеством и поведением. Сказку «Приключения Чиполлино» в СССР поставила Тамара Лисициан. Она пригласила писателя сняться в фильме в качестве автора, то есть самого себя. Но с 2012 года кинокартину внесли в список вредных фильмов

Ее запретили смотреть детям до 12 лет, так как в ней особое внимание уделяется неправильному поведению органов власти

Джанни любил собирать возле себя детей и разговаривать с ними о своих сказках, объяснять непонятные моменты. На таких встречах он пытался развить фантазию маленьких читателей, для чего задавал странные вопросы. Один из его любимых: «Что бы ты сделал, если бы в дверь постучался крокодил?». На основе ответов Родари мог составить психологический портрет ребенка и разобраться в проблемах, которые его занимают.

В конце 1970-х годов у писателя резко ухудшилось и без того слабое здоровье. У него развились заболевания сосудов нижних конечностей, кровообращение стало нестабильным. Доктора настояли на хирургическом вмешательстве, но Родари не смог его перенести и скончался 14 апреля 1980 года прямо на операционном столе. Великий сказочник похоронен в Риме.

Развлекая, говорить о серьезном

Его книги читаются одинаково легко и взрослыми, и учениками начальных классов. Биография Джанни Родари, доброго, сердечного, открытого и искреннего писателя, охватывает целых три десятилетия литературной работы. За это время опубликовано более дюжины детских произведений в стихах и прозе. В его творениях «Книжка веселых стихов» (1951 г.), «Поезд стихов» (1952 г.), «Стихи в небе и на земле» (1960 г.) продемонстрировано умение Родари раскрыть сложность мира в самых привычных и вроде бы незначительных вещах.

Сказки Родари очень интересны и содержательны. Пожалуй, самой известной является повесть «Приключения Чиполлино», изданная в 1951 году и переведенная на русский С. Маршаком в 1953 году. В книге о мальчике-луковке и его друзьях рассказывается об их жизни в фантастической стране фруктово-овощных человечков, о приключениях и невзгодах, о торжестве добра, любви и справедливости. На самом деле описывалось современное общество через призму сказочной атмосферы.

Среди жителей СССР эта сказка приобрела невероятную популярность, в 1961 году по ней сняли мультфильм, а в 1973 году — фильм «Чиполлино», где во второстепенной роли снялся сам автор Джанни Родари.

Родари стал автором еще нескольких сказок: «Приключения Голубой стрелы» в 1952 году, «Джельсомино в Стране лжецов» в 1959 году, «Сказки по телефону» в 1961 году, «Торт в небе» в 1966 году и многих других.

Что можно сказать кратко о биографии Джанни Родари? Для детей он создавал книги, взяв за правило железный принцип: развлекая и веселя читателя, говорить о важных, серьезных, правильных вещах. Бороться со злом и жестокостью, защищать бедных, выступать за справедливость, как, например, это делает неунывающий Чиполлино и его друзья.

Писатель неоднократно становился лауреатом различных премий. В 1970 году Джанни Родари получил высшую награду в детской литературе — Международную премию имени Андерсена.

«Джельсомино в Стране лжецов»

Джанни Родари не переносил ложь. Лгунов и лицемеров он считал величайшими врагами человека. По его мнению, лишь правда могла сокрушить оковы неправды. Она, словно разящий голос, должна разбить ложь. Таким даром и наделил Родари Джельсомино.

Сюжет сказки разворачивается в Стране лгунов, куда попадает главный герой — мальчик Джельсомино (в переводе на русский язык «жасмин»), обладающий сверхгромким голосом. Поначалу мальчик не понимает, дар это или проклятие. Однако, убедившись, что ему не место среди обычных людей, Джельсомино уходит из родного города. Путешествуя, он попадает в волшебный мир — страну, где все говорят неправду: в магазине вместо хлеба продают чернила, люди вместо комплиментов говорят друг другу оскорбления, художники рисуют неправдоподобные картины, а в ходу только фальшивые деньги. Даже животные должны подчиняться данному правилу: кошки — лаять, коровы- ржать, собаки — мяукать, а лошади — мычать.

Виной всему — диктатура короля Джакомона. Сначала Джельсомино не понимает, что происходит вокруг, но вскоре привыкает к новым условиям, заводит друзей, среди которых есть даже трехногая кошка, которая, в отличие от остальных сородичей, принципиально не хочет лаять. Друзья разоблачают короля, и страна начинает жить в атмосфере правды.

Примечательно, что произведения Джанни Родари подарили миру крылатые изречения. Одно из них касается чудесного голоса Джельсомино. То, что человек говорит подобно Джельсомино, означает, что он чрезмерно громок. Иногда выражение «поет, как Джельсомино» может определяться как высокая похвала в манере сольного исполнения. Это же имя употребляется к исключительно честному человеку.

Переводов сказки было несколько, уж очень она, как и многочисленные произведения Джанни Родари для детей, полюбилась жителям СССР.

Интересные факты о писателе

Отец будущего писателя был булочником, у него была своя маленькая пекарня и хлебная лавочка. Он был добрым человеком, душой семьи, поощрял любые увлечения и начинания своих сыновей.
Любимым занятием маленького Джанни было рисование. В детстве мальчик мечтал стать вовсе не писателем, а знаменитым художником. В школе у Джанни были неважные отметки по рисованию, и он вскоре смирился с тем, что не станет великим живописцем

Но возможно, именно любовь к рисованию сделала Джанни хорошим писателем, ведь рисование учит человека глубже воспринимать образ и обращать внимание на детали.
Еще маленький Родари мечтал быть изобретателем игрушек.
Отец писателя, Джузеппе, простудился, спасая тонущего бездомного котенка. Эта простуда стала причиной воспаления легких, которое привело к смерти Джузеппе

Когда отца Джанни не стало, мальчику едва исполнилось 10 лет.
После смерти главы семьи, дела в доме Родари пошли плохо. Мама писателя была вынуждена работать служанкой в доме обеспеченной семьи, чтобы прокормить троих сыновей. С раннего детства Джанни и его братья хватались за любую работу, чтобы хоть немного помочь матери. Мальчики подрабатывали продавцами газет, чистильщиками обуви, уборщиками.
Образование Джанни получил в духовной семинарии, хотя мальчик никогда не отличался особой набожностью. В семинарии учеников учили играть на скрипке, а Джанни всегда об этом мечтал. Лишних денег, чтобы оплатить учителя музыки, в бедной семье Родари не было. Кроме того, учащиеся семинарии жили в общежитиях и питались за счет учебного заведения, что позволяло небогатой семье сэкономить немного денег.
После окончания обучения Джанни работал учителем. Сам писатель сомневался в своем педагогическом мастерстве, но отмечал, что дети его внимательно слушали. В сказочной форме он объяснял детям простые истины, говоря больше об общечеловеческих ценностях, нежели непосредственно о школьном предмете.
На фронт во время Второй Мировой Войны Родари не взяли из-за проблем со здоровьем.
Некоторое время Джанни симпатизировал молодежной фашистской организации, но смерть друзей и арест брата во время Второй Мировой Войны сделали парня участником движения сопротивления.
После публикации сказки «Чипполино», католическая церковь на официальном уровне запретила ее читать детям. Представители духовенства называли Родари развратником и еретиком.
Писатель верил в коммунистические идеалы, и надеялся, что лучшие черты коммунизма воплотятся в реальной жизни. Наиболее отчетливо влияние коммунистической идеи на творчество Родари можно проследить в книге «Приключение Чипполино». В те времена идеалы коммунизма еще не были дискредитированы, а их последователи были честными и открытыми людьми, борющимися за социальное равенство и справедливость.
Писатель много времени отдавал творчеству, поэтому женился довольно поздно – в 33 года. Его супруга, Мария Фаретти, родила Джанни дочь Паолу, в которой молодой отец не чаял души.
Главное достоинство творчества писателя – это умение «завернуть» серьезную мысль в увлекательную форму. Так дети получают представление о добре и зле без излишнего морализма и скучных нравоучений.
Основным принципом творчества писателя можно назвать стремление донести детям правду. Именно поэтому в жизнеутверждающих произведениях Родари есть грустные, а порой и трагичные моменты.
Изначально сказки Джанни были не очень популярными в Италии, так как их считали чересчур метафоричными.
Во время визита в СССР, Родари с дочерью отправились в Детский Мир. Писатель был очень удивлен, когда увидел множество игрушек, прототипами которых были персонажи его сказок.
В СССР Джанни всегда покупал советский мармелад, выпущенный фабрикой «Ударница».
В Советском Союзе Джанни обращался к русским школьникам на итальянском языке, а они отвечали писателю на русском. Проблем с пониманием не возникало, что лишний раз подчеркивает умение писателя быть «на одной волне» с детьми.
Чтобы не упустить важную идею, писатель всегда носил с собой блокнот и ручку. Работа в редакции научила Родари абстрагироваться от шума и помех, поэтому творить он мог в любых условиях.
Писатель с детства обладал слабым здоровьем, к 60 годам хроническое заболевание сосудов стало очень беспокоить Родари. Врачи настояли на операции, которую писатель не перенес. Он умер на операционном столе в 1980 году.

Жизнь Родари (вариант 2)

Джанни Родари (1920-1980 гг.) относится к известным итальянским прозаикам, творчество которого посвящается детской читательской аудитории.

Родари является уроженцем пьемонтской деревушки, расположенной на северной части Италии, и появляется на свет в семье булочника. С раннего возраста будущий писатель проявляет интерес к музыкальным занятиям, играя на скрипке, а также увлекается чтением книг.

Образование Родари получает в семинарии, по окончании которой ему выдается учительский диплом и Джанни начинает преподавательскую деятельность в сельской школе.  В этот период Родари посещает лекции по филологии в Миланском католическом университете.

С началом мировой войны Родари не участвует в военных событиях по причине слабого здоровья, но становится членом сначала молодежной фашистский организации, а затем вступает в нацистскую партию. Однако спустя два года к Родари приходит осознание преступных целей фашистов, и писатель вступает в Движение сопротивления и, впоследствии, присоединяется к итальянским коммунистам.

После окончания войны Родари трудоустраивается в газету «Унита», относящуюся к коммунистической партии, и параллельно приступает к освоению писательского ремесла, выпустив первое произведение под названием «Книжка веселых стихов». Затем Родари назначается руководителем детского журнала, работая в котором выходит его самая знаменитая книга «Приключения Чиполлино», ставшая основой для мультипликационного фильма в Советском Союзе. Позднее снимается сказочная картина, в которой участвует писатель, играя самого себя. 

Писатель неоднократно посещает Советский Союз, где имеет большую популярность, поскольку его книги любимы не только маленькими читателями, но и взрослой аудиторией. Среди известных произведений Родари многочисленные стихотворения, в числе которых «Чем пахнут ремесла?», а также сказочная повесть «Путешествия Голубой стрелы» и книга для взрослых под названием «Грамматика фантазии». Родари является лауреатом премии Андерсена Ганса Христиана, благодаря которой к писателю приходит всемирная слава.

Помимо писательской деятельности Родари получает диплом профессионального журналиста.

В семейной жизни у Родари в браке с Марией Терезой Ферретти рождается дочь Паола.

Жизнь писателя прерывается в возрасте пятидесяти девяти лет по причине продолжительной болезни.

Неудобный Родари сегодня

Сегодня на бывшей территории СССР итальянского писателя еще помнят. Помимо переведенных еще в СССР произведений Родари выходят и новые. Однако в России некоторые начинают переосмысливать труды сказочника, так сказать, «по-новому».

Достаточно вспомнить нашумевший скандал с постановкой «Чиполлино» московским театром «Содружество актеров на Таганке», который изъял из сказки тему революции, заменив ее челобитной героев к правителю. Снимая шляпы и приседая в реверансе, Чиполлино и другие «герои» обновленной сказки предстали перед Лимоном, а тот — внезапно — одумался и приказал «отпустить всех заключенных, отменить нелепые налоги, раздать все дома и земли, и — самое главное — всех детей по утрам кормить конфетами». После чего все радостно обнимаются.

«Революция — это обязательно свержение какой-нибудь правящей касты, не важно», — объяснила режиссер Екатерина Королева британскому BBC свое решение изъять ключевой элемент сказки Родари. — Переворот

Военный переворот. Замечу — военный!»

«Я не хочу сейчас, с малых лет, детям говорить, что только таким способом мы можем достичь справедливости. Это неправда, — считает она. — Мне кажется, что самая главная революция — это революция в умах, бескровная революция».

Когда слышишь подобные слова, начинаешь задумываться, читала ли Королева саму сказку, которая, безусловно, заканчивается революцией, но революцией в целом бескровной: бывшие скверные правители либо бежали, либо перевоспитаны и занимаются честным трудом. Если же стереть без следа замысел писателя-коммуниста, а на его месте поставить современное видение, то принадлежность героев, бросивших вызов угнетению, к овощам, имеет не конкретный контекст профессионального опыта Родари как журналиста, а совсем иные — издевательские — коннотации.

Паола Родари

Одним из самых любимых иллюстраторов Джанни Родари стала его дочь. Когда Паоле было 14 лет, вышла первая книжка с ее рисунками — «Сказки, у которых три конца» (оригинальное название — Tante storie per giocare, или «Так много историй, чтобы поиграть»). В этой книжке автор приглашает читателей поиграть с историями — выбрать ту концовку, которая им больше нравится. Завершает книгу глава «Концовки, которые нравятся автору», в которой Родари объясняет, почему он выбирает то или иное завершение истории.

Родители Паолы Родари встретились в конце 1940-х. Ее мама, Мария Тереза Феретти, была секретарем парламентской группы Народно-демократического фронта в городе Модене. В интервью итальянской газете La Repubblica Мария Тереза вспоминает, что познакомилась с Родари, когда он приехал писать о работе их выборного штаба. В 1953 году Родари пригласили в Рим работать редактором детского журнала Il Pioniere. Из Модены он уехал вместе с молодой женой. В 1957 году родилась Паола.

Джанни Родари был очень популярен в СССР и часто сюда приезжал. Несколько раз он брал с собой дочку. История хранит легенду об одном из таких приездов — согласно ей маленькую Паолу восхитили игрушечные герои повести о Чиполлино в витринах советских магазинов. И сам Джанни Родари очень им обрадовался. Ведь в детстве он мечтал стать мастером по изготовлению игрушек, а про свои стихи говорил, что хотел «делать игрушки из слов».

Через три года вышла еще одна книга Родари с иллюстрациями дочери — «Новеллы на пишущей машинке» (Novelle fatte a macchina). Здесь рисунки более подробные, чем в «Сказках, у которых три конца», а на обложке Паола явно изобразила своего папу.

Паола Родари посвятила свою жизнь созданию интерактивных научных музеев. В таких музеях дети могут играть с экспонатами и изучать на практике физические законы и явления природы: электричество, силу тяжести, оптические иллюзии. Сейчас она живет в Триесте и преподает музейное дело будущим специалистам по научной коммуникации. Превратить науку в игру — идея вполне в духе Джанни Родари и его книги для взрослых «Грамматика воображения».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: