Влияние музыки на мозг человека: факты, исследования, теории

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

  • Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

  • Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

  • Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

  • Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

  • Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

  • Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

  • Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

  • Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

  • Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

  • Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

  • Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Музыка и терапия

Музыкотерапия используется современными психологами все чаще. Нервная система по-разному  реагирует на радостную и грустную музыку. Участники эксперимента слушали разную музыку и интерпретировали выражение лица, которое им показывали на снимке. При прослушивании мажорной музыки, лицо казалось веселым, а грустная, минорная музыка заставляла воспринимать нейтральное выражение как печальное.

Музыка– средство общения, которое несет в себе мощный эмоциональный заряд. Интересно, что прослушивание грустных песен и мотивов помогает справиться с депрессией, когда веселая музыка наоборот ухудшает состояние больного.

Помимо психотерапии музыка используется и в других областях медицины

Исследования показывают, что она положительно влияет на память и внимание людей, перенесших инсульт. Причем самым благотворным является влияние классической музыки на мозг

Особый интерес представляет музыка Моцарта и так называемый эффект Моцарта. Как мы уже говорили, при прослушивании музыки активизируются разные участки головного мозга. Однако от музыки Моцарта активизируется практически вся кора мозга. Причины такого влияния музыки Моцарта неизвестны, но факт остается фактом.

Музыка и медицина

Музыкальный вкус зависит от событий в нашей жизни

В качестве вступления расскажем о довольно сомнительном, по причине малой выборки, исследовании российских психологов, результаты которого свидетельствуют о зависимости предпочтения жанров музыки от социального статуса и уровня образования опрошенных. Иными словами, ученые мужи твердо убеждены, что отстающие в обучении дети и подростки в большей мере рискуют оказаться в числе фанатов шансона, чем их достигшие успехов в учебе сверстники. Также была выявлена зависимость предпочтений детей от общественного положения их родителей.

Выводы не носят на себе печать оригинальности и не заслуживали бы нашего внимания, если бы не одна деталь.

В свою очередь, классику и джаз выбирают в основном дети, растущие в благоприятной атмосфере. В первом случае музыка имеет функциональный характер – она играет роль катализатора психической разрядки от накопившихся негативных эмоций; во втором случае музыка ценна сама по себе.

Музыка производит положительный терапевтический эффект

С давних времен музыкальное сопровождение используется в очищающих ритуалах по всему миру, и наука считает, что это неспроста. В исследовании «Влияние музыки на человеческое тело и разум» Дона Кента (Dawn Kent), которое он провел в 2006 году в Гарварде, сказано, что Платон предлагал использовать музыку для лечения тревожности, а Аристотель считал музыку инструментом для избавления от нестабильного эмоционального фона. В Древней Греции Аполлон вообще был богом как музыки, так и здоровья.

«Музыка оказывает заметное физиологическое воздействие на многие биологические процессы, — сказано в исследовании Кента. — Она уменьшает последствия усталости, меняет пульс и выравнивает дыхание, давление, плюс оказывает психогальванический эффект».

В качестве доказательства Кент дает отсылки к книге Мишель Лефевр (Michelle Lefevre) «Играя со звуком: использование музыки в терапевтических целях при прямом взаимодействии с детьми» (Playing With Sound: The Therapeutic Use of Music in Direct Work With Children), вышедшей в 2004 году. В ней сказано, что визгливый тон и громкий дребезг могут вызвать панику и увеличить тревожность.

Одна из теорий даже описывает некий «Эффект Моцарта»: исследованием было подтверждено, что при прослушивании печально знаменитой «Сонаты для 2-х фортепиано ре мажор» у пациентов наблюдались признаки эпилептических припадков, даже у тех, кто находился в коме.

Реакция мозга на музыку

О том, что во время прослушивания музыки у слушателей и музыкантов активируются одинаковые области мозга, ученые выяснили в ходе эксперимента. Стоит сразу уточнить, что научную работу пока нельзя назвать завершенной, потому что для доказательства полученных результатов ученым нужно провести дополнительную работу с большим количеством участников. В рамках нынешнего эксперимента они попросили профессионального скрипача сыграть на музыкальном инструменте 100-секундные отрывки из разных композиций. При этом музыкант был подключен к аппарату, который следил за активностью различных областей его мозга во время игры на скрипке. Вдобавок, его снимали на видео.

Скрипка имеет всего четыре струны и обрела популярность в 17 веке. Кадр из сериала «Шерлок»

Снятый видеоролик был показан группе добровольцев из 16 человек, за активностью мозга которых ученые тоже следили. Оказалось, что во время звучания музыки, у слушателей и музыканта активно работали два участка мозга: левая височная кора и правая нижняя лобная кора. Также ученые заметили, что сначала мозг людей занимается изучением музыки и только потом дает человеку понять, нравится ему музыка, или нет. Поэтому, если вы ищете свежую для себя музыку для нового плейлиста, не ленитесь и слушайте хотя бы половину длины новинок. Возможно, сначала музыка покажется плохой, но во второй части трека вполне может прийти озарение — музыка вам определенно нравится.

Итак, если верить словам китайских ученых, одинаковая работа мозга слушателя и музыканта может их сблизить. Возможно, у исполнителей других музыкальных стилей и их слушателей начинают активничать совершенно другие области мозга, а не те, что включились во время игры на скрипке. Узнать об этом на данный момент точно невозможно, но есть надежда, что скоро ученые проведут новое исследование. Им будет необходимо пригласить исполнителей определенных музыкальных групп и посадить их рядом с поклонниками. Если у них начнут работать другие области мозга и они будут совпадать, значит, в предположении китайских ученых есть доля правды.

Общие положения

Прежде всего, следует дать определение науке, о которой идёт речь в данной статье. Акустика – это область знания о природе звука. Данная наука изучает такие явления, как возникновение, распространение, ощущение звука и различные эффекты, производимые звуком на органы слуха. Как и все прочие науки, акустика имеет свой понятийный аппарат.

Акустика – это наука, считающаяся одной из отраслей физической науки. Вместе с тем она также является междисциплинарной отраслью, то есть имеет тесные связи с другими областями знаний. Наиболее отчётливо прослеживается взаимодействие акустики с механикой, архитектурой, теорией музыки, психологией, электроникой, математикой. Важнейшие формулы акустики касаются свойств распространения звуковых волн в условиях упругой среды: уравнения плоской и стоячей волн, формулы расчёта скорости волн.

Человек – повелитель звуков

Но лишь человеку удалось научиться в полной мере использовать звук в своих целях. В один прекрасный момент люди столкнулись с необходимостью передачи знаний друг другу и из поколения в поколение. Этим целям человек подчинил многообразие звуков, которые научился со временем издавать и воспринимать. Из этого множества звуков впоследствии возникла речь. Звук стал также наполнением досуга. Люди открыли для себя благозвучность свиста спускаемой тетивы лука, энергичность ритмичных ударов деревянных предметов друг о друга. Так возникли первые, самые простые музыкальные инструменты, а значит, и само музыкальное искусство.

Однако человеческое общение и музыка – не единственные звуки, которые появились на Земле с возникновением людей. Звуками сопровождались и многочисленные трудовые процессы: изготовление различных предметов из камня и дерева. А с появлением цивилизации, с изобретением колеса люди в первый раз столкнулись с проблемой громкого шума. Известно, что уже в древнем мире стук колёс о дороги, вымощенные камнем, нередко становился причиной плохого сна у жителей придорожных домов. В борьбе с этим шумом было изобретено первое средство шумоподавления: на мостовую настилалась солома.

[править] Конкретные определения

Clifton

В своей книге 1983 года „Музыка как слышима“, которая изложена в феноменологической позиции Гуссерля, Мерло-Понти и Рикюра, Томас Клифтон определяет музыку как „упорядоченное расположение звуков и молчаний, смысл которых является скорее презентативным, чем денотативным“. Это определение отличает музыку, как самоцель, от композиционной техники, а от звуков как чисто физических объектов». Точнее, «музыка — это актуализация возможности какого-либо звука, чтобы представить человеку какое-то значение, которое он испытывает со своим телом, то есть своим умом, чувствами, ощущениями, волей и метаболизмом» (Clifton 1983, 1). Это «определенная взаимная связь, установленная между человеком, его поведением и звучащим объектом» (Clifton 1983, 10).

Клифтон соответственно отличает музыку от не-музыки на основе человеческого поведения, а не от характера композиционной техники или от звуков как чисто физических объектов

Следовательно, различие становится вопросом о том, что подразумевается под музыкальным поведением: «человек с музыкальным поведением — это тот, чье само бытие поглощено важностью переживаемых звуков». Тем не менее, «Не совсем точно сказать, что этот человек слушает звуки

Во-первых, человек делает больше, чем слушает: он воспринимает, интерпретирует, судит и чувствует. Во-вторых, предлог „to“ слишком сильно подчеркивают звуки как таковые. Таким образом, музыкальный человек ощущает музыкальное значение посредством или через звуки» (Clifton 1983, 2).

Задача Клифтона заключается в том, чтобы описать музыкальный опыт и объекты этого опыта, которые вместе называются «явлениями», а деятельность описывающих явлений называется «феноменологией» (Clifton 1983, 9)

Важно подчеркнуть, что это определение музыки ничего не говорит об эстетических стандартах

Музыка — это не факт или вещь в мире, а смысл, созданный людьми. Говорить о таком опыте значимым образом требует нескольких вещей. Во-первых, мы должны согласиться, чтобы композиция говорила с нами, чтобы показать ее собственный порядок и значение. Во-вторых, мы должны быть готовы подвергнуть сомнению наши предположения о природе и роли музыкальных материалов

Последнее и, возможно, самое важное, мы должны быть готовы признать, что описание значимого опыта само по себе является значимым. (Clifton 1983, 5-6)

Nattiez

«Музыка, часто искусство / развлечение, — это общий социальный факт, чьи определения различаются в зависимости от эпохи и культуры», — считает Жан Молино (1975, 37). Это часто контрастирует с шумом. По словам музыковеда Жан-Жака Наттиса: «граница между музыкой и шумом всегда определяется по-культурному, что подразумевает, что даже в пределах одного общества эта граница не всегда проходит через одно и то же место, короче говоря, редко бывает консенсус. … По общему мнению нет единой и межкультурной универсальной концепции, определяющей, что такое музыка» (Nattiez 1990, 47-8 и 55). Учитывая приведенную выше демонстрацию, что «нет предела числу или жанру переменных, которые могут вмешиваться в определение мюзыкального» (Molino 1975, 42), необходима организация определений и элементов.

Из-за этого диапазона определений изучение музыки происходит в самых разных формах. Существует изучение звука, вибрации или акустики, познавательного изучения музыки, изучения теории музыки и исполнительской практики, теории музыки и этномузыковедения, а также изучения приемов и истории музыки, обычно называемой музыкознанием.

Xenakis

Композитор Яннис Ксенакис в «На пути к метамузыка» (глава 7 формализованной музыки) определил музыку следующим образом (Xenakis 1971, 181):

  1. Это своего рода соразмерность, необходимая каждому, кто думает и делает это.
  2. Это индивидуальная плерома, осознание.
  3. Это фиксирование звука воображаемых виртуальностей (космологический, философский аргументы)
  4. Это нормативная, то есть бессознательная модель для того, чтобы быть или создавать эмпатический драйв.
  5. Это является каталитическим: ее простое присутствие допускает внутренние психические или психические преобразования так же, как хрустальный шар гипнотизера.
  6. Это безвозмездная игра ребенка.
  7. Это мистический (но атеистический) аскетизм. Следовательно, выражения грусти, радости, любви и драматических ситуаций являются лишь очень ограниченными конкретными случаями.

Поглощение вследствие внутреннего трения и теплопроводности

По мере распространения волн звука их интенсивность уменьшается. Причем часть акустической энергии рассеивается в любой среде.

Известны причины поглощения звука:

  • внутреннее трение;
  • межмолекулярное взаимодействие;
  • теплообмен.

Межмолекулярное взаимодействие является причиной поглощения звука.

Интенсивность поглощения зависит от:

  • частоты сигнала;
  • давления;
  • температуры среды.

При прохождении звукового импульса между частицами среды возникает трение. В жидкостях и газах его называют вязкостью. Благодаря ей акустические волны утрачивают энергию, которую необратимо превращают в теплоту.

Выведена формула, согласно которой поглощение сигнала возрастает пропорционально квадрату частоты. Поэтому высокочастотные звуки поглощаются быстрее низких.

Классика и джаз – музыка для аристократов?

Здесь уместно будет сделать небольшое отступление. Дело в том, что ещё в Средние века музыкальное искусство разделилось на два вида – народное и церковное. Первое было сугубо функциональным – оно служило аккомпанементом для торжеств, службы и прочих бытовых сторон жизни человека низших сословий. Второму, максимально обособленному от идей обыденных и потому понятных каждому, отдавали предпочтение представители духовенства и аристократии.

Гармония и композиция церковной музыки намерено строились так, чтобы не походить на «низшие» жанры, «не распалять чувства» и «не возбуждать страсти»

Для ее понимания, в противоположность народному музыкальному творчеству, необходима была тишина, покой и внимание.  Именно эта музыка, кстати, стала истоком западноевропейской классической музыки. И здесь можно провести параллель между восприятием «высоких» и «низких» жанров тысячу лет назад и в наше время

Несмотря на условность такого сопоставления, можно заметить, что и тогда и сейчас существовало два разных вида музыки – музыки, как незатейливого аккомпанемента знаковых моментов человеческой жизни, и музыки, как самоценного искусства.

Выходит, что у нас до сих пор есть выбор из тех самых «низких» и «высоких» направлений, и наши предпочтения целиком зависят от социальной среды, знаний и опыта.

Так ли это? Ведь XXI век тем и характерен, что мы медленно, но верно избавляемся от предрассудков и потому более открыты всему новому. И, тем не менее, что-то ведь заставляет нас слушать классическую музыку, в то время как в нашей культурной копилке собралось бесчисленное количество простейших композиций на все случаи жизни, прослушивание которых не требует от человека и намека на усилие.

Ученые попытались ответить и на этот вопрос.

Музыкальные вкусы и характер

Музыкальных жанров очень много: джаз, фри джаз, блюз, рок, блюз-рок, пост-рок, инди, хип-хоп, метал, нью-метал, хардкор, пост-хардкор etc. Есть ли связь между характером, психологическими особенностями и предпочтениях в музыке? Ученые провели исследование и выяснили, что есть:

  • Металисты и рокеры – самые спокойные и психически здоровые люди. Правда, часто с заниженной самооценкой
  • Поклонники блюза и джаза – общительные, творческие, нервные и высокомерные.
  • Любители кантри – трудолюбивые и легко идущие на контакт люди. Однако количество суицидов среди любителей кантри самое высокое.
  • Регги часто любят люди с высокой самооценкой. Они тоже творчески одарены, общительны, но ленивы.

Музыкальные предпочтения и характер — связаны

Музыка сделает вас умнее

Не секрет, что музыка оказывает сильное воздействие на мыслительную деятельность человека, благодаря чему активизируются разные отделы головного мозга, запоминаются мотивы и тексты. Разные мелодии и ритмы вызывают разные эмоциональные реакции. Доказано даже, что окружающие нас шумы средней громкости повышают креативность, а прослушивание музыки помогает при травмах мозга.

Для музыкантов дело обстоит еще лучше, особенно для тех, кто играет на музыкальных инструментах с детства. По данным некоторых исследований, изучение музыки способствует устойчивому развитию техник исполнения и невербальному мышлению. В своем интервью изданию «News in Health» нейроученый из медицинской школы Гарварда доктор Готфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) утверждает, что у музыкантов состав нервов не такой, как у людей, не связанных с музыкой. При этом он ссылается на исследования, где говорится о том, что в мозгу музыканта больше сосудисто-нервных пучков, соединяющих левое полушарие с правым.

«При сочинении музыки активизируются различные отделы головного мозга, включая зрительный, слуховой и моторный, — говорит Шлауг. — Именно поэтому написание мелодий представляет потенциальный интерес для лечения нервных расстройств».

Волновая природа звуков

Основана на уплотнении молекул среды при колебании тел в ней.

Впервые обоснована немецким ученым Германом Гельмгольцем в конце XIX в.

Что такое звуковые волны

Вследствие колебательных движений в различных средах периодически повышается давление в отдельно взятой точке. Оно передается на соседние частицы и далее по цепочке. В результате наблюдается чередование участков повышенного и пониженного давления, т. е. областей сжатия и разрежения. В них колеблется каждая частица среды.

Звуковые волны получаются в результате колебательных движений.

Непрерывная поверхность колебаний образует фронт с несколькими типами сигналов.

Плоские волны

Если размеры фронта в несколько раз превышают длину волны звука, то последнюю называют плоской. Она может распространяться на большое расстояние от своего источника.

Сферические волны

В тех случаях, когда источник звука точечный и его размеры намного меньше длины излучаемых сигналов, рассматривают их сферическую разновидность.

Свойства гармонических волн

В ответ на гармоническое воздействие возникает отклик – гармоническая волна. Она изменяется по закону синуса или косинуса, распространяется линейно.

Звуковые колебания такого типа характеризуются:

  1. Громкостью. При высокой амплитуде колебаний звучание получается громким, при низкой – тихим.
  2. Высотой. Она зависит от частоты колебаний. Так например, при пении басом голосовые связки колеблются медленно, сопрано – в несколько раз быстрее.

Гармоническая волна распространяется линейно.

Характеристики продольных и поперечных волн

Различия представлены в таблице:

Характеристики Место возникновения Направления колебания частиц и продвижения Скорость распространения Способность к поляризации
Продольные Жидкости и газы Совпадают Большая Нет
Поперечные Твердые тела Перпендикулярны Меньше Есть

Музыкальная Вселенная?

«Звуковое послесвечение Большого взрыва» — отнюдь не мистическая концепция.

С древними представлениями о гармонии мира связаны и чисто магические современные идеи «гармонизации и очищения пространства». Согласно им, мир полон энергии, но течь она может правильно и неправильно. В некоторых концепциях эта энергия несет «послания», в других существуют еще вредные и полезные «вибрации». Известно представление о «биополях», которые могут быть ослабленными и искаженными. Убрать вредные вибрации и плохую энергию, исцелить биополе можно с помощью «правильной» музыки.

Примечательно, что такая правильная магическая музыка ничего не теряет в записи

Можно очищать пространство реальной «поющей чашей», но можно и включить запись на любом устройстве, и неважно, насколько качественные у него динамики. Кстати, большинство записей для гармонизации пространства содержат тембры, часто вызывающие АСМР

Музыка в стиле нью-эйдж, несмотря на название, не имеет отношения к оккультизму и используется разве что для релаксации. Но сами религиозные учения нью-эйдж нередко говорят о музыке.

Музыка действительно задает настроение

«Музыка может повысить либидо», — сообщил Кертис Леван (Curtis Levang), клинический психолог и семейный консультант, изданию «Everyday Health». Уролог Й. Марк Хон (Y. Mark Hong) также опубликовал свое мнение: он объяснил, что музыка и секс похожи в том плане, что вызывают сильные эмоциональные отклики. Поэтому, как он сказал, вполне реально с помощью музыки поднять уровень серотонина в крови и таким образом помочь мужчинам с низким уровнем тестостерона.

Более того, музыкальное сопровождение может помочь добиться успеха на первом свидании. Согласно исследованию, проведенному во Франции, одинокие женщины, слушая романтическую музыку, намного охотнее давали свой номер телефона в отличие от тех, кто слушал что-то нейтральное.

Магия науки

В 20 веке влияние музыки на тело и психику человека начали исследовать ученые и врачи. Бехтерев создал комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов еще в 1913 году. Позже музыкотерапия стала отдельной дисциплиной, одним из методов психотерапии. Ее использовали для анестезии, лечения некоторых заболеваний, реабилитации больных. Появились объективные данные о влиянии музыки на физиологию. Влияние музыки на здоровье отчасти реально и доказано, но подтвержденная эффективность слишком скромна. Она не поражает воображение. Вокруг нее строится множество более или менее наукоподобных теорий, начиная с теории психорезонанса и влияния музыки на подсознание и заканчивая «мудростью древних цивилизаций» и таинственными «вибрациями, очищающими пространство».

История развития теории познания в философии

Теория познания в философии называется гносеологией. Она строится на взаимодействии двух составляющих. Это субъект и объект. Под субъектом подразумевается тот, кем осуществляется познание. Объект — это то, что познается субъектом.

К теории познания принято относить информацию, добытую субъектом через практический опыт. Полученная подобным путем теоретическая база по некоторым сходствам объединена в самостоятельные группы.

Процесс познания может осуществляться через такие формы, как чувственное познание и рациональное. Чувственное строится на ощущении, восприятии и представлении. Ощущения складываются после воздействия чего-либо на органы чувств субъекта. Под восприятием принято считать целостный образ, при контакте с которым появились определенные ощущения. Конечным результатом чувственной формы познания принято назвать представление, что возникло после ощущения и восприятия. 

Рациональная форма познания осуществляется через понятия, рассуждения, выводы. Первоначальным этапом является понятие. Это своего рода форма мышления субъекта, которая позволяет определить значимые свойства предметов. Осмыслив связь понятия с действительностью, можно говорить о зарождении процесса рассуждения. На этапе осуществления рассуждения делаются умозаключения.

Примечание

Гносеология как раздел философии был определен в XIX веке. Но знакомство с самим собой и с окружающей действительностью началось еще во времена Древнего Мира. Это нашло отражение в трудах Платона, Эпикура, Филона Александрийского.

Теории Платона, Эпикура и Филона Александрийского

Две формы познания, представленные выше, были определены благодаря учениям Платона. Но, будучи глубоким рационалистом, Платон утверждал, что познание, основанное на чувствах, является первоначальным, мнимым. Чтобы осознать все суть происходящего, необходимо удалиться от ощущений и постараться осмыслить осязаемое через рассуждения и выводы. 

Теории Платона противопоставляют учение Эпикура. Он утверждал, что все познание мира строится на первоначальном ощущении. Даже рациональное осмысление, по его мнению, обусловлено первоначальным ощущением. Говоря о чувственной форме познания, Эпикур не признавал суеверие и колдовство. По этой причине свою теорию познания он называл «каноникой».

Особенность учения Филона Александрийского основана на том, что познать настоящую истину бытия невозможно. По его мнению, сколько бы человек ни пытался постичь мир, это будут лишь минимальные проблески среди множества вероятностей. Что касается формы познания, то философ наделял равнозначным значением, как чувственную сторону, так и рациональность.

Учения древнегреческих философов были тщательно рассмотрены и обобщены, что легло в основу формирования видов познания.

[править] Определения музыки

Музыка как организованый звук

Часто употребляемое определение музыки состоит в том, что это «организованный звук», термин, первоначально придуманный модернистским композитором Эдгардом Варезом (Goldman 1961, 133) в отношении его собственной музыкальной эстетики. Концепция музыки Варезе как «организованного звука» вписывается в его видение «звука как живой материи» и «музыкального пространства как открытого, а не ограниченного» (Chou 1966a, 1-4). Он задумывал элементы своей музыки с точки зрения «звуковых масс», сравнивая их организацию с естественным феноменом кристаллизации (Chou 1966b, 157). Варес думал, что «к упрямо обусловленным ушам, все новое в музыке всегда называлось шумом», и он задал вопрос: «Что такое музыка, если не организованные шумы?» (Varèse and Chou 1966, 18).

В пятнадцатом издании Encyclopædia Britannica говорится, что «пока нет звуков, которые можно назвать унаследованно немузыкальными, музыканты в каждой культуре имеют тенденцию ограничивать диапазон звуков, которые они признают». Человеческий организационный элемент часто чувствует себя неявным в музыке (звуки, создаваемые нечеловеческими агентами, такими как водопады или птицы, часто описываются как «музыкальные», но, возможно, реже, как «музыка»). Композитор Р. Мюррей Шафер (1996, 284) утверждает, что звук классической музыки «распадается, он зернистый, он имеет атаки, он колеблется, полон примесями, — и все это создает музыкальность, которая предшествует любой» культурной «, музыкальности.» Однако, по мнению семиолога Жана-Жака Наттиса, «так же, как музыку люди предпочитают распознавать как таковую, шум — это то, что признано тревожным, неприятным или и тем и другим» (Nattiez 1990, 47-48).

Музыкальные универсалии

Большинство определений музыки включают ссылку на звук, а список универсалий музыки может быть сгенерирован путем указания элементов (или аспектов) звука: тона, тембра, громкости, продолжительности, пространственного расположения и текстуры (Burton 2015, 22-28) , Однако, в терминах, более конкретно касающихся музыки: после Витгенштейна когнитивный психолог Элеанор Рош предполагает, что категории не являются чистыми, но что-то может быть более или менее членом категории (Рош 1973, 328). Таким образом, поиск музыкальных универсалий потерпел бы неудачу и не обеспечил бы правильное определение (Levitin 2006, 136-39). Это связано прежде всего с тем, что другие культуры имеют разные представления о звуках, которые носители английского языка называют музыкой.

Социальная конструкция

Однако многие люди разделяют общее представление о музыке. Определение музыки в Websters является типичным примером: „наука или искусство упорядочения тонов или звуков последовательно, в сочетании и во временных отношениях для создания композиции, имеющей единство и непрерывность“ (Webster’s Collegiate Dictionary, online edition).

Субъективный опыт

Такой подход к определению фокусируется не на построении, а на опыте музыки. Крайняя формулировка позиции была сформулирована итальянским композитором Лучано Берио: „Музыка — это все, что слушают с целью прослушивания музыки“ (Берио, Дальмонте и Варга 1985, 19). Такой подход позволяет с течением времени изменять границу между музыкой и шумом, поскольку условности музыкальной интерпретации развиваются в культуре, будучи разными в разных культурах в любой момент и варьируясь от человека к человеку в соответствии с их опытом и склонностями. Это также согласуется с субъективной реальностью, что даже то, что обычно считается музыкой, воспринимается как не музыкальное, если ум концентрируется на других вещах и, таким образом, не воспринимает сущность звука как музыку (Clifton 1983, 9).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Octobercinema
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: