Обычай первый. Адыгея
Одним из шокирующих обычаев знатных адыгов в древности был аталычество. Родители отдавали своего маленького ребенка на воспитание своим подчиненным. По достижению совершеннолетия мальчик мог вернуться в семью, а девочка возвращалась перед замужеством.
Все время пока ребенок воспитывался, родители не встречались с ним. Возвращался же ребенок в присутствии свидетелей, как правило, семерых чтобы отец с матерью не усомнились в его кровном родстве. Обычай символизировал дружбу между семьями, а в некоторых случаях его использовали для прекращения кровной мести.
Обмен детьми был распространен и у других кавказских народов, но в наше время обычай себя изжил.
Обычай третий. Карачаево-Черкесия
У Карачаевцев есть своеобразный ритуал представления ребенка родственникам и знакомым. Обрядом Бешикке Салгъан (укладывание в колыбель) малыша официально вводят в семью. Это очень важный день для ребенка, его семьи, друзей и знакомых. На обряд приглашают самых старших женщин рода, они контролируют весь процесс. Родители в ритуале не участвуют, чтобы не обидеть недоверием старших.
Обряд по традиции проходит в доме свекрови. Она в знак уважения предлагает матери невесты перепеленать ребенка, та же в свою очередь тоже в знак уважения отказывается в ее пользу. Ребенка укладывают в колыбель на подушки, шитые золотом и туго пеленают, затем убаюкивают колыбельными песнями.
В это время в доме идут приготовления к празднику. Женщины пекут национальные хычины, а мужчины всецело заняты жертвенным бараном. Тушу разделывают на 24 части, каждой из которых свое предназначение. Самый старший мужчине рода является тамадой на празднестве. Ему предназначается лопатка. Старшим женщинам рода мясо бедра, остальное мясо подают гостям, каждый из которых берет соответствующую своему возрасту часть.
Заканчивается посвящение застольем, национальными танцами и конкурсами.
Загадочный Кавказ
Раньше черкесами называли всë коренное население северо-западных предгорий Кавказа, в том числе жители Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Долгое время европейцы считали, что именно здесь живут самые красивые женщины в мире. Многие иностранные путешественники, этнографы и писатели, посещавшие Кавказ, были буквально очарованы внешностью и обаянием черкешенок. Образ прекрасной горянки стал одним из популярных сюжетов европейской культуры.
Сам Кавказ, овеянный мифами и легендами, представлялся европейцам некоей древней прародиной, ведь именно сюда в библейские времена пристал Ноев ковчег. Мыслители Нового времени полагали, что жители Кавказа сохранили утраченную европейцами первозданную душевную чистоту.
В западной культуре XVIII в. даже возникло новое течение – ориентализм, воспевавшее нравы, обычаи и культуру Востока, с которым в то время отождествлялся Кавказ. Отголоски ориентализма можно найти в произведениях многих русских писателей XIX в., в том числе у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого.
К тому же, начитавшись античных авторов, многие жители Западной Европы считали Кавказ родиной таинственных и прекрасных амазонок. Их черты, безусловно, приписывались черкешенкам.
Красоту горянок и их гордый нрав, естественно, воспевали и местные мужчины. Например, это сделал известный адыгский просветитель и этнограф Султан Хан-Гирей в своей работе «Черкесские предания», которая вышла в журнале «Русский вестник», (том 2, 1841 г.). Автор написал: «Немного задумчивою, но вовсе не мечтательницею, воображаю я Княжну – отнюдь нет! С улыбкою, неуловимою на прекрасных розовых устах, представляю я себе знаменитую красавицу… Однако ж, при всей своей очаровательности, она, как говорит предание, казалась недоступною, гордою, созданною повелевать, а не повиноваться!»
Обычай второй. Дагестан
В Дагестане считают, что плох тот день, когда не пришел гость. Двери домов этих горцев всегда открыты. Во время трапезы в семье ставят на стол дополнительный прибор, и оставляют порцию еды, на случай прихода гостей. Любой, даже незнакомый человек, здесь самый дорогой и желанный, в любое время суток. Гостеприимные хозяева предусмотрительно держат в доме шубу, на случай если путник в дороге замерз.
Человек может оставаться в их очаге столько ему потребуется. По обычаям первые три дня гостю не задают вопросы, а по истечении этого времени с ним общаются, как с членом семьи.
С пустыми руками путника не отпустят. Ему соберут сумку с едой в дорогу, а еще положат подарок. Перед тем, как гость покинет дом, на пороге ставят кувшин с чистой водой, что означает пожелание счастливого пути.
Психология кавказского мужчины по отношению к женщине
Чтобы понять поведение горца, сначала стоит познакомиться с особенностями воспитания мальчиков на Кавказе. Главное правило – уважать старших, поклоняться родителям, помогать друг другу. Поэтому кавказский мужчина на 1-е место ставит семью с уважаемым отцом во главе. Мама – это святое, ее нужно почитать и оберегать.
С уверенностью можно сказать, что формирование взглядов и убеждений молодых кавказских парней происходит под воздействием традиций, окружения, родителей, религии. Но парадокс в том, что если кавказец уезжает, из его памяти часто улетучивается соблюдение уважения и культуры.
Понять психологию кавказского мужчины по отношению к женщине поможет знание его предпочтений при выборе партнерши:
- кавказцам нравятся скромные, неприступные, покладистые хранительницы домашнего очага;
- эти парни выбирают образованных, интеллигентных и одновременно домашних женщин;
- кавказцы – гостеприимные люди, и хозяин уважает мнение гостей, которые обязательно наблюдают за хозяйкой;
- им нравятся талантливые девушки, умеющие петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте или чувственно читать стихи.
Кавказцы против того, чтобы их дамы пили вино, общались с подружками и посторонними мужчинами, бурно проявляли эмоции и не ценили мнение мужчины. Женщина на Кавказе – образец, которому нужно соответствовать. Парню с Кавказа, как и любому другому, нравятся девушки в коротких юбках и облегающих брюках, но только не на избраннице. Также они против яркого макияжа, модных надутых губ и пирсинга. Если парень – приверженец ислама, ему нравится, когда девушка ходит в платке.
Собираясь построить отношения с мужчиной кавказской национальности, стоит пересмотреть собственные взгляды и отношение к ценностям, учесть вероятность потери свободы и независимости.
Шуба – тренд последнего сезона
Мода в Карачаево-Черкесию приходит из Турции. Все модные вещи привозят с этой страны. Интерес к европейской моде у девушек возник после масштабного развития торговых сетей Глория Джинс, O’STIN, INCITY. Не последнюю роль сыграла доступная и демократичная цена одежды этих брендов.
Самой трендовой вещью в последние сезоны стала шуба. Здесь – это национальная одежда. Раньше вместо нее истинные горянки носили платье в пол. Теперь они ходят в шубах. Этот предмет гардероба одевают в будни и по праздникам. Шубу можно даже надеть, отправляясь в местный рынок или продуктовый магазин
При этом неважно, какая на улице погода
«У каждой уважающей себя девушки на выданье обязательно должна быть шуба». И это не шутки.
Обилие модных вещей прячет индивидуальные качества человека. Редко тут встречаются необычные и неординарно одетые люди. Возможно, просто менталитет им этого не позволяет. Тем не менее, днем местные модницы предпочитают носить вечерние платья, которые уместны в ресторане или на каком-нибудь пафосном торжестве.
Мягкость и спокойствие
Многие жгучие брюнетки более темпераментны, чем блондинки. Кавказские женщины не отличаются покладистым нравом, в какие бы рамки их ни загоняли традиции.
Блондинки хрупкие и ранимые, их хочется защищать. С ними мужчины ощущают себя настоящими рыцарями. Тем не менее в брак кавказцы предпочитают вступать со своими, межнациональные союзы нередко распадаются как раз из-за разницы в темпераментах. Кавказский муж привык воспитывать жену, добиваясь полного подчинения. В европейках и славянках восточных мужчин подкупает внешняя мягкость, а обнаружившаяся по мере развития отношений непокорность порой даже разочаровывает.
Блондинки не будут раздувать конфликт до гигантских размеров, как часто делают брюнетки, которые могут не разговаривать с обидчиком днями
Национальный костюм
Не исключено, что национальный адыгский костюм, способный украсить и подчеркнуть гордую стать женщины-горянки, также содействовал распространению рассказов о необыкновенной красоте черкешенок. К такому выводу пришли кандидат искусствоведения Аминат Султанова и студентка Кабардино-Балкарского госуниверситета Жанна Битокова. Их совместная статья «Адыгский костюм от истоков до наших дней» вошла в сборник, выпущенный по итогам международной конференции «Научные междисциплинарные исследования» (Саратов, 2021 г.).
Авторы статьи отметили, что еще арабский ученый Аль-Масуди (896-956 гг.) в дошедшем до нас труде «Золотые копи и россыпи самоцветов» написал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками». При этом адыгский национальный костюм выглядел строго и торжественно, он не был излишне ярким и броским.
Камета Садулаева
Камета — певица и актриса Государственного молодежного театра “Серло”. Девушка увлекалась вокалом с раннего возраста — ее матери так и не удалось стать известной артисткой, и она решила помочь дочери воплотить свою детскую мечту. От других актрис Садулаеву отличает естественность, отсутствие гротеска и фальшивых эмоций, и кошачья пластика — движения девушки на сцене приводят в восторг.
У Садулаевой есть высшее образование, она окончила факультет педагогики и психологии ЧГУ. Но останавливаться на достигнутом Камета не собирается — она планирует обучаться актерскому мастерству в ВУЗе, чтобы стать еще более профессиональной актрисой.
Семейные традиции
Главная ценность кавказских народов ― семья. Типичный в прошлом ее вариант ― раннее материнство и многодетность ― сегодня наблюдается намного реже, как и жесткий патриархат. Однако основные традиции и обычаи, касающиеся брака, рождения детей и проводов в последний путь сохранились.
Свадебные обряды Кавказа интересны и очень многочисленны. Количество гостей, приглашенных на свадьбу, может достигать нескольких сотен человек, а в небольшой деревне может включать все взрослое население: отказ от приглашения на свадьбу на Кавказе расценивается как оскорбление. Главный на свадьбе ― «кавор» (крестный отец). Он руководит процессом бракосочетания в церкви и ЗАГСе, а также свадебным застольем, которое обычно продолжается два дня.
Свадьба на Кавказе начинается со сватовства, далее устраивается помолвка и назначается день бракосочетания. В день свадьбы жених и его друзья на нескольких авто приезжают в дом невесты. Впереди едет гонец, под громкую музыку оповещающий всех о свадьбе. В это время невесту в закрытой комнате одевают в свадебный наряд, и следят, чтобы представители жениха не украли туфлю невесты, иначе «похитителю» придется выплатить вознаграждение. А кавору придется раскошелиться в любом случае: чтобы вывести невесту из отчего дома, ему нужно заплатить выкуп.
В некоторых кавказских странах есть аутентичные свадебные ритуалы. В Грузии, перед тем как войти в дом невесты, жених выпускает в воздух голубя, а невесте при выходе из дома на голову высыпают рис и изюм, как пожелание новой семье достатка и благополучия. В Азербайджане жениха и невесту при выходе из дома обводят вокруг костра, который символизирует домашний очаг, впереди несут зеркало и зажженные свечи.
Следующий, самый важный этап свадьбы ― венчание. Это обряд, во время которого церковь призывает Господа благословить новую семью. После венчания гости едут в дом жениха, где по кавказской традиции новобрачных встречает свекровь с лавашом и медом (во многих странах Европы это хлеб и соль), затем всех гостей приглашают за стол. На свадебном банкете, который сопровождается живой музыкой и часто продолжается до утра, обязательно должен быть тамада ― человек, который предлагает тосты и ведет программу.
В старину на Кавказе одним из основных достоинств невесты была ее непорочность. Как свидетельство чистоты и невинности невесты, после брачной ночи в дом приносили красное яблоко. Если же девушка до свадьбы не сохранила девственность, она становилась изгоем, а замужество могло быть объявлено недействительным. Сегодня такой обычай утратил актуальность.
На Кавказе всегда с нетерпением ждут появления в молодой семье ребенка, считая логическим продолжением бракосочетания получение потомства. По церковным канонам, мать и ее новорожденное дитя первые 40 дней не имеют право посещать храм. Затем родители приносят ребенка в церковь, чтобы получить Божье благословение.
Дома проводят обряд «Деревянная колыбель» ― посвящение ребенка в члены семьи. Мать мужа или несколько самых старших в роду женщин пеленают малыша и укладывают его в богато украшенную колыбель (бешик). Церемония завершается смотринами, затем вся семья и приглашенные гости садятся за праздничный стол.
Следующий, связанный с детьми кавказский обряд, называется «атаматик». Его проводят, когда у ребенка прорезывается первый зуб. Голову малыша с пожеланиями счастливой жизни посыпают сладостями. В старину для этого использовали кчехаш, сладкую кашу из злаков, сейчас кчехаш заменили конфеты.
Некоторые традиции и обычаи народов северного Кавказа касаются только мальчиков. Так, младший сын обязан оставаться в доме родителей даже после того, как завел свою семью. Он ухаживает за родителями в старости, ему обычно по наследству достается отцовский дом. Еще один традиционный ритуал (он соблюдается в основном в Чечне) касается достижения мальчиками совершеннолетия. В этот день будущему джигиту дарят особый головной убор ― папаху, который считается главным атрибутом одежды мужчины, символом его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, он считается взрослым и способным отвечать за свои поступки.
Черкесо-франки
Еще одна причина возникновения культа черкешенок связана с колонизацией генуэзцами северо-восточного Причерноморья в эпоху позднего Средневековья. Представители пришлой знати стремились заключать браки с родовитыми черкешенками, что открывало перед ними большие перспективы. Так, итальянец Симон де Гизольфи стал правителем города Матреги (современной Тамани), женив своего сына Винченцо на дочери черкесского князя Берозоха.
Смешанные браки между генуэзцами и адыгами были настолько распространенным явлением, что ученые даже говорят о черкесо-франках как об особой этнокультурной общности, существовавшей в XIII – XVII вв. в восточной части Крыма, на Таманском полуострове и в западных районах Черкесии. Данной теме посвящено статья доктора исторических наук Самира Хотко «Черкесо-франки: этнокультурная общность на стыке цивилизаций», которая вышла в журнале «Научная мысль Кавказа» (No 1, 2016 г.).
По мнению ученого, смешанные браки заключали между собой представители всех социальных слоев. А среди женихов были не только генуэзцы, но и флорентийцы, византийцы. Аристократы и купцы были заинтересованы в развитии деловых и дружеских контактов с местным населением, они выбирали в жены дочерей влиятельных черкесов. А вот девушек из простонародья часто насильно увозили и продавали в качестве невольниц в Западную Европу.
Одним из известных черкесо-франков был Карло де Медичи (1427-1492 гг.). Его отец, основатель известной династии Козимо Старый, признал ребенка, рожденного черкешенкой, получившей в крещении имя Магдалена. Эта девушка была куплена на невольничьем рынке в Милане. А ее сын сделал завидную церковную карьеру и прославился как меценат.
Кавказская кухня
На кулинарные традиции народов Кавказа во многом повлияла горная местность региона. Здесь главное место в меню занимают мясные и молочные блюда, из рыбы ― в основном форель, которая водится в горных реках. Но несмотря на ограниченный набор продуктов, кавказская кухня очень разнообразна.
ТОП-12 самых популярных на Кавказе блюд:
Харчо — густой говяжий суп с рисом, орехами, зеленью, кислым соусом из слив или алычи и большим количеством острых специй.
- Бозбаш — суп из баранины и нута (турецкий горох). Особенность приготовления бозбаша ― мясо сначала отваривается, а затем режется кусочками и дополнительно обжаривается.
- Хаш ― национальное кавказское блюдо, наваристый суп, который готовят из говяжьих ножек и рубца.
- Бешбармак ― второе блюдо. На домашнюю лапшу, сделанную в виде четырехугольников, выкладывают кусочки вареной баранины, приправленной специями. Едят бешбармак руками.
- Чахохбили ― второе блюдо из куриного филе, тушеного в томатном соусе с чесноком, грецкими орехами, зеленью и пряностями.
- Лобио ― традиционное блюдо кавказской кухни, составляющими которого являются красная фасоль, кинза, зерна граната и специи. Подается с соленьями или свежими овощами.
- Хинкал ― отваренные в мясном бульоне кусочки теста, которые подают с вареным мясом и соусом ткемали.
- Аджапсандали — блюдо из баклажанов, сладкого перца и помидоров. Для его приготовления овощи сначала обжариваются в растительном масле, а затем тушатся с чесноком и зеленью.
- Кучмачи ― очень вкусное и ароматное грузинское блюдо, рецепт которого сохранился с древнейших времен. Его готовят из телячьих или куриных потрохов, добавляя к ним огромное количество зелени и приправ.
- Лаваш ― визитная карточка кавказской кухни, очень тонкая пресная лепешка из пшеничной муки. Этот универсальный продукт можно сочетать практически с любыми ингредиентами. Особенно популярны закусочные рулеты из лаваша.
- Чебурек ― полукруглый пирожок из пресного теста с начинкой из жирного мяса (в классическом варианте – баранины), большого количества лука и специй, жарится во фритюре.
- Хачапури ― большая круглая лепешка или открытый пирожок с начинкой из твердого сыра, яйца и зелени.
Кулинарные предпочтения в отдельных регионах Кавказа зависят как от принадлежности населения к той или иной религии (к примеру, мусульмане не едят свинины), так и от географического расположения региона (в низинах с более теплым климатом употребляют больше овощей и фруктов).
Черкешенки
Как рассказывают исторические и литературные источники, черкешенки, абазинки, кабардинки и адыгейки всегда считались необыкновенно красивыми, страстными и изящными. Когда-то они становились самыми желанными наложницами султанов. В поэзии стран Европы и Америки о черкешенках представляли как идеал женской красоты.
Сам царь Иван Грозный женился второй раз на дочери кавказского мурзы, которая была известна своей красотой. Прекрасная невеста послужила прототипом для Шамаханской царицы, которой восторгался в своем произведении А. С. Пушкин.
Одна из самых знаменитых российских певиц — черкешенок Сати Казанова. Эта красавица не только поп-исполнительница, но и актриса, джазовая певица, рекламный представитель нескольких крупных компаний.
Еще одна красавица-адыгейка — певица Фатима Дзибова.
Обычай восьмой. Ингушетия
Основополагающим танцем на Кавказе является лезгинка. Ингушетия не исключение. Однако традиционно знаменитую лезгинку на гармошке в Ингушетии исполняют исключительно женщины. Мужчины не рискуют даже соревноваться с прекрасным полом. Для них играть на кавказской гармошке является недостойным. Считается, что гармошка-сугубо женским инструмент.Сегодня в Ингушетии очень ярко проявляется матриархат кавказской гармошки. На концертах, праздниках, свадьбах и вечеринках исполнительницы, как правило, слабый пол. А вот струнные инструменты, напротив, считаются мужскими инструментами.
Обычай шестой
У одного из самых высокогорных народов Кавказа балкарцев есть замечательная традиция. Во время праздничного застолья, на столе помимо прочих угощений обязательно должна стоять буза – традиционный балкарский напиток.
Готовится он из слегка забродившего проса и имеет кисломолочный вкус. Этот очень вкусный, слабоалкогольный напиток, еще называют «жидким хлебом». Называют так бузу из-за содержащихся в ней питательных веществ, способных утолить голод. Этот напиток балкарцы считают одним из секретов долголетия.
Кстати сказать, слово «бузить» происходит именно отсюда. Бузит тот, кто выпил слишком много бузы.
Чеченцы очень любят знакомиться с русскими девушками
Каждый раз, когда я выходила прогуливаться по городу, ко мне подходили чеченские парни — хотели познакомиться. За весь период своего пребывания в Грозном на свидание я так ни разу и не сходила, прекрасно понимая, что каждый из них рассчитывает на яркое продолжение свидания — уж такое у них отношение к славянским женщинам.
Стоит отметить, что чеченцам запрещено прикасаться к женщинам (не к своим, разумеется), но это правило, судя по всему, не касается случаев общения со славянками — некоторые из них могут спокойно касаться нас, полагая при этом, что нам такое обращение приятно и оно допустимо (лично мне тоже не всегда нравится, когда незнакомый человек дотрагивается до меня).
Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо
Студентка полицейской академии Вьетнама рассказала, как ухаживает за кожей лица
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Могу сказать, что девушки со славянской внешностью привлекают внимание чеченцев. Полагаю, что основная причина этого кроется в том, что русские женщины позволяют и мужчинам, и себе гораздо больше, чем чеченки, воспитанные в духе традиций — это и вызывает интерес
Правда, я точно знаю, что если русская женщина начинает вести себя здесь неподобающим образом, тактичность чеченского мужчины сразу куда-то пропадает. В общем, все зависит от манер поведения.
Они другие
Светлые волосы, глаза и кожа в генетике считаются рецессивными признаками, соответственно, дети, рождённые в браке с темноволосым мужчиной, скорее всего, будут похожи на него
Нельзя в этом вопросе обойти вниманием и подсознание. Кавказцы привыкли жениться на своих односельчанах, иногда на не слишком дальних родственниках
Любым людям неосознанно нравятся иностранцы, поскольку основная задача человеческого существования — продление рода. При смешении кровей уменьшается вероятность патологий
Мужчинам, тем более кавказцам, важно иметь здоровых детей, поскольку потомки для них — причина гордости
Натуральная или крашеная блондинка — мечта многих темпераментных мужчин. Будут ли такие отношения перспективными, зависит от воспитания, общих интересов, разницы или схожести во взглядах. С обрусевшим кавказцем вполне возможна искренняя и долгая любовь. А вот если парень желает только приятного времяпрепровождения и проявляет признаки собственника и тирана, лучше держаться от него подальше.
Легкомыслие
У блондинок вырабатывается меньше тестостерона, чем у брюнеток, поэтому первые не такие активные, решительные и прагматичные
Бытует мнение, что блондинки доступные, поэтому завоевать их проще. Они располагают к себе, отличаются дружелюбием и открытостью. Брюнетки воспринимаются как более зрелые и серьёзные, а с обладательницей белокурых локонов можно повеселиться и расслабиться, а при необходимости и обвести её вокруг пальца.
Светловолосым женщинам при знакомстве с восточными мужчинами стоит помнить, что нередко кавказцы рассчитывают на скорый интим. Они не собираются подолгу ухаживать и тем более жениться на первой встречной.
Юные невольницы
Мужские фантазии о загадочных красавицах из дальних стран – явление вполне объяснимое. А если речь идет о юной деве, полностью зависимой от воли своего господина, то за такую живую «игрушку» не жаль отдать приличную сумму. Вот и потянулись корабли с невольницами-черкешенками из Крыма в порты Османской империи и дальше – в Италию.
Оживленная работорговля между адыгами и представителями итальянских факторий Черноморского побережья, по мнению ученых, шла уже в XIII-XV вв. И вплоть до XIX в
«живой товар» был важной статьей доходов, получаемых черкесскими феодалами. Причем, иностранных купцов, прежде всего, интересовали девушки
Вышеупомянутые историки Л.Н. Хлудова и А.А. Цыбульникова описали это явление в статье «Торговля невольницами на черноморском побережье Северо-Западного Кавказа в живописных и письменных источниках XIX в.», которая вышла в журнале «Историческая и социально-образовательная мысль» (том 8, No 3/2, 2016 г.).
Будущих невольниц обычно силой увозили из родных селений, ведь они пользовались большим спросом среди богатых европейцев. После захвата Османской империей причерноморских генуэзских колоний в конце XV в. почти вся работорговля сосредоточилась в руках турок. А к XIX в. из Черкесии ежегодно вывозилось около 4 тысяч невольников. Помимо девушек большим спросом пользовались молодые мужчины, годные к воинской службе.
Доставленных на невольничьи рынки Османской империи рабынь можно было выгодно перепродать в Западную Европу. Причем, черкешенки всегда стоили вдвое или втрое дороже других девушек, поскольку слава об их красоте распространилась по всему Старому Свету.
Правда, с 30-х годов XIX в. вывоз невольников с черноморского побережья Кавказа стал пресекаться русским флотом, но турецкие купцы еще долго шли на риск. Это неудивительно, ведь если на Кавказе черкешенку можно было купить за 200-800 рублей серебром, то в Турции за нее платили баснословную сумму, эквивалентную 1 500 царским рублям.
Ценность женщины на высоте
Проживая в Чечне, я точно поняла, что ценность женщины здесь находится на высоте, правда, это касается только «своих» женщин. Представители этого народа могут устроить самую настоящую месть любому обидчику жены, дочери, матери, но мне много раз рассказывали о том, как с легкостью они сами обижают славянских женщин (подтвердить это фактами не могу — сама ни разу этого не видела). Точно знаю, что в этой стране легко накажут даже за словесное оскорбление женщины.
На своем примере могу сказать, что если русская женщина ведет себя порядочно, скромно и правильно одевается, то местные мужчины проявляют уважение и к ней. Здесь не стоит громко говорить и демонстрировать чрезмерную радость — местное население этого не любит. По мнению любого чеченца, женщина должна быть порядочной, скромной и тихой, а ее эмоции должны быть максимально размеренными.
Оберегают здесь не только своих женщин. К ним проявляют особое уважение (даже приветствуют исключительно стоя, а здороваются первыми). Кстати, у чеченцев не принято, чтобы при встрече женщина подавала руку или отвечала на рукопожатие.
Взаимоотношения ингушей с соседями
Ингушей ненавидели и боялись за то, что они совершали набеги и грабили всех соседей без разбора.
Наиболее близкие отношения у народности сложились с чеченцами. Эти народы относятся к вайнахской группе, и имеют ряд общих характеристик: традиции, язык, воинственность. В какой-то мере они уважительно относились друг к другу.
Нередко ингуши и чеченцы выступали совместно. Однако бывали и случаи столкновения между этими народами. Так, царская власть часто обращалась за помощью к ингушам, когда нужно было отразить набеги чеченцев.
Одна из наиболее ярких стычек между народами была в 1910 году. Отряд чеченца Зелимхана напал на банк Кизляра. Преступники отправились в Ингушетию и попытались там скрыться. Их приютили в ауле Коки. Андроников, грузинский князь, потребовал выдать злоумышленников, но получил отказ. Зелимхана вывели силой местные юноши. Не обошлось и без кровопролития. Из 12 юношей, которым поручили вывести Зелимхана, шестеро погибли. Ингуши поступили благородно, пытаясь спасти беженца.
Славянки
К этой большой этноязычной группе относятся русские, белорусы, сербы и т.д. Проживают славяне на достаточно обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и вплоть до Дальнего Востока России. Многих иностранцев, которые приезжают в Россию или на Украину, привлекают именно славянки. Всё дело в том, что такой тип женского лица очень миловиден из-за правильных пропорций, светлой кожи и голубых глаз. Правда, сейчас народности уже все перемешались и найти чистокровную славянку очень сложно.
Сейчас самая известная певица-славянка в России — Полина Гагарина.
Красоту славянок не раз отмечали на конкурсах красоты. Первой российской девушкой, победившей на престижном конкурсе «Мисс мира» стала Юлия Курочкина в 1992 году.
Многие славянки добивались успеха на поприще конкурсов красоты: Оксана Федорова из Санкт-Петербурга, Светлана Королева, София Никитчук из Екатеринбурга, Елена Рогожина из Самары и т.д.
Одной из самых красивых русских актрис считается Ирина Алферова, которая играла в таких фильмах как «Хождение по мукам», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Василий Буслаев».
Характер и способ жизни ингушей
Это коренной народ Ингушетии. Историки описывают этот народ как сообщество крепких и воинственных людей. Оружие являлось для них главным предметом, которое было в каждом доме. Даже самые бедные семьи жертвовали всем, чтобы приобрести хорошие клинки или оружие. Они наводили страх на всех жителей Терской области, которые часто становились жертвами нападений ингушей.
Ученые описывают их характер как вспыльчивый и агрессивный. Они не ценили жизнь, поэтому для них напасть на кого-то или пойти на угрожающий жизни риск было делом обыденным и не вызывало страха.
Ингуши очень остро реагировали на любое резкое слово, воспринимая ситуацию, как личное оскорбление. За неосторожные высказывания или бытовые разногласия они жестоко мстили, нередко лишая обидчиков жизни. При этом, не существовало гендерных различий: женщины были не менее воинственными, и могли управляться оружием также ловко, как и мужчины.
Ингуши были храбрыми и дерзкими. Они нередко нападали на своих жертв днем, не скрываясь в ночи. Ингуши грабили дома и магазины в деревнях, городах. Нередко их жертвами становились путники на горных дорогах.
Грабежи были хорошо спланированными: ингуши собирались в группы, быстро нападали и выносили чужое имущество, а потом так же быстро исчезали. Все жители Северного Кавказа боялись случайных контактов с представителями этой национальности. Считалось, что решить любой вопрос мирно с ними просто невозможно.
Мордовки
Мордовки относятся к финно-угорской группе народов и считаются одной из самых привлекательных наций, благодаря своей белоснежной коже лица и светлым глазам.
Среди самых красивых мордовок — спортсменки. Одна из них — Ольга Каниськина — легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России.
Ещё одна красавица — Светлана Хоркина — российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы.
К самым прекрасным представительницам Мордовии относятся певица Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова.
Надежда Кадышева
Наталья Водянова
Носят ли девушки Карачаево-Черкесии хиджаб
При упоминании кавказских женщин, сразу появлялись ассоциации с хиджабом. Но ситуация с хиджабом здесь уже не такая, как в прошлом. На Северном Кавказе женщины считают себя свободными от религиозных взысканий. Внешний вид мусульманок уже не осуждается, как раньше.
Тут дамы любят наряжаться в пеструю, богатую одежду. В отличие от других республик, Карачаево-Черкесия самый контрастный регион. Здесь можно увидеть, как девушку в хиджабе, так и модницу в мини-юбке. Но больше встречается модниц, чем истинных мусульманок. К тому же, если девушка в семье ходит в хиджабе, то становятся проблемными отношения с родными. Народ, независимо от веры, в основном предпочитает современную одежду. К людям, фанатично соблюдающим требования Ислама, относятся с опасением.
Можно увидеть
Феномен популярности черкешенок исследовали два кандидата исторических наук – Людмила Хлудова и Анастасия Цыбульникова. Их совместная статья «К вопросу о формировании и эволюции в XVIII-XIX веках европейского и российского гетеростереотипов о черкешенках» вышла в «Вестнике Армавирского государственного педуниверситета» (No 1, 2019 г.).
По мнению исследовательниц, европейский стереотип о черкешенках заметно отличается от принятого в адыгской культуре идеального женского образа. Если жители Кавказа всегда ценили в девушках не только красоту, но и скромность, целомудрие и душевность, то европейцы чаще всего представляли черкешенок страстными и горячими амазонками.
В целом, восторженные отзывы европейских путешественников XVII в. о редкостной красоте и обаянии черкешенок были вызваны тем, что представители адыгских народов не прятали своих дочерей и жен от посторонних мужчин. Местная культура не порицала даже шуток и заигрываний между красавицами и их ухажерами, но только под неусыпным надзором родственников.
Не случайно голландский автор Ян Янсен Стрейс в своей работе «Три путешествия» (1675 г.) написал: «…Я видел много женщин, но нигде не видел таких приветливых, любезных и услужливых в отношении чужеземцев, как здесь. Некоторые принялись играть и шутить с ними, а иногда и вступать с ними в более близкие отношения, что они охотно допускали, смеясь: но тот, кто хотел добиться большего, вынужден был отступить…».
Черкешенки действительно пользовались относительной свободой в общении с противоположным полом вплоть до XIX в., когда распространившиеся повсеместно нормы шариата сделали женское общество закрытым для чужих мужчин. А вот представители других народов Кавказа и раньше строго берегли своих дочерей и жен от посторонних глаз.