Антисоветское советское кино: 5 запрещённых фильмов

Измененные реплики

Еще один кадр вызвал недовольство чиновников. Помните банкет с участием Ивана Васильевича и Милославского? В первом варианте на вопрос царя: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», князь отвечает: «Народ, батюшка, народ». Конечно, цензура не могла пропустить такую реплику. Чиновники увидели в таких словах некий намек. Поэтому реплика была заменена на более нейтральный вариант: «Во всяком случае, не мы».

Более серьезных поправок в фильм не вносили. Правда, вместо слов «Мир, дружба» Бунша говорит послу: «Гитлер капут!». Нам кажется, что в таком варианте эпизод даже получился еще более смешным. В любом случае комедия не пострадала после правок и не потеряла первоначального смысла, хотя перед началом съемок друзья предрекали Гайдаю, что в задуманном контексте его творение ляжет пылиться на полки. Но режиссера это не остановило. В результате мы долгие годы наслаждаемся его прекрасной комедией.

Девчата

Фильм снят по повести Бориса Бедного в 1961 году. Премьера прошла накануне Международного женского дня. Добрый фильм о советских девушках, дружбе и отношениях, который стал одним из символов советской эпохи

Однако мы обратили внимание на киноляпы в этой картине

1. Герой Михаила Пуговкина держит в руках перед входом в общежитие одно постельное бельё, а войдя в помещение – другое.

Девчата/Мосфильм,Третье творческое объединение

2. У героя в сцене с падением дерева уши шапки сначала повязаны сверху, а через мгновение они уже развязаны.

Девчата/Мосфильм,Третье творческое объединение

«Заводной апельсин», 1971

Стэнли Кубрик

Культовая экранизация одноименного романа-антиутопии принесла Стэнли Кубрику немало хлопот: кино, «пропагандирующее насилие», было раскритиковано в пух и прах сразу после премьеры. Кроме того, главный герой фильма Алекс, цинично проповедующий «ультранасилие» и жестокость, вдохновил на подобное поведение нескольких подростков, так что «Заводной апельсин» вновь оказался в центре скандала. Лентой заинтересовалась полиция, и как результат — спустя год после премьеры компания Warner Bros. остановила британский прокат картины. Запрет был снят только после смерти режиссера.

«Застава Ильича» («Мне 20 лет»), 1964

Марлен Хуциев

Своеобразный манифест «оттепели», фильм Марлена Хуциева был подвергнут резкой критике Н.С. Хрущевым, посчитавшим, что «трое рабочих парней не являются олицетворением нашей замечательной молодежи», а сюжет якобы провоцирует конфликт поколений. Раскованные монологи героев, их свободолюбие и скептицизм едва ли могли вписаться в царство догм и идеологий. Искромсанный фильм стал называться «Мне 20 лет» и вышел на экраны в сокращенной версии: помимо еще нескольких эпизодов, из картины убрали выступления поэтов в Политехническом и пересняли финальный диалог с погибшим отцом главного героя. Последний штрих был сделан прямо перед премьерой: Хуциева срочно попросили «вырезать» Хрущева, отстраненного от власти к тому моменту.

«Чародеи», 1982

Константин Бромберг

Идею музыкальной комедии «Чародеи» приняли в штыки изначально, ведь сценарий фильма писался по мотивам запрещенных братьев Стругацких. Тем не менее, режиссеру Константину Бромбергу удалось обойти некоторые цензурные препятствия благодаря превращению сюжета в новогоднюю сказку. Однако во главу угла все равно приходилось ставить мнение худсовета. Например, название института «НИИЧАВО» потребовали сменить на «НУИНУ» — так был придуман институт универсальных услуг. Эта идея полностью удовлетворяла запрет на научную критику: высмеивать можно было только торговлю. Кроме того, пришлось вырезать почти все эпизоды с участием кота, разговаривавшего голосом Г. Вицина: по мнению цензоров, его реплики были неприличны (даже коты в СССР обязаны были быть «облико морале»).

Товарищ Саахов

«Кавказская пленница» тоже подверглась некоторым изменениям. Фильм прошел «семь кругов цензуры». Отрицательный персонаж, образ которого столь удачно воплотил в жизнь Владимир Этуш, изначально должен был носить фамилию Охохов. Но цензура порекомендовала режиссеру изменить фамилию, поскольку нашелся высокопоставленный чиновник с такой фамилией. К тому же, в Кабардино-Балкарии председателем совета министров был Аслан Ахохов… Конечно, такую фамилию использовать было нельзя.

Гайдай внес изменения, назвав героя товарищем Сааховым. Но и тут оказалось, что на Мосфильме имеется партийный деятель Сааков. Сложно сказать, сколько бы гоняли режиссера, если бы не вмешалась Фурцева. Она справедливо заметила, что не стоит более менять фамилию. Екатерина Фурцева сказала: «А если бы отрицательный персонаж носил фамилию Иванов? В министерстве чуть ли не 200 Ивановых, что ж теперь, нельзя дураков называть этой фамилией?». После ее слов было решено ничего более не менять.

Хотя нам сложно представить, что изначально фамилия звучала иначе, настолько мы привыкли к товарищу Саахову!

Звезда (1949).

Ленфильм

Режиссёр: Александр Иванов.

Фильм рассказывает о том, как группа советских разведчиков под названием «Звезда», возвращаясь после выполнения задания, внезапно встречается с немецким отрядом. Они вступают в смертельную схватку с врагом — и героически гибнут.

Показ гибели разведчиков в фильме шёл вразрез с бравурными требованиями искусства послевоенных лет. По легенде, Сталин после просмотра фильма заявил:

Впрочем, актёр Николай Крючков выдвигал другую версию:

Как бы то ни было, несмотря на добавленную по требованию Сталина сцену с «оживлением» героев, фильм был запрещён и пролежал на полках кинохранилища до 1953 года.

Тормозить там, где другие стимулируют

На 2021 год Поднебесная насчитала на своей основной территории 1,4 млрд человек. И это еще без учета Гонконга, Макао и Тайваня. За 2021 год родилось свыше 10 млн детей, а жителей стало на 480 тыс. человек или 5% больше. Не отстает и Индия: имея почти 1,4 миллиарда жителей, страна за год приросла еще на 17 с лишним миллиона.

Диаграмма населения мира по странам

В двух этих странах проживает фактически треть землян.

РФ с 142 миллионами на огромной территории выглядит более чем скромно. На одного россиянина приходится почти 10 китайцев и столько же индусов. Плотность населения в Индии — 428 жителей на километр, а в РФ — меньше 9.

Две гипернаселённые страны озабочены снижением рождаемости, а Китай в ХХ веке принимал для этого очень жесткие меры в рамках политики одна семья — один ребенок. Не помогло, страны по-прежнему перенаселены.

«Лицо со шрамом», 1932

Ховард Хоукс

Гангстерский триллер, основанный на биографии Аль Капоне, был отвергнут цензурой еще на стадии съёмок: мафия была запретной темой в кинематографе. Чтобы запустить кино в национальный прокат, создателям фильма пришлось изрядно попотеть: по требованию Хейса к названию добавили морализаторский подзаголовок «Срам нации», сняли новую версию финала, в котором главного героя судят и приговаривают к казни (изначально его убивает полиция), и ввели сцены, подчеркивающие аморальность преступной деятельности. Несмотря на внесенные правки, кино не получало одобрения цензоров — и режиссер Ховард Хоукс снял еще один вариант развязки. Как утверждают историки кино, выхолощенная картина «Лицо со шрамом» стала «тенью того, чем могла бы быть».

«Скворец и Лира»

Режиссер Григорий Александров, 1974 год

Самый известный запрещенный в СССР фильм — «Скворец и Лира», истинную причину запрета которого никто и не знает. По одной версии, двухсерийная военная драма про супругов-разведчиков так и не вышла в кино из-за разгоревшегося в апреле 1974 года шпионского скандала с арестом в Западном Берлине разведчика КГБ Гюнтера Гийома.

По другой версии фильм запретила сама Любовь Орлова, увидев себя на экране. Самой знаменитой и титулованной советской актрисе к тому времени уже был 71 год, а играла она тридцатилетнюю женщину. Ее экранный партнер Петр Вельяминов, муж героини Орловой по фильму, был моложе актрисы на 24 года.

Съемочная группа шла на различные ухищрения, чтобы скрыть возраст актрисы (например, она ни разу не появилась в кадре без перчаток, скрывающих немолодую кожу рук, а в сценах, где показать руки было необходимо, Орлову заменяла дублерша). Дмитрий Щеглов, написавший биографическую книгу об актрисе «Любовь и маска», так описывает эпизоды этой киноленты:

Был эпизод в сцене с Петром Вельяминовым, где она стоит в подвенечном платье, в фате. Это было странное и страшное зрелище. У нее заметно тряслась голова в кадре. Она была озабочена лишь тем, как и на сколько лет выглядит. О ее руках уже достаточно было сказано. Не помогал ни тщательно выверенный свет, ни особые ракурсы. Работа сводилась к постановкам «мизансцены ресниц». Настоящая тема картины — отчаянная борьба Орловой со временем. Это был фильм, где двое людей — постановщик и главная исполнительница — в равной степени не чувствовали, не видели, не знали своего возраста. По студии ходили весёлые байки, чем-то похожие на анекдоты, которые в то время травили об анемичных старцах из политбюро. «Скворец и лира» быстро переименовали в «Склероз и климакс». Любочку, впрочем, старались щадить.

https://youtube.com/watch?v=VeLXULz1QAE%3F

Так или иначе, но «Скворец и Лира» не был показан ни в кино, ни по телевидению.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966

Леонид Гайдай

Нашумевшая комедия Гайдая тоже не обошлась без вмешательства партийных организаций, несмотря на то, что горький опыт общения с цензурой уже имелся — в той же «Бриллиантовой руке» кадры с ядерным взрывом успешно отвлекли комиссию от других «вольностей». Так, в «Кавказской пленнице» было удалено множество «сомнительных» эпизодов, среди которых — кадры с буквами «Х» и «У» на заборе в самом начале фильма, куплет из знаменитой «Песни о султане», в котором худсовет углядел пропаганду аморальности, фраза из уст Фрунзика Мкртчяна о том, что жених украл члена партии. Даже песенка о белых медведях не избежала придирок: строчка «чешут медведи спину» показалась комиссии неэстетичной.

Любовь и голуби

Добрая лирическая комедия Советского Союза. Основой фильма стала реальная история семьи. Изначально картина планировалась двухсерийной, но по требованию госкомиссии её сократили. Невошедшие эпизоды были удалены. Рассмотрим пару киноляпов в картине.

1. Кадр, на котором фон за героем дяди Мити стремительно меняется. Сначала видим скамью справа от него, а затем слева. Желтый бидон висит сначала с одного края, а спустя пару кадров – уже с другого. Да и деревянный пол становится мокрым – магия.

Любовь и голуби/Мосфильм,Второе творческое объединение

2. В сцене прощания на заднем плане изменяется цвет куртки – сначала она тёмная, а когда герой надел пиджак, стала светлой.

Любовь и голуби/Мосфильм,Второе творческое объединение

«Надо, Федя, надо»

Оказывается, чиновники распорядились внести изменения и в комедию Гайдая «Операция «Ы»…» Фраза: «Надо, Федя, надо» показалась комиссии неуместной. В то время СССР был очень дружен с Кубой, лидером которой был Фидель Кастро.

Очень часто в разговоре наши граждане называли главу Кубы просто Федей. Поэтому чиновники усмотрели в безобидной фразе Шурика некий намек.

Стоит сказать, что изначально комедия не сильно правилась. Ее показывали в первоначальном варианте. Но прошло время, и изменилась международная обстановка. Сцену с чернокожим героем на стройке посчитали некорректной. Поэтому Федю, бегающего в образе дикаря, приказали убрать.

Ненужные эпизоды были вырезаны, но позднее их вернули. Поэтому сейчас мы можем смотреть практически полный вариант комедии.

«31 июня», 1978

Леонид Квинихидзе

Премьера новаторского мюзикла о любви состоялась в последнюю ночь 1978-ого года. Как выяснится позже, для телезрителей это был первый и последний шанс увидеть фильм на экранах: после новогодних празднеств картину уберут из проката на долгих семь лет, до прихода на пост генерального секретаря ЦК КППС М.С. Горбачева. Всему виной политическая и идеологическая цензура, свирепствовавшая в СССР: помимо того, что исполнитель одной из главных ролей, Александр Годунов, эмигрировал в США, партийное руководство посчитало кино, снятое Леонидом Квинихидзе, чересчур откровенным (цензоров смутили полупрозрачные костюмы персонажей). Так, мюзикл дождался своего часа лишь к началу Перестройки.

«Урок литературы» (1968)

Режиссёр Алексей Коренев (постановщик «Большой перемены») перенёс на экран рассказ Виктории Токаревой «День без вранья»; она же выступила сценаристом, помогал ей Георгий Данелия. Главный герой — учитель литературы — понял, что недоволен своей жизнью, и решил не врать. В результате от него уходит невеста, да и с коллегами не заладилось. Георгий Данелия считал, что фильм не выпустили на экраны потому, что цензорам не пришлась по душе тема вранья: «Что значит «День без вранья»? А в остальное время что, советская власть врёт?» Считалось, что советское государство и общество (в отличие от капиталистических) стоят на фундаменте честности, а значит, никакого странного решения не врать быть не должно, и так не врут. Кроме того, главный герой ведёт себя неподобающе для советского гражданина, асоциально. Коренев предложил заменить название картины (не «День без вранья», а «Урок литературы»), но это не смягчило цензоров.

«Урок литературы» показали по ТВ после распада СССР. Зрители хорошо приняли этот добрый и лёгкий фильм.

Герои «Урока литературы». (film.ru)

Семнадцать мгновений весны

Один из самых сдержанных и строгих фильмов, который покоряет сердца своей суровостью, был впервые показан в августе 1973 года. Спустя 3 года его наградили Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых, а спустя еще два года – премией КГБ СССР. Внимательно всматриваясь в фильм, можно увидеть массу несоответствий. Народной любви это не умаляет, однако киноляпам есть объяснение. Сериал снят по одноименной книге, которая не претендует на историческую достоверность. Отсюда ряд логических ошибок. Приведем пару из них.

1. В мае 1945 года Штирлиц везет пастора Шлага к границе. В этом эпизоде звучит песня «Allez venez! Milord, vous avez l’air d’un môme…» в исполнении Эдит Пиаф. Однако впервые она была исполнена в 1959 году.

Семнадцать мгновений весны/Гостелерадио,Киностудия им. М. Горького

2. По сюжету Штирлиц получил звание штандартенфюрера СС будучи холостяком. В действительности такого не могло произойти. Гитлер выпустил указ, по которому офицеры обязаны жениться до 30 лет, чтобы продолжить чистокровный арийский род. Если бы Штирлиц был холостяком, его сочли бы за шпиона. Чтобы избежать этого, можно было бы подобрать ему жену-шпионку, но авторы сценария решили, что одинокий герой лучше будет воспринят зрителем.

Цензура в военный и послевоенный период

В 1941–1945 годах весь кинематограф был направлен на освещение военных событий и поддержание боевого духа: активно продвигались идеи отечественного патриотизма и уверения в безусловной победе русского народа. Известным фильмами стали «Машенька» Ю. Райзмана, «Зоя» Л. Арнштама, «Два бойца» Л. Лукова.

После войны кинематограф участвовал в создании культа личности Сталина, который показывался как гениальный полководец и стратег: многие кинокартины рассматривались вождем лично, в его руках была сосредоточена в том числе и цензурная власть. Например, вторая часть знаменитого фильма Эйзенштейна про Ивана Грозного была запрещена Сталиным из-за искажения исторических фактов. «Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет», — писали в рецензии в ЦК ВКП (б). Фильм вышел в прокат только в 1958 году, после смерти Сталина.

Так как весь кинематограф финансировался за счет государства, а работы частных съемочных групп все равно попадали на предпросмотр властям, фильмы продолжали быть политической направленности и показ «оппозиционных» работ был невозможен

Сценарии проходили проверку, в сюжетах запрещалось использовать профессии, для получения которых требовалось высшее образование, в фильмах рассказывалось о важности простых рабочих, возвышалась роль колхоза

Кинематограф сдвинулся с мертвой точки только после смерти Сталина. В 1956 году Н. Хрущев выступил с докладом, в котором разоблачил культ личности Сталина и тоталитарный режим. ЦК КПСС продолжал рассматривать кино как главный вид искусства, однако теперь были приняты меры к увеличению производства фильмов, развитию частных съемочных групп и введена отмена тотального контроля над самим процессом производства кино. К концу 50-х годов было создано около 400 кинокартин.

На экранах стали вновь появляться зарубежные фильмы, однако больше внимания уделяли советским, зазвучали новые имена: Марлен Мартынович Хуциев, Яков Александрович Сегель, Эльдар Александрович Рязанов.

В 1957 году был снят фильм Михаила Константиновича Калатозова «Летят журавли», который получил «Золотую пальмовую ветвь» на престижном Каннском фестивале, что для советского кинематографа произошло впервые. В 1959 году вышел фильм «Судьба человека», он получил главный приз на Московском международном кинофестивале (ММКФ) в 1959 году.

«Цензура всё-таки нужна…»

Ещё в 1922 году В. И. Ленин говорил о цензуре в кино: «Конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». Очень скоро цензура окутала все сферы искусства — она поселилась в Госиздате, Наркомпросе, ГПУ, Главлите и других структурах. При ЦК действовала и специальная Кинокомиссия. Постепенно вокруг кинематографа цензоры установили довольно жёсткие рамки. Уже при И. В. Сталине для того, чтобы запретить фильм, достаточно было одной разгромной рецензии сотрудников газеты «Правда» или слова вождя.

Так, к примеру, Сталину не понравился образ царя во второй серии картины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1945) — бесхребетный правитель и злые опричники не вписывались в сталинское видение истории. Вождь считал Грозного человеком «с сильной волей и характером». А как говорил генсек: «Каждая картина имеет большое общественно-политическое значение»; в образе царя 16-го века зритель увидит правителя как такового и почувствует, что это не небожитель, а человек со своими слабостями. Фильм пролежал «на полке» до оттепели и на экраны вышел уже после смерти режиссёра. Точно так же до начала перестройки поступали со множеством картин, в которых цензоры нашли «политические ошибки».

«Иван Грозный» С. Эйзенштейна, 1-я часть. (histrf.ru)

Место встречи изменить нельзя

Фильм вышел в 1979 году, режиссёр – Станислав Говорухин. Кадры остросюжетного, захватывающего видео с видами послевоенной Москвы продуманы до мелочей. В городе орудует банда преступников, которых пытаются поймать доблестные сотрудники МУРа. Помимо интересного сюжета, создатели осветили и ряд нравственных проблем в фильме. Однако не обошлось без киноляпов.

1. В самом начале фильма в окне проезжающего мимо автомобиля отражается съемочная аппаратура.

Место встречи изменить нельзя/Гостелерадио,Одесская киностудия

2. В кадре, где убитый герой находится на лавочке, видим его сначала с кровоподтеком, после чего он же, но без него.

Место встречи изменить нельзя/Гостелерадио,Одесская киностудия

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Какой новый год не проходит без этого фильма? Выражения героев стали крылатыми, сюжет до боли знакомым, а герои любимы всем сердцем. Впервые зрители увидели фильм в 1976 году – их было более 100 миллионов человек. По многочисленным просьбам показ вновь прошел 7 февраля и на этот раз его посмотрели более 250 миллионов советских граждан. Он также вышел в прокат в кинотеатрах и собрал около 7 миллионов зрителей. Количество киноляпов в фильме не менее впечатляющее.

1. Одно из главных несоответствий – в самолёт не допускают пассажиров в нетрезвом состоянии. Более того, на всех билетах напечатано имя, поэтому Женя не мог улететь вместо Павлика. Как минимум, для этого ему был бы нужен паспорт и похожая внешность.

Ирония судьбы, или С лёгким паром!/Мосфильм

2. Ещё один киноляп, который противоречит роду деятельности главной героини. Надежда – учитель русского языка и литературы в школе. В одном из эпизодов она говорит: «Я забыла одеть платье!». Хотя правильно говорить «надеть».

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967).

Мосфильм

Режиссёр: Андрей Кончаловский.

Сюжет этой мелодрамы довольно прост: скромная колхозница Ася-хромоножка любит разгильдяя Степана. Несмотря на то, что парень не хочет жениться, она решается родить от него ребёнка. Фильм снимался в селе Кадницы Горьковской области, в большинстве ролей заняты обычные жители села.

Фильм получился уж слишком документальным. Под названием «Асино счастье» он был показан в 1967 году в сильно урезанном виде, но в широкий прокат так и не вышел. Сам Кончаловский писал впоследствии:

Фильм был запрещён и вышел на экраны только после начала Перестройки — в 1987 году.

Джентльмены удачи

Эта картина стала не только одной из самых популярных, но и одной из наиболее цитируемых. Несмотря на большое количество тюремной лексики, фильм органично и с юмором вписался в советскую эпоху. Однако даже в самом продуманном сюжете найдутся свои киноляпы.

1. Расположение и вид татуировок главного героя меняется от сцены к сцене. Они то стёрты, то четко прорисованы. Татуировка с лампочкой, например, в одной из сцен изображена перевернутой.

Джентельмены удачи/Мосфильм

2. Платок на голове одного из героев меняется, когда он заходит с улицы в помещение.

Джентельмены удачи/Мосфильм

Зрители любят советское кино за его простоту, доброту и интересные сюжеты. Без киноляпов обойтись сложно, но порой они добавляют еще больше комизма происходящим событиям. В некоторых случаях киноляп становится частью сюжета или подходящей импровизацией.

Бывает так, что киноляп возникает и в любительской съемке. Уж если профессиональные монтажеры иногда могут что-то упустить из вида, то что говорить о тех людях, у которых нет специальных навыков, но есть желание делать фотографии и снимать ролики. Как раз на такой случай и существуют простые и интуитивно понятные программы как, например, Movavi Фоторедактoр. Даже если в какие-то кадры попали лишние элементы, или что-то портит картинку, все это можно быстро поправить, не имея специальных навыков. Пара кликов, и ваши фотографии станут ещё более красивыми и удачными.

Москва слезам не верит

Мелодрама, в которой судьба двух подруг никого не оставит равнодушным, впервые была показана в 1980 году. Авторы точно нашли путь к сердцу зрителя. Это доказано любовью многих поколений, которые из года в год смотрят и пересматривают эту картину. В душевном фильме о двух подругах, которым покорилась Москва, не обошлось без киноляпов.

1

Обратите внимание на туфли героини. При входе в здание они белые, а в помещении цвет изменился на чёрный

Москва слезам не верит/Мосфильм,Второе творческое объединение

2. Сумка одной из главных героинь не только перемещается по сидению, но вместе с ней то появляется, то исчезает платок, торчащий из неё.

Москва слезам не верит/Мосфильм,Второе творческое объединение

Скверный анекдот (1966).

Мосфильм

Режиссёры: Александр Алов и Владимир Наумов.

Экранизация одноимённого рассказа Достоевского: возвращаясь из гостей поздним вечером, действительный статский советник Пралинский случайно оказывается рядом с домом, где празднует свадьбу один из его подчинённых. Желая показать себя с лучшей стороны, генерал заходит поздравить молодых. Неожиданное появление начальства доводит жениха до помешательства, а высокий гость постепенно опускается до уровня пьяной компании.

Этот фильм стал одним из первых, запрещённых брежневской цензурой (после него «на полку» стали отправлять всё чаще). Причём цензоров настолько возмутила «неподобающая» трагикомедия, что увидеть её советские зрители смогли только в перестроечном 1987-м — с опозданием почти на 20 лет!

Раньше начать!

Основной причиной является то, что история цивилизации на этих территориях началась гораздо раньше всех других из ныне существующих.

Древние греки еще только начинали строить свои города, Рима не существовало, а на территории современного Китая уже были государства. Александра Македонского встретили войска на тот момент уже древней индийской цивилизации.

Возникали и исчезали империи персов, римлян, византийцев, а в Китае и Индии продолжалась непрерывная история все тех же цивилизаций, в которых рожали детей, увеличивая население.

Конечно, на территории Индии и Китая были периоды войн и эпидемий, когда население сокращалось, но они чередовались с периодами подъема.

Чаепитие в Древнем Китае

Тоже происходило и в других государствах мира. Но Китай и Индия теряли и увеличивали население, имея его заведомо больше. Потому что их непрерывная история цивилизации длилась дольше. Ученые предполагают, что развитая культура здесь была уже 5 тысячелетий назад, а история государств Шан-Инь подтверждается письменными источниками с XVIIвека до н.э.

Это сравнимо с накопительным вкладом в банке — тот, кто открыл его раньше, за счет набежавших процентов имеет большую сумму, чем тот, кто положил деньги позже.

Но почему именно в этих местах цивилизации непрерывно существуют уже так долго?

Проверка на дорогах (1971).

Ленфильм

Режиссёр: Алексей Герман.

Самостоятельный режиссёрский дебют Алексея Германа первоначально назывался «Операция “С Новым годом!”». Действие происходит в оккупированной нацистами Псковской области в 1942 году. Командир партизанского отряда принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции, где охраняется каждый метр. Провести операцию берётся раскаявшийся полицай Лазарев, которого немцы знают в лицо.

Проблемы начались при попытке выпустить ленту в прокат. Сам режиссёр считает, что причиной запрета стала показанная в фильме жалость к людям, сдавшимся в плен. Картина была обвинена в дегероизации народного сопротивления врагу во время Великой Отечественной войны, главный конфликт был назван фальшивым, а сам режиссёр уличён в незнании реалий партизанской жизни.

Председатель Госкино Алексей Романов усмотрел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства и позаботился о том, чтобы лента не увидела свет. В результате фильм положили на полку на 15 лет. Он был выпущен на экраны только в 1986 году с началом Перестройки.

А вы видели какие-то из этих фильмов?

Nikita Skorobogatov

19 Feb, 2019

«Любовь и Голуби», 1984

Владимир Меньшов

https://youtube.com/watch?v=-aysuMmUskY

Советская антиалкогольная кампания нанесла фильму Владимира Меньшова большой урон: по требованию цензоров из ленты исключили несколько смешных эпизодов, и картина стала односерийной. Сначала режиссер отказался от правок и был отстранен от финального монтажа комедии. В результате сюжет стал «рассыпаться» на экране, и Меньшова уговорили вернуться. В качестве компромисса были частично урезаны сцены с распитием спиртного. Как утверждает актер Александр Михайлов, одной из таких сцен был «Сон Кузякина», в котором у героя появляется сверхзадача — попробовать алкогольный коктейль.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Фильм состоит из трех новелл, объединенных главным героем – добрым и порядочным парнем по имени Шурик. Многие сценки и шутки были импровизацией актёров и удачно вписались в общий сценарий. Однако если шутки веселят, то киноляпы порой бросаются в глаза.

1. Балбес кладёт в правый карман куртки бутылку водки, а несколькими сценами позднее достаёт разбитую бутылку, но уже не с водкой, а с вином, и не из правого, а из левого кармана.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика/Мосфильм

2. Шурик промокает до нитки под ливнем, но в автобусе его куртка мгновенно высыхает. Причем пассажиры в автобусе сухие, без зонтов, а за окном светит солнце.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика/Мосфильм

Иван Васильевич меняет профессию

Сюжет фильма довольно необычный. Комичные события развиваются неожиданно и стремительно. Изначально сценарий создавался под Юрия Никулина, но он отказался сниматься, сославшись на то, что сюжет неинтересный. Выбор актеров на главные роли был многоэтапным. Из-за множества разноплановых сцен в фильме можно заметить несколько неточностей.

1. Когда приезжает милиция и ведет допрос Ивана Грозного, на столе лежит кинжал. В следующую секунду он мистически исчезает.

Иван Васильевич меняет профессию/Мосфильм

2. В сцене допроса Иван Васильевич отвечает на вопрос о дате своего рождения так: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», хотя на самом деле Иван Грозный родился 25 августа 1530 года. Причем летоисчисление «от Рождества Христова» ввел Петр I в 1700 году. Прежде оно велось «от сотворения мира». Выходит, что правильно ответ должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».

«Закон жизни»

Режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов, 1940 год

Эта картина шла на экранах всего несколько дней и была снята с проката после разгромной рецензии в газете «Правда».

По сюжету выпускники мединститута устраивают прощальный вечер, на который приходит секретарь обкома комсомола Огнерубов. Он превращает приличный вечер в пьянку, откровенно агитирует за свободную любовь и очаровывает девушку, в которую влюблен главный герой.

В неподписанной рецензии «Фальшивый фильм» автор писал:

На пьянку и разложение подбивает студенческую молодежь руководящий комсомольский работник Огнерубов — циник, внутренне гнилой человек, враг, разлагающий молодежь, через быт пытающийся внушить ей вражеские идеи. Авторы фильма дают полный простор своему герою Огнерубову, проповедующему беспорядочную любовь и разврат. По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов, завтрашних врачей, и «принципы» Огнерубова реализуются тут же, в аудитории, в пьяной оргии.

https://youtube.com/watch?v=iFZPNLGsFHE%3F

Итог — отрицательные герои фильма оказались куда обаятельнее положительных, и картину срочно запретили. Виновным в этом назначили автора сценария Александра Авдеенко. Его выселили из дома, где он проживал с семьей, и исключили из Союза писателей и партии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: